FantLab ru

Диана Сеттерфилд «Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.95
Оценок:
106
Моя оценка:
-

подробнее

Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном

Bellman & Black

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

«Беллмен и Блэк» — роман Дианы Сеттерфилд, прославленного автора «Тринадцатой сказки», признанного шедевра современной английской прозы, который заставил критиков заговорить о возвращении золотого века британского романа, овеянного именами Шарлотты и Эмили Бронте и Дафны Дю Морье,

В детстве Уильям Беллмен убивает из рогатки грача; невозможный, через всё поле, выстрел тем не менее попадает в цель. Поступок этот вскоре забывается, но имеет непредсказуемые и трагические последствия через много лет, когда Уильям уже вырос, стал уважаемым человеком, счастливо женатым, с четырьмя детьми. Ведь грачи не забывают ничего… И вот ночью, на кладбище, Уильям заключает невероятную сделку с незнакомцем в чёрном, таинственным образом вошедшим в его жизнь; сделку, которая навсегда изменит судьбу Уильяма.

Номинации на премии:


номинант
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2013

Похожие произведения:

 

 


Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном
2014 г.
Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном
2015 г.
Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Bellman & Black
2013 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любители Дианы Сеттерфилд советуют начинать знакомство с творчеством автора со второго, менее популярного романа – «Беллмен и Блек». Так сказать, подогреть себя к прочтению ее самого известного произведения — «Тринадцатая сказка». Ну я и подогрелась, теперь мне очень интересно – и чем же, она, так хороша? Потому что, «Беллмен и Блек» совсем не порадовал и даже немного придавил.

Писательница, конечно, не без таланта и романы свои не штампует каждые полгода. Похоже, готовится к написанию книг, изучает источники, обдумывает идеи.

Да и материала насобирала вполне недурственного: тут тебе и мистические древние легенды, и роковые ошибки, и последствия проклятия, и сделки с силами зла, и выход из летаргического сна после смертельной болезни, и внутренний надлом сильного целеустремленного человека, и развитие психического расстройства. И всё это ещё на фоне производства тканей, а во второй половине книги- торговли ритуальными товарами и услугами.

Хорошего материала было много, но шедевра не вышло.

Весь роман подан в повествовательно- описательной форме, с жидкими, ничего не значащими диалогами, с детализацией, которая совершенно не влияет на развитие сюжета. Меня все время не покидало ощущение, что это лишь эскиз романа, добротная заготовка с черновыми зарисовками идей, которые еще требуют дальнейшей доработки.

Как черно-белая раскраска – которую только планируют разукрасить интересными событиями, расписать историями из жизней героев, описать взаимодействия между персонажами, их мысли, переживания.

Возможно, автор таким приёмом «недосказанности» хотела показать растущее внутреннее беспокойство главного героя, переходящее в зацикленность на работе, подчеркнуть узость его интересов и однообразие жизни. Да и о судьбах других людей, также рассказываются без особых красок и подробностей – лишь сплошная сероватая суховатая констатация происходящего.

В общем, лично для меня, роман оказался полый, без сердцевины, без внутренней наполненности, только оригинальная оболочка- задумка.

И да, самое главное! Видимо, именно на это делалась ставка автора — все происходит в угнетающей атмосфере около мистической, беспросветной и какой-то прям смертеутверждающей мрачнятины…

Есть много драм сложных, грустных, тяжелых даже- но после прочтения которых, все равно остается чувство наполненности, а эта история меня только опустошала…

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этом романе «бытовая» составляющая настолько перевесила мистическую, что я большей частью скучала. Да и мистическая, откровенно говоря, не столько мистическая, столько обычно-печальная. Люди двигаются умом от большого горя, и в этом нет ничего мистического, увы, и грачи тут не при чем.

История разворачивается очень медленно и по сути представляет собой историю всей жизни центрального персонажа от детских лет и до смерти. Сеттерфилд удалось нарисовать интересного в своем роде героя: он везде молодец, ему все удается и все его любят, но при этом он ничуть не смахивает на опротивевшего по фанфикам и женским романам Марти Стью — и это удивительно, казалось бы, к тому есть все предпосылки. Возможно, дело в том, что успехи героя — большей частью не на почве дам, а в области бизнеса: как он работает на дядиной фабрике, потом не без сложностей наследует ее, расширяет производство, открывает новый бизнес. Все это уже было у Драйзера, хотя размах Финансиста все-таки побольше, а Уильям скорее остается местечковым предпринимателем, чем какой-то реально крупной величиной.

С этой сугубо производственной историей мистика не слишком-то вяжется, и все «таинственные» появления то загадочных грачей, то мистера Блэка в черном выглядят немного по-детски. Если автор хотел нас напугать, то не удалось. Слишком большой контраст, слишком разные жанры. И даже когда героя постигает действительно тяжкая и совершенно незаслуженная утрата, мистика здесь строннему читателю все еще кажется неуместной.

Впрочем, самому герою так не кажется, но и это вполне логически объяснимо. Человек логический склонен искать логику во всем, и если уж тебя постигло страшное несчастье — значит, на то была причина. А если ты к тому же еще и купец по натуре — то вполне логично пытаться откупиться от судьбы, заключить с ней сделку. Вовсе это не мистическая история, а печальный рассказ про человека в своем, особенном футляре, который от ударов судьбы становится все более заметен окружающим.

Слушать было достаточно приятно, но на мой вкус, эта книга значительно слабее двух других романов Сеттерфилд: в ней просто нет интриги от слова совсем.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читайте, говорят, долгожданный (кем?) второй роман (а, типа был еще и первый) известной писательницы (первый раз слышу), создательницы той самой «Тринадцатой сказки» (понятно, что не читал)...

Первое впечатление таково. Весьма плотная бумага, шрифт, близкий к тому, что у окулистов в топе их таблицы, коротенькие главки неизменно начинаются с новой страницы, а потому пробелы позволяют завести внутри книги не просто пометки на полях, а ежедневник...

В общем, книжка только кажется толстой, а на деле это повесть средней упитанности велит называть себя романом...

Готическим, мистическим, психологическим, производственным, душераздирающим, ироническим, анималистическим, просветительским...

Винегретом...

В смысле, там всего понемножку...

Выпиленного лобзиком из произведений знаменитых покойных авторов, которым довелось жить между битвой при Ватерлоо и Первой мировой войной, а также дополненного плодами того, что Дианочке как-то довелось прочесть несколько интересных книжечек про птичек, похоронные конторы и производство ткани...

То увлекутся глав на десять описанием производственного процесса на текстильной фабрике, при этом всякие новшества внедряются без сучка и без задоринки, а рабочие поголовно сыты, счастливы и не протестуют против низкой зарплаты, потому как им выдают булочки и молоко...

Потом выяснится, что познания по части истории фабрик и пролетариата, видимо, закончились, а потому можно плюнуть на то, что всеми силами вот только что пытались заинтересовать читателя тем, как окрашивали ткань и боролись с конкурентами из соседнего графства... Теперь лучше прочитайте подробный отчет о том, как трепетно викторианцы относились к проблеме погребения умерших и изводили много денег на траурные мероприятия и аксессуары...

А между делом, вот еще некоторые интересные факты про грачей. Поскольку в обычных грачах нет ничего мистического, то ради красного словца и создания ореола тайны вокруг всего происходящего, им щедро даруется привилегия быть временно исполняющими обязанности воронов Одина, а также заменить собой дроздов в детской песенке про птичек, запеченных в пирог...

Уместно отметить, что с персонажами госпожа Сеттерфилд поступает в духе текста про старух, которые все падали и падали из окна. В смысле, она не знает, что с ними делать на протяжении всей истории, а потому персонажи в книге только и делают, что мрут и мрут...

Это относится и к Беллмену. Возникает впечатление, что и он был придуман исключительно для того, чтобы умереть ближе к концу повествования, дабы у критиков появился повод похвалить автора за якобы глубокомысленные размышления на темы Жизни и Смерти...

В общем, в книге все же много разного интересного и занятного, но и у сороки в гнезде тоже занятного и интересного много. Только это не ее заслуга, что данные вещи блестят и переливаются в солнечных лучах...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаешь, ты определяешь свою жизнь? Выкуси!

Пой на воскресных службах о том, что ты создан по образу и подобию Божьему, да только Богов в прежние времена по земле побольше ходило.

Не верите? У грачей спросите — зарядил один несмышленыш в грача да и убил. Насмерть. Несмысленыш вырос в смысленыша, а смерть всё рядом, рядом, где рядком не пройти — там бочком пройдет.

И как же прекратить этот повседневный тик-так, где каждый тик может стать последним так? Служить смерти? Бояться? Нет, друг мой!

Вспоминай! Вспоминай, что ты сделал! И еще на один вопрос ответь — оно того стоило?

Крррраааа! — провозглашают Дети Времени и Памяти

Есть такое выражение — прочесть запоем. Это о Беллмене и Блэке. Эпоха воссоздана досконально, язык книги словно полотно без единой затяжки и даже сцены, в которых автор выставляет вас вуайеристом, особо не коробят. Вам же после прочтения предстоит определить для самого себя — это действительно мистический роман или же естественное течение жизни и смерти в преломлении восприятия главного героя?

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Грачи созданы из мысли и памяти. Они знают всё и ничего не забывают.

Этюд в мрачных тонах — вот как можно охарактеризовать эту историю, полную трагизма и горечи. В нем атмосфера пасмурной серой осени, осевшей густыми уманами над проселочными дорогами, осени, наполненной гомоном и хлопаньем крыльев грачей, осени с терпким ароматом тыкв, с перешептыванием опавшей листвы. Это не совсем готичный роман, это роман о жизни, о судьбе одного сельского паренька, обретшего все, о чем он мечтал, и в одночасье это потеравшего. Виной ли ому убийство грача, стечение ли это обстоятельств, мистика или злой рок — решать читателю, ибо здесь нет прямых ответов, здесь есть только намеки и полутени, прячущиеся по углам, бередящие воспоминания, не дающие покоя.

Лейтмотивом через весь роман проходит образ грачей. Они появляются в переломные моменты жизни Беллмена, постоянно существуя на периферии его сознания и взгляда. Они словно бы окутали его жизнь своими крыльями, воплотившися в образе загадочного мистера Блэка. Кто он: смерть, дьявол, пришедший заполучить еще одну душу путем заключения сделки, или же совесть, мучающая героя за то давнее происшествие с грачом, а может, лишь плод воспаленного сознания отчаявшегося человека, потерявшего бОльшую часть своей семьи? Он появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Показательно, что после их сделки на кладбище дела Беллмена налаживаются, а Блэк пропадает на долгие десять лет, после чего возвращается и возвращается не просто так. Но как распорядился Беллмен отпущенным временем, вторым шансом? стал ли он ближе к дочери, ради которой был готов пожертвовать всем? Впустил ли он радость в свое исстрадавшееся сердце? Нет, он посвятил всего себя своему детищу, главному проекту своей жизни — созданию и процветанию огромного магазина ритуальных услуг. Понял ли он ошибочность своего пути, неверный выбор цели, пустоту своей жизни? Или он утратил волю к жизни гораздо раньше, так и не сумев справиться с потерей?

Образ Беллмена неоднозначен: порой герой вызывает симпатию и сочувствие, а порой — недоумение, граничащее с раздражением от того, как он распорядился своей жизнью, насколько пустыми были его последние годы, от того, что он не замечал действительно важного, чему сотило бы посвятить жизнь. Беллмен показан в разные периоды своей жизни, в разной обстановке, в различных ситуациях, в отношениях с людьми, через призму его отношения к работе. Он выписан подробно и ярко, его характер раскрыт через множество деталей и нюансов. Детали и нюансы — это особенность романа. В нем много подробностей, характеристик, ремарок, пояснений и описаний. Это временами замедляет и перегружает повествование. Роман этот — вовсе не легкое чтение на ночь, он ставит важные проблемы и заставляет размышлять о правильности собственного пути, о верности своего выбора. Это история о том, как страх смерти отнимает жизнь, отравляет существование заставляет человека замирать в ожидании неизбежного конца, бояться чувствовать и привязываться, чтобы не испытывать боль утраты, делает жизнь пустой и не имеющей смысла. Это история о выборе и его правильности. Это история о судьбе человека, ставшего рабом своих страхов.

На страницах этой книги царят смерть и грачи, они творят свою черную магию, прерывают жизни, вершат судьбы, меняют ход вещей. Они безжалостны и точны в своем выборе, в их действиях нет ничего случайного. Мистика, мрачные семейные тайны, пугающая гнетущая атмосфера, ожидание неизбежной трагедии -все это переполняет повествование, сочится между строк, заставляя сердце напряженно замирать.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Судя по веселому хохоту, доносящемуся с небес, в мире найдется мало вещей более забавных, чем грач, который притворяется не умеющим летать. ©

«Беллмен и Блэк» пришелся на один из самых трудных и выматывающих месяцев этого года, но вместо погружения в летаргическую депрессию он неожиданно поддержал и помог подняться. Его черная безысходность, смерть и саморазрушение питали меня своей энергией, пока затянувшаяся апатия наконец не сдалась и не уползла в уголок. Есть такие книги, которые на свой манер напоминают, что если ты чувствуешь боль – то ты все еще жив.

Открывающая повествование сцена – мощная и трагичная. Она задает тон всей последующей кутерьме людей, событий и мелочей, окрашенных в черные краски поступка, предрешившего судьбу человека по фамилии Беллмен. Откровенный мистический настрой меня не насторожил, хотя не так давно «Тринадцатая сказка» встала поперек горла со своими приемчиками – они тут если и присутствуют, то ровно в той степени и в той тональности, что необходимы для мрачной готической сказки про грачей и человека в черном. Даже не верится, что книгу писал тот же автор, насколько поверхностной и неестественно складной была «Сказка», настолько неподдельно драматичным и умеренно недосказанным получился «Беллмен».

С увлечением читала о буднях фабрики и последующих достижениях Б. Его потрясающая, сверхъестественная работоспособность и отношения со временем вызывают восхищение и даже благоговение, особенно на фоне собственной никчемной работы, неспособной разжечь даже огонек интереса в виду монотонности и относительной бесполезности. А вкрапления мистики мастерски разбивали вдребезги ощущение покоя и безопасности, что неизменно окутывает при погружении в рутину.

Уже было понятно, что повтора «Сказки» можно не ждать, однако ответы на главные вопросы постоянно ускользали с поверхности в глубины зыбкого болота неизвестных переменных. Финал не разочаровал, он закономерен ровно настолько, насколько готовят к нему читателя вставки о грачах на протяжении всей истории. Все кривые, вычерчиваемые в припадке разрушительной силы, наконец выстраиваются в единую линию. Все механизмы, старательно выводившие рабочую мелодию, затихают.

История не раскрывает всех карт, она оставляет простор воображению, но все мысли и идеи, возникающие на почве недосказанности – темные, глухие и безысходные. Она рассказывает о горе потерь и смерти, но в первую очередь – о всепоглощающем чувстве вины, едва осознаваемом, неуловимой тенью сопровождающем от начала до самого конца. Тяжелая, безрадостная, искривляющая восприятие, не отпускающая ни на секунду книга. И мстительно хохочущие грачи и люди в черном тут совсем не при чем. Вот это как раз и страшно.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший производственный роман. Очень подробный, в деталях, что и как, как увидеть выгоду и не пропустить прибыль. Как из мелочей строится бизнес, как начать крупное дело и не провалить его и т.д., одним словом — бизнес-пособие. Ференги Кварку эта книга очень понравилась бы, именно в её производственной части. А что касается мистики, или магического реализма, который так был много обещан, то его не так много, как хотелось бы, да и тот, что есть, размыт и сосуществует с производством на правах пасынка. Автор пыталась нагнать мистики вокруг мистера Блэка, но мы уже «знакомы» с этим черным господином в исполнении Брэда Пита, и он для нас уже загадки не представляет, поэтому интрига, лично для меня, не состоялась. Саспенса нет никакого, мифологическая тема грачей-воронов вялая и неубедительная, в «Моей рыбе» это было гораздо ярче.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После этой книги я буду бояться птиц %)

Для меня роман на уровне «Тринадцатой сказки» — интересная задумка, увлекательное воплощение, но на выходе одноразовая неровная история.

Тут есть и мистика, и готика, но в большей степени это производственный роман. Функционирование фабрики и магазина Беллмена показало гораздо подробнее и ярче, чем его личная жизнь, и сами предприятия выступают более «персонажистыми», чем люди, включая главного героя. В общем, это соответствует концепции: Беллмен всю жизнь охотнее занимался делом, чем близкими, и отдавал ему куда больше сил и времени. А в конце жизни (спойлер) осознал, как был неправ.

Вот если оставить только эту линию, без привлечения грачей (можно подумать, в реальности нет таких случаев) и многочисленных смертей, было бы отлично. А так затянуто и невнятно. Ещё и непонятно зачем введённая линия Лиззи, многообещающая, но пустая.

Вряд ли буду читать новые произведения автора.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможны спойлеры.

Честно говоря, первую половину книги мне было довольно скучно. Какое-то нудное описание тканного производства+эпизодически кто-то помирает. Но! Ближе к середине книги началась жесть и читать стало крайне интересно.

Диана Сеттерфилд написала крайне мрачную, темную, жуткую и гнетущую книгу. Десятилетний парнишка случайно пристрелил из рогатки птичку. Не потому что он жестокий и кровожадный. Он даже не думал, что так выйдет. Но птички оказались не простые и стали мстить, и мстя их была страшна. Парень вырос очень неплохим человеком, любящим отцом и мужем, талантливым бизнесменом. Но Диана Сеттерфилд беспощадно лешила его всего. Морали тут нет. Но лучше не стреляйте в птичек, мало ли чего.

Я знаю, что по «Тринадцатой сказке» есть фильм (не смотрела). Но по данному произведению, мне кажется, никто и не додумается снимать кино, настолько жуткие и давящие образы здесь используются, настолько все темно и беспросветно....

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможны спойлеры.

Настоящая книга-загадка и история одного безумца в одном же флаконе.

«Готический роман» — наиболее подходящее для него название. Здесь есть лёгкий прозрачный налёт мистицизма, не переходящей определённой грани, чтобы свалиться в откровенную пошлую мистику, и эта атмосфера пронизывает весь роман с первых страниц.

Текст повествует о Уильяме Беллмене и его судьбе. Уильям на протяжении всего повествования меняется. Вот он ребёнок и ведёт себя по-детски; вот он уже юноша, жаждущий вникнуть во все тонкости своего ремесла; и вот он уже взрослый мужчина, озабоченный только своим бизнесом и ничего не видящий за завесой денег, деловых контрактов и успеха. Деньги-то ему, на самом деле, не нужны, но вся его жизнь — работа, и в этом-то и состоит его безумие. Многие простые человеческие эмоции ему чужды. Иногда его «переклинивает», и эмоции хлещут через край, но чаще всего они мирно дремлют где-то внутри.

Но он всё же человек, и по нему это видно. Он больше жизни, больше своих денег и своего бизнеса любит дочь и ради неё отдал бы всё. Такая простая и слепая любовь делает его человечней а потому и самому Уильяму хочется сопереживать. Автор создала потрясающе интересного персонажа, схематично, как набросок, мастерскими штрихами, добавляя то там. то там капельку контрастности или немного теней и растушёвки. Уильям живой и в него хочется поверить. Герои автору однозначно удались. Каждый живёт собственной жизнью, дышит на страницах, для каждого у Д. Сеттерфилд нашлось несколько волшебных мазков кистью, дабы придать им реалистичности.

В тексте не происходит никаких особо значимых событий, за исключением эпидемии, сюжет разворачивается неспешно, мягко, увлекает за собой, не давая оторваться. Ярык у автора отличный, а погружение в эпоху и фабричное дело — на высоте. Не могу сказать, что влюбилась в книгу без оглядки, но что-то в ней есть, что-то цепляющее и заставляющее читать дальше.

И, конечно же, самая главная изюминка произведения — мистер Блэк. Кто он? Сама смерть, сопровождавшая Уильяма Беллмена? Самый напрашивающийся вариант, конечно же. Или плод его больного воображения, сломленного горестями и отчаянно нуждающегося в знаке свыше, в каком-то маяке, к которому он мог бы двигаться, потеряв практически всё? Или Блэк — олицетворение мстительных грачей, одного из которых Уильям убил в далёком детстве; грачей, которые ничего не забывают? Да был ли чёртов мистер Блэк?

Отличная книга. отличная концовка. На полку себе не поставлю, но, возможно, когда-нибудь минимум раз мне захочется её перечитать.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая о том, как мистер Беллмен использует свое время поневоле задумываешься, на что тратишь свое собственное.

Удивительная книга. Удивительна в том плане, что напоминает спокойное течение реки, даже в самых острых моментах. При этом читать ее не скучно, а сюжет не отпускает ни на секунду. Личность мистера Блэка мелькает то тут, то там, обращая на себя внимание и заставляя листать страницы с удвоенной скоростью — настолько интересно узнать кто он такой и чего хочет.

Отдельно стоит остановиться на описаниях. У автора, безусловно, талант. В особенности это касается работы фабрики. Расписать все так подробно, не перегружая текст малопонятными трехэтажными конструкциями и стать для читателя, в некотором роде, переводчиком с профессионального жаргона на человеческий язык не так то просто.

Вся книга наполнена тайнами и загадками. При этом все мистическое ловко прячется на задворках, заставляя листать страницы с удвоенной скоростью.

За неослабевающий интерес, интригу, отличных персонажей, хорошо продуманный сюжет и все те достоинства, которые я, несомненно, упустила, Диане Сеттерфилд большое спасибо.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх