Эдуард Лимонов «Подросток Савенко»
В этой книге мало политики. В ней — не интеллигентный взгляд на реальность, а взгляд подростка, рабочего подростка, живущего среди людей его же социальной категории. Книжка получилась одновременно и живая и жесткая. Да, в полном смысле политики там нет, во всяком случае, если она и есть, то не в лоб, как это было в произведениях советских писателей. Моей целью было написать о занятиях, о жизни этого подростка. Действие двух основных сюжетов происходит 7 и 8 ноября 1958 года. Герою нужно достать деньги, чтобы повести любимую девушку в компанию. Что из этого выходит? История проста, как мир: подросток грабит столовую, напивается. Но благодаря простому сюжету, действие которого происходит в течение двух дней, удалось показать довольно плотный кусок жизни.
Входит в:
— условный цикл «Харьковская трилогия»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PeregaRrr, 20 мая 2024 г.
Сначала о небольшой неразберихе:
Решил прочесть харьковскую трилогию Лимонова, погуглил и начал читать «Подростка Савенко», как первый написанный роман. Читаю себе читаю, а потом смотрю, а на обложке написано, что это вторая книга…. Непонятно…
Но стоит отметить, что роман сам по себе. Поэтому если начнете читать с него, не будет никаких проблем и непоняток. Да и это отдельное произведение с началом и финалом.
К роману:
Перед нами книга о подростке Савенко. 14-ти летний Эди-Бэби живёт в рабочих харьковских кварталах в конце 50-ых годов. Хоть Эди очень начитанный и пишет хорошие стихи, он шпана. Носит с собой опасную бритву и уважает воровские законы. Сам он хочет стать великим преступником и презирает рабочих, шипя называя их козьим племенем.
Роман описывает несколько дней из жизни Эди-Бэби, попутно читателю рассказывают детство молодого негодяя и многие подробности его жизни. Мы узнаем, как Эди влюбляется, как с бандой обносит магазины, как презирает своих родителей, как беспробудно все вокруг пьянствуют, как шпана творит беспредел и как легко может быть изнасилована заблудшая не туда девушка, или порезан ножичком подвыпивший работяга.
Роман написан довольно сухим языком. Сначала это может показаться немного пресным, но Лимонов мастерски передаёт эпоху и мысли подростков. Их злоба и презрение к мусорам переплетается с наивными мечтами. Однажды Эди с другом пробуют убежать в Бразилию. Показушная бравада ребят сменяется трепетом перед девушками. Не перед всеми. Хватает и бл..ей. Но есть хорошие и честные. Есть девушки с принципами. Тогда руки трясутся и слова не подобрать.
Читая книгу Лимонова, может показаться, что он брезгливо и даже с неприязнью описывает СССР. Это не так. Мерзким и отталкивающим окружающий мир видит подросток. Подросток, который вынужден жить в одной комнате с родителями, который открывает для себя онанизм, которого приучают к бутылке старшие приятели, подросток, которому разбивают сердце, подросток, который обносит магазины.. подросток, который пишет стихи.
Как бы недружелюбно и серо не были описаны рабочие кварталы Харькова, как бы часто не творился беспредел и поножовщина, как бы часто не ссылали граждан в лагеря, Лимонов тут и там вставляет порядочных людей. Кто-то всю зарплату тратит на книги, кто-то стремится получить образование и не скатывается в бандитизм, кто-то просто любит мать или деда с бабкой.
Примечательная сторона романа – это обилие персонажей. Лимонов с лёгкой руки каждые несколько страниц вводит новых действующих лиц. То неожиданно нам опишут модника-саксофониста, то перелистнув пару-тройку печатных листов мы читаем о бандите-боксере, потом узнаем о приехавшей из Парижа девчонке, родители которой всегда дома пьют импортные вина, а она постоянно читает авторов, которых в союзе почти невозможно достать.
Персонажей десятки. Это и мусора, и бандиты, и разношёрстные родители подростков, и бл..ди, и добросовестные рабочие, и спекулянты, и морфинисты, и блатные, и карманники и многие, многие другие.
С одной стороны все эти имена и прозвища тяжело запоминать. Можно голову сломать. Но, странное дело, получается любопытный эффект. Всё это людское месиво прекрасно описывает общую картину жизни и быта того времени. Читатель как бы не различает отдельные лица, а видит огромный коллектив. Безудержную лавину пролетариата. Бурлящий людской океан, который строит огромную страну и в этой огромной стране живёт по своим, сложно описуемым законам.
Вердикт:
У Лимонова получился отличный роман о подростках. Здесь хватает и злости, и мятежа и наивных мечтаний. Жизнь, полная открытий и разочарований у ребят и у Савенко ещё впереди. Кто-то так и останется жить в Харькове, кого-то расстреляют, а кто-то исколесит всю Европу и штаты.
Оценка: 8 из 10-ти. Отлично!
niksk7, 29 января 2024 г.
Явное достоинство этого произведения состоит в том, что несмотря на то, что в книге описываются неприглядные, отвратительные, а порой и ужасающие стороны жизни окраины большого советского города, Лимонов не старается нагнать чернухи и намеренно шокировать читателя, зло в книге не смотрится карикатурно, а, напротив, всё выглядит натурально.
Автобиографичность произведения является как его сильной стороной, так и слабой одновременно. В плюсы безусловно идёт богатый эмпирический материал, который лёг в основу книги сделал её живой и достоверной. Не знаю, насколько всё описанное в произведении соответствует реальности, но, по крайней мере, создаётся впечатление, что так могло быть. Минус же состоит в том, что в книге появляется довольно много героев, упоминается много событий и явлений жизни тех лет, но в итоге они мало на что влияют, остаётся некоторое ощущение оборванности.
В целом, очень хороший роман (или повесть), если не боитесь «жести», советую к прочтению.
prouste, 18 сентября 2016 г.
Мощная, витальная и очень зрелая проза. Не должна вводить в заблуждение кажущаяся простота изложения — Лимонов организовал очень сложный материал, избрав адекватный изложенному слог. По мере чтения у меня вызывало некоторые ассоциации с фильмом «Ненависть» Кассовица. Автор избрал точку зрения подростка с тягой к избыточному, физиологическому, взгляду несколько «снизу вверх», когда откровенные мерзости не являются предметом рефлексии, а воспринимаются как равносоставная часть формирующегося мира наряду с чтением книжек. Приключенческое, динамичное начало определяет ритм повести. Собственно, это рассказ про два дня плюс воспоминания о предшествовавших им ( пунктиром) событиям. Финал совершенно убойный: исключительно детально расписанная сцена коллективного изнасилования зарифмована с дефлорацией героя тоже полунасильственного характера. В отечественной литературе, кажется, Маканин писал сцену группового изнасилования женщины ( а Столяров — мужчины) — Лимонов выдал более сочное и впечатляющее зрелище. Повесть уж точно не аморальна, а позиция рассказчика обусловлена стилизацией под возрастной несколько имморализм. Причем подросток откровенным негодяем не выглядит, а находится в стадии становления. Мир же кодлы выписан с надлежащим тщанием, фактурными типажами и повторяющимися ситуациями. В конце концов текст просто в познавательном аспекте насчет зла рядом полезен. Сложная достойная работа.