fantlab ru

Денис Овсяник, Сергей Сердюк «Выжечь любой ценой»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.09
Оценок:
33
Моя оценка:
-

подробнее

,

Выжечь любой ценой

Рассказ, год; цикл «фантЛабораторная работа 8+»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)


Периодика:

Меридиан №5 (29) сентябрь - октябрь 2014
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: гость. Гостем можно счесть Вершителя, который сумел заглянуть в черные зоны.

Главный недостаток рассказа — в некорректной выборке параметров оценки сложившегося общества. Нам показали дно мира и золотую верхушку, а про серединку забыли. Между тем, из рассказа следует, что такая серединка есть. Соцработник пообещала громиле с нижнего уровня перемещение его и детей на средний уровень. Поведение журналистки и тех же соцработников показывает, что эти люди живут не в экстремальных условиях, где каждый человек — потенциальный враг и выживает сильнейший. Их доверчивость не на пустом месте возникла, видимо, есть для нее основания в том сегменте мира, где они постоянно проживают.

Четверть населения в куполах, сколько-то на дне, остальные — на средних уровнях. Уровень жизни и количество середняков и надо оценивать. Неужели Вершители с тысячелетним опытом жизни не понимают таких элементарных вещей? Невозможная вещь, на мой взгляд.

И так ли уж страшен и аморален нарисованный автором мир? По сути он показал наше сегодняшнее общество, чуть усилив его противоречия и недостатки. Достоин ли такой мир выжигания любой ценой? Не знаю. Не уверена. Быть может, для мира было бы полезнее выжечь только Вершителей. Эту троицу точно, уж слишком туповата она для управления процессом развития мира в тысячелетних пределах.

Вершители — вообще персонажи непонятные. Они способны манипулировать технологиями (мух наблюдателей модифицировать смогли), они способны генерировать новые технические идеи (купол, собственную систему жизнеобеспечения). Возникает вопрос: зачем им нужно сохранять телесную оболочку? Разве другой формы сохранения разума, духа, души (не знаю, что там у этих старцев осталось) нельзя придумать? Модификацию новорожденных в куполе проводят, куполом каким-то образом управляют, жизнь в дряхлых телах Вершителей поддерживают многие столетия, а технологию перенесения сознания на более прочный носитель придумать не могут? Глупо это как-то для столь древних и могущественных существ.

Два указанных косяка разваливают рассказ. Без раскрытия образа жизни средних уровней и придания Вершителям толики адекватности вся история выглядит нелепо. Тысячу лет премудрые старцы лежали в коконах и развитие мира направляли, потом внезапно узнали, что люди сексрабынь выращивают, ужаснулись, восстали из коконов и мир выжгли. Надеюсь, и сами выжглись тоже. Прочитав рассказ, испытываешь недоумение, и ничего больше. ИМХО, разумеется.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько частей с, как оказывается, не связанными друг с другом персонажами, знакомят нас с несовершенством придуманного мира.

Юная (28 лет) журналистка влипла в неприятности, но осталась жива.

Двое застряли в лифте, один пропал, другая спаслась.

Три старика-Вершителя когда-то вершили, теперь не вмешиваются. Болтают друг с другом, шутят, философствуют, пререкаются с обслуживающим персоналом.

Торговля женщинами, выращенными в инкубаторах, которые (женщины), в свою очередь, вынашивают потомство для других.

Писано старательно, но всё равно серенькие фразы вылезают там и тут.

«Просторнейший зал ненасытно поглощал гостей, поражая своим убранством. Многие диву давались, глядя на открывавшиеся взору богатства и красоты.»

« – Человек перестал быть человеком. Оглупел. Не видит наш указующий перст. А когда видит – попросту игнорирует. К чему искать обходные пути? Неужели людям нравится окружающая их ложь? Они не могут уже обходиться без гнева, злобы… Ими управляет корысть! Сколько лет мы пытались сделать людей людьми… Но даже из доброго дела они обязательно стараются извлечь выгоду. Почему так? Что мы упустили?»

В итоге старики решают быть милосердными – и сжигают весь мир солнцем.

А дальше?

Видимо, дальше – ничего.

А кто здесь последний человек или неожиданный гость? Все люди, проживающие на тот момент в мире, последние? Разве что так.

Социально, избито, высокопарно. Да и идея всемогущих и справедливых правителей, от которых «многое скрывают» — наивная и очень, очень вредная.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эмоционально неубедительный финал значительно меняет читательское впечатление от рассказа. Калейдоскоп историй тут вполне уместен, ибо работает на основную мысль. Сами по себе Вершители как главная пружина сюжета тоже допустимы. Но сохранить такую обострённую сензитивность после столетий наблюдения за человечеством?! Вечные богоподобные старцы не могут быть настолько человечными. Профессиональный цинизм возникает гораздо быстрее. А люди и сейчас не идеальны, чего уж так изумляться и негодовать?

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая этот рассказ, узнавала наш мир, который на сегодня, скорее всего, заслуживает именно такого милосердия к нему. Персонажи выписаны хорошо, а о многих хотелось бы узнать продолжение их историй, например, Дана и Громила, что было дальше? С другой стороны, читательская аудитория вольна домыслить самостоятельно. Дополнительный плюс бал за цепляющее своей игрой название.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав рассказ, хочу отметить прежде всего две вещи: довольно интересная задумка, сделанная пусть и на изъезженной теме постапа, попытка показать деградацию общества будущего, его расслоение.

Второе. Историю сильно портит не важное исполнение. Считаю, что это как раз тот случай, когда текст имеет определенные и может даже весьма неплохие шансы на доработку.

Поэтому, пройдусь по тексту более подробно.

Некоторые фразы кажутся неудачными:

цитата

«Страх заплясал плотным комком по груди и животу.»

цитата

«стерильность в помещении с коконами соблюдалась на высшем уровне!»

- восклицательный знак лишний, он усиливает выражение, но по тексту никто не ставил поддержку стерильности под сомнение, да и читатель вряд ли будет обращать на этот факт большое внимание, а зачем тогда его заострять?

цитата

«Лифт задергался, как эпилептик в припадке».

– очень субъективно, но неудачное сравнение.

цитата

«по ржавой вене гигантской опоры»…

— очень вычурно и непонятно, сама опора представляется в виде вены или что-то в виде вены находится на ней.

цитата

«Нога вместо круглой перекладины стала на плоское».

–встают не ноги, люди встают на ноги. Поэтому здесь всю фразу лучше изменить: «Нога, вместо круглой перекладины, уперлась во что-то плоское.» Либо ещё как-то, но так , как есть – она не читается.

цитата

«Здесь дух троицы удерживали в бренных телах».

– у них, что один дух на всех? Поменять бы на «Здесь души троицы удерживали в бренных телах».

цитата

«чтобы не сказать, скрывал»

— лишнее, либо заменить на «даже скрывал», а лучше вообще убрать.

цитата

Экраны занял милый младенец.

– не читается, как будто занял (захватил) экраны. Вариант замены: на экранах они увидели милого младенца

цитата

«Ар-Вал нервно махнул рукой, затыкая технику.»

– что именно там затыкал, в технике? Может, все же прервал разговор или Ар-Вал нервно махнул рукой, заканчивая беседу.

цитата

«Ар-Вал послушно опустился»

— В кресло?

цитата

«люди с глазами, подобными хозяину кабинета…»

Ляп. люди с глазами, как у хозяина кабинета…

цитата

«За десять-двенадцать раз перевезешь их на склад. «

Может лучше за десять-двенадцать рейсов?

Короче, историю сильно портят такие- вот недоработки текста. Да и сам сюжет неупорядочен: сначала нам показывают один эпизод, затем другой, связи между эпизодами нет. Как я понял, автор хотел показать контраст и ужас мироустройства будущего, показать несколько эпизодов, доказывающих что мир не достоин жить. Но получилось, на мой взгляд, сумбурно. Героям не сопереживаешь, т.к. они действуют эпизодически, сменяясь новыми. Диалоги Вершителей показались мне невыразительными и недостойными таких мудрых существ.

В общем, неплохая идея, наличие темы — плюсы. Сумбурное исполнение, качество текста – минусы. Но рассказ, все же перспективен, но не думаю, что в рамках этого конкурса. Автору желаю удачи. Мои советы субъективны, как и отзыв.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один вариант конца света. Не из-за природного катаклизма. Хотя люди наверняка воспринимали некоторые вмешательства Вершителей как природные катаклизмы. Люди игнорировали указания Вершителей, а те все пытались сделать их хорошими, изжить гнев, корысть, злобу, ложь. Тщетно. И вынуждены были Вершители всё это прекращать. Радикально.

В каком-то смысле Автор нарисовал перспективу нашего общества. Где-то под землей (не в небесах, но принципиально ли?) существуют Вершители. Их три. А можно назвать их Богами. Или одним Богом. Что изменилось бы – один или три? Бог или Вершитель?

В этой картине мира всё те же непонятки, что и в современной: кто создал этот мир, зачем, почему именно так? Но разница есть. В этом мире Боги-Вершители – из людей. Может поэтому крахом все и закончилось у автора, что замысла–то (настоящего, божьего) он не знает и нам не предложил.

Чего вдруг древние люди решили перейти к такой структуре общества и управления? Ответ, конечно, напрашивается: человек становился все хуже и неправильнее. Решили его улучшить.

Был бы исход таким же драматичным, если бы не пытались люди Богами стать?

Кто знает? Автор дал только одну версию.

Зачем автор так подробно расписывал картинки? Чтоб мы прочувствовали? Чувствую – прочувствовал бы, даже лучше, если б все ужать раза в два-три. А тогда что останется? В картинках была жизнь. Но они как бы сами по себе. К выводам Вершителей можно было бы прийти и без них.

Тему не понял.

Концовка разочаровала.

А главное – не за кого было переживать.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

агрыэглуэхххххххх

Тьфу. Простите. Это я чуть только что не захлебнулся в потоке пафоса.

Написано хорошо, картинка перед глазами стоит. С задачей сделать коллаж из антиутопических открыток автор тоже справился. А вот убедить меня в нереальной, неисправимой порочности этого мира — а равно и в логичности финального вердикта Вершителей — не, не вышло. Что, на нижних уровнях не было проституции и торговли людьми? И раньше, когда трава была зеленее — тоже?

Да и в целом — неа. Не убедительно.

И вообще — людей как бы вообще не напрягает жить на такой бомбе с часовым механизмом, как Вершители?

Оценка будет выше средней, конечно. Но нет. Я не убежден, неа.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ состоит из нескольких грубо сросшихся друг с другом кусков. Как будто кто-то переключает каналы. Про журналистку и сломанный лифт, конечно, интересно, но к сюжету эти куски имеют очень посредственное отношение, а поэтому их нужно... нет, не вырезать — наоборот, привязать покрепче к общей канве сюжета.

Самый сильный момент — это с чёрным рынком, и там-то появляются два по-настоящему интересных персонажа. Появляются на один небольшой кусочек, чтобы почти сразу же исчезнуть. А Вершители — ну Гордиев Узел, ну проституция и торговля людьми. Пафосно слишком. Я ожидал посмотреть на «судьбы человеческие», а увидел очередных богов, сжигающих очередное человечество.

оценка, пожалуй, будет крайне средней

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концовка странная. Не вписывается в описанный мир. В остальном история понравилась, люблю такие чахлые, на ладан дышащие, миры)

Напомнило, как уже говорилось, Город над морем серы.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обидно, что автор старался. Особенно в первой половине рассказа. Лаконичные предложения, не слишком много эпитетов. Но, к сожалению, здесь нет ни героев, ни конфликта. Следовательно, нет рассказа. Кусочки, мало связанные между собой. Зарисовка поста- (или пред?) апокалиптического мира. Купола, урбанистические уровни, древние Вершители, клонированные сексуальные рабыни. Разумеется, никакого финала. Выжечь всё любой ценой — как это скучно.

Вообще, чрезвычайно неинтересный набор слов.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Название славное. За него, пожалуй, балл сверху можно накинуть. А вот сам рассказ...Нет, он хорошо, гладко написан (хотя и не без сомнительных метафор вроде «страх заплясал плотным комком по груди и животу»). Но главное ведь не «как», а «о чём».

Сеттинг напомнил «Город над морем серы» с прошлогоднего блица (хотя по атмосферности «Город», определённо, выигрывает у «Выжечь любой ценой»). Бесящиеся с жиру верхние уровни и прозябающие нижние? Вершители, которые вяло переживают за судьбы вверенного им мира, а потом внезапно /место для спойлера/? Ну да, испытанные, проверенные компоненты фантастических вселенных. Но сколько ж раз всё это было… Может, поэтому главки про Вершителей показались мне скучноватыми. А вот жизне- и смертеописание обитателей мира читать было поинтереснее. И всё же чего-то важного и там не хватает. Название, само собой, настраивает на определённый лад. Читаешь начало второй главки – «Беспилотник неожиданно вздрогнул. Хала-Пата тоже», — и понимаешь: о, сейчас нам будут показывать жуткие непотребства и мерзости. Прикоооольна.

Но не показали. Вроде как гибнут невинные персонажи, и надо негодовать и ужасаться – но не получается. И дело не в том, что вставки невелики по объёму. Просто истории, рассказанные в них, никак не тянут на аргументы в пользу апокалипсиса.

Хала-Пата, журналистка с пятилетним опытом работы, зачем-то по доброй воле открывает люк беспилотника и радостно идёт навстречу не очень-то дружелюбным обитателям нижних уровней. Финал немного, хм, предсказуем, и не только в рамках фантастики: в любом городе есть свои «нижние уровни» и их обитатели, жадные до экипировки недотёп-чужаков… Соцработники из четвёртой главы – типичные виктимные персонажи из фильмов ужасов. Ну зачем они спустились вниз? Пересидели бы ночь в кабинке лифта. А так – сами виноваты. Описание дня рождения сына Куратора Седьмого купола (ай да я, ай да рецензент, пять родительных падежей подряд) – мол, зажрались, буржуи, с жиру бесятся, отнять-поделить – ну не вызвало оно у меня праведного гнева, ну совсем. Если хоть кому-то в этом мире хорошо – что в этом плохого?

Завод по производству детей – напомнило «Остров» Майкла Бэя – гадко, конечно. Но, по-моему, сам факт того, что жителям куполов нужны дети, говорит скорее в пользу мира, чем против него. Кстати, как-то не вяжется. Жительницы куполов, заказывающие младенцев – «богатенькие коровы», которые «не любят обременять себя, как правило, вообще ничем». А воспитание потомка – более, скажем так, энергозатратный процесс, чем вынашивание. И зачем они взваливают на себя такую ответственность?

В общем, я искренне не понимаю, почему автор считает, что мир, описанный им, настолько порочен и чудовищен, что заслуживает «милосердия» Вершителей. По-моему, самое жуткое в рассказе – это юношеский максимализм тысячелетних старцев, решивших уничтожить далёкий от совершенства мир.

Ах, ну да, тема – а чёрт его знает. Видимо, Вершители – последние люди на Земле. За уши, конечно, но хоть что-то.

P.S. Кажется, один из шести соавторских текстов я нашла.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх