fantlab ru

Роман Арбитман «Опасность»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Опасность

Роман, год

Аннотация:

Книга писателя Льва Гурского написана в жанре политического детектива. Труп, найденный в московской квартире, — лишь звено в цепи загадочных событий, в разное время происходивших в России и за ее пределами. Расследование поручается капитану Максиму Лаптеву, уже известному читателю по роману Гурского «Убить президента».


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


-
-
-
-
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Опасность
1995 г.
Опасность
1996 г.
Опасность
1997 г.
Опасность
1999 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для справки: Лев Гурский — таков один из многочисленных псевдонимов саратовского литератора и культуролога Романа Арбитмана, большого знатока мировой и в частности российской фантастики.

Итак, непосредственно о книге.

«Опасность» роман, конечно, не из новых — написан в середине лихих 90-х и как-бы на злобу дня. Точнее, он в стиле типичном для той эпохи, а ныне в какой-то степени морально устаревший. Собственно, назвать его политическим можно лишь в незначительной степени,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в основном, благодаря вставкам с портретами западных деятелей, имеющих отношение к созданию атомной бомбы; довольно интересными, кстати).

Некий капитан госбезопасности расследует череду загадочных убийств в столице и частично в Саратове, по ходу расследования и сам становится объектом криминальной охоты. Разумеется, капитан — весьма бравый молодец, юморит по ходу, периодически проявляет сверх-интуицию, и с лёгкостью необыкновенной обводит вокруг пальца недалёких злодеев неустановленной принадлежности. Злыдни эти любят «работать» попарно, но обладают крайне низкой эффективностью, с завидной регулярностью в основном попарно выходят из строя, а иногда даже самовыпиливаются на радость обществу и облегчая писательский труд.

Сюжетные коллизии в романе весьма натянуты; в органах массово засели унылые лузеры (к ГГ это, конечно же, не относится). Бандитское руководство реально недалёкое и не дружащие с логикой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
несмотря на то что исключительно Лаптев может привести к разгадке Страшной Советской тайны, его всеми силами стараются вывести из игры.

Ничего сверх оригинального за исключением одной идеи из разряда альтернативной истории в тексте нету. Антураж шаблонен для «прогрессивной» прозы 90-х: брожение в силовых структурах и в головах обывателей, беспринципные шашни политиков, оборотни в погонах, обличительный срыв покровов и т. п. Разумеется, автор в меру иронизирует и слегка покусывает Систему: «организованная преступность была — как и всё в нашей стране — плохо организована».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «Опасность» это сугубо развлекательный, поверхностный и морально устаревший детектив, поэтому и рекомендовать тут, казалось бы нечего.

Но это не совсем так.

Отметим, что у романа есть и плюсы, выделяющие текст из общей массы постперестроечной литературы.

- Присутствуют мотивы загадочного тайного заговора, ныне широко растиражированные в серии«Книга-загадка, Книга-бестселлер», но в середине 90-х тема была явно не избитая. Автор обошелся без масонской а равно библейской символики и прочих культовых заморочек, но зато красной нитью сквозь сюжет проходят поиски могущественного артефакта

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сталинских (естественно!) времён, запрятанном в самом неожиданном месте.Допущение хоть и фантастическое, но не лишенное некоего смысла )

- «Опасность» годно дополняет побочная сюжетная линия: набор ретроспективных зарисовок с участием исторических лиц, которые равномерно вкраплены в текст и постепенно подводят к основной интриге, тайне угрюмого советского прошлого, вокруг которой и разворачивается весь сыр-бор. Заметно, что эти фрагменты выписаны значительно тщательней и в другой манере, нежели основной текст и интересны сами по себе. Хотя выглядят на общем фоне не совсем органично.

В итоге имеем сносное произведение, хотя честно говоря, мои литературные ожидания оправдались не полностью, тем более что Р. Арбитман разбирается в прозе: взять хотя бы его «Антипутеводитель по современной литературе» (рекомендую, кстати), где он не взирая на лица «разделывает под орех» беллетристов наших.

Впрочем, известно: критиковать всегда проще.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх