Сергей Казменко «Сила слова»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ондизаг принадлежит к расе, которая приспосабливает другие расы к своим нуждам, постепенно изменяя внутреннюю структуру их языка и тем самым изменяя и строй их мышления на нужный своей расе. С этой же целью Ондизаг прибыл на планету Алькама. Через несколько месяцев пребывания на ней, когда он изучил уже все языки и диалекты Алькамы, он услышал новое для себя слово «кейенко» – человек без рук – которым его назвали жители планеты.
Входит в:
— журнал «Уральский следопыт 1990'12», 1990 г.
— сборник «Хранитель леса», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 16 июля 2019 г.
Рассказ, который стоит чтобы его прочитали. Хотя впечатление от него всё-таки неоднозначное: с одной стороны оригинальный замысел, интересные идеи, умный увлекательный текст с почти детективным сюжетом, а с другой... совершенно неправдоподобный, слащаво-счастливый финал.
Но начинка произведения отличная — здесь и интереснейшая (да ещё и свежая для фантастики) мысль о том, что структура и построения языка оказывают ощутимое влияние на направление и ход мыслей, здесь и мимоходом высказанные, но тоже любопытные мысли об эволюции разума во вселенной. А главная мысль рассказа — о том, как люди должны жить, что для них должно быть основополагающим в жизни: практичный разум или душа, стремление в первую очередь брать или желание отдавать, и вовсе относиться к категории вечных. И обыграл её Казменко сюжетно просто великолепно. Если бы ещё не откровенно слабый финал.... Впрочем, возможно, кому-то он даже и понравится: ещё бы, матёрый циник и эгоист, «Кейенко! Онги рекалу тонго!» — человек без сердца, человек без души, перевоспитывается в считанные часы :).
Гуларян Артем, 20 мая 2015 г.
Рассказ гениален уже тем, что предвосхищает реальное будущее.
Уже сейчас сильные мира сего пытаются манипулировать общественным сознанием через изменения в языке. Это не сложно, надо только грамотно сформулировать подмену понятий... Называется это «окном Овертона». Конечно, по сравнению с умением расы Ондизага это как кремневый наконечник рядом с пулей со смещенным центром тяжести. Но когда то вся цивилизация началась с кремневого наконечника.
Seidhe, 26 сентября 2014 г.
Люблю я произведения, действие которых происходит на покрытых лесами и джунглями планетах, а в лесных дебрях этих миров развиваются цивилизации, избравшие не технологический путь развития. Поэтому не мог я не прочитать «Силу слова» Сергея Казменко, наткнувшись на пересказ сюжета рассказа в теме «Помогите вспомнить автора». И не пожалел ни разу! Потому что рассказ — отличный! Мало того, что автор просто и доступно сформулировал свою точку зрения на то, что такое душа, и что делает человека — Человеком, так ещё и великолепно подана мысль, что насилием и порабощением никогда не добьёшься настоящего повиновения.
Но самое сильное впечатление произвела на меня следующая мысль: «...законы развития неумолимы, и они не оставили завоевателям места во Вселенной. Как и техногенным цивилизациям. Последние, впрочем, выполнили свою миссию, соединив многочисленные обитаемые миры единой сетью надпространственных коммуникаций, связав их в единое целое вне зависимости от разделяющего в пространстве расстояния. И ушли навеки, освободив место иным цивилизациям и иным расам, более приспособленным к дальнейшему развитию.»
Может, так оно всё и случиться? И покорив пространсво, люди всё же научаться жить в гармонии с природой и планетой, встав, наконец, на иной путь развития?...
god54, 14 мая 2013 г.
Красиво, поэтично, мудро и оригинально... Вот лишь несколько слов, которыми можно охарактеризовать это произведение. Многие пытались выразить понятие души в нескольких словах так, чтобы было понятно каждому. Я бы сказал, что этому автору удалось соединить понятие «душа» с его определением и довольно емким определением и, что самое главное, предложить зрительный образ. А это уже стоит многого. А, если взять сюжет рассказа: уникальный и такой естественный для понимания. Новый мир представлен всего несколькими штрихами, но они позволяют сразу же представлять его зрительно. Одним словом оригинальный и вполне удачный рассказ.
Ank, 6 августа 2007 г.
«Уральский следопыт», № 12 за 1990 год. Лучшее произведение номера. С этого рассказа я открыл для себя нового автора. Потом уже прочитал у него всё, что смог найти. И никогда не разочаровывался.
alexey1978, 14 августа 2007 г.
:wink:Довольно интересный рассказ. Как иногда несколько слов могут перевернуть всю жизнь.