Дмитрий Ермаков «Метро 2033: Слепцы»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Полая Земля, путешествия под землю
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Мрак и Тишина. Мрак и Тишина. Они были здесь с появления пещер, и ничто не нарушало их покой, пока в 1968 году люди не провели здесь метро и не пустили туристов. Десятилетиями огромные подземные залы озарялись вспышками фотокамер и голосами отдыхающих, пока не случился Катаклизм. Война лишила людей не только света, но и возможности вернуться наверх. Заперла их на двух станциях Новоафонской подземной железной дороги и в обширной пещерной системе. И главной задачей для них стало выживание. Выживание там, где нет света и почти нет еды. Там, куда всё же смог проникнуть потерявший память космонавт, которому, вместе с обитателями пещер, предстоит пройти сквозь самые разные испытания. Ради того, чтобы жить. Ради того, чтобы познать себя заново.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 290
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2704 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2013 // Ржавый Артём. Лучшее описание мира. Новый Афон |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
berrgelmir, 28 ноября 2013 г.
«Каменный холод: Дмитрий Ермаков, «Метро 2033: Слепцы».
«- Кто этом там, не наши?..
- Может, буджум?!
Неточное цитирование
Дмитрий Ермаков, «Слепцы» (с)
Кратко для торопыг:
Атмосферно. Красиво. Без соплей, за очень редкими исключениями. Местами вкусно до состояния маминых пельменей или борща. Местами очень медленно, но не отталкивающе.
Покупать? Да. Кто не может позволить бумагу – купите, как появится, электронку. Стоимость двух пачек сигарет – плевое дело.
Кому хочется подробнее, вам дальше.
Лиричное отступление (к прочтению необязательно):
Я ни разу не был на Новом Афоне. Да и вообще, если честно, в пещерах не бывал. А еще, когда-то давно, страх как любил переработку уральских сказов от Бажова. Хозяйка Медной горы и прочие, включая смешных Кокованю с Дарёнкой, могли заставить меня несколько часов провести ровно, с книгой в руках и задумчивым видом.
Когда подрос и вместо СССР, неожиданно, появилась Россия, мне в руки попал первый том «Властелина колец». Хотя, вру. Первым все же был «Хоббит», но то не суть. Моим любимым куском обеих книг стали… верно, все моменты, связанные с пещерами. И встреча Бильбо с Горлумом, и царство гоблинов, и, несомненно, Мория. Сколько тетрадей изрисовал пещерными ходами, орками, странными существами, даже и не вспомню.
Как не странно, люди любят темноту и Тьму. Любят и боятся. Возможно, что это голос прошлого, того, где наши предки жили именно под землей, выходя наружу лишь за едой. Но, повторюсь, люди любят черные провалы, наполненные странными звуками, странными запахами и странными созданиями.
Автор Дмитрий Ермаков в своей, дебютной, как понимаю, книге, сделал очень серьезный шаг. Он решил показать читателям именно мир естественных подземелий, мир огромных пещер и людей в них. Сложная задача? Очень. Вышло? Да.
Да и ладно, приступим, памятуя о Ктулху и сне разума, порождающем чудовищ.
Мнение:
Расписывать мнение по сюжету, атмосфере и героям, учитывая желание не спойлерить, весьма непросто. Потому, надеюсь, что автор поймет, прямым и ровным текстом, стараясь ничего не раскрывать. Но и само мнение выйдет довольно коротким..
Следует сразу определиться с тем, кто является главным героем книги. Главным, как ни странно, является не человек, не мутант, и даже не ужасное Зло в виде заимствования из кинговской «Безнадеги». Основным персонажем «Слепцов» являются, и это совершенно не странно, пещеры. Комплекс красивейших и волшебных карстовых пещер Нового Афона. И это, несомненно, является главной находкой автора. Почему?
Не потому, что гладиолус, а потому что рассказано с любовью. Можно сколь угодно долго расписывать прекрасные мозаики станции бывшего метрополитена имени Лазаря Кагановича, или упоминать о блестящих носах овчарок. Можно постараться и рассказать о красоте бескрайних северных просторов. Можно попробовать придумать и поведать быль о истинном чаде кутежа во мгле Ада, находящегося в Минске/ Питере/Мск/ нужное подставить. А можно взять, и показать тому, кто никогда не бывал в Анакопии, этот самый зал. Что сложнее? Тут каждый выберет для себя сам.
Ясен перец, что читателю серии «Метро 2033» вовсе не нужен справочник по самим пещерам. Читателю серии подавай тайны, приключения, мутантов и легкую дрожь при открытии каждой новой страницы. А ну, как там, на новой странице, ждет его, читателя, сидящего дома на диване, страшноужасный и злодейский грызожрун гнилоидный?!! Не говоря про злопакостного брандашмыга. Что предлагает автор Ермаков такому типу читателей?
Как и говорил: Тьму. Тьму чернильного цвета, освещаемую лишь еле заметным голубоватым сиянием, где за каждым поворотом прячется лютый буджум, а главное зло таится там, где и не ожидаешь.
Читателю серии в этой книге будет интересно. А еще в ней будет весьма уютно… как читателю. На месте героев лично мне оказаться бы совершенно не хотелось. Ибо страшно. Настоящий страх всегда не имеет клыков, чешуи, крысиного хвоста с шипами длиною метров в пять или когтей с эффектом режущей кромки «болгарки». Подлинный ужас скрывается в самой глубине человека, в его психике и отношению к миру.
Именно с этой позиции мне, одновременно, и понравилось, и совершенно не «показалась» ретроспектива первых дней после Катастрофы. Написанная очень живо и, возможно из-за этого, неровно, она, и это главное, дает первое погружение в ту самую Тьму. Без соплей со слюнями автор рассказывает про первые сложности, про первые столкновения и про первые ужасы. Не чураясь крови и некоторой толики «жести» живописует милые взгляду каждого металлиста, выросшего в 90-х, картинки натюрмортов. Натюрмортов, созданных из плоти и крови живых людей, оказавшихся не в том месте и не в то время. Именно удавшаяся ретроспектива оказывается самым большим жесткачом на протяжении всего текста. Но, повторюсь, кое-что мне не глянулось.
На мой, очень субъективный взгляд, можно было и не прятать голову в песок, добираясь до брошенных станций. В серии и так хватает книг, где откровенность заменяется полунамеками. Плохо это? Да хорошего ничего нет, так как юные читатели строят культ постапа, что вполне естественно, романтизируя его. А какой диссонанс испытал бы читатель, когда сразу после описания изумрудной глади озера получил бы нечто подобное:
«когда голоден по виду крови или кусков кровоточащего тела, наполняющего комнату ароматом смерти, когда в ее ноты вплетаются тонкие звуки страданий, причиняемых умелыми руками врачей, вставших на путь изучения тайн самого прекращения жизни, когда летят в стороны брызги внутренних жидкостей, когда аромат раздираемых крючьями и ножницами внутренностей заполняет все вокруг, когда осколки кости летят под ударами молотка и долота, когда пила с хрустом распиливает череп, разваливающийся с чмокающим звуком, когда на холодный кафель падает серое студенистое нечто, являющееся нашим мозгом»?
Это как пример. Ведь взявшись за тему каннибализма, стоит вести ее от начала и до конца, не пытаясь увиливать от многих моментов и нюансов. Хотя, несомненно, сейчас чего-то подобного хватает. Разве что натуралистичность часто путают просто с чем-то, вызывающим омерзение.
Равно как желание совместить в одном тексте и необходимую жестокость псевдо-реальности и составляющую, отдающую мистикой – порой играет не на руку писателя. Дмитрий Ермаков, создавая «Слепцов», мистики черпнул изрядно. Тут она оказалась вполне себе к месту и времени.
Вера в чудо и мистику людям свойственна не менее, чем желание попугать себя самого. Когда эти темы подаются ненавязчиво и красиво вплетаются в общую канву текста, они только в плюс. Стоит же переборщить хотя бы на одно предложение, и все, интерес отступает. Именно во всех вопросах, касающихся мистической составляющей, у меня возникали противоречивые ощущения. С одной стороны – зачем это надо? С другой – а хорошо. И показанный на ее фоне духовный вождь выживших, вроде бы и очень нужный, и правильный, и совершенно необходимый, неожиданно рассыпается на странный паззл в очень важном моменте.
Именно его внутренние переживания, благодаря которым персонаж, так озадачивший своим появлением на обложке читателей серии, создали для меня диссонанс. То, вот как замечательно, Герман является аналогом Избранного. И вдруг, отож, он же, с непонятной подачи вещего старца, незамедлительно превращается в локального Антихриста. Но, с другой стороны, этот момент как раз, и тоже не особо ожидаемо, создал несколько глав самого настоящего «закрытого», или «герметичного», детектива. Да, сработанного без легкой грации Акунина или давящей атмосферы «Десяти негритят», но все-таки… но все-таки именно детектива.
Весьма неожиданным ходом оказывается факт того, что несмотря на конфликты, показываемые в книге, среди не такого уж и большого социума совершенно нет ярко выраженных негодяев. Есть скрытые споры, есть затаившаяся злость и злоба, есть непонимание друг друга. Но именно коварных злодеящих аки Доктор Зло подонков, щедро и обильно взращиваемых многими другими авторами жанра фантастика, здесь нет. Роль антагонистов играют обстоятельства. Пусть и поданные порой а-ля Deux machine, но, тем не менее, обстоятельства весьма жестокие.
Именно они, наравне с пещерами, двигают сам сюжет дальше и дальше, гоня читателя бок обок с героями, пытающимися просто-напросто жить, создавая подобие мира, пусть и очень небольшого. Мира, кажущегося теплым и добрым к крохотной кучке людей, но обращающегося с ними также как любой читатель обращается с муравьем. Наступил, и не заметил.
Это обстоятельство, очень важное лично для меня, дало возможность проглотить первую треть книги очень быстро. У каждого любителя фантастики, особенно родной, русскоязычной, есть свои собственные критерии оценки. Как правило, пусть это и звучит очень субъективно, складываются они еще в детстве и юности. У самого автора, что несложно заметить, есть свой любимый текст, когда-то сразивший его подобно удар Трэхо в роли Мачете. У меня таковым является «Поселок» Кира Булычева. Именно он, довольно давно, сразу поднял г-на Можейко на ту высоту моего читательского интереса, которую потом так и не смогли покорить братья Стругацкие.
И именно в первой трети «Слепцов» дебютант Ермаков заставил меня вспомнить эту книгу. Не иначе, что во время именно ее написания ему помогала муза, так настойчиво призываемая многими любителями творчества на поприще литературы. Надеюсь, что муза явилась в облике никак не менее прекрасном, чем он же в исполнении Сельмы Хайек в великолепной «Догме». Именно первая треть дала мне понимание субъективности оценки «Слепцов». В чем я честно и признаюсь.
Но, если уж полностью честно, то купили меня сами пещеры. Купили описанием, купили нюансами и точно подобранными цветами. И пусть после половины книги именно им места не отводится совершенно, занимая его, место, возникающими сложностями, пещеры первых … страниц – хороши и чудесны. Именно первое же упоминание про них, идущее в самом начале, дало возможность читать далее. Так как пролог, мало чем отличающийся от сотен других таких же, не впечатлил. Но, повторюсь, добравшись да первого упоминания об отблесках на стенах зала «Анакопия», текст зацепил и потащил дальше.
Не знаю, был ли сам автор на Новом Афоне, доводилось ли ему спускаться в пещеры и знаком ли он со спелеологией? Не знаю, но в данном случае оно совершенно неважно. Каким-то непонятным образом он смог показать мне их изнутри. Это очень хорошо. Похвастаться умением погрузить читателя в описательную часть, особенно отличающуюся от большинства схожих текстов, может не каждый.
И именно описательная часть и погружение в мир Новоафонских карстовых пустот чуть не привели меня к утверждению о том, что своей любимой книгой проекта теперь стоит назвать уже не только «Север» Буторина. Но… Но этого не случилось. Хотя, несомненно, «Слепцы» стоят потраченного времени.
За что автору огромное спасибо. И да пребудет с нами Сила.
DIXI
Dobkachleo, 6 декабря 2013 г.
«Потёмки»
Рецензия на «Метро 2033: Слепцы» Дмитрия Ермакова
Эту книгу я ждал с того самого момента, когда Дима впервые мне о ней сказал. Было это давно, года два назад, а может, и больше. Мне повезло оказаться среди тех, кому он доверил текст на ознакомление. (Правда, окончательную версию я прочитал две минуты назад, но где-то половину от неё, и многие отрывки из второй половины я уже читал в предыдущих версиях.) В результате я стал свидетелем рождения «Слепцов». Помню такие моменты, которые не вошли в существующее издание, и отсутствию некоторых не очень рад. Зато оставшиеся сцены в большинстве своём стали прописаны куда лучше, куда яснее и красивее.
Так уж получилось, что у всех книга как книга, трёхмерная, а у меня как бы четырёхмерная. Тут и там фантомами предстают те сцены, которых уже нет. Вот кот-мутант сидит в джунглях, вот рычит девушка по имени Женя, а вот Ханифа разочаровывается во внезапном поклоннике, узнав его национальность… Впрочем, кое-какие фантомы оказались довольно-таки материальными. Тот же мутант, только без подробных описаний, устраивает охоту на космонавтов. Любовь Арса и Даши — вообще отдельная история, которую Дима неслабо переписал. Кстати, прозвища Арсения Петровича появляются очень поздно, и лишённые четырёхмерного восприятия романа люди вполне могут решить, что Белый Барс он только потому, что это отсылка к одноимённому роману Рамиля Карипова.
Был ещё один своеобразный недостаток в одной из черновых версий: слишком уж атмосфера была неправильная, непостъядерная. Пещерная — да, однозначно. Теперь же она наполнилась той радиоактивной безнадёгой, в укор которой поставлен Новоафонский монастырь на вершине горы…
Нет, ощущение карстовых полостей, волшебное и трогательное, никуда не делось. Более того, не менее чем за два года погружения в этот загадочный мир пещерная система абхазского города-курорта стала мне как родная, хотя я там так и не удосужился побывать. И персонажи, населяющие её, кажутся мне родными и знакомыми. Кажется, что приеду в Новый Афон, поеду на экскурсию в его пещеры, и в зале Апсны обязательно встречу Афоню Лобашова и его племя. И ещё кажется, что они бы встретили меня, как родного, как старого знакомого.
Уже замечали, что далеко не все герои прописаны очень хорошо. Мол, Герман и Даша — без вопросов, а остальные выглядят не очень индивидуально. Что ж, моё мнение таково: не получились только сёстры Бушуевы да герои флэшбеков, вроде Людмилы Ивановны, Гоши, Миши и других. То есть не могу сказать, что они получились ужасно, но насели Дима «свои» пещеры большим количеством людей, и Лада, и Рада затерялись бы, даже несмотря на дар первой. Просто у них крест такой: быть чисто второстепенными героями, и даже не пытаться рваться в главные.
Отдельное внимание стоит уделить, наконец, и протагонисту «Слепцов» — потерявшему память космонавту Герману. Вообще, потеря памяти — ход как будто из сериалов, но если там он используется далеко не сразу, то здесь сохраняет на протяжении первой части романа серьёзную интригу, интригу не только для читателя, но и для самого главгероя.
Да, и напоследок: в книге упоминается американская экспедиция на Марс накануне войны. Может быть, через много лет, если серия к тому времени продолжит здравствовать, а Земля будет описана почти полностью, найдётся американец, способный написать об этих людях. Я бы очень хотел почитать книгу чисто о космосе 2033 года. И, чем чёрт не шутит, такое произойдёт.
На самом деле, я мог бы придраться ко всяким там фактическим неточностям, но не буду. Почему? Ответ прост. «Слепцы» получились не просто романом, а романом настоящим, написанным с душой. Я знал их почти с самого начала, и я честно говорю: мне понравилось!
Igvar68, 10 февраля 2014 г.
Приступая к роману «Слепцы» я уже почитал восторженные отзывы в теме и был настроен почитать хороший роман. Но…
Всё то же «но»! «Корпоративная этика», будь она неладна.
Да, новая локация, хорошие описания, нестандартный сюжет, а вот исполнение на мой вкус не очень. В чём я могу отметить минусы. Наивность героев — это пожалуй основное. Ну не тянут они на взрослых людей. Второе — наличие смешных, и даже я бы сказал детских ошибок в описании. Это явно говорит о неопытности автора. Это, пожалуй, испортило мнее чтение, но это мой вкус. Я не могу его навязывать кому-то. Ведь чем-то он нравится более молодому поколению. Несмотря на имеющиеся ляпы и стилистические ошибки. Я не могу игнорировать эти восторги, поскольку они искренние.
Вот! Я нащупал это слово. Роман ИСКРЕНЕН! А молодежь это чувствует.
Да, Диме не хватает опыта в описании характеров. Не хватает некоторой наблюдательности в мелочах, чтобы создать достоверную картинку. Да, его герои эмоциональны, как школьники, несмотря на возраст, но это и подкупает молодежь. То, что для более зрелых кажется неестественным, для молодых это само собой разумеется. Поэтому они и не обращают внимания на такие явные для взрослых нескладухи.
Но это простительно. Дмитрий – самый молодой автор серии и по сути сам ещё юн и горяч. Хотя, предполагаю, что лет через десять он сам будет читать свой роман с улыбкой и хвататься за голову в особо «интересных» местах. Он поймёт, почему я почёркал всю книгу. Читать эту книгу взрослому человеку, без соответствующих междометий и карандаша тяжело. Но, думаю, как писала Анна Калинкина своему оппоненту, нужна и такая книга. Нужна Дмитрию, чтобы научиться большему, нужна и читателям, потому, что она им понятна. Нужна и нам – писательской братии, чтобы учится на чужих ошибках.
eka007, 5 декабря 2013 г.
Что привлекает меня в романах этой серии?
Сильная личность, у которой есть антипод-злодей и различной тяжести обстоятельства. Во время их преодоления ГГ показывает характер.
Герои Слепцов, их приключения, разговоры, мысли, чувства выглядит как на ходулях. Есть группа героев хороших и еще отдельные личности очень хорошие. Но это скучно. Это все равно как рассматривать доску с портретами рабочих-передовиков или читать характеристики депутатов в Думу, все такие правильные, сознательные, за народ болеющие. Пафосно, театрально, но ни капли не жизненно.
Соглашусь, что пещеры показаны отлично. Но Постядерного романа при этом нет. Получился путеводитель. Очень интересный, художественно, с душой написанный путеводитель по пещерам Нового Афона. Не более. И это плохо, потому что если могу согласиться с мистическим триллером, детективом или любовным женским романом в рамках Вселенной, то путеводитель ИМХО тут не в кассу.
Oleg83tt, 8 февраля 2015 г.
Своеобразный и необычный сюжет, хорошее и яркое повествования/описания являются главными отличительными чертами романа. Сама реализация сюжетной линии мне не понравилась, хотя герои получились интересными. Местами не хватало эмоций, ярких и будоражащих событий, зато повествование от первого лица, чередовалось от третьего, а это запоминающаяся черта произведения. Проходить мимо данной книги не стоит, в ней есть то, что так порой не хватает в жизни — красоты.
xnator, 23 апреля 2015 г.
Книга откровенно слабая.
ПисателЬ инфантилен, не имеет жизненного опыта и должен много работать над характерами и сюжетом, если хочет достойно представлять такую серию.
Хотя описания пещер удались.
AlexxPrimoVictor, 6 января 2014 г.
Будем откровенны: книга не плоха.
Нестандартная — да, но сейчас в серии сложнее найти как раз «стандартный» роман. Немного наивная, местами больше похожая на сказку, чем на постапокалиптический боевик? И это есть. Но едва ли Дима ставил перед собой задачу написать боевик.
Главная удача «Слепцов» — без сомнения, описания природы. В группе вконтакте было высказано предположение (правда, на уровне «мне показалось»), что эти описания якобы сворованы из путеводителей. Ничего подобного. Таинственная, зловещая атмосфера, царящая в пещерах, их суровая, величественная красота — всё это работа Димы и только Димы. Большой удачей тут является то, что люди, ни раз бывавшие в Новом Афоне, не нашли, к чему придраться. Это притом, заметим, что сам автор в этих пещерах не был. Что тут можно сказать, 21 век. Фото, видео на любой вкус. При большом желании описать можно даже то, что не видел сам.
Да, Сочи, конечно, не хватило. Пара эпизодов тексту бы точно не помешали. С другой стороны... Город Сочи, тот самый, с тёмными ночами, становится для героев некой недостижимой целью, и в этом статусе есть свои плюсы.
Высказывались мнения, что герои не прописаны и большинство персонажей, кроме главного, выглядят статистами. Кому как, а я так не считаю. Как минимум, очень хороша вышла Даша. Да, стерва. Да, нервная. Но живая. Да и Алекс, мой побратим, имеет свою изюминку...
В общем, книга на любителя. Но, судя по первому месяцу, прошедшему со дня выхода «Слепцов», любителей таких немало. Посмотрим, что будет дальше :)
И посмотрим, в каком направлении будет развиваться дальше автор.