Владислав Крапивин «Самолёт по имени Серёжка»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Повесть рассказывает о мальчике Роме Смородкине, который не может ходить.
Но судьба подарила ему друга — Серёжку, который умеет превращаться... в самолет! Вместе им предстоит пережить многое...
Входит в:
— цикл «Безлюдные пространства»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 128
Активный словарный запас: низкий (2559 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 42 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
irina712, 28 июня 2013 г.
Книга о том, что случайности неслучайны. В любую минуту может появиться друг, самый настоящий друг и будет готов спасти тебя от любой самой страшной беды, даже если будет трудно и опасно.
Я все время перечитываю эту книгу. Она стала для меня надеждой. Я верю, что однажды появится у меня такой друг, который не бросит никогда.
Не знаю, интересен ли вам отзыв ребенка...
Просто грустно. Грустно, что не довелось мне встретить такого вот Сережку. Мама говорит, что в жизни «крапивинских мальчишек» не бывает.
Я ей не верю. Не хочу верить.
Мне кажется, что после каждой просчитанной книжки Владислава Петровича что-то в человеке меняется. Загорается какой-то огонек, который помогает всегда. Принять нужное решение, быть честным, даже если вокруг ложь, а если и бояться, то все равно стоять прямо, несмотря ни на что.
Просто хочу сказать величайшему писателю СПАСИБО.
strannik102, 1 октября 2020 г.
И даю движку форсаж...
Очень трогательная повесть. Прежде всего выбором центрального персонажа — мальчика в инвалидном кресле. Чувство сострадания сразу делает привлекательным и главного героя, и саму книгу. Однако, это ведь Крапивин, и он вовсе не намерен спекулировать драматической жизненной ситуацией своего героя. А просто вводит в повесть другого её главного героя — тоже мальчишку, ровесника Ромки — Серёжку. Собственно, аннотация уже объяснила нам, что Серёжка обладает замечательной способностью — он умеет превращаться в самолёт. Небольшой такой, полуспортивный моноплан. С совершенно особыми опознавательными знаками и запоминающимся бортовым номером.
Поскольку книга относится к циклу «Безлюдные пространства», то понятное дело, что все приключения парочки друзей, по крайней мере их ночные похождения и даже полетания, совершаются как раз на территории этих самых Безлюдных пространств. И в этой повести Крапивин попытался максимально подробно изложить читателям (а заодно и персонажам книги) суть этих самых Безлюдных пространств, их предысторию и наполнение. И это было важно сделать именно в этой книге, потому что в последующих книгах цикла читатель уже должен был понимать, что и как тут устроено и чего можно и следует ему — читателю — ожидать. Ему и героям повестей.
Однако помимо ночных приключений много времени у пацанов уходит на чисто реальные дневные всамделишные приключения (хотя и ночные полёты «во сне и наяву» тоже, как оказалось, нельзя было признать чисто сонными явлениями) и на настоящую мальчишескую (и не только мальчишескую) дружбу (и не только дружбу). И эта составляющая повести ничуть не менее важна для крапивинских текстов и для крапивинских смыслов. Потому что даёт понять подростковому крапивинскому читателю тезис о неразрывности существования в реале и в мечтах и фантазиях. И хотя автор в самом конце немного мистифицирует содержание, заставляя одного из персонажей вернуться в мир реальности буквально с того света, однако для смысла и для оптимизма этот ход оказался вовсе не лишним.
komatoznik, 6 января 2015 г.
Причастность этой книги к детской литературе следует объяснять только тем, что она — о детстве, а главные герои — дети. Направлена она на аудиторию всех возрастов, а взрослым так просто необходимо читать ее.
Эта книга о дружбе. И память об этом понятии неплохо бы освежить на фоне некоторых современных отношений, называемых дружбой, но не имеющих с нею ничего общего. Ее краеугольным камнем является не корысть, а доверие. Уверенность в том, что друг подхватит, если ты будешь падать, уверенность в том, что ты сам придешь ему на помощь, если таковая потребуется. Вера в то, что страх не остановит.
Эта история о воображении. Ее главный герой — мальчик, чье тело волею несчастного случая превратилось в клетку и лишило его не только свободы передвижения, но и множества ярких впечатлений. Автор пишет об этом просто и открыто, не опускаясь до жалостливого тона, что, несомненно, верный подход. Тело — механизм для сообщения с материальной реальностью. Если какие-то его части перестали функционировать должным образом, это безусловно тяжело, но всегда нужно помнить: разум — вот что делает человека человеком. Можно отнять от тела один палец или всю ногу, но разум остается в любом случае. Значит, есть и человек. Значит, в порядке и воображение, врата и ключ к безграничности, которыми в детстве обладает каждый. Почему многие теряют их по мере взросления? Может быть, потому, что взгляд все больше склоняется к земле, и все теснее связи с телесным. Тогда время от времени необходимо напоминать себе, какие миры создавались воображением, хотя бы с помощью таких книг, как эта. Она о простых и понятных вещах и все в ней по-настоящему. Даже фантазии.
etoneyava, 28 августа 2008 г.
Говорят, что наши полёты во сне в детстве происходят от того, что мы растём. Пусть так. А может, мы действительно умеем летать? Может, наше одинаковое взросление и типовое, как хрущовские пятиэтажки, образование убивает в нас способность и тягу к полёту? Может, мы просто забываем, что умели и могли?
Мне встречались упрёки, адресованные Крапивину от умных и рассудительных людей. Чего это ты, дескать, Владислав Петрович, так много своим героям-подросткам воли даёшь? Они же в реальной жизни, кроме жестокости к младшим и сквернословия с пивопитием ничего и знать-то не хотят! А ты, простая писательская душа, утверждаешь, будто они миры созидать могут! Чудно и нелепо!
Чудно? Это да. Но ведь детство и должно быть чудной порой. Любой из вас, даже самый последний циник, в состоянии вспомнить хотя бы пару эпизодов из своего детства, овеянных настоящим дружеским чувством. И у многих найдётся хоть одно воспоминание, когда что-то чудесное и неопознанное коснулось вас своим крылом. Вы напрягите — даже не память — а ту часть вашей души, что хранит самое сокровенное тепло. Почти наверняка это тепло окажется родом из детства...
История мальчика-инвалида, которого дружба с Серёжкой подняла на ноги, почти и не фантастическая. Крапивин частенько подкидывает скептикам возможность иной интерпретации своих произведений, другое, сугубо логическое объяснение. Так он делает и в повести «Самолёт по имени Серёжка». А коль скоро говорить о фантастике, то стоит сказать, что мания величие духа — лучшая из маний, которыми когда-либо были одержимы писатели.
И дай бог вам тоже услышать когда-нибудь «Гулкие барабаны Космоса«!
Леви, 20 сентября 2010 г.
«Мальчик превращающийся в самолет...» это было бы смешно, не будь все так серьезно.
Детским книгам, как правило, присущ счастливый конец. И герои должны быть веселыми и беззаботными. И детство должно быть счастливым. И просто все должно быть хорошо!
Но ведь мы о Владиславе Петровиче говорим, правда?..
Повторюсь в 10000000-ый раз, вот за ЭТО я люблю книги Крапивина. За максимальное приближение к жизни. За то, что он не считает детей глупее взрослых.
Люди не могут всегда быть идеальными. Периоды беззаботного веселья сменяются черной полосой. Главный герой не всегда доживает до конца повести…
А то, что одним кажется пределом счастья, не всегда является таковым и для других.
lvg_77, 23 июня 2011 г.
читал дочери (6 лет) и местами ловил себя на мысли, что мне, как и ей, хочется плакать...душевная книжка
Bizon, 10 февраля 2013 г.
И кто придумал что Крапивин детский писатель? я в детстве прочитал не так много его книг, основной интерес пришел в период студенчества. И это было не какое-то случайное увлечение, отнюдь. В нашей общаге, где я жил, Крапивин был в каждой комнате, его книги переходили из рук в руки. Эта повесть необычайно грустна.. бывает что теряешь друзей. и бывает что теряешь почти единственного друга в детстве. такое не забывается никогда. И бывает что-то кто-то умеет превращаться в самолет... но не всем в жизни встретится такой вот Сережка...
Almarea, 1 марта 2011 г.
Самолёт по имени Серёжка — это первая книга, которую я прочитала у Владислава Петровича. Как захватила меня эта книга, не передать! Скажу лишь, что в свои почти 27, зачитываюсь Крапивиным. Очень мне нравятся его мальчишки. Настоящие, мужественные, красивые...
Тем, кто собирается читать впервые Крапивина, рекомендую именно эту книгу.
Keykeeper, 20 октября 2007 г.
Так случилось, что Крапивин попал мне в руки, когда мне было уже слегка за двадцать. Именно эта книга. И как же она меня захватила!
Вот удаётся же автору под личину детской литературы прятать что-то глубокое-философское и очень позитивное. И, если честно, совсем не детское.
Красиво, чудесно и просто правильно. Рекомендую.
Viola, 1 октября 2008 г.
Это книга очень трогательная, эмоциональна окрашенная. Книга о настоящей дружбе. Дружбе, в которую хочется верить. Произведение сильно меня взволновало и очень, очень понравилось. Никогда не перестану повторять: «Крапивин — великий писатель!»