Артём Весёлый «Россия, кровью умытая»
Роман «Россия, кровью умытая» — самое значительное произведение замечательного писателя, одного из зачинателей советской литературы Артема Веселого. В книге запечатлен облик революционной России, охваченной огнем гражданской войны.
Впервые роман был опубликован в 1932 году. Позже был переработан, и последняя редакция была напечатана в 1935. Хотя автор дал ему подзаголовок «Фрагмент».
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Подвиг 1986'01», 1986 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 4 июля 2024 г.
Есть две границы художественного восприятия Гражданской войны в России, переложенной на литературные рельсы. При этом, они не такие уж и известные, насколько могли бы, в отличие, от теж же Шолохова и К.Седых. Это белогвардейский Арсений Несмелов и, стоящий на противоположных идеологических позициях Артем Веселый. Оба автора очень интересны в плане восприятия Гражданской войны и социальных извемений, связанных с ней. Грусть, и даже тоска стихов Несмелова, вкупе с его высоким слогом, неприятие различных веяний и нравов в своей среде, например сторонников Унгерна, делают его необычным и неординарно мыслящим автором. В отличие от него, Артем Веселый смел, напорист, его роман «Россия, кровью умытая» — это песнь революции словами простых ее участников — здесь переплетаются говоры и диалекты Кавказа, Кубани, Дона, Сибири, и бог весть еще каких мест, собравшихся вместе во время Первой Мировой. По мере своего становления, как социально значимого элемента, лирический герой Веселого — кубанский мужик Максим Кужель (именно мужик, не казак, что он подчеркивает и при встрече с земляками) разговаривает и смотрит, учится уму разуму, и участвует в общих делах, пусть иногда и совершенно бессовестных и жутких. Человек войны, оторванный от родной земли, которую он засевает и пашет только во сне, становится политически грамотным. Вот он едет с фронта с солдатскими голосами в Учрелительное собрание, а вот на станции становится свидетелем разных событий, при этом выменивая эти же голоса на что-то более полезное. От банального нежелания воевать люди проходят эволюцию до идейных большевиков.
Впрочем, надо сказать, что Веселый собирал письма с воспоминаниями свидетелей событий тех лет. Иногда повествование идет от первого лица, иногда переходит к более привычным литературным стандартам. От этого становится более емким ощущение «присутствия», сопереживания происходящему. Именно поэтому, роман и назвается «Фрагментом», словно обрывочным, незавершенным, выдернутым из общей канвы. Но от этого, он становится еще более интересным, живым.
pakin666, 5 апреля 2024 г.
Очень мощная вещь о Гражданской войне в России. В отличие от многих произведений на подобную тематику, главным героем повествования является народ в целом, а не отдельные персонажи, хотя таковые тоже имеются. Отсутствует, обычная для произведений того времени, иллюстрация руководящей роли партии. Показаны люди, подхваченные бурным потоком революции и войны, с пугающей обыденностью рисуются совершенно жуткие картины и ситуации
В какой-то степени всё описанное схоже с романом Владимира Зазубрина «Два мира» или его повестью «Щепка», где отдельный человек уподобляется щепке, попавшей в бурный водоворот грандиозных событий и не имеющей возможности выплыть из этого потока в нужном ему направлении.