Александр Зорич «Завтра война»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос | Луна ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Вторжение «Чужих» | Клоны и клонирование
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Цикл романов, повествующих о мире далёкого будущего от лица курсанта (изначально) Российских Военно-космических сил Александра Пушкина.
Рассказывается история противостояния Военно-космических сил и межзвёздных кочевников-«джипсов». Но в дальнейшем выясняется что наибольшую опасность представляют не они, а дружественная на первый вгляд цивилизация — Конкордия...
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Сфера Великорасы»
Награды и премии:
лауреат |
Странник, 2008 // Космическая фантастика |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2007 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2007 // Крупная форма (роман) |
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Knight Errant, 13 августа 2018 г.
Я, в принципе, уже привык к тому, что люди пишут рецензии не закончив чтения и даже толком не поняв о чем идет речь, но тут даже я был удивлен некомпетентностью рецензентов. Не всех, конечно и даже не большинства, но очень многих. Именно некомпетентностью, потому что на многие «критические» замечания ответ дан в самой книге. Причем забавно, что некоторые настоящие недостатки романа так никто и не осветил.
Товарищи, совет на будущее. Прежде чем писать рецензию убедитесь, что вы прочитали книгу, ладно?
Сначала я немного покритикую критиков, потом выскажусь собственно о романе.
ACHTUNG, далее легкие спойлеры без ката.
Многие упрекают роман в том, что психология человека XXVII века описана как психология века XXI. Открываем ясны очи и читаем словосочетание «ретроспективная эволюция» (феномен спонтанного возврата к психологии и системе ценностей древних культур). Это — главная научная линия романа и про нее идет речь на протяжении всего цикла. Как ее можно было не заметить я искренне не понимаю.
Естественно многим современным, свободно мыслящим, европейским и просвещенным читателям не понравилась ведущая роль России в романе. Вот, понимаешь, какую гадость авторы выдумали: Россия процветает. Ведь совершенно ясно, что мечтать о величии страны могут только дремучие совки и ватники. Настоящий интеллектуал должен видеть Россию разлагающейся, отсталой и обязательно пьяной. Или, в самом крайнем случае — тоталитарной по самые уши. Во втором случае пьяными могут быть только генералы, но это уже детали.
Дорогие товарищи, «Завтра война» это произведение, внезапно, российской фантастики. То есть ее авторы — россияне. И читатели — вот это поворот! — тоже россияне. А целевая аудитория — юношество и молодежь. Тоже, что характерно, российские. И вот представьте себе, некоторым россиянам нравится думать, что в будущем их страна будет одним из лидеров человечества. Извращенцы, правда?
Нашлись «эстеты», на полном серьезе упрекающие авторов в отсутствии на страницах — внимание, барабанная дробь... секса. Восклицательный знак. Тут я прямо даже и не знаю, что сказать. Расскажу лучше неприличный анекдот в тему:
«У лотка с овощами женщины столпились и выбирают огурцы. «Мне — говорит одна, — вот этот, который подлиннее и потоньше.» «А мне — вон тот, толстенький.» «А мне дайте тот вон, с пупырышками». Тут подходит мужчина и говорит: «А мне — килограмм. Пофигу каких. Я их жрать буду».
Вот также и с «Завтра войной». Я отношусь к тому типу махровых ретроградов, которые научную фантастику читают, чтобы почитать а) про науку, б) про фантастику. А не про то, как, простите, трахаются. Одним словом, очень рекомендую некоторым рецензентам ознакомиться с таким понятием как «жанр», очень полезно при написании отзывов.
Кстати, спешу обрадовать эротоманов. «Про секас» нет только в первой книге, дальше все будет. Причем в цветах и красках. Как говорится, ищите и обрящете.
Кое-кто сравнивает Конкордию с СССР, КНДР и даже с Ираном и Индией. При этом по текстам очень заметно, что авторы крайне слабо себе представляют, что это за страны, каков уклад жизни в них и какие ценности они исповедуют. Необходимо пояснить. СССР в романе, дорогие товарищи, это не Конкордия. Это — Россия. Описание менталитета россиян в «Завтра Войне» — это описание абсолютно советского мировосприятия и советских ценностей. Как водится, многие коллеги не заметили очевидного — ретроспективная эволюция «переселила» менталитет русских в ХХ век. А как называлась наша страна на протяжении большей части ХХ века?
Кстати, другом цикле «Сферы Великорасы» — «Пилоте» даже прямо говорится о том, что русские — коммуняки проклятые, никак не успокоятся. Нет бы жить себе в удовольствие, до всего им дело есть и все им надо «счастье для всех».
При всем этом, настоящие слабости романа остались за кадром. А к таковым можно и нужно отнести следующее.
Во-первых, «ЗВ» претендует на принадлежность к «твердой» научной фантастике. То есть к той, где соблюдаются законы физики, проставлен серьезный акцент на описании сложных технологий и вообще науки как таковой. Но при этом авторы полностью пренебрегают релятивистскими эффектами времени. Оно течет ровно и одинаково что на Земле, что на Хосрове. На мой взгляд, это не делает беднее или хуже само повествование. Но в глаза бросается, причем сильно.
Во-вторых, любовная линия Пушкин — Ланина совершенно и стопроцентно искусственна, не несет никакой сюжетной нагрузки и может быть удалена из цикла без малейшей потери для его качества. Мне кажется, вся она — не более чем попытка авторов (а скорее всего именно женской половины авторского коллектива) немного расширить целевую аудиторию за счет любовного хеппи-энда. Заметьте, первую любовную линию — про Пушкина и Иссу я ничуть не критикую. Она-то как раз вышла очень удачной — отлично оттеняет военный пафос, привносит в цикл личную трагедию и недвусмысленно намекает, что война это кошмар и крушение судеб.
В-третьих, трилогия писалась авторами довольно долго, и они сами успели забыть некоторые детали начала повествования. В результате — куча мелких, но неприятных ляпов. Например, в первой книге Пушкин упоминает, что его отец «был словно сделан из стали и бетона», что, мягко говоря, не соответствует поведению его папаши в третьем томе.
Но несмотря на все эти недостатки, Зоричам удалось главное — создать отличный мир. Вселенная «завтра войны» вышла логичной, пестрой и интересной. Без лишней зауми, но с яркими чертами и «визитными карточками». В этом мире хочется освоиться и пожить — это ли не показатель качества? Кроме того, у авторов получилось хорошо совместить эпическую линию политики и войны с рассказом об отдельных судьбах — это не так просто.
Скажу даже больше — в продолжении цикла, в серии «Пилот» наблюдается вообще редчайшее явление — когда соавтор не испортил серию и даже улучшил ее. Но это уже тема для отдельного разговора.
В общем, получился хоть и не безупречный, но очень хороший цикл. В свое время один из уважаемых мною коллег вопрошал «где же российский Вархаммер? Где отечественные Звездные войны?». Да вот они. Не являясь прямым аналогом ЗВ или 40К, «Завтра война» все равно представляет собой именно что интересную и качественную франшизу, которую можно и нужно развивать (что, кстати, показал удачный пример с соавтором). Так что российская фантастика вполне способна являть миру «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».
mr_logika, 18 февраля 2019 г.
Не одолеть бы мне этот фолиант в 1192 (!) страницы, если бы не ночные дежурства. А ведь написано здорово, не оторваться. Роскошные, феерические Звёздные войны, сложная их политическая подоплёка, неплохо соотносящаяся (с небольшими поправками) с современностью. А какая чудесная молодёжь, причём больше всего мне понравились девушки из враждебного лагеря. Очень понимаю курсанта Александра Пушкина. А военные приключения ГГ и его друзей не уступают приключениям на совсем непохожей войне капитана Сорви-головы, любимого героя моего детства. Хорошее впечатление оставили сцены земной жизни, например, милейший говорящий Братец Лис на крымском курорте. Земные эпизоды чередуются с ещё более причудливым калейдоскопом инопланетных сцен на Фелиции и Ардвисуре. С особым интересом читал те главы романа, где описывается Лагерь Нравственного просвещения им. Бэджада Саванэ на таинственной планете Глагол, и снова Глагол, когда его тайны уже почти разгаданы и когда там появляется удивительный человек Иван Денисович Индрик.
Книга не лишена недостатков, но мелкие они, простительные. Тем не менее, пришлось немало подумать, взвешивая всё на прецезионных весах, прежде, чем выбрать между девяткой и десяткой. На окончательное решение повлияло почти незаметное, вскользь, упоминание о материале, из которого изготовлен штык российского солдата. Это сталь Ижорского завода. В 27-м веке!
Enciso, 14 ноября 2015 г.
После многолетнего перерыва, я вернулся к отечественной фантастике. Примечательно, что мне порекомендовали эту, достаточно старую уже трилогию — как видно, за последние 10 лет в жанре космпооперы не создано ничего более совершенного.
Главное, что хочется сказать об этом цикле — он очень добрый, что нехарактерно для современной фант.беллетристики, в которой даже смирные веб-дизайнеры, попав в 1940 год лично рвутся Хрущеву кадык выгрызать, а уж если речь идет об иной расе, так сам Император велел ее вырезать. Здесь, конечно, смертей тоже хватает, но они как бы остаются за кадром и не смакуются, что лично мне по душе. Неплохо, мне кажется, и то, что секс и алкоголь присутствуют лишь в качестве намеков, что делает книжку доступной для самого младшего возраста. Несогласные же с таким подходом всегда могут обратиться к творчеству, скажем, Александра Бушкова.
Редкая по нашим меркам техническая убедительность тоже способствует интересу к книгам. Как мне показалось, вполне реалистично подано поведение летательных аппаратов и прочих механизмов, причем, не углубляясь далеко в «заклепочные» дебри, благодаря чему книгу беспрепятственно могут читать и люди гуманитарного склада.
Патриотический посыл этих книг буквально балансирует на грани хорошего вкуса. Еще чуть-чуть и был бы перебор со слащавостью, со всеми этими «когда русский офицер устал — за него говорит Россия», но вообще-то это хорошее дело, особенно для воспитания младших поколений (книжка, я напомню, подростковая). Особо понравилось, что нет ни демонизации врага, ни его обеления. Враг есть враг, его нужно бить, но если он проиграл, то никто не будет его связывать по рукам и ногам и насиловать его женщин, детей, стариков и мужчин. А если сильно постараться, то можно договориться с каким угодно чуждым видом. Это, кстати, особо удачные моменты в цикле: описание и общение инопланетян. Понравилось как передана психология сирхов, чоругов и даже ягну. Они получились и непохожими на людей, и, одновременно, понятными.
Вот, пожалуй, основная изюминка цикла и, одновременно, самое слабое место — это концепция Ретроспективной эволюции. Объединенные нации застряли в 20 веке, на Конкордии утвердилось вечное доисламское зороастрийство, в Муроме — славянское язычество, все это создает определенный колорит... и так же убивает достоверность повествования. Это подано как данность, без единой попытки убедить, в результате мир делается потусторонним и игрушечным, сопереживать его героям приходится через силу, и не всегда это получается.
Другой момент — свирепая мелодраматичность цикла, с этими аффектированными эмоциями, театральными жестами и поступками, штампованными мыслями. Чувствуется, что женщина приложила руку.
Впрочем, более не могу вынести ни порицаний, ни восхвалений, и равно далек от восторга и досады по поводу прочтения этой серии книг. Они неплохие, наверное, первый выбор для тех, кто решит знакомить своих детей с российской фантастикой.
Veide, 4 марта 2018 г.
Я начинала читать этот цикл 2 раза. Первый раз — как только он вышел, видимо, тогда я еще не доросла до такой литературы, до той мысли, что заложили авторы в сам цикл. Тогда я прочитала лишь 1,5 книги и «сдулась», но все равно в душе осталось что-то недосказанное, манящее и светлое. Второй «заход» я сделала на Новогодних каникулах, в 2018 году. То ли уже стала значительно взрослее, не только физически, но и морально, то ли просто жизнь научила многому, но... Если сказать, что цикл пошел — значит, ничего не сказать. Он полетел!
В цикле идет повествование от лица сначала простого кадета, Саши Пушкина, юноши, слушателя предпоследнего курса Академии, потом он становится гвардии лейтенантом, полноценным членом своего авиакрыла. Он теряет друзей, однополчан, он сам меняется, развивается, но в душе его остается что-то непостижимо светлое и доброе, вера в Отечество, в Победу, в Правое Дело (как бы пафосно это не звучало). Также в книгах идет повествование от лица гениального авиаконструктора, который создал истребитель, которому нет равных «Дюрандаль», но при этом осознал, что несмотря на это его жизнь прошла зря. Он не достиг ничего, мало того, он все потерял — семью, сына, даже родину и самого себя. И он решается на побег. Но даже удрав от своих работодателей, от самого себя сбежать ему не удалось. Побег же, полный опасностей, подарил ему новый смысл жизни, новую цель, позволил поучаствовать в войне и обрести новую Родину. Еще в цикле ведется повествование от лица одного очень упорного юного ученого, Тани. Она вложила всю себя в достижение цели — стать ксеноархеологом, добилась этого, и хоть ее никто не желал признавать как личность, а жизнь била изо всех сил, Татьяна смогла сохранить себя и остаться человеком.
Вообщем, читая эти книги мне показалось, что я словно бы просматриваю старые добрые советские фильмы о Великой Отечественной Войне: «В бой идут одни старики», «Небесный тихоход» и другие. Тут и потери друзей, близких, тут и доблесть пилотов, и трусость, и отчаянное желание победить, вера в то, что ты делаешь все, что можешь, приближая день Победы. Как будто бы герои А.Зорича стали пилотами и гражданскими, участвовавшими в боях за Сталинград, в наступлении на Берлин, только у них вместо стареньких Яков и Илов — Дюрандали и Горынычи, а простором для страшных сражений стали не СССР и Европа, а просторы космоса. Тут и потери почти всего авиакрыла, как было в годы Войны, когда возвращались домой после победы 2 — 3 пилота из 50 истребителей, первыми встретивших врага над Белорусью. Тут и потери не просто однополчан, друзей, с которыми учился и делил комнату в общежитии. Тут боль и радость.
Не знаю, как кому, но мне очень понравился цикл. Наверное, нам нужны как никогда такие книги — добрые, полные веры в Победу, полные патриотизма, а не поднадоевшие мясорубки с размазанными на десятки страниц кишками и оторванными головами.
Единственный минус цикла: невозможно оторваться. Знаешь ведь, что завтра на работу вставать в 6.30, а все равно думаешь: «Ну, еще пару страничек!» — и это в 2 часа ночи!!!))))
Vzhik, 15 ноября 2018 г.
Если говорить коротко — развлекательное чтиво. Без глубоких идей, без стильного изложения с поверхностным описанием. ОЧЕНЬ много воды, приходилось читать мельком. Следующую «книгу» читать не буду. В голове всё время стояло одно — как «Звёздный десант». Прочел и забыл.
Начал только потому, что нашел в каком-то списке «Самой лучшей фантастики» рядом с «Игрой Эндера», и тут оценки неплохие.
Из плюсов — читается очень легко, прочел за несколько дней.
PlatonT, 29 августа 2019 г.
Заглавный цикл из которого выросла вся серия о Великорасе. В нём мы видим события глазами военного пилота-истребителя А.Р. Пушкина, переживаем состояние мира до войны, саму войну и радуемся Победе. Цикл вышел монолитным и законченным, большинство сюжетных арок, связанных напрямую с Пушкиным, получили окончание и в продолжении не нуждаются. В этом цикле проявились все характерные черты всей серии «Вселенная «Завтра война»» – ведение нескольких сюжетных линий, которые переплетаются с судьбой главного героя, любовная линия с трагическим компонентом, «взгляд из окопа» – мы, как и герой, не всегда знаем о происходящем всё, а скорее догадываемся постфактум.
Само повествование ведётся в стиле романа фронтовика и очень похоже на романы про Великую Отечественную войну, автор, а подразумевается сам Пушкин А.Р., описывает все события как сторонний наблюдатель, который скорее просто рассказывает о случившемся, без привнесения постмнения и постзнания, правда изредка встречаются фразы подобные такой – «Потом эту битву назвали *** и была она внесена в учебные планы, как пример действия истребителей в подобных ситуациях…» и т.д., и т.п. Но это помогает больше погрузится в мир произведения и ощутить всё напряжение момента. Согласитесь, если при чтении литературы про Великую Отечественную мы встретим фразу: «В середину лета 1943 года наш бронетанковый полк был переброшен под Курск», то сразу поймём, что будет дальше. Вот именно для такого эффекта и понабились фразы постзнания в романе.
Так же хотелось бы указать на уникальный и органичный мир цикла – А. Зорич внесли уникальное для фантастики понятие «ретроспективная эволюция», которое позволило использовать более широкий уровень характеров и государственных устройств. В цикле мы встретим столкновение трёх типов государственного устройства: теократию, меритократию и средневековую демократию, за чем наблюдать довольно интересно.
Отдельного слова заслуживают взаимоотношения между людьми. В цикле мы встретим: настоящую дружбу, боевое товарищество, разбитую войной любовь, выгорание на войне и многое другое. Особенно сильные получились романтические линии – их несколько и каждая по-своему уникальна и не повторима, начиная от классики «от ненависти до любви» и «любовного треугольника» и заканчивая столкновения двух судеб на дорогах войны.
MustDy, 30 сентября 2016 г.
К сожалению, осилить цикл дальше середины второй книги не смог. Всю прелесть достойно проработанных боев, технических описаний и характеров героев перекрывают постоянные, неуместные отступления, совершенно левые вставки и очень много воды.
Вот серьезно, впечатление такое, что просто кто-то смешал с книгой сборник рассказов «о космосе и людях». В итоге целые главы порой хотелось пробежать по диагонали... В общем и целом, если забыть о явном перегрузе лирических отступлений — произведение достойно, но вот назвать его именно «космическим боевиком» или «космооперой» — трудно.
Black ermine, 21 января 2013 г.
Честно говоря, по прочтении рецензий на цикл «Завтра война» у меня сложилось впечатление, что многие рецензенты не продвинулись в чтении дальше аннотации.
Никакого «ура-патриотизма» в цикле нет. Есть нормальный офицер с нормальными — подчеркиваю — просто нормальными представлениями о своей профессии и воинском долге. Никакого чрезмерного пафоса в книге нет. Был военный летчик. Наступила война. Летчик сел в самолет (звездолет/флуггер) и полетел сражаться. Во время войны, если кто не в курсе, подавляющее большинство военных летчиков именно так и поступают, как это ни странно. Более того, военные летчики, да и большинство прочих военных, именно для этого и существуют. Где здесь ура-патриотизм? Когда начинается война, то мужчины берут в руки оружие и идут воевать. Это не ура-патриотически-пафосно. Это нормально. Если кому-то кажется странным, что во время войны военные воюют, а не развозят розовые сопли, то проблема в головах таких людей, а не в книге.
Кроме того, в эпопее есть множество эпизодов, в которых «наши» предстают не такими уж безусловно праведными. В книге нашлось место и сомнениям героя, и личной трагедии, и ошибкам, и поражениям. Квасной патриотизм в лице Большого Мурома вообще откровенно высмеивается. Так что упреки в чрезмерной патриотической браваде несправедливы.
Удивляет и то, что многим не понравилось преимущественное положение России в книге. Товарищи, это роман, написанный российскими авторами в России на русском языке и сориентированный в первую очередь на российского читателя. Какая страна там еще должна быть в центре повествования? США? Я уж не говорю о том, что прочие государства занимают вполне достойное место в повествовании — храбро сражаются, проводят исследования и т.д. Россия не «лучше всех» — она просто в центре романа.
Что касается собственно книг. На мой взгляд, произведение получилось отличное. По моему скромному мнению, главное достоинство эпопеи заключается даже не в сюжете, а в создании детально проработанной научно-фантастической вселенной. Описание мира с одной стороны просто, с другой достаточно подробно и детализовано, чтобы запомниться читателю раз и навсегда. На мой взгляд, весьма удачна идея с зороастризмом.
Собственно в сюжете главное и центральное место занимает масштабная, по сути эпическая, линия войны, в которой участвует главный герой. События развиваются последовательно и логично, следить за ходом боевых действий интересно. Сражения в космосе и на земле описаны красочно и захватывающе.
Помимо эпико-героической основной линии в романе присутствуют и сюжетные ответвления, помогающие раскрыться картине мира более подробно. Они приятно разбавляют сражения и добавляют книгам жизненного колорита. Судьбы людей, зачастую трагические, на фоне масштабной и кровопролитной войны как раз уравновешивают военно-патриотический пафос не давая ему стать чрезмерным.
Персонажей в эпопее не так много, но они прописаны детально и запоминаются с первых страниц. Показательно, что разные читатели симпатизируют разным персонажам. Это всегда демонстрирует мастерство автора.
Некоторые недостатки все же присутствуют.
В целом, получилась добротная и легкая в чтении научная фантастика. Лично я считаю, что этот цикл — одно из лучших постсоветских произведений н/ф жанра. Думаю, что объективно цикл заслуживает оценки 8 или 9, но за некоторые моменты, понравившиеся лично мне, ставлю десятку.
fomichdnis, 13 декабря 2017 г.
Меня очень поразило это произведение. Очень редко, где можно встретить такую глубокую мысль, пролегающую через все события книг. Мысль эта известна почти всем, но имеет множество подтекстов: «делай, что должен, и будь, что будет».
Этот цикл практически олицетворяет собой портрет «русской души» с ее патриотизмом, верой и так далее. Той душой, которую хотелось бы видеть в каждом, которой можно восхищаться.
Halstein, 6 сентября 2012 г.
Как обычно большинство читателей не проявили должной наблюдательности и накинулись на то, что лежит на поверхности: на ура-патриотизм. Я и сам поначалу поморщился: неужели решили так примитивно сыграть на патриотических чувствах? Однако ж оказалось — не все так просто. Если ура-патриотизм — это и приманка для читателей, то только отчасти. Он выступает как фон и под ним находится немало интересных деталей:
Все это создает впечатление, что авторы отчасти подтрунивают над своим же собственным стилем, а отчасти пытаются показать, как тот же патриотизм (не ура-) может сочетаться со вполне приземленным реализмом без повального разделения на «белое» и «черное». Клоны вовсе не показываются поголовными негодяями на фоне безупречных наших и заслуживают уважения и свою часть симпатий, но раз уж стали врагами — извиняйте. Такова основная логика.
Идем дальше. Для большей наглядности позволю себе подискутировать с нижеизложенными отзывами. Вот, например, 99intair пишет:
*Цитата* Но зачем при этом поливать грязью другие народы? Одно понятие «наций-комбонантов» чего стоит! Просто напросто взять и забраковать всех(!) американцев, запретить им держать оружие только за то что они американцы! Надеюсь не надо доказывать что это абсурд? Этот цикл подменяет любовь к родине, принебрежением к другим народам. *Конец цитата*
Однако ж авторы проявили куда большую проницательность, нежели авторы части отзывов. Взять те же американцев. То, что наиболее отсталыми являются они — вовсе не случайно и не исчерпывается мелкой авторской местью ненавистным «америкосам». Это сделано с умыслом. И в подтверждение тому на страницах трилогии встречается фраза «А ведь было время, когда американцы бомбили другие страны только за то, что их государственное устройство отличается от американского и все считали это нормальным». То есть авторы пытаются показать ненормальность сегодняшних реалий в исторической перспективе, когда гордо несущие демократию американцы (как в средние века несли крест, а по факту и те, и другие больше хотели пограбить) оказались в арьергарде именно из-за нее. Значит ли это, что, мол, наш порядок самый правильный и вообще вива-ла-Руссе — всех закидаем шапками? Да совершенно необязательно. Я бы трактовал так: не будьте слепцами-утопистами и не надо слепо копировать быт семьи соседа — мы не знаем, что с этим бытом будет завтра и что происходит у него за закрытыми дверями. Или так: то, в чем сегодня ты свято уверен, завтра может вызвать лишь смех — так может чуть самокритичнее нужно быть? Или даже так: к успеху нет единой ровной дороги. Как видите — авторы-таки заложили поле для раздумий, а уж кто что увидел — уже другой вопрос. И вежливое «причесывание» наций под единую гребенку подчеркнутого взаимоуважения смело бы все замыслы из этой области на корню. Точно также авторы вполне различают понятия «уважения» и «раболепия», «свободы» и «безответственности», в чем, прямо скажем, излишне торопливо обвиняют их ряд читателей.
Что касается сюжета, то в целом он производит приятное впечатление, хотя и имеет ряд заметных недостатков. Некоторые линии кажется вымученными, где-то развязке не хватает убедительности, а временами наблюдаются «провисы». Тем не менее авторы неплохо сочетают лихие космические налеты с загадками инопланетных цивилизаций и рассуждениями на тему эволюции (как на примере людей, так и пришельцев). Да, темы затронуты достаточно поверхностно, но для данного жанра вполне хватает. Загадка присутствует, важные вопросы и допущения сделаны и зрелищной космической войне тоже вроде не мешает. А вот что категорически не понравилось — так это любовная линия: плоско, скучно и непонятно к чему. Девушка героя Татьяна откровенна скучна, как и большая часть ее сюжетной линии. Восхваляемый авторами и ГГ ее ум проявлялся редко, богатый внутренний мир — еще реже, а в основном она то закатывала скандалы, то хлопала глазами или плакала у героя на плече. Нужна исключительно для завершения ассоциативного ряда Пушкин — Онегин — Ларина Татьяна? Семейная жизнь Полины и Эстерсона также вызывает вопросы в своей необходимости, кроме как показать, что «русская женщина коня на скаку остановит» и некоторые ее «тараканы». В этом плане даже как-то больше тронул любовный квадрат из героя, его другах Самохвальского и двух девушек-клонов, хоть он и не является каким-то прорывом.
В целом довольно приятный развлекательный роман, не глупый, хоть и злоупотребляющий порою карикатурностью и преувеличениями. Не прорыв, но достаточно крепкая работа, которую можно почитать для расслабления.
Ёла Пална, 4 февраля 2015 г.
Так давно хотелось космической войнушки, что первые две книги зашли легко и ненавязчиво, и даже очень понравились. А и правда, лёгкое чтиво, приятные персонажи. И прям войнушка по всем правилам, стратегия там, тактика... Можно придираться к мелочам, мол всё это напоминает морской бой... ну напоминает... а кто сказал, что не должно? Вон у Лукаса взрывы в космосе слышно...и что? Зато книжка развлекла. БЫ! На третьей книге я споткнулась. Какая-то она инородная. Мне было скучно и я реально боялась, что наши проиграют. Сложилось впечатление, что часть линий обрываются потому что на них уже оперативной памяти не хватает. Как-то... не для чего. Типа «ружьё висело, стреляло, не попало». В общем жаль. Моя оценка не высока, я не ставлю лёгкой литературе высоких оценок. Но я люблю лёгкую литературу. И, скорей всего, ещё перечитаю первые две книги цикла.
99intair, 3 июля 2009 г.
Заметил у многих писателей одну особенность, все видят именно свои страны спасительницами Земли при «вторжении чужих». Не знаю как называется это явление, но я назову его патриоцентризмом. Свойственно многим, и американцам, и англичанам, и туркам (да!) и т.д. Но в современной русской фантастике это заметно больше всего.
Конечно, ура-патриоты этих стран проглатывают такие сюжеты даже не морщась, а как же иначе? Тут «наши» и самые смелые, и самые умные, и самые сильные (а как же иначе?), и генералы наши самые прозорливые и техника самая лучшая и т.д. и т.п. На мой взгляд цикл «Завтра война» как раз такой.
И все бы хорошо, но... что такое патриотизм? Любовь к Родине? — согласен. Я люблю свою родину, я патриот. Но зачем при этом поливать грязью другие народы? Одно понятие «наций-комбонантов» чего стоит! Просто напросто взять и забраковать всех(!) американцев, запретить им держать оружие только за то что они американцы! Надеюсь не надо доказывать что это абсурд? Этот цикл подменяет любовь к родине, принебрежением к другим народам.
На мой взгляд, литратура должна развивать читателя, или по крайней мере не вредить ему. А «Завтра война» вредит. Она ослепляет доверчевого читателя своим шовинистическим великодержавием. Думаете это только слова? Спросите жителей бывших союзных республик или стран Восточной Европы как ведут себя русские приезжая к ним. Я спрашивал. К сожалению наиболее частый ответ «высокомерно». Ну и к «руссо-туристо» отношение соответсвующее. Можно ли быть великой нацией вызывая у других только негатив?
А этот цикл, если подкорректировать имена и названия, на Ура разошелся бы в гитлеровской Германии.
Господа патриоты, вспомните простую истину: все люди равны! Любите свою родину а не призерайте чужую.
Robin Pack, 21 августа 2009 г.
Отличный образец того, как надо писать космооперу про войну в будущем.
В центре внимания — махина войны, наступления и отступления по всем фронтам. Победы и поражения, халатность и шпиономания. Только на их фоне действительно смотрится самоотверженный героизм рядовых, только тогда он убеждает в себе. Когда он не благодаря, а вопреки. К счастью, до чернухи уровня «штрафбатов» тут не доходит. Армия как армия, бывает, что и облажаемся при обороне своего штаба, и Москву ненароком разбомбят. А что тут сделаешь на старых машинах, с лимитом по топливу?
И главный герой, Саша Пушкин, тоже по-бытовому убедителен. Он мыслит как живой человек. Он не сражается за Добро со вселенским Злом — напротив, на той стороне у него любимая девушка, с которой он еще надеется наладить отношения. (А ближе к концу и вовсе узнает, что агрессором были, скорее, наши). Но и не разводит философские сопли внутренней рефлексии, которые у 18-летнего кадета смотрелись бы очень странно. Он действует так, как действовал бы любой из нас: выполняет свой долг, старается выжить и, по возможности, с пользой для дела. А в остальном, будь что будет. Изредка герой геройствует, а в другой раз позорно струсит — эпизод в плену, когда надзиратели нашли крамольную стенгазету. Для плаката Пушкин не приспособлен, зато в жизни люди именно такие.
Не Пушкин выигрывает войну — он если не винтик, то шестеренка средней важности. «Рядовой пехотный Ваня», который распишется на руинах рейхстага. Поэтому, кстати, он лишен ярко выраженных ЛИЧНЫХ качеств — он приставлен изображать русского солдата 'вообще'. Даже имя у него — типичный place-holder. (Умом-то я это понимаю, но на мой вкус, Зоричи могли бы сделать Пушкина больше персонажем и меньше «видеокамерой»).
Книги вызывают удивительное ощущение достоверности и «жизненности», благодаря вниманию к мелочам. Например, ма-аленький эпизод, когда летчик, потеряв ориентацию, улетает из зоны учений, видит «НЛО» и поднимает тревогу: пришельцы высадились! А потом его хватают особисты и берут десять томов расписок: в зону секретных испытаний попал не по злому умыслу, новейшие образцы принял за инопланетную технику, о происшедшем обязуюсь не разглашать... )) Как будто байка из нынешней российской армии, не находите? Или то, как летчики смотрят приключенческое кино и посмеиваются над ляпами. У меня в жизни есть знакомый курсант военного училища, мы с ним именно так боевики смотрим.
Вообще, трилогия Зоричей, конечно, не про будущее. Война с Конкордией — это слабо замаскированная Вторая Мировая. Товарищи бойцы и их пузатые генералы — современная российская и недавняя советская армия, где халатность и смекалка, бездарное командование и героизм рядовых живут в симбиозе. Да и элементы вселенной — телесериалы, театр — они никак не футуристические. Чисто «славянское диско».
«Завтра — война», она ведь и немного ностальгическая. «В героических традициях XX века мы берем всё самое лучшее...» говорит кто-то из второстепенных персонажей. И потом погибает, чтобы защитить этот уютных ретро-мирок не от врага, а от «похмелья». Сразу видна полемика с Хайнлайном: помните его планету Санктор из «Звёздного десанта», обреченную на вымирание из-за отсутствия эволюции биологической? У Зоричей контрдовод: приостановка эволюции социальной сохраняет человечество в целости.
Это, пожалуй, самый спорный момент книги — следует ли человечеству остановиться в ментальности на «достойном» уровне, или — да здравствуют свобода и болезненная ломка сознания? Это не вопрос далекого будущего. Это вопрос завтрашнего дня, выбор, который мы — Россия — делаем уже сегодня.
Итог — хорошая книжка про человека на войне, развлекательная, но не без острых злободневных вопросов. Да, есть некоторый оттенок вторичности, многие не зря вспоминали «Космический Десант» Хайнлайна (с которым авторы ведут заочную полемику), «Черепа» Перумова, но это достойные образцы для подражания.
eollin6, 23 марта 2012 г.
Нет, ну нельзя же так, в самом деле! Это же люди читают! Единственное достоинство опуса — легкий стиль, но в наши дни, используя всю мощь ворда этого может добиться любой не ленивый писатель. А вот что касается остального...
В чем оригинальность сюжета? — ни в чем, написано просто по принципу: пипл хавает космооперы, занчит напишу космооперу. Моден ура-патриотизм, будет вам его по самое нехочу. Что ещё? Любовь нужна? — Вот вам любовь, зело несчастная. Псевдо проблемы, высосанные из пальца и мужественно разрешаемые. Про научную достоверность происходящего прекрасно написали до меня, так что не буду повторять.
Чем интересны характеры героев? — Да ничем. Калька, ходячие наборы штампов. Станиславский бы охрип, оравши своё «Не верю!».
В общем, авторы сварили своё блюдо явно руководствуясь книгой рецептов для микроволновки — чтобы быстро, просто и чтобы было съедобно. Если бы этих книг не стало, человечество бы не обеднело ни на йоту. Единственное, что радует — нет откровенной пошлятины или совсем уж детского сада, как у Авраменко.
Одним словом, чтиво для школьников, которым неохота делать домашку, а к телеку родичи не пускают. Жалко времени на это творение, честное слово.
И, тем не менее, ставлю положительную оценку по той простой причине, что иначе не смогу оценивать шедевры некоторых других авторов — ведь отрицательных оценок у нас не предусмотрено!
nespich, 8 декабря 2013 г.
Понравились первые три книги.(хотя «Время московское» уже слабее предыдущих.--Тупое описание боевых действий утомляет.) Все последующие книги серии--голимый отстой. Исписался Зорич... Свои сюжеты закончились, а тупая стрелялка, от камрада Клим Жуков видимо, просто тошнотворна(да ещё и с перекройкой сюжета ранних книг). Надо было Яну слушать, а не в солдатики играться!:) Понравились все эти оживления сюжета типа «вареники с вишнями/творогом» а-ля «В бой идут одни старики»,отпечатанные до войны военные плакаты а-ля Резун«Ледокол» и мюзиклы :) «Царь Мочило» и «С лёгким паром». Очень к месту. Ну, естественно, не лишено всяких технических ляпов(бытующих в представлении автора). Но это вторично--не надо было концентрироваться на описании боевых действий. Это только портит всю книгу.