Даниил Мордовцев «Господин Великий Новгород»
Шесть столетий стоит на берегу Волхова Господин Великий Новгород. Богат он своими торговыми и мастеровыми людьми, красен белокаменными церквями, славен вечевым управлением, грозен умелым и бесстрашным ополчением и неподвластен никому в целом мире!
И вот с юга приходят тревожные вести: Великий князь Московский требует от новгородцев повиновения, татарская конница и московское войско собираются в поход, чтобы отнять у вольной республики её независимость.
На пиру у Марфы Борецкой, вдовы новгородского посадника, льётся вино, звучат клятвы отстоять новгородские старины, князья и воеводы готовы жизнь положить за Святую Софию. А в стороне, за скромным столом, на котором нет ничего, кроме церковной просвиры, вдруг заплакал Зосима Соловецкий, привиделось ему, что пирующие вокруг него сидят без голов...
О последних днях Новгородской республики, о гибели её славных защитников рассказывает этот роман.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 6 июня 2017 г.
Времена правления в Москве Ивана III, деда Ивана Грозного. Идёт объединение русских земель в одно единое государство — на западе Великая Литва, на юге и юго-востоке — татарские ордынские княжества, на севере шведы, в общем, куда ни кинь — всюду клин. А Господин Великий Новгород совсем не желает идти под царя московского, лишаться своих вольных привилегий (вековых, нужно заметить), лишаться веча новгородского, посадника. И потому на вече решено писать грамоту польскому королю Казимиру с предложением унии с ним. Ну, а дальше всё понятно — московляне идут ратью на Новгород, битвы и сражения следуют одно за другим, блокада города и принудительная его сдача под Москву — история известная и, может быть, не во всех своих исторических эпизодах и деяниях приятная что для одной стороны (московской), что для другой (новгородской).
В романе замечательно прописаны образы новгородичей — не всех и не массово, но есть великолепные литературные портреты персонажей и героев (как вымышленных автором, так и исторических личностей). И ещё очень сильно и очень впечатляюще передана сама атмосфера того времени и того антимосковского настроя в Новгороде. Да и портрет Ивана III получился очень выразительный — тут точно применимо выражение «краткость — сестра таланта».
Да и вообще, до сих пор мало знакомая страничка новгородской истории (кажется, настала пора перечитать романы Дмитрия Балашова «Марфа-посадница» и «Господин Великий Новгород») заиграла новыми красками, зазвучала новыми шумами и голосами, повернулась немного другими смыслами.
Гвардеец, 10 марта 2014 г.
Роман не претендует на эпичность, не отличается стройностью и продуманностью сюжета, зато запоминается яркими и образными картинами, архаичной, но такой живой речью героев.
Некоторые сцены, написанные более 130 лет назад необычайно кинематографичны — ворон, по грудь измазанный в крови, которого видит вечевой звонарь на колокольне, ожидающий вестей от ушедшего войска Новгорода, сцена казни в Руссе, где так ловко и споро казнят пленных новгородцев, и как противопоставление — казнь изменника в Новгороде, неуклюжая и тягостная для всех. Не умели казнить в народной республике, вот сгоряча с моста да в Волхов — это пожалуйста.
Объединение земель и усиление Московского государства в 15 веке это, конечно, хорошо. Но роман написан с такой сердечной болью от трагического конца уникального народного самоуправления, что и через пять с лишним веков после событий эта боль отзывается в сердце.