Джон Скальци «В клетке»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Изобретения и научные исследования | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В недалёком будущем, по всему земному шару проносится эпидемя нового высокозаразного вируса. Большинство людей, подхвативших его, испытывают не более чем грипп, лихорадку и головную боль. Но одному проценту населения — около пяти миллионов душ только в США — крупно не везёт, так как эта болезнь вызывает состояние «замкнутости». Его жертвы находятся в сознании, но не способны ни двигаться ни вообще реагировать на окружающий мир. Эта болезнь поражает молодых, старых, богатых, бедных, людей всех цветов и национальностей. Мир меняется чтобы бороться с этим новым состоянием.
Прошло четверть века, в мире, который был повергнут в изменения из-за так-называемого «синдрома Хэйдена», агент-новичок ФБР по-имени Крис Шейн становится напарником агента-ветерана по-имени Лесли Ванн. Их посылают расследовать дело об убийстве в отеле «Уотергейт», которое, на первый взгляд, связано с хэйденами, ведь подозреваемый является «интегратором» — человеком способным стать временной оболочкой для «замкнутого». Если, на момент убийства, этот интегратор вмещал в себя разум хэйдена-клиента, то тогда узнать имя настоящего подозреваемого становится проблематичным.
Но слово «проблематично» — это ещё мягко сказано. По мере того как Шейн и Ванн распутывают нить убийства, становится ясно, что настоящая загадка — и настоящее преступление — крупнее чем кто-либо может себе представить. Мир «замкнутых» меняется, и с этими изменениями приходят возможности, которыми амбициозные люди воспользуются любой ценой. Расследование, которая началось как дело об убийстве, приводит Шейна и Ванн из залов корпоративной власти в виртуальные пространства «замкнутых» и в самое сердце зарождающейся, удивительной новой человеческой культуры.
Входит в:
— цикл «В клетке»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2015 | |
лауреат |
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2017 // Переводной роман (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Научная фантастика (14 953 голоса) | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2015 // Роман НФ | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2015 // Научная фантастика | |
номинант |
BooktubeSFF Awards, 2015 // Роман |
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
axelkon, 14 августа 2024 г.
Замечательно написанная история, читается на одном дыхании. Классно закрученная детективная линия в антураже мягкой НФ, она в лучших традициях жанра держит разгадку до конца.
Главный персонаж истории — Крис Шейн — сын знаменитого, богатого и влиятельного борца за права хаденов (обездвиженных в результате прошедшего по всей планете вируса людей), и это важно: в ходе расследования новичок федерального бюро расследования частенько пользуется не столько влиянием, сколько кошельком папочки. Простить такое один-два раза можно, но это происходит слишком часто, некая «мерисьюшность» не особо мешает наслаждаться событиями, но галочку я поставил. Шейн с напарницей работают над делом об убийстве паренька из племени Навахо в отеле «Уотергейт». С самого начала в деле несостыковки, распутывая которые агенты приходят к невероятным выводам.
Сюжет очень бодр и насыщен событиями, основное действие романа происходит буквально за неделю, и в нем есть многое — взрывы, покушения со стрельбой, «прыжки» из тела в тело (хадены пользуются триллами — сконструированных лучшими умами человечества оболочками наподобие андроидов, только управляемыми удаленно), нам раскрывают вариант социализации хаденов, обездвиженных с малых лет или с рождения — благодаря социальной сети «Агора» у них есть возможность строить свой мир, оставаясь в виртуале фактически навечно.
Содержание романа сжатое, на лишние отступления, описания и разглагольствования у автора нет времени. Благодаря чему детектив получился насыщенным и увлекательным, он очень кинематографический.
Так незаметно, книга за книгой, Джон Скальци становится одним из любимых авторов.
Tanufka, 19 декабря 2020 г.
Фантастический детектив, рассказывающий нам о будущем после эпидемии вируса Хадена, заражение которым вызывает необычные последствия: кто-то переболевает в лёгкой форме, как обычным ОРВИ, у некоторого процента заболевших развивается «синдром клетки», т.е. человек оказывается заперт внутри собственного тела, его интеллектуальные способности при этом не страдают, по названию вируса их называют Хаденами. У малого же числа заболевших развивается особое состояние мозга, позволяющее им становиться интеграторами, т.е. хадены могут интегрироваться с ними и использовать их тело, как аватар.
Помимо возможности взаимодействия с окружающим миром посредством интеграторов, количество которых совсем ничтожно по сравнению с хаденами, были созданы также триллы, механические андроиды, перенося сознание в которых, хадены могут ходить, общаться, работать и т.д.
Главный герой книги — хаден Шейн, новоиспечённый агент отдела ФБР, занимающегося преступлениями, связанных с хаденами и интеграторами. Помимо этого он является сыном известного в прошлом спортсмена, а в настоящее время политика.
С первых рабочих дней Шейн оказывается вовлечён в расследование необычного дела, автору удалось создать настоящий детективный роман в антураже технологий будущего.
Книга напомнила мне фильм «Суррогаты», с той лишь разницей, что у персонажей Скальци нет выбора и использование триллов для них — единственная возможность взаимодействовать с привычным нам миром.
Что мне очень понравилось, это культура хаденов, они создали свое сообщество, непохоже ни на что существующее, у них есть своя информационная сеть, в которой есть личное пространство для каждого. Есть хадены, которые заболели в раннем детстве или вообще в утробе матери, и для них, наоборот, наш мир является чем-то чуждым, они не хотят использовать триллы и интеграторов. У них своя культура общения с определенными правилами поведения, они объединяются в идейные общины и впадают в депрессию, если их тело находится в крохотной квартирке, разработанной специально для хаденов.
ChronoLegion, 25 июля 2016 г.
Жаль, что в русском варианте теряется нейтральный тон с точки зрения пола главного персонажа. В оригинале, Скальци очень острожно избегает упоминать пол Шейн, указывая на то, что в мире хэйденов, эти различия неуместны. Для этого он даже настоял на двух версиях аудиокниги романа, одну из которых читает мужчина, а другую — женщина.
Latte, 4 января 2019 г.
Очень понравилось.
Честно скажу, открывал с некоторым предубеждением, думал что будет очередная слезодавилка с борьбой за права угнетенных... но все оказалось гораздо интереснее.
Необычный сеттинг, закрученный сюжет — у Скальци получился очень неплохой фантастический детектив.
osipdark, 22 июня 2016 г.
Вновь после длительной пустоты в колонке решил пополнить ее новой рецензией, и опять же на еще не переведенное у нас произведение. На этот раз «под нож» решил пустить книжку Джона Скальци, с которой надеюсь и продолжу в дальнейшем знакомство с его творчеством, а именно роман 2014 года «Lock in», открывающий одноименный цикл.
И перед разбором данной работы снова хотел начать чуть из далека. А именно с основополагающего фантастического допущения. И даже не столько какого-то конкретного, как например с идеи этой книги, а вообще. С того, как иногда каким-то удивительным образом идеи абсолютно разных авторов, просто людей каким-то непонятным образом пересекаются, возникают параллельно друг с другом. Порой, опираясь на свой небольшой жизненный опыт, опыт моих знакомых и друзей, а поражаюсь тому, как разные люди, в разных концах земного шара, но в одно и то же время доходят до одних и тех же концепций. Конечно, что-то можно объяснить тем, что один творец что-то сделал раньше другого. Второй мог увидеть/услышать это краем глаза/уха, закопать где-то в глубинах своего подсознания, а потом, основываясь на увиденном/услышанном, бессознательно создать нечто похожее. А потом уже дивиться, как же они вдвоем дошли до одного и того же. Возможно, так и случилось с одним моим старым знакомым, увлекающимся рэпом. Временами он не только слушает, читает, но и записывает что-то свое. И в один из таких периодов его жизни ему, якобы, пришла просто великолепная идея для своего альбома. Он целыми днями не выходил из квартиры, сидел, писал, делал минусы на компьютере, соединял все это. А уже перед окончанием работы, собравшись с друзьями, услышал очень знакомый ритм и мелодии. И не только. А после этого он узнал, что это звучал один из трэков альбома одного очень известного рэп-исполнителя (уже не помню, кто это был). Возможно, и тут сработал фактор подсознания, но кто ж его знает... Я материалист, конечно, но не исключаю, что, возможно, есть некоторое пространство идей, ограниченное, которое и дает пищу различным категориям творцов. Красиво, конечно, но маловероятно.
Понимая, что отошел от рецензирования романа «Взаперти» довольно далеко, попытаюсь все-таки вернуться к этому и продолжить предыдущую мысль. Я лично и сам встречался с подобным параллелизмом мышления, что ли. Говорить о всех примерах не стану хотя бы потому, что стороннего текста тут уже и так достаточно, так что расскажу лишь о том, что связано с конкретным произведением. Его основная идея — цивилизация, основанная на личностях, так или иначе разделенных между собой в физическом мире, даже от самого этого мира, обычного общества и действительности, во всяком случае. Подобная же идея встречается и у Уоттса в его самом известном произведении «Ложная слепота» с продолжением в виде «Эхопраксии», где существует цивилизация вампиров, которая из-за усиленного территориального инстинкта также лишена прямого взаимодействия между своими индивидами. И если в последнем случае вампирам и подробностям их кооперации уделяется не так много романного времени, то «Взаперти» полностью посвящен цивилизации, которую по факту можно назвать необщественной — лишенной общества в привычном понимании этого слова и уж точно отделенной от обычного человеческого общества. Хотя и в этой книге хотелось бы чуть больше развития данной идеи, но об этом потом. Все это графоманство я хотел подвести к тому, что и я в одном из своих фанфиков использовал ту же идею необщественной цивилизации как основное фант-допущение, но еще не зная в том время о существовании этого романа. Да, к тому моменту я уже прочитал «Ложную слепоту», но все-таки еще не прочитал «Эхопраксию», где данная идея и получила свое развития. Тем более, что моя ее интерпретация была ближе к Скальци, нежели к Уоттсу...
И наконец уйдя от удивительных совпадений и моих «интереснейших» историй об этом, расскажу о самом романе. Не зря я начал именно с упоминания о его фантастическом допущении. Именно из-за него «Взаперти» и стоит читать. Основная идея действительно крайне оригинальна и получила интересное и разностороннее развитие на страницах книги. Как детективная (полицейская) история она вышла довольно средненькой, хоть и читалась не без интереса. Правда, не особо сильного. Но сравнительно небольшие объемы книги, более-менее простой язык позволяют при возможности познакомиться с этой идеей, которого того стоит.
И что же эта идея собой, собственно, представляет? Предыстория романа говорит нам о необычном вирусе, пронесшимся по планете около 25 лет назад от времени основного повествования. По началу из-за симптомов его характеризовали как новую разновидность гриппа. Но спустя некоторое время после заболевания, когда большинство больных либо умирало от нового вируса, либо же выздоравливало, около 1% просыпались в своих кроватях без возможности каких-либо движений своим телом и реагирования на воздействия из внешнего мира. Характер распространения псевдогриппа начал принимать характер эпидемии, унося миллионы жизней и принося еще столько же абсолютно отрезанных от нормальной жизни людей, пока он не добрался даже то первой леди Соединенных Штатов, которая и скончалась от него. После этого странный вирус, приносящий состояние «locked in» («запирания»), стали называть в ее честь «синдромом Хэйден». Название прижилось в новом мире, а болеющих этим синдромом стали называть Хэйденами. Кроме новых терминов смерть любимой жены президента принесла еще и миллиарды федеральных долларов на исследование синдрома, борьбы с его распространением и, что самое главное, возможность возвращения к более-менее нормальной жизни находящихся «взаперти».
И инвестиции-таки помогли. Появился целый новой и безусловно дивный мир, который можно сравнить с обыденностью из фильма 2009 года с Крепким Орешком аля Брюсом Уиллисом в главной роли «Суррогаты». Такие же гуманоидные роботы, названные «трипами», позволили многим Хэйденам вернуться хоть к какой-то жизни, напоминающей обычною. Также исследования в нейрофизиологии, направленные на изучения последствий влияния синдрома на мозг, позволили определить, что некоторые выздоровевшие при внедрении в их головы определенных искусственных нейро-сетей способны принимать внутрь себя сознания Хэйденов, позволяя при желании им управлять своим телом. Люди, выбравшие подобную профессию, стали называться Интеграторами. Дополнительно к этому было разработано искусственное пространство, некое подобие Интернета для Хэйденов в виде виртуальной реальности, только иной, называемое Агора, в котором в основном проводят свое время люди, уже родившиеся в полной непросветной темноты и абсолютного бездействия «запертого» состояния.
Действия книги начинают происходить спустя четверть века от начала эпидемии, распространения которой постепенно останавливают. Жизнь изменилась. Города наполнены трипами, специальными домами для Хэйденов. Появился целый новый сектор экономики, отведенный на технологии по упрощению и улучшению жизни этого слоя населения Земли. Но назревает кризис. Федеральное правительство США планирует сократить, а то и вовсе отменить большинство льгот и субсидий для страдающих синдромом Хэйден, объясняя это тем, что Хэйдены благодаря современным технологиям уже давно не являются полными калеками и инвалидами. они вполне дееспособны и должны жить без поощрений со стороны правительства и общества. Конечно же, подобное не нравится миллионам Хэйденов. Кризис обещает перевестись из разряда политического в общественный, а дальше и в политический. Это происходит вместе с подведением к концу работы по созданию работающей вакцины от синдрома, которая может избавить от него весь мир и появлением группы сильных хэйденского, да и обычного сильных мира всего, которые не считают подобное спасением. Наоборот, для них лекарство — это путь к геноциду нового, прекрасного и свободного от физических глупостей мира людей человечества, новой цивилизации, а то и вообще иного вида. И весь этот начавшийся вихрь событий происходит с начавшийся чередой убийств, выполненных руками Интеграторов, которые кончают после этого свою жизнь самоубийством. Расследовать его берется специальный отдел ФБР, а именно Хэйден и агент-новичок Крис Шейн, сын Сенатора Штатов, и более опытного агента Лесли Вэнн, которая в прошлом сама была Интегратором. Расследование заводит их в самую глубь политических и экономических интриг, которые происходят одновременно с рождением нового и удивительного человечества.
Не сказал бы, правда, что детективная часть была прямо очень интригующей, а концовка неожиданной, но все равно вышло неплохо. Пусть и хотелось увидеть большего уделения внимания на взгляды по хэйденской цивилизации, что дополнило бы и без того очень разработанную фантастическую составляющую романа, за которую его и стоит читать.
П.С. Ожидаем экранизации книги в виде сериала и появления продолжения романа под названием «Head On».
ChronoLegion, 24 ноября 2015 г.
Довольно интересная история. Ещё лучше прочитать сопутствующую «устную историю» болезни, в которой различные персонажи описывают события, начиная от появления первых заболеваемых до разработки нейронных сетей и первых «персональных носителей», роботов по-прозвищу «Трипы» (от робота C-3PO из «Звёздных войн»), которые позволяют хэйденам вернуться в мир людей, испытывая окружающую среду с помощью сенсоров робота. И на всё это ушло всего-лишь 3 триллиона долларов.
Кстати, более точным было бы назвать болезнь «синдром Хэйден», так как он был назван в честь жены президента а не самого президента.
MaxEd, 9 сентября 2014 г.
Детективная история, чем-то похожая по стилю на Halting State/Rule 34 Стросса. Ничего особенного, но вполне читаемо.