Г. Ф. Лавкрафт, Анна Хелен Крофтс «Поэзия и боги»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Сырым и сумрачным апрельским вечером Марсия сидела одна в просторной гостиной. От скуки она взяла журнал и начала искать в нем стихи. Вяло перелистывая страницы, она вдруг наткнулась на нечто, пробудившее в ней интерес. По мере чтения окружающая обстановка постепенно исчезала, уступая место пурпурной, усеянной звездами дымке. И тут из неё возник божественно красивый юноша в крылатом шлеме и сандалиях, с кадуцеем в руке...
Входит в:
— антологию «The Shuttered Room and Other Pieces», 1959 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— журнал «Barsoom 42», 2021 г.
- /языки:
- русский (7), английский (6), испанский (1), французский (1)
- /тип:
- книги (13), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Х. Барко (1), В. Дорогокупля (2), М. Каганова (2), О. Колесников (1), Г. Шокин (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 9 июля 2024 г.
Это чудесное светлое произведение чем-то созвучно историям из Мира Снов. Героиня её – сновидица, что сквозь дух настоящей поэзии отправляется в святилища поэтических богов. Мне видится в нём женская рука (рука Анны Хелен Крофтс оказалась сильнее руки Лавкрафта?). Даже в самых поэтических произведениях Лавкрафта (а эту историю тоже ведь можно отнести к стихотворениям в прозе) чувствуется легкая грусть или печаль – ощущение недостижимого идеала, ощущение чего-то утерянного или ещё не найденного. Здесь этого нет. Здесь – чисто, хрустально, светло. Да, может не самое удивительное (ведь не открывают авторы новых истин) произведение, но на удивление светлое, воздушное – неожиданно для привычного (и даже для меня с учетом, что я практически всего его прочитал, и понимаю его, как мне кажется, шире, чем любой неофит) образа Лавкрафта.
Ju Das, 10 марта 2024 г.
Очень красиво, богов возвращают поэты. Боги радуясь отсылают к поэтам, в итоге поэты снова возвращают богов, цикл замкнулся. Героиня преисполненна.
Gorekulikoff, 31 июля 2019 г.
Любопытный рассказ раннего Лавкрафта. Предтеча как сновидческого цикла, так и мифов Ктулху.
Интересно, что уже здесь присутствуют спящие (пока греческие) боги, общающиеся из загробного мира посредством снов, а поэты — их проводники в реальном мире. Только здесь боги стремятся воскреснуть, чтобы привнести в мир утерянную некогда «радость и красоту», обрушить кару на «тьму, ложь и мерзость, засорившие людские души». Похоже эта идея для самого Лавкрафта звучала не слишком убедительно, чувствовался в ней какой-то подвох — и уже через пару лет пантеон с Парнаса мутирует в космический ужас, несущий человеку хаос и безумие; а поэты и ученые из посланников добра и мудрости станут слугами ада, раз за разом пробуждающими этот ужас.
Возможно, стремление богов положить «конец холодному безразличию и душевному уродству в мире» звучит красиво только из уст лживых и подверженных суггестии поэтов, а на деле же означает кровавый геноцид всему человечеству. И эти смыслы проглядывают между строк даже в таком простеньком и легком рассказе, как «Поэзия и боги». Однако все же идея поместить великих писателей рядом с богами на Олимпе никуда не уйдет из творчества Лавкрафта, и со временем фигура писателя станет куда выше фигур любого из богов.
Если бы не разглядел это зерно, из которого вырастет гигантская мультивселенная, поставил бы рассказу 5-6.
Orion-Seregil, 12 сентября 2019 г.
Большая редкость для Лавкрафта — главным героем произведения выступает женщина. Тема тоже весь удивила — поэзия и древнегреческие боги. Рассказ достаточно прост, но со своей философией и психологией. Как заметил в ходе чтения ряда произведений автора, его отношение к богам Земли граничит с пренебрежением в силу «человечности» указанных божеств. И весьма символично, что такие «живые» боги не чужды человеческой поэзии, способны воспринимать приземленный слог и его мелодичность, столь явную для слуха смертного.
teamat_7, 18 ноября 2010 г.
Честно говоря, не совсем понял я рассказ. По всей видимости главная задумка автора заключается в том, что поэзия — страшная сила и даже время от времини боги на Олимпе проникаются этим видом искусства.
Vanilla_Wave, 23 сентября 2010 г.
Довольно необычное произведение. Ну, хотя бы тем, что героем является женщина. А вообще идея очень хорошая, написано красиво и мягко, возможно, из-за того, что соавтором является женщина. По ходу рассказа нас часто отсылают к греческой мифологии, но от этого становится еще интересней