Яна Дубинянская «Гаугразский пленник»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Глобальный социум. Здесь детей воспитывают виртуальные «личностные программы», а жалкие остатки живой природы «разумно используются для организации экодосуга». Единственное, чего боится Глобальный социум, — это «диких варваров» воинственного Гауграза, даже сейчас живущих по законам Средневековья и использующих парапсихологические возможности своих женщин наравне с нечеловеческой отвагой своих мужчин. Война между Глобальным социумом и Гаугразом вяло тлеет веками — и до недавнего времени перевеса не было ни у одной из сторон. Но теперь у гаугразцев появился новый лидер — контрабандист из Глобального социума, хорошо знающий слабые стороны своих недавних собратьев...
Награды и премии:
лауреат |
Русская премия, 2007 // Крупная проза. 2-е место (Украина) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lartis, 10 января 2010 г.
ПЛЕННИКИ СВОБОДЫ
Но скучен мир однообразный
Сердцам, рождённым для войны...
А.С.Пушкин
Киевская писательница придумала горный край Гауграз, населённый несколькими народностями, не всегда понимающими язык друг друга. При некотором желании и известном воображении в этом сочетании букв можно услышать слово «Кавказ». Аналогии между придуманным Гаугразом и реальным Кавказом просматриваются невооружённым глазом, да и заглавие романа перекликается с названием хрестоматийного рассказа Л.Н.Толстого (если помните, у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова есть одноименные поэмы на те же кавказские мотивы). Гауграз Яны Дубинянской — последняя страна на планете, сохранившая свои обычаи, языки и свободу, единственный регион в мире, оставшийся вне рамок так называемого Глобального социума, жизнь в котором подчинена строгим законам, жёстко рационализирована и унифицирована. С раннего детства его обитатели посещают группы социализации и приучаются к целесообразному исполнению определённой функции; религиозные течения, наличествовавшие в доглобальные времена, заменены единой общечеловеческой моралью. Социализированное население в прямом и переносном смысле живёт «под колпаком»: над городами возведены специальные защитные купола, а за городскими жителями ведёт постоянный надзор ГБ — служба Глобальной безопасности. Новейшим технологиям и относительно комфортному бытию глобалов автор противопоставляет примитивные ремёсла и тяжёлую каждодневную борьбу за выживание народов независимого Гауграза; организованно-упорядоченному «глобальному» быту — свободу «варваров». Правда, «свободная» жизнь гаугразцев тоже донельзя зарегламентирована вековыми традициями и суевериями, ведь без строгого соблюдения целого ряда обязательных правил и установлений невозможно существование этой страны. А ещё Гауграз испытывает нехватку практически всех необходимых ресурсов (кроме человеческого — его женщины беспрерывно рожают).
Всё это было бы не так страшно, если бы между Гаугразом и Глобальным социумом не шла постоянная и многолетняя война. С точки зрения отлично вооружённых глобалов военное противостояние на границе выглядит чуть ли не компьютерной стрелялкой. Напротив, отважные горцы-смертовики несут значительные потери. Автор даёт логическое объяснение необходимости перманентной бессмысленной бойни, как ни странно, крайне необходимой Гаугразу. Для Гауграза война — «демографический регулятор, несущий элемент культуры, основа менталитета, фактор экономики, наконец…». А для Глобального социума боевые действия — досадная, но не слишком обременительная данность, почти развлечение. Глобалам, до поры до времени воздерживающимся от наступательной стратегии, кажется, что они могут легко уничтожить уникальную экосистему Гауграза. Но уже совсем скоро в расстановке сил противников грядут неожиданные перемены…
Роман «Гаугразский пленник», как и другие произведения Я.Дубинянской, замечателен тем, что автор не увлекается описаниями боёв, драк и приключений. Повествование запросто «перепрыгивает» через моменты, которые можно было бы неплохо поэксплуатировать в подобном ключе. Основное внимание писательница уделяет показу психологической подоплеки событий, замешанном на особом женском мироощущении, ведь главные героини романа — женщины. Читатель смотрит на происходящее глазами гаугразки по имени Мильям и родившейся в Глобальном социмуме Юсты Калан. Дубинянская умеет и любит работать с женскими характерами, достаточно упомянуть её повесть «Виза для вдовы» (другое название «Жёны призраков»), рассказы «Казнь», «Корабль женщин». Естественность и органичность созданных Дубинянской женских образов в сочетании с необычными обстоятельствами, в которые она помещает своих героинь, безотказно действуют на читателя: он увлекается, сочувствует персонажам, верит автору. Важно и то, что писательница не игнорирует вопросы, которые ставит реальный мир, не уходит в оголтелый эскапизм, прочно обосновавшийся в произведениях многих современных фантастов. В романе «Гаугразский пленник» полно скрупулёзных подробностей, позволяющих отчётливо почувствовать вселенную, созданную автором. Антитезой миру скользилок, связилок, стен-мониторов и домашних аннигиляторов Глобального социума встаёт пространство поэтических легенд, обрядов, артефактов-украшений и пряного чая Гауграза. На мелких технических проколах (вроде летательных капсул глобалов, перемещающихся в атмосфере со сверхсветовой скоростью) и изредка встречающихся в тексте незначительных стилистических огрехах акцентировать внимание не хочется. На фоне общего концептуального и стилистического уровня книги — это мелочи. Исследуя острые проблемы, связанные с сохранением суверенности и национальной идентичности в эпоху слома традиционных границ, сравнивая глобализацию и культурную уникальность, Дубинянская не отдаёт приоритеты ни той, ни другой политической парадигме. Её симпатии на стороне людей: в первую очередь, на стороне обычных женщин Гауграза и Глобального социума, жизнь и любовь которых писательница так достоверно и убедительно показывает.
Со словом «обычных» я, конечно, погорячился: дело в том, что некоторые представители «слабого» пола Гауграза (первые дочери в семьях) обладают особой магией, основанной на единении сил природы и женщины. Сдержанные гаугразки используют свои магические способности не часто, лишь в крайних случаях… Для активного и тотального применения «древнего волшебства» в сотнях разрушительных террористических «дестрактов», направленных против Глобального социума, понадобится дестабилизация, некий толчок, вмешательство извне. Таким толчком станет деятельность Робни, брата Юсты Калан. Когда-то он, человек с чрезвычайно болезненным пониманием категории свободы, пытаясь доказать своё право быть свободным, оказался в Гаугразе, стал там своим. Кем стал Робни для своих соотечественников из Глобального социума, автор прямо нигде не говорит... Придёт срок, и волшебницы Гауграза, объединённые общим желанием спасти родину, сделают то, что считают «правильным и необходимым». В классическом романе Владимира Михайлова «Сторож брату моему» люди планеты Даль-II, концентрируя в один вектор тысячи индивидуальных человеческих воль, все разом смотрят на своё, грозящее вот-вот превратиться в сверхновую, солнце и совместно «успокаивают» звезду. Сообща будут действовать и женщины Гауграза…
Яну Дубинянскую некоторые считают ученицей Марины и Сергея Дяченко. В её лиричных, философичных, романтических произведениях действительно можно найти интонации прозы Дяченко, но в целом это — зрелый, независимый, абсолютно самостоятельный автор. Особенно в последних своих вещах. Социально-психологическая антиутопия «Гаугразский пленник» — яркий тому пример.
© Владимир Ларионов, 2006.
Опубликовано в журнале «Реальность фантастики» #8 (36), 2006
ДИР, 24 октября 2010 г.
Как красиво, как «вкусно» начиналось. И будущее, такое все компьютеризованное, расписанное и распланированное, и дети, которых воспитывают не родители — им же некогда — а виртуальные Воспитальки, настроенные индивидуально, и жизнь в блоках, начиненных электроникой...
А потом — бац! И еще более вкусное — патриархальное общество горного Гауграза, обычаи его, история, жизнь в маленьких селах, где только старики и женщины, рожающие и рожающие пацанов — будущих воинов. Все мужчины — на границе, они воюют с глобалистами, с их непробиваемыми стеклянными куполами, с их неубиваемыми солдатами...
А Глобальный социум не может раздавить непокорный Гауграз не потому, что не в силах, а просто из моральных своих побуждений: нельзя! Как детей — нельзя! Отбиваться можно. И убивать тех, кто нападает — можно. А закончить войну глобальным катаклизмом и смертью половины населения Гауграза, составляющего малую часть какого-нибудь провинциального городка — нельзя!
Нельзя, пока война идет по таким старым правилам. А вот когда она эти правила меняет...
Но там же еще и магия. Магические способности у женщин Гауграза.
В общем, это книга о прогрессорах и регрессорах. Робни пытается стать прогрессором для воинственного Гауграза, но становится регрессором для родного Глобального социума.
То есть там все еще закрученнее и сложнее.
И интереснее!
Рекомендую и автора и эту книгу.
suhan_ilich, 14 августа 2007 г.
Роман рассказывает о конфликте двух общественных систем — Глобальный Социум и свободный Гаургаз. В первое некоторые почему то увидели Россию, но ИМХО это явно аналог Европейского Союза. Утопическое социалистическое общество, где все находится под строгим государственным контролем, где каждого человеку ведут по жизни компьютерные программы изо всех сил облегчая его существование. Во втором бесспорно читается Кавказ (да и название романа «говорящее») — земля мелких народов, враждующих с глобальным социумом. Тут жизнь протекает по законам традиционного общества, женщины рожают детей и ведут хозяйство, а мужчины постоянно воюют, все очень жестко регулируется . Выжить рядом 2 эти цивилизации не могут, но экспансия глобалистов в Гаургаз была остановлена цепью непонятных катастроф, с тех пор граница между ними перекрыта, горцы постоянно атакуют эту границу при помощи давно устаревшего оружия и сотнями гибнут в таких бессмысленных атаках, при минимуме потерь противоположной стороны. В свою очередь Свободный Социум признает существование Гаургаза как уникальной экосистемы и не предпринимает попыток уничтожить его. И так бы продолжалась долго, но один из контрабандистов из Глобального Социума оказывается в плену, где узнает о том, что первые дочери гаургузцев обладают паранормальными способностями, появляется шанс остановить бессмысленную бойню, достаточно начать террористические атаки при помощи смертниц в городах Глобального Социума и цивилизация, превыше всего ценящая жизнь своих граждан, рухнет как перезрелое яблоко. Однако на деле все оказывается несколько сложнее, война настолько прочно вошла в кровь горцев, что ее прекращение означает экономический и демографических крах свободного Гаургаза. Главным героям предстоит решить эту проблему...
Роман идет по 2 параллельным сюжетным линиям — главная героиня первой — жительница Социума, чей брат и был тем самым пленником, героиня второй — гаугразка, жена того же человека. Короткие зарисовки рисуют их жизнь от двенадцати до пятидесяти лет. И это позволяет очень хорошо понять чем же они живут, как меняется их восприятие мира и того человека, которого они оба очень сильно любят. Как мне показалось одной из самых основных мыслей — возможно только для меня ;-) — была проблема цены за всеобщее счастье, и вообщем роман приводит к закономерному выводу решение которые должны привести к уменьшению человеческих страданий неминуемо приводят к их увеличению, выхода из этого порочного круга нет, цена всегда оказывается слишком велика.
Книга написана очень неплохим языком, немного режет только вкрапления современного жаргона в лексике жителей социума. Сюжет увлекателен, но не навязчив. Немного общее впечатление портит окончание ненужное, ничего не показывающее и не меняющее ничего в восприятие романа. Суммарно 8 баллов.
VAI, 16 сентября 2008 г.
Весь мир объединился против Гауграза. Мир высокотехнологичный, утопический, упорядоченный множеством правил, запретов и ограничений, в котором люди тем не менее живут, работают, мечтают (например, о том, как бы хоть раз в жизни попасть на море). Страшноватый мир. Мы такой почти построили, знаем. А Гауграз — кусочек дикой природы посреди глобальной цивилизации, перекрывший границы с внешним миром, бессмысленно воюющий с этим миром. Странное и непонятное равновесие. И попытка одного человека все изменить. Тоже непонятная попытка, жестокая по своей сути, кровавая. При этом — довольно яркие описания обоих этих миров глазами двух героинь. Хотя оба мира не продуманны автором до конца — множество нестыковок, мешающих читать. О чем роман? Какую главную идею автор нам предлагает? Гауграз (читай:Кавказ) не покорится, воевать с ним бесполезно, как впрочем бесполезна и его борьба с глобалистами. И еще: мир установят женщины. Они — самая большая сила, стремящаяся к миру. Что ж, с этим можно согласиться.
viv, 13 декабря 2007 г.
По-моему, далеко не самый лучший роман Дубинянской. Из положительного отмечу два ярких женских характера, очень реалистичных. Недостатков — увы, много.
По форме: этот странный жаргон действительно сильно мешает. Любой жаргон базируется на грамматике того языка, на котором он возник. Здесь же, наряду с вполне понятными связилками, скользилками, дестрактами, Воспитальками вдруг возникает некая конусиль, атмосферой (мужского рода!), смертовики...
Совершенно непонятно, почему при деструктивных актах погибают люди? Вроде, от вакуума... Но откуда вакуум? Атмосфера-то существует и вполне нормальлная... Или еще пример: капсула, которая, чтобы быть невидимой, движется БЫСТРЕЕ СКОРОСТИ СВЕТА! Зачем у обычного вместителя ( рюкзака, по-нашему) звуконепроницаемые стенки? Совершенно не вяжутся между собой многочисленные уровни проверок для того, чтобы попасть сотруднику в здание ГБ, и вечеринка с участием высших чинов того же ГБ, на которую запросто проходит гаугразская женщина...
По содержанию: Если аналог с Кавказом достаточно явный, то война на Кавказе — необходимость? Не слишком ли?
Очень уж кровавые попытки «привлечь внимание» к Гау-гразу: 3 миллиона погибших — ой-ой-ой! Да и женщины Гау-граза в конце уничтожают практически всех своих мужчин (ну, кроме родственника обеих героинь — его-то предупредили — какое благородство), а остальным ВСЕМ женщинам и в голову не пришло, что они уничтожают своих мужчин! Непонятно, чем занимается ГБ? Вроде, единственный враг — Гау-граз, но даже управление по Гау-гразу ликвидируется, от кого же еще ГБ защищает глобалистов? Вообще, похоже, книга о том, что ГБ — это всесильная и всезнающая организация. Само описание мира глобалистов на полноту совершенно не претендует. В общем, более, чем на «пятерку», книга не тянет!
elfy, 19 сентября 2007 г.
жуткий роман, кровавый и злой. Решение проблемы насилием к хорошему не приводило во все времена. Мрачная картина, язык произведения тяжеловесный