Тимур Алиев «Второй уход марсиан»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Они исчезли. Ушли. Улетели. Кого теперь наградят? Кого обвинят в коллаборационизме? Кто получит компенсацию? И какую? Впрочем, директивы прекращать сбор желудочного сока пока не было…
Входит в:
— цикл «Свободные фантазии на тему миров Стругацких» > Антологии > Мир Стругацких. Полдень и Полночь
— антологию «Мир Стругацких. Полдень и Полночь», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 6 апреля 2022 г.
Всё правильно. Зажравшийся обыватель и коллаборационист никогда не признается даже себе, что он такой. Нет, он себя героем выставит, а тех кто пытался, хоть что-то сделать обвинит во всех смертных грехах. Себе припишет его заслуги, а ему свои подлости. Это у него самозащита такая, психологическая. Да и не только психологическая. Иначе его рано или поздно с спросят, а чем ты собственно занимался в лихую годину.
Darth_Veter, 23 сентября 2020 г.
Данный рассказ — продолжение или даже завершение сатирической повести АБС «Второе нашествие марсиан». В ней корифеи советской фантастики попытались ответить на острые социальные вопросы своего времени: есть ли общая цель у всего человечества? что такое достоинство человека и с чем его едят? что в действительности нужно человеку — прогресс и знания или спокойствие и уверенность в завтрашнем дне? По воспоминаниям самих авторов, ответа они не дали, а читатели его так и не нашли.
И вот теперь за дело взялось молодое поколение фантастов, выросшее на ниве вольности Перестройки. Что же предлагает нам новый автор по имени Тимур?
Во-первых, марсиане ушли. Да-да! Они покинули нашу планету по неизвестным причинам. И началось... Местная администрация растерялась от такого неожиданного исчезновения и не знает, как ей поступить: то ли кричать «ура» и в воздух чепчики бросать или же «погодить» на всякий случай с выражением радости. Судя по тексту рассказа, чиновники остановились на втором варианте. Наверно, решили подстраховаться на случай третьего нашествия. Желудочный сок продолжают собирать, а сеять зерновые посевы еще не начали. Другими словами: марсиане сгинули, но дело их продолжает жить.
Во-вторых, народ быстро разделился на два лагеря: на тех, кто служил космическим захватчикам, и тех, кто пострадал от их террора. Первые стремятся куда-нибудь по-тихому улизнуть, а вторые — ловят первых и требуют от властей компенсации за принесенный марсианами ущерб. Быть пострадавшими становится даже модным.
В-третьих, всё земное общество замерло в ожидании грядущих событий — чего ожидать? То ли налаживать мирную жизнь, то ли готовиться к новому вторжению. Не марсиан, так венерян, к примеру. Пока выбор не сделан, продолжают действовать старые порядки.
Какова ж мораль? Тут много всяких ассоциаций. Укажу лишь главное. Понятие «общество» по крайней мере в нашей стране — вещь условная. Можно сколь угодно ссылаться на него разного рода умными фразами типа «общество требует» или «долг перед обществом», но в реальности общество весьма инертно и «прогибается» под любую падающую «сверху» бумажку, какой бы глупой и странной она не была. Как присно-помянутый сбор желудочного сока. Кому он там понадобился — неважно, главное — есть разнарядка и нужно ее выполнять! Вот и собирали всем миром, хотя понимали, что выглядят идиотами со стороны. Разве марсиане в этом виновны? К слову, их толком-то никто и не видел! Что-то промелькнуло в небесах — вот и всё нашествие. А все глупости на Земле творило то самое общество, которое потом посчитало себя оскорбленным. Именно поэтому я считаю, что нашел ответ на вопрос АБС: никакого коллективного достоинства у землян нет. Каждый живет со своей совестью и своим собственным понятием справедливости. Не состоялись мы еще как космическая нация — слишком разные мы, слишком много в нас от прошлых веков.
Правительство тоже оказалось не на высоте. Вместо организации сопротивления захватчикам заняло соглашательскую позицию и стало своеобразной прослойкой между своим и чужим народами. А как вы думаете, куда денутся наши чиновники, если завтра Россию завоюет какой-либо внешний враг? Тут всего два варианта: либо ..., либо .... (сами додумаетесь, а я подставляться не хочу!).
Неужели мы деградируем как вид? Еще Достоевский 200 лет назад задавался вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Почему за прошедшие годы никто не посмел ответить на него во всеуслышанье? Потому что от этого ответа зависит не только чье-то личное благополучие, а благополучие всех народов без исключения. Такое бремя возьмет на себя далеко не каждый...
------------
ИТОГ: сатирическое изложение социальных проблем современности, изложенное языком древнегреческих мифов. Смешно? Нет, скорее грустно. Потому что это и не шутка вовсе.