fantlab ru

Василий Воронков «Песня песка»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.29
Оценок:
7
Моя оценка:
-

подробнее

Песня песка

Роман, год

Аннотация:

Уцелевшие после катастрофы города сотни лет окружены мертвыми песками. Из-за сильного излучения кораблям приходится подниматься в верхние слои атмосферы, чтобы пересечь разделяющую города пустыню.

Она не может дышать без респираторной маски и мечтает улететь на юг, где воздух чище, но знает, что не переживет тяжелый перелет. Он каждый день рискует жизнью, работая в исследовательских станциях в песках, и хочет только одного — вернуться в родной город — но не может, из-за нее.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 260

Активный словарный запас: низкий (2484 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 23%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Песня песка
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Затянувшаяся меланхолия

Как-то не особо зашла мне данная книга. Эдакая типичная отечественная проза о «трагедии маленького человека под жерновами безразличного мира». Та самая, что еще в школе у многих отбивает охоту читать что-либо серьезное до конца жизни. Я к подобным людям не отношусь, но и книги с одними лишь переживаниями и без ярких героев или острых конфликтов тоже не особо люблю. Мне попросту не по нутру тихое угасание.

По сути, перед нами просто история одинокой больной учительницы, где весь фантастический реквизит больше для антуража, который к тому же здесь весьма отходит на задний. Действо можно было бы перенести в какой современный или не очень городок в пустыне, и это мало бы на что повлияло. Какая, в сущности, разница, названия каких городов не могут выучить нерадивые ученики – реальных или вымышленных? Да и вообще книга в основном про внутренний диссонанс и тягучую тоску, просто отягощенные внешними обстоятельствами. Впрочем, из всего этого мог бы выйти атмосферный рассказ (ну или хотя бы повесть), но формат романа в данном случае мне смотрится несколько избыточным. Сюжет как таковой не особо увлекателен, здесь сплошные страдания и переживания, поданные через неспешное повествование. И на какой-то момент это просто начинает приедаться, уже хочется, чтобы, наконец, произошел какой-то надлом или сдвиг, но нет. И даже когда повествование переключается на другого персонажа, сильно это сути не меняет, так как там все то же и о том же, только несколько под иным углом. Как по итогу, на каком-то этапе читать мне данную книгу стало несколько утомительно и попросту неинтересно. Вгонять своих героев и читателей в хандру несколько сотен страниц – как по мне, перебор. Да, для отечественной фантастики подобные книги нынче большая редкость, но это отнюдь не означает, что это некий забытый или прошедший мимо массового читателя шедевр. Просто нишевое произведение, и увы, не я к данной нише не совсем отношусь. С удовольствием поставил бы произведению высокую оценку, будь оно раз эдак в пять короче, а так оно было дочитано лишь в поисках нынче некоего финального катарсиса (коего лично мной обнаружено не было) и в итоге вызвало не только легко-щемящую тоску, но и уже откровенную скуку, а общие впечатления смазались и выцвели.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга проходит по жанру фантастика, но это тот случай, когда за внешне фантастическим антуражем (ветхие, крошащиеся города посреди пустыни, странные зоны, в которых не работает электроника, радио и пр.) – за фантастическим антуражем кроется самая настоящая «боллитра». Сиречь, «Большая литература».

На антуражную фантастику принято смотреть немного свысока. Но здесь совсем иной случай! Под маской якобы фантастики – психологическая проза, над которой продолжаешь думать, давно прочитав книгу. И сама маска эта выбрана декорациями не как в антуражной фантастике («потому что могу»), а из психологических соображений, это не декорации, а необходимый фон.

Сильнейшая атмосфера. Абсурд. Ощущение нереальности происходящего, когда речь ведется от имени героини, ежедневно принимающей лекарства. Отличный стиль, игра слов, сплетающих паутину тонкой психологической прозы.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, когда человек умирает, солнце заходит лишь для него одного. Но что, если обречен и сам мир, неуклонно приближающийся к роковой черте?

Если определять жанр произведения, то оно принадлежит не столько фантастике, сколько психологической прозе, в которой важнее атмосфера, чувства и ощущения, мысли и побуждения главных героев. Да и много ли фантастичного в неумолимо наступающих песках, медленно умирающем городе и неизлечимой болезни? Анаадитва — или просто Ана — изо дня в день едет на работу в шумных, душных и качающихся поездах, что с воем проносятся по эстакадам мимо острых шпилей старых башен и стеклянных панелей икавезменов. Она носит на улицах дыхательную маску, ставит каждое утро уколы и воюет со стареньким приемником.

Быть может, сказалось, что я читал роман будучи простуженным, но вместе с героиней я чувствовал горечь на губах после маски и головокружение в толчее, грезил о голубом небе и старте межзвездной ракеты. Или бродил вместе с Нивом возле внешней станции, мотался над дюнами в жарком салоне вимана, слушал загадочные песни песка...

Роман предельно атмосферен и психологичен, он требует, чтобы читатель слился с героями, подстроился под ритм их жизни и дыхания, вместе с ними радовался и страдал. Но есть и «но» — играющие важную роль для антуража элементы — метеориты, час тишины, наступление песков, бюрократическая система — для сюжета не более чем рисованный задник, который статичен и не получает никакого развития. Автор мог бы безболезненно отсечь большую часть ритмичных повторов рутинных эпизодов, чтобы сократить объем и добиться пущей пронзительности истории.

Итог: трагическая психологическая проза на фоне пустыни.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно, жанр фантастика пугал меня. Я совсем не фанатка такой литературы, но эта книга изменила моё отношение. «Песня песка» затягивает с первых страниц. Автор владеет словом умело,что является редкостью,по-моему мнению, для современных писателей. За что ещё плюс, это имена героев, потрясающие. Анаадитва. Ниверт. Нет шаблонных представлений, ассоциаций, связанных с этими именами. Абсолютно другие люди. За которыми любопытно наблюдать, как за всем новым. В голове появляется совсем другая реальность , тут нужно задействовать свою фантазию, чтобы представить эту историю . Вместе с Нивом я восторженно смотрела на звёздное небо, и над своей головой я представляла «сотни, тысячи звёзд, ярких и тусклых мерцающих и горящих непрерывным уверенным светом.» Автор атмосферно описывает жизнь героев. Я погрузилась в созданный им мир с головой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главная героиня — Ана. Я задыхалась от волнения, когда она задыхалась, и жадно поглощала страницы, чтобы узнать её загадочного Нива.

Я плакала, когда думала о том, что их история закончилась. Рыдала, как стерва, когда умер Нив.

Конец открыт, я это не очень люблю, сначала расстроилась , что автор безжалостно оставил её так долго мучиться. Или мне хотелось чтобы все умерли. Уже сейчас, мне кажется, другого конца и быть не может, кроме авторского.

P. S. . Это как раз я называю «выйти из зоны комфорта». Когда ты привыкаешь читать литературу одного жанра, появляется что-то новое,и ты думаешь, что тебе вряд ли это понравится , потому что ты «не читаешь фантастику». Но ты начинаешь и открываешь для себя новый мир. Как мне дали понять, фантастика даёт ярче понять реальную жизнь. Я рада, что именно с Васи начала путешествие в этот волшебный мир.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Купил случайно — чем-то привлекла аннотация, да и люблю я постапокалипсис, честно говоря.

По сути специально зарегистрировался здесь, чтобы написать отзыв, а теперь даже не знаю, как писать...

Я много читаю, люблю фантастику — но не только фантастику. Эта книга, наверное, обладает самым тяжелым, тягучим, самым «неотпускающим» послевкусием из всех, которые я читал — как посттравматическим эффектом. Это, определенно, не тот роман, который я запишу в список любимых — сделать это равносильно, ну не знаю, тому, чтобы поставить «лайк» сообщению о смерти друга на фейсбуке.

Это, конечно же, не совсем фантастика. По крайней мере, не в привычном смысле. И уж, тем более, не постапокалипсис — здесь нет стандартных для этого жанра тем, да и катастрофа, о которой идет речь в аннотации, в книге не только не играет какой-либо значимой роли, но даже не упоминается (если я не ошибаюсь) вовсе.

Перед нами — альтернативный мир. Города окружены пустыней, разделяемой на различные зоны — вплоть до «пояса ветров», где постоянно падают метеориты, и где падают корабли, если только они поднимаются чуть ли не в космос, чтобы пересечь пустыню (при этом, собственно, выход в космос считается в этом мире невозможным). Сам по себе такой полет — не каждый сможет перенести, включая и главную героиню (смертельно больную). В этом, наверное, и заключается главная интрига книги, если можно так сказать. (Надеюсь, я не сильно проспойлерил).

Атмосфера — пожалуй, одна из сильнейших сторон книги, наряду с ярким образным даже каким-то резким стилем. Атмосфера такая, что ее аж можно резать ножом. Мир, который описывается в книге, балансирует чуть ли не грани абсурда (взять ту же «песню песка») — но в то же время грань эту не переходит.

Событий происходит не так много, книга медленная, подчеркнуто нединамичная, но написана в то же время интересно благодаря некоторой недосказанности происходящего что ли — мир, характеры персонажей и многие другие вещи приоткрываются постепенно, шаг за шагом, как бы медленно разворачиваются перед тобой. Мне кажется, что окружение в каком-то смысле — эта пустыня, неоднородная и неоднозначная, пояс ветров, падающие метеориты (в том числе и в городах), ощущение надвигающейся катастрофы — также являются героями, и через них также раскрывается сюжет.

Главных героев в романе два — мужчина по имени Нив и женщина по имени Ана. Ане посвящены две части книги (первая и последняя), Ниву — та, что посередине. Нив работает в пустыне, выполняя этакий сизифов труд — практически показательно бессмысленную работу. Ана работает в школе, несмотря на терминальную стадию неизлечимой болезни — ее легкие постепенно отказывают, и она вынуждена носить респираторную маску. Лекарства, которые она принимает, чтобы продлить жизнь, как-то влияют на ее восприятие (как наркотик) — и все вокруг предстает перед ней в каком-то абсурдном сюрреалистическом свете. Мы смотрим ее глазами, и перед нами как-то смешиваются реальные вещи, и те, которые придуманы ей под действием лекарств, под впечатлениям событий собственной жизни. Ана и Нив любят друг друга — или по крайней мере считают так. Но в то же время эта книга — не о любви.

Она — про объективную реальность, которая гремит в ушах «песней песка», если можно так выразиться.

Вряд ли я стал бы рекомендовать этот роман всем и каждому — это тяжелое чтение, хотя и написана книга довольно легко. Можно написать много слов, но вряд ли они здесь помогут. «Песню песка» понимаешь, скорее, спинным мозгом, чем головным. Я рад, что сейчас до сих пор пишется и издается такая литература. Другая. Прочитать можно хотя бы для того, что понять, каким может быть фантастический роман. И какой эффект он может производить.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх