fantlab ru

Татьяна Эдуардовна Ратькина «Никому не задолжав... Литературная критика и эссеистика А. Д. Синявского»

Рейтинг
Средняя оценка:
0
Оценок:
0
Моя оценка:
-

Никому не задолжав... Литературная критика и эссеистика А. Д. Синявского

Монография, год

Аннотация:

Книга Татьяны Эдуардовны Ратькиной – научное издание, переработанный и тщательно отредактированный текст кандидатской диссертации, прошедшей защиту в 2009 году на факультете журналистики МГУ. (Сведения об авторе приведены в конце книги: закончила факультет журналистики МГУ, прошла аспирантуру на кафедре литературно-художественной критики и публицистики под руководством доцента Е. Ю. Скарлыгиной.) Книга посвящена творческому наследию А. Д. Синявского, которое долго оставалось недостаточно исследованным не только по политическим и идеологическим причинам, но из-за необычного стиля Синявского, т. е. по эстетическим причинам – по тем самым, по которым в СССР были запрещены модернистские течения, а вслед за ними – все авангардные направления литературы.

Полная внутренняя свобода писателя, способность к игре с тем, что считалось недозволенным в литературе, тексты Синявского многие годы оставались объектом ожесточенных дискуссий именно и прежде всего за их явную генетическую связь с запрещенным авангардом.

Уникален опыт борьбы Синявского с официальной советской идеологией, его успешное использование способов обходить цензурные запреты.

Первая глава книги Ратькиной посвящена жанру эссе в творчестве Синявского. Автор выявляет характерные признаки эссе и дает рабочее определение жанра. Книга содержит и анализ литературной критики А. Д. Синявского, которая принесла ему официальное признание. Анализ менее изученных ранних литературно-критических статей Синявского показывает, что уже в начале творческой деятельности писателем был выработан уникальный стиль и заложены основы его эстетической концепции.

Автор исследования отмечает, что от лучших новомирских публикаций Синявского – «Памфлет или пасквиль?», «Без скидок», «Поэзия и проза О. Берггольц» – тянутся нити к его лагерному и эмигрантскому творчеству. В хронологическом порядке автор книги рассматривает три этапа творчества Синявского: ранний или «запретный» (1950–1965), лагерный (1966–1972) и эмигрантский (1973–97). Особый интерес исследователя сосредоточен на изучении причин превращения писателя Синявского в Абрама Терца и на анализе его эссеистического опыта.

В обстоятельном разборе первых эссе, написанных Синявским от имени Абрама Терца, – «Что такое социалистический реализм?» и «Мысли врасплох», – Ратькина отмечает, что Терц оценивает социалистическую культуру и порожденный ею метод соцреализма как религиозные по духу. Подобная трактовка учитывает подход зарубежных славистов к творчеству писателя. Они первыми увидели в Синявском своеобразного религиозного мыслителя, продолжателя русской литературной традиции. В своих работах западные слависты нередко приходили к неоднозначным и спорным выводам, многое в творчестве Синявского оставалось неясным из-за культурных несовпадений с писателем, но предложенный ими новый подход к анализу творчества Синявского обозначил перспективы его изучения. «Мысли врасплох» – работа, в которой ставятся проблемы веры, смерти, искусства и русского национального характера.

Центральной в книге является глава о самых ярких произведениях Синявского – лагерных эссе «Голос из хора», «Прогулки с Пушкиным», «В тени Гоголя». Т. Ратькиной удалось раскрыть внутренний трагизм «Голоса из хора», выявить подлинную роль лагерного Хора: «...вобрав в себя отчаяние и гнев, пошлость и цинизм, грубость и жестокость лагерного бытия, именно Хор позволил Голосу звучать так спокойно, так чисто». Именно в этом нужно искать особенности представления писателя о судьбе России и русском национальном характере. «Прогулки с Пушкиным» – самое известное произведение Синявского, которое на протяжении нескольких десятилетий давало повод для ожесточенной полемики, в том числе и на страницах «Нового Журнала». По мнению исследовательницы, те дискуссии стали не менее важным культурным явлением, чем сами «Прогулки». В свою очередь, вступая в своеобразную полемику с российскими и эмигрантскими критиками, Т. Ратькина полагает, что «Прогулки...» были для Синявского гимном «идеальному художнику», восторженной поэмой о «чистом искусстве». Главной темой фантастических литературоведческих эссе «Прогулки с Пушкиным» и «В тени Гоголя» автор книги считает искусство. Эссе «В тени Гоголя» истолковано автором как повествование об ответственности художника, о том, к чему может привести стремление извлечь из писательского дара практическую пользу.

Исследовательница выявляет сходство и различия, лежащие между двумя эссе, интерпретирует смысл метафор, анализирует стиль и композицию, центральные темы и образы произведений.

Четвертая глава книги посвящена малоизученному эмигрантскому периоду творчества А. Д. Синявского. Рассматривая взаимодействие и взаимопроникновение творческих миров Синявского и Терца, исследовательница не всегда соглашается с авторским разделение собственных сочинений сочинений на «терцевские» и «синявские».

Стоит особо подчеркнуть, что автор видит в Синявском прежде всего писателя, философа, критика, и только потом – политзаключенного и диссидента. Почему книга о творчестве А. Д. Синявского и встает в ряд ценных источников по истории литературы третьей волны русской эмиграции.

Самостоятельное значение в книге Т. Ратькиной имеет тщательно разработанный справочно-библиографический аппарат, добротный ресурс произведений Синявского.

(с) Н. М. Малыгина


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Никому не задолжав... Литературная критика и эссеистика А. Д. Синявского
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва




Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх