Александр Галич «Походный марш, или за час до рассвета»
…Они познакомились на дороге, в колонне пленных, среди женщин, стариков и детей, которых на рассвете должны расстрелять — молодой солдатик, загорелый паренек и тоненькая кареглазая девушка. Волею мечты они перенеслись в другой мир, где нет войны и лагеря смерти, где есть все, что делает жизнь человека прекрасной. Они сочинили свое будущее, которому никогда не суждено сбыться…
Работая над пьесой, Галич решил использовать одновременно и стихотворную, и прозаическую форму: смерть людей, которых вели в концлагерь на уничтожение, написать прозой, а остальные эпизоды — когда главные герои мечтают о своем будущем, если они останутся в живых, — стихами.
Пьеса (или «драматическая поэма в трех действиях», как указано на ее титульном листе) была написана в 1946 году, получила визу Главреперткома и принята А.Я.Таировым в Московский камерный театр. Однако постановка была запрещена, причиной стал донос назначенного политкомиссаром в Камерный театр драматурга Всеволода Вишневского. Пьеса поставлена лишь в 1956 году Н.П.Охлопковым.
Для этого спектакля Галич написал песню Комсомольская («До свиданья, мама, не горюй»), которая уже в 1947 году зажила на радио самостоятельной жизнью.
Замысел пьесы был подсказан статьей Василия Гроссмана «Треблинкский ад», написанной им после того, как он в числе нескольких корреспондентов посетил бывшие немецкие лагеря смерти, и изданной в 1945-м отдельной брошюрой. Об этом Галич рассказал 8 июля 1957 года на встрече с коллективом московского рабочего самодеятельного театра Дворца культуры имени С.П.Горбунова, собравшимся делать спектакль по его пьесе: «Статья очень горячая, темпераментная, произведшая на меня очень сильное впечатление. И мне пришла мысль показать это в театре. Но как показать это в театре, как показать в театре уничтожение таким путем людей? <…> И тогда мне пришла в голову мысль — написать пьесу о том, как могли бы жить эти люди, то количество человеческих жертв, людей, биография которых загублена в этих лагерях в самых страшных муках. <…> Если представить необъятное количество этих людей, то среди них были, хотя, может быть, и не все Пушкины, но могли быть люди — вершители больших дел и судеб, больших дел, которые не были сделаны».
=================
В 1946 году издана Главреперткомом на стеклографе для нужд театра, массовым тиражом издана с названием «Походный марш» в журнале «Театр», 1957, № 3. См. также различные варианты пьесы «Начало пути» (Ф. 656. Оп. 5. Ед. хр. 1797; Ф. 1038. Оп. 1. Ед. хр. 4135) и вариант под названием «Дорога» (Ф. 656. Оп. 5. Ед. хр. 1794).
Прижизненные издания (Согласно распоряжения Главлита от 22 октября 1974, согласованного с ЦК КПСС, книги изъяты из библиотек общего пользования, книготорговой сети и уничтожены):
- Галич А. А. Походный марш. Драм, поэма в 3-х д. М., Отд. распр. драм. пр. ВУОАП, 1957, 96 л., 100 экз. Отп. мн. ап.
- Галич А. А. Походный марш. «Искусство», 1957, 99 с., 5000 экз.
- Галич А. А. Походный марш. Таллин. Эстониздат, 1958, 76 с., 2500 экз., на эстонском яз.
- Галич А. А. Походный марш. Вильнюс, 1959, 110 с. (пьеса для худ. самодеятельности) 1000 экз. на литовском языке. Отп. мн. ап.
Входит в:
— «Театр FM», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва