fantlab ru

Вячеслав Куликовский «В дни торжества Сатаны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

В дни торжества Сатаны

Роман, год

Аннотация:

Фантастическая история Джона Гарвея, — Президента Синдиката Соединенных Трестов, самого богатого человека Америки, правителя Острова Старого мира и капитана уникального корабля-амфибии «Плезиозавр», — сбежавшего от пожара мировой революции, построившего свою Утопию и чуть не потерявшего голову из-за любви к русской красавице, которую он спас после кораблекрушения. Взгляд на мировую революцию с другой стороны баррикады, из «антисоветского» окопа...

© stax

Издания: ВСЕ (3)

Въ дни торжества Сатаны
1922 г.
В дни торжества Сатаны
2016 г.

Самиздат и фэнзины:


2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный, безусловно, фантастический роман. «Красный Молох» прошёлся по всем континетам, зародившись в России, быстро вызвав там анархию, голод и каннибализм, заставив бежать оттуда «красных вождей» в Европу, а далее рассеиваться по всем континентам. Бывший крупный финансист из Нью-Йорка Джон Гарвей эвакуировался с 2000 теперь уже своих «подданных» на неотмеченный на мировых картах остров в 450 милях от судоходных линий и в 2000 милях от населенных архипелагов, который оградил несколькими рядами минных полей. Основной «козырь» Гарвея — его исключительный дирижабль-подлодка «Плезиозавр» (см. текстовую стр. в описании издания 1922г.), оснащённый радиотелефоном на секретных частотах и опускаемой на тросе кабиной с наблюдателем. Вообщем, постоена идиллическая жизнь с большими запасами и вывезенными 7-ю миллиардами долларов золотом (это в ценах приблизительно 1922 г.)

При желании у хозяина острова можно разглядель общие черты с капитаном Немо и Робуром-Завоевателем (использование, в основном, субмарин, иногда роскошных и комфортабельных; иллюминаторы из хрусталя, резиновые комбинезоны от непогоды; интеллектуальность и полный отрыв от внешнего мира; уединение в глубинах океана;система воздушных винтов дирижабля и др.), а также с Петром Гариным (у того был неприступный Золотой остров, где добывалось золото из оливинового пояса, ну а здесь уже готовые золотые залежи, сопоставимые с золотым запасом США). Любопытны поездки Гарвея «за покупками», когда его суперсубмарина появлялась на судоходных линиях и строго под наведёнными пневматическими торпедами мирно приобретала всё необходимое у команд кораблей за наличные золотые монеты, коих во всём остальном мире давно уже не видели (Пьер Гарри устилал мостовые слитками золота)...

Всё шло замечательно, пока на остров не привезли двух выловленных пассажиров с утонувшего корабля — русских брата и сестру, Жоржа и Мару. На деле Жорж оказался бывшим конторщиком погибшего отца-судовладельца Мары, документы сына которого он присвоил. Авантюрист Жорж овладел в совершенстве каким-то искусством любви, типа Камасутры, чем и удерживал возле себя девушку, а параллельно выдвинулся в «малые вожди» революции, обагрил руки кровью многих жертв и вынужден был бежать. Этот тип собирается, в качестве программы-максимум, устроить на острове пролетарскую революцию, а, как минимум, ограбить Гарвея, «подложив» ему красивую Мару и имея целью развязывание «красного террора» исключительно ради собственного обогащения. Вот она — сущность коммунистов по В.Куликовскому...До самых последних страниц непонятно, чем кончится дело...

Я прочитал роман «в два приёма», не теряя интереса. Интрига сохраняется до последних страниц. Автор, также, верит в восставшую из пепла Россию, первую из всех стран мира, и оказавшую помощь и поддержку остальным, в частности, поставками продовольствия и борьбой с пиратами на коммуникациях. Рекомендую прочитать этот роман, созданный «на той стороне», тем более, что он небольшой и написан хорошим и добротным дореволюционным слогом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые критики научной фантастики считают главным достоинством писателя-фантаста количество технических нововведений и предсказаний. С этой точки зрения наличие самолета-амфибии, превращающегося в подводную лодку настоящее достоинство романа «В дни торжества Сатаны». Немногие люди старой формации, помнящие быт Российской Империи, могли позволить себе описание сложной техники вместо привычных спиритических изысканий. Даже жалко, что столь мощный и уникальный в белой фантастике элемент используется только для декорации.

Гораздо важнее те мысли о мире и человеке, которые закладывает автор в своей книге. В этом отношении роман Куликовского написан старомодно, с чопорным дворянским лоском. Но, и это не недостаток. Автор не видит другого способа написания литературы, можно сказать он наслаждается стариной: её правильностью, утерянным благочестием. Верит он в них слепо и без утайки. Потому и грубо ошибается. Вся концепция романа строится на предположении, что золото обладает не приходящей самоценностью в процессе построения человеческой цивилизации. Когда «великий» философ путает причину и следствие — это всегда смешно. В нашем случае: страшно, грустно, но смешно. Так, не желая видеть мир сложнее, Куликовский раскрывает свою неграмотность. Роман до краев наполнен благородством, а пересказать начало сюжета можно так:

Зная о близком крахе своей родной страны, главный олигарх, глава теневого правительства Америки заранее готовит себе недоступное убежище и успевает сп...спасти золотой запас США.

Особо показательна в этом ключе сцена гуманитарной помощи матросам из внешнего мира. Главный герой и сам автор уверены, что наличие золотой монеты, которая ценнее бумаги поднимает людскую мораль и выстраивает правильные взаимоотношения в обществе. А со стороны очевидно, что написавший видел такое неоднократно — привык и про экономику никогда не слышал.

Неправильность концепции оставляет много вопросов, о которых писатель не задумывался. Почему золото? Ведь с нечистью надо бороться серебром, да и цирконий дешевле. Куда делось золото из внешнего мира? Лично я надеялся на рассказы про то, как красные жрут золото или отправляют его на Марс. Я — за полный трэш! Серьезно! Поэтому, в том числе, считаю что книга даже для своего времени и аудитории не очень удачна. Ведь там только один коммунист-извращенец, и тот скрывает свою гнилую натуру. Хотя по своей сути он круче, чем главный герой, просто потому, что его образ построен на более свежих стереотипах. Не люблю белоэмигрантскую литературу по разным причинам, но уважаю за честность и глупую упертость. Но в романе «В дни торжества Сатаны» на мой взгляд гораздо больше личных и вполне искренних заблуждений. Так что читать его интересно было, пожалуй, только самому писателю.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда речь заходит об эмигрантской фантастике, то многие фантлабовцы морщат нос: мол, что хорошего в этом антисоветском старье (можно подумать, что вал современной глянцевой НФ, написанной усредненным языком, чем-то лучше!). Перову и Наживину уже досталось. Теперь и этот роман, наверняка, тоже попадет под обстрел. Как не раз попадал под обстрел на фронте его автор, — участник Белого движения, полковник лейб-гвардии Волынского полка Вячеслав Яковлевич Куликовский. Как и многие, он не принял большевизма и эмигрировал с последним транспортом из Одессы в Константинополь.

Но как ни странно, в его романе нет махровой антисоветчины. В нем вообще нет ненависти. Напротив, роман удивительно сентиментален, лиричен и мелодраматичен, что несвойственно бывшему вояке.

Перед нами дневник самого могущественного человека Америки — миллиардера Джона Гарвея, сумевшего вовремя убежать от мировой «красной» революции на затерянный в океане остров и выстроить здесь свою утопическую коммуну. К тому же он — счастливый владелец единственного в мире уникального корабля-амфибии «Плезиозавр», умеющего передвигаться и по воде, и под водой и по воздуху. Правда, этот научно-фантастический транспорт, об устройстве которого в романе дается расширенная сноска, не сыграет для сюжета никакой особой роли. Да и грозные события, развернувшиеся в мире, звучат в сюжете лишь отголоском.

По сути, перед нами любовная мелодрама о почти всемогущем, но страшно одиноком человеке, который впервые в жизни влюбился, сам испугался этого чувства и чуть не погиб от своей страсти.

Роман написан добротным старинным стилем, убедителен с точки зрения раскрытия характера главного персонажа и содержит немало узнаваемых деталей. Например, в адрес русского красавца-злодея и его умения употреблять алкогольные напитки один из героев бросает фразу: «Он как губка: быстро намокает, но долго сохраняется в намоченном состоянии».

И что симптоматично: в финале именно Россия, заразившая мир чумой коммунизма, первой стряхивает это иго, восстанавливает монархию и протягивает руку помощи вконец одичавшей, обнищавшей и голодной Америке. Вот так всегда: всех спасаем — и никакой благодарности в ответ...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх