Александр Солженицын «Свет, который в тебе (Свеча на ветру)»
Входит в:
— сборник «Собрание сочинений, т. 5», 1969 г.
— сборник «Пьесы и киносценарии», 1981 г.
- /период:
- 1960-е (4), 1970-е (1), 1980-е (2), 1990-е (1), 2010-е (2)
- /языки:
- русский (10)
страница всех изданий (10 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
carex69, 20 декабря 2025 г.
Вслед за трилогией 1945 в 19-м томе следует самостоятельная пьеса. Последний в творчестве Солженицына подход к сцене. Данных о постановках у меня нет, думаю, что их и не было.
Вслед за Технократором повторю: неожиданно. Совсем не в стилистике автора. Мне кажется, он ничего подобного никогда больше не писал. Чистая спекуляция с собой любимым в главной роли. ГГ чуть за 40, он учился в университете, потом воевал на мировой войне, потом сидел 9 лет (почему-то в пустынной Каледонии, может, потому, что на К?), потом был оправдан, но еще 5 лет жил там же в полунищенских условиях, преподавал математику в школе. Что еще надо? И зовут Алекс.
И вот вернулся Алекс в светлый город, обласканный солнцем и морем, в родной университет, а там жизнь! (в городе), а там наука! (в университете). Да какая наука! Там уже биофизики, ни много ни мало, меняют эмоционально-личностный и поведенческий профиль человека, так сказать — стабилизируют. Там кибернетики уже почти разработали машину, которая будет, на основе вводных, просчитывать социальный эффект внутригосударственных преобразований, выбирать полезные и отсеивать бесполезные, а еще и военную доктрину в мирное время и стратегию и тактику в военное определять.
И что с того, что, под воздействием сильного стресса, объект вышел за пределы стабилизации? Все это можно поправить, доработать. Тем более сам объект не против: быть стабильной ей нравится гораздо больше, чем впадать в неконтролируемую истерику по любому поводу. И что с того, что государственные люди и генералитет не в восторге от перспективы быть замененными на ИИ. Это сопротивление, конечно, существенно, но можно найти разумный компромисс.
Наивные 50-е, вторая половина, щенячий восторг по поводу возможностей науки. Все нам теперь по плечу, а что пока нет, так это пока. И только Алекс страдает неразрешимыми экзистенциальными вопросами, все про совесть вспоминает. Он ведь знает как лучше, кому что делать, а кому что не делать, другие же — они глуповатые, без его подсказок не разберутся. Не знаю, вольно или невольно, но автор представил очень точное распределение типажей со всеми их положительными и отрицательными чертами. Может, где-то с морализаторством и перегнул, но не сильно. Может, где-то и пытается манипулировать читательской оценкой, но получается не всегда, иногда совсем не получается.
Постановочный потенциал нулевой, хотя никакой крамолы в тексте нет. Стоит ли читать? Трудно сказать, очень не типично, только для любителей и комплетистов.
technocrator, 18 декабря 2018 г.
Неожиданно неплохо! Жаль, что произведение осталось малоизвестным. Опыт «реалиста» с фантастическим элементом. В небольшом объёме затронуто очень много глубоких тем.
Размышления, в чём-то частично сходные с философский проблематикой также незаслуженно малоизвестного замечательного романа Герберта Уэллса «Необходима осторожность» (книги «фантаста» в жанре реализма).
Персонажи, их жизненно-бытовые отношения тоже получились отлично.