fantlab ru

Александр Солженицын «Свет, который в тебе (Свеча на ветру)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Свет, который в тебе (Свеча на ветру)

Другие названия: Свеча на ветру (Свет, который в тебе)

Пьеса, год (год написания: 1960)

Входит в:

— сборник «Собрание сочинений, т. 5», 1969 г.

— сборник «Пьесы и киносценарии», 1981 г.


Собрание сочинений, т. 5
1969 г.
Собрание сочинений, т. 5
1969 г.
Собрание сочинений, т. 5
1969 г.
Собрание сочинений, т. 5
1971 г.
Пьесы и киносценарии
1981 г.
Собрание сочинений. Том восьмой
1981 г.
Пьесы
1990 г.
Республика труда
2016 г.
Пьесы и сценарии
2017 г.

Периодика:

Студент, 1968, № 11/12
1968 г.

страница всех изданий (10 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Вслед за трилогией 1945 в 19-м томе следует самостоятельная пьеса. Последний в творчестве Солженицына подход к сцене. Данных о постановках у меня нет, думаю, что их и не было.

Вслед за Технократором повторю: неожиданно. Совсем не в стилистике автора. Мне кажется, он ничего подобного никогда больше не писал. Чистая спекуляция с собой любимым в главной роли. ГГ чуть за 40, он учился в университете, потом воевал на мировой войне, потом сидел 9 лет (почему-то в пустынной Каледонии, может, потому, что на К?), потом был оправдан, но еще 5 лет жил там же в полунищенских условиях, преподавал математику в школе. Что еще надо? И зовут Алекс.

И вот вернулся Алекс в светлый город, обласканный солнцем и морем, в родной университет, а там жизнь! (в городе), а там наука! (в университете). Да какая наука! Там уже биофизики, ни много ни мало, меняют эмоционально-личностный и поведенческий профиль человека, так сказать — стабилизируют. Там кибернетики уже почти разработали машину, которая будет, на основе вводных, просчитывать социальный эффект внутригосударственных преобразований, выбирать полезные и отсеивать бесполезные, а еще и военную доктрину в мирное время и стратегию и тактику в военное определять.

И что с того, что, под воздействием сильного стресса, объект вышел за пределы стабилизации? Все это можно поправить, доработать. Тем более сам объект не против: быть стабильной ей нравится гораздо больше, чем впадать в неконтролируемую истерику по любому поводу. И что с того, что государственные люди и генералитет не в восторге от перспективы быть замененными на ИИ. Это сопротивление, конечно, существенно, но можно найти разумный компромисс.

Наивные 50-е, вторая половина, щенячий восторг по поводу возможностей науки. Все нам теперь по плечу, а что пока нет, так это пока. И только Алекс страдает неразрешимыми экзистенциальными вопросами, все про совесть вспоминает. Он ведь знает как лучше, кому что делать, а кому что не делать, другие же — они глуповатые, без его подсказок не разберутся. Не знаю, вольно или невольно, но автор представил очень точное распределение типажей со всеми их положительными и отрицательными чертами. Может, где-то с морализаторством и перегнул, но не сильно. Может, где-то и пытается манипулировать читательской оценкой, но получается не всегда, иногда совсем не получается.

Постановочный потенциал нулевой, хотя никакой крамолы в тексте нет. Стоит ли читать? Трудно сказать, очень не типично, только для любителей и комплетистов.

Оценка: 9
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно неплохо! Жаль, что произведение осталось малоизвестным. Опыт «реалиста» с фантастическим элементом. В небольшом объёме затронуто очень много глубоких тем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
»- Вы всё спрашивали, Кориэл, зачем наука? Вот я снова лежу и вдруг с ясностью понял, что мог ответить. Не надо сму­щаться внешними целями науки — кто и куда хочет ее направить, для чего использовать. Кстати, уже не раз ее запрягали везти в одну сторону, а она смеялась и привозила в другую. Но кроме целей явных, видимых всем, у науки есть еще какие-то таинственные. Как у искусства. Наука нужна не только нашему разуму, но и нашей душе. Осознать мир и осознать человечество может быть так же необходимо нам, как... иметь совесть»

Размышления, в чём-то частично сходные с философский проблематикой также незаслуженно малоизвестного замечательного романа Герберта Уэллса «Необходима осторожность» (книги «фантаста» в жанре реализма).

Персонажи, их жизненно-бытовые отношения тоже получились отлично.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх