fantlab ru

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Незаконная планета»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.02
Оценок:
162
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Далекий Плутон оказался «крепким орешком» для земных астронавтов-исследователей — в районе некоего странного образования, своими очертаниями напоминающего дерево и излучающего невероятное количество энергии, погиб посланный на разведку космический корабль «Севастополь»… Мрачная и малоизученная планета-чужак, залетевшая в Солнечную систему из неведомых глубин бесконечного Космоса, никак не желает раскрывать свои тайны.

И вот через несколько лет начинается подготовка к очередной экспедиции на Плутон… Среди тех, кто желает отправиться, быть может, на верную гибель, — еще совсем юные друзья-приятели Алексей Морозов и Володя Заостровцев, родители которого были на погибшем «Севастополе»…

© Писатели нашего детства. Сто великих имён
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В качестве третьей главы под названием «Лунный доктор» в роман включен ранний рассказ «Полноземлие» (1964).



В произведение входит:


6.37 (54)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 251

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2990 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Незаконная планета
1980 г.
Незаконная планета
1996 г.
Незаконная планета
2002 г.
Незаконная планета
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Жизнь и приключения Алексея Новикова, разведчика Космоса
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень сумбурная. Такое впечатление, что несколько идей и отдельных рассказов спрессованы в один роман, некоторые сюжетные линии чрезмерно мелодраматичны, формальны, и вообще выглядят лишними, присутствующими лишь для количества страниц. При этом самое интересное, к сожалению, нераскрыто полностью или недостаточно – сюжет про Плутон, его жителей и энергию тау-лучей. Несмотря на то, что эта линия и есть основа романа, она же завалена лишним текстом параллельных повествований.

В чём суть линии Плутона. Аборигены холодной планеты получают энергию напрямую из источника посредством лучей. У этих интересных существ отсутствуют органы пищеварения, есть только некий контакт принимающий поток энергии. Собственно, это в некотором смысле одна из популярных современных тем про «солнцеедение» и «праноедение».

Интересно также социальное обустройство сообщества плутонян. Они равномерно трудятся над созданием источника энергии – дерева, с которого получают равную для всех порцию энергии. Излишки энергии уничтожаются. Тем самым достигается баланс в социуме при отсутствии какого-либо расслоения и прогресса.

Если убрать лишнее и дожать главное – было бы 10, а так 5.

Цитаты:

/– Каждое поколение застаёт мир как бы готовым. Но эта «готовность» обманчива, она создаёт иллюзию этакой лёгкости, с которой всё устраивается в жизни. Отсюда поверхностность, даже бездумность./

/Древний не очень складный миф Южных морей о «солнце-боге», дававшем себя «в пищу» людям, Шандор [учёный, основоположник идеи] истолковал весьма своеобразно: как фантастически преломлённую мечту о биофорных – то есть несущих жизнь – свойствах лучистой энергии. Имел ли Шандор в виду тау-излучение?/

/– Вовремя останавливаются те, кто идут вторыми. А первые действуют на ощупь…/

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слишком много сюжетов сразу, им тесно на страницах, герои и события раскрыты куда более скупо, чем хотелось бы. Слишком много линий с открытым финалом, которыми роман просто набит. Никак не разрешены ни загадки цивилизации Плутона, ни необычность способностей Заостровцева и его дочери Нади. Но нельзя же было уместить в небольшом пространстве романа и любимые яхты на Каспии, и таинственные чары полноземлия на Луне, и загадки «незаконной планеты» — Плутона, предположительно залетевшего в Солнечную систему откуда-то извне, и еще много-много всего. Чем-то приходилось жертвовать.

Да, это все та же, знакомая по множеству соцреалистических произведений Земля будущего, та же уютная стабильность — будущее рисуется естественным продолжением настоящего, только чуть улучшенным. Последняя бомба уничтожена, и мир во всем мире наконец наступил. Человечество уверенно осваивает Луну и Марс, добывает металлы на Меркурии и приглядывается к окраинам Солнечной системы. Бесконечный прогресс, прекрасная и наивная вера в науку у «Незаконной планеты» — общие со множеством других книг, выходивших в СССР. Только что ж все герои так отчетливо несчастны? Каждый по-своему, но все они томятся неизбывным одиночеством. Тоня, когда-то веселая хохотушка, жизнь тратит на то, чтобы завернуть близких в теплую вату и никуда не отпускать из гнездышка. Каждый взрыв смеха из детской для нее — сигнал тревоги: не переволновались ли на ночь? Марта, когда приходит домой, видит обычно спину мужа, сидящего за письменным столом. Времени заглянуть ей в лицо у него не находится. Алексей любовно собирает старинные солдатские песни, одна из них становится лейтмотивом романа:

На заре, на заре войско выходило

На погибельный Капказ, воевать Шамиля...

Но абсолютно никому, ни Марте, ни сыну, ни друзьям эти песни не нужны. Так, чудачество, которое снисходительно терпят. А вместе с песнями, нужен ли сам Алексей?

Печальный мотив звучит не только в «земных» главах, столь же безнадежна «плутоновская» линия. Здесь вроде бы даже вызов казенной бравурности, которой грешили советские описания контактов с инопланетным разумом: да с чего вы взяли, что братья по галактике так-таки и бросятся нашим космонавтам на шею? Собственно, и начинается тема Плутона в романе с гибели земной экспедиции. Мрачный финал закономерен.

Все это оставляет необычное впечатление. Грустный роман, полный загадками без ответов и до странности лишенный характерного для советской фантастики оптимизма.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя первая..самая первая НФ книга. Был наверное в классе 4-ом. Прочитал,вернул в библиотеку. А потом..некоторое время спустя украл) Очень мне хотелось ей обладать. Читал её..чуть наизусть не знал. С тех пор не перечитывал. Наверно и не стоит. Возможно не объективен,но оценка высшая.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я, будучи школьником, прочитал этот роман в 70-х годах, на меня сильное впечатление произвела последняя часть — инопланетная цивилизация и попытки установления контакта. Когда, будучи взрослым человеком, перечитал эту повесть два года назад, я очень высоко оценил первую половину, рассказывающую о коммунистическом обществе конца XXI века, и совершенно равнодушно воспринял перепетии иссследования цивилизации Плутона.

«Незаконная планета» — попытка написать эталонный соцреалистический роман о коммунистическом обществе. На мой взгляд, это получилось очень удачно. Люди, их взаимоотношения, конфликты, решения конфликов — убедительно и хорошо продумано, да и язык хороший. Некоторая затянутость тоже является характерной стилистической особенностью социалистического реализма, и в «Незаконной планете» эта затянутость не раздражает (меня, по крайней мере, не раздражала), а является дополнительным источником удовольствия от чтения.

Если в подростковом возрасте, в период всеобщего, тотального господства соцреализма, мне хотелось оставить от книги только вторую, «плутоновскую» половину, то сейчас мне даже жаль, что Войскуновкий и Лукодьянов прицепили к своему прекрасному роману о прекрасных людях прекрасной Земли философско-приключенческие главы. Они хорошие, не спорю. Но мне они показались лишними. К панораме коммунистического мира они отношения не имеют.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы типичная твёрдая НФ советского образца, и при этом весьма необычная. Нестандартна тема (Плутон), нестандартен объект исследования (технологическая и при этом застойная стратифицированная цивилизация, живущая за счёт потребления космической энергии), необычно обращение к сомнительной теме биополя, да и многие детали, включая снежного человека. Самое удивительное то, что почти все загадки так и остались загадками. Тем не менее, космическая основа сюжета так и не смогла захватить по-настоящему. Такое впечатление, что авторы сначала загорелись новой идеей, а потом понемногу остыли к ней.

Земная тема оказалась интереснее космической. Здесь я согласен с предыдущим оратором. Общество конца XXI века, безусловно, коммунистическое. Об этом ни разу не упоминается (что тоже необычно), но явно подразумевается. Но при этом «Незаконная планета» не имеет ничего общего с коммунистическими и вообще прогрессистскими утопиями. Нет стремительного рывка в науке и технике. Да, летаем по Солнечной системе, но других чудес не видно. Нет разрыва культурной и бытовой традиции. Нет советов самых мудрых товарищей, которые руководят обществом, как нет и предустановленной ими гармонии. Нет атмосферы всеобщего энтузиазма и устремлённости к единственно правильной цели. Нет той массы счастливых лиц, которая почти всегда кажется принудительно осчастливленной. Герои здесь счастливы не больше и не меньше, чем в любую другую эпоху. Они проживают жизнь, полную радостей и неприятностей, успехов и проблем (проблем обычно больше, чем успехов). Далеко не все мечты сбываются, а то, что сбывается, выглядит совсем иначе. От этого победы и поражения героев кажутся достовернее, а общественный порядок представляется естественным для человека.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман. Решил было почитать из советской фантастики и увлёкшись, — так как текст не столь сложен, как скажем у Карда в «Ксеноциде», а более плавен, нечто Павловской «Лунной радуги» (ну где — то рядом) — к окончанию произведения понял, что, ну вот же блин, а ведь читал то. Тогда видимо не зацепила. А вот теперь — понравилась. Да, идиолизированна, да люди врядли бывают такими и так самоотверженно не поступают. Но давайте вспомним о чём книга и в каких социальных условиях возрастали и воспитывались герои книги. Так что стоит прочесть. Неплохо высветвлены живописные картины Внеземелья, описание космической навигации и пилотирования. Подобные описания просто радуют. А вот проблемы и астропозиционная локализация Плутона совершенно не раскрыта, за что огромный минус авторам... А на небольшое отклонение к коммунизму не стоит и обращать внимание. Эта черта социальности смотрится в произведении не как пропогандизм, и весьма органично.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея плутонской цивилизации — очень интересна и оригинальна, именно из-за нее дочитала книгу, пересказала мужу и порекомендовала знакомым, которые любят фантастику. Но роман слишком перегружен техническими деталями, а также — есть ружья, которые так и не выстрелили, например, необычные способности дочери Володи и некоторые моменты с Алексеем. Однако, авторы заинтересовали, и прочитаю еще что-нибудь у них на космическую тематику. Хотя, историческая фантастика им удалась явно лучше, например, «Очень далекий Тартесс».

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга из далекого детства. Помню, что там было много совершенно неинтересных «производственных» моментов. Помню, что там было немало «идеологии». Но вся эта мишура совершенно забылась. Поблекли и стерлись из памяти и все перснажи романа.

Запомнился ярко и навсегда лишь образ далекой «плутонянской» цивилизации, точнее того что от нее осталось. Цивилизации замершей в своем развитии на долгие миллионы лет, потерявшей разум замененный на ритуал, цивилизации с которой невозможно достичь Контакта. Именно этот образ деградировавшего разума и представляет главную художественную ценность посредственной в общем то книги.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохой роман, хотя, конечно, он явно распадается на две неравноценные части (условно — земную и космическую), при этом земная мало, что не получилась вовсе, но еще и имеет кучу каких-то непонятных торчащих хвостов (типа увлечения героев военными играми, что якобы резко отличает их от всех прочих детей — остальные только в салочки играют), никак не сыгравших впоследствии.

Космическая вышла покруче, но — она уж очень дерганая. То Юпитер, то два Плутона (причем разных Плутона), то Луна.

Понравилась идея о чужой планете, очень понравилась идея о замкнутой на выполнении ровно одной функции цивилизации, ну и то, что ростки такого могут пробиваться и на Земле тоже — понравилось больше всего.

Плюс весьма интересно, как авторы обходили негласный запрет на изображение в будущем жестких конфликтов (ведь без конфликта не напишешь увлекательную приключенческую повесть).

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если из романа удалить космическую составляющую, то получится стандартный производственный роман того времени, каких было написано великое множество на все темы производственной жизни СССР и всех ее территорий. В принципе если отделить изучение Плутона с его непонятной цивилизацией, то могла бы получиться неплохая фантастическая повесть. Хотя можно серьезно поспорить с наивностью постулатов такой цивилизации. В целом с учетом даты написания романа и того какие произведения были написаны другими зарубежными авторами и уже известными советскому читателю данное произведение довольно слабое, затянутое и неинтересное.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое прочитанное в моей в моей жизни фантастическое произведение. Если не ошибаюсь, на дворе стоял 1982 год. Сейчас, по прошествии стольких лет, роман выглядит довольно примитивно, но тогда ( мне было 9 лет) я был от этой книги без ума. И с тех пор я стал ярым поклонником фантастики. Поэтому 10 баллов.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга абсолютно не понравилась. Затянутая, долго рассказывается о детстве героев, затем о их детях. Непонятна концовка: почему так патетично относятся к гибели космонавта — обычный человек, а пишут как о великом герое.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх