Алексей Тимофеевич Черкасов, Полина Москвитина «Чёрный тополь»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Религиозное (Христианство )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Заключительная часть трилогии повествует о сибирской деревне двадцатых годов, о периоде Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Входит в:
— роман-эпопею «Сказания о людях тайги»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
gamarus, 29 апреля 2019 г.
«Черный тополь» заключительная часть романа-эпопеи «Сказания о людях тайги». Как не крути, придётся подводить итоги.
Книга вернётся в основное русло и напрямую поведает нам дальнейшую судьбу семей Юсковых и Боровиковых. К сожалению, с харизматичным казаком Ноем Лебедем, героем предыдущего романа, придётся расстаться. В финальной книге о нём ни слова, словно и не было никогда. Ожидания, что вот сейчас он объявится, были тщетны. Как я уже потом понял, «Тополь» был написан раньше «Коня Рыжего», который, похоже, просто закрывал пробелы в судьбах героев. И надо сказать, классно закрывал, душевно. Справедливости ради, замечу, что и без Ноя недостатка в ярких персонажах не будет. Выйдут на передний план новые действующие лица, но и старые знакомы не будут забыты. На страницах романа мы вновь встретим Мамонта Головню, Зыряна, Филимона Прокопьевича и конечно Дуню Юскову — куда же без неё. Сыграет заметную роль и возмужалый Демид Боровиков, которого, помниться, прочили на место духовника «тополёвцев».
Ритм повествования немного изменится, и будет более походить на «Хмель», описывая достаточно большой период нежели «Конь Рыжий», который долго «топтался» в небольшом временном отрезке. «Черный тополь» охватит периоды с начала 20-х годов до первых послевоенных лет, иногда перескакивая через год-другой. Подобная динамика развития сюжета не даёт заскучать, а удачно вставленные флэшбэки полностью закрывают белые пятна биографий всех главных героев.
Проза Алексея Черкасова всё так же эмоциональна, до слёз трогательна и порой совершенно безжалостна. Жестоких сцен как это было в «Крепости», пожалуй, не будет, но несправедливости и беззакония хоть ковшом черпай. Наконец Дуня Юскова откроет всю свою гнилую сущность, и Авторы перестанут оправдывать её поведение тяжелой молодостью. Время у всех было нелёгким, многих жизнь била по загривку, а некоторых ломала с особым усердием. Но почему-то находились люди сумевшие сохранить лицо.
Не все, конечно, характеры и судьбы однозначны. Многие персонажи будут вызывать противоречивые чувства. Тут уж Черкасов и Москвитина показывают жизнь как она есть, со всеми её правдами и неправдами. И этого у Авторов не отнять. Слово они сказать умеют, да так чтобы зацепить, не оставить читателя равнодушным. Язык всё так же богат, народен и красив до безупречности.
Если вы читали предыдущие сказания, то, наверное, догадывайтесь, что и финальный сюжет также преподнесёт немало лихих поворотов. Люди и события будут затейливо сплетаться, вырисовывая удивительные и причудливые узоры судеб. И, что удивительно, при этом место действия практически не выходит за пределы Белой Елани и окрестностей.
Роман-эпопея «Сказания о людях тайги» — пожалуй, одно из самых захватывающих произведений, прочитанных мною за последние десять лет. И «Черный тополь» достойное завершение этого цикла. Впрочем, очень трудно выделить из «трилогии» самую удачную или неудачную часть. Все книги были на своём месте и по-своему хороши. Настоящая энциклопедия судеб на фоне исторических событий. Такая же жесткая, безжалостная, но всё-таки полная надежд, как и само время.