fantlab ru

Инна Живетьева «Тридцать седьмое полнолуние»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
31
Моя оценка:
-

подробнее

Тридцать седьмое полнолуние

Роман, год (год написания: 2018)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Проклятые существуют.

В этом мире они во власти Управления регистрации и контроля. Там решают, может ли человек сдерживать проклятие. Если нет – он виновен? В какой мере? Ответ определен законом, но не всех он устраивает.

Общество разделилось: одни считают, без прямого умысла нет вины, другие – проклятых нужно уничтожать. Шанс снять проклятие настолько мал, что не стоит принимать его в расчет.

Ситуацию необходимо изменить и большая игра началась. В ней каждому отведена роль. В том числе и Нику – мальчишке из интерната, блестяще образованному беспамятному Немому. Во время Арефского мятежа Ник потерял родителей, научился убивать и увидел, что оборотень может сделать с человеком. Так каково его место в этой игре?

Примечание:

Август 2011 — октябрь 2018.

Ознакомительный отрывок: https://author.today/work/12451


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 344

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3020 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 39 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Тридцать седьмое полнолуние
2022 г.

Аудиокниги:

Тридцать седьмое полнолуние
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забегая вперёд можно сказать, что роман получился интересный и даже необычный. Инна Живетьева не следует общепринятым направлениям и пишет что-то своё, характерное, что можно в принципе заметить и в других произведениях автора. Конечно направление городского фэнтези, причём с уклоном в подростковую литературу, это не то, что я предпочитаю читать, но в данном случае переживания и психология подростков не настолько меня напрягала. Описаний первых поцелуев и потаённых желаний было минимум, но не без этого, про +16 не забываем.

Если говорить о романе, точнее о мире романа, я не совсем понял, что это за мир и какие у него законы. Да, автор даёт понять, что этой какой-то альтернативный мир нашей Земли, который в какой-то момент пошёл другим путём и в нём существуют мистические силы, точнее мутации у людей, обладающие мистически силами (которых называют «проклятыми», но это не люди-Икс), есть оборотни, энергетические вампиры, ведьмы, удачники и другие. Этот момент объясняется довольно таки понятно, тут есть система, в отличии от спонтанной мутации людей-Икс, все проклятые классифицируются, у них есть конкретное проклятие, оно работает по кем-то установленным правилам. Также в этой системе есть Л-рей, псы и ещё другие, но тут не буду спойлерить. В общем система есть, она довольно такие жесткая, изученная, ученые её изучали и законы уже всем известны.

А вот государство и история упоминаются скупо. Вторая мировая война была, но кто против кого воевал и ради чего, какие цели, не ясно. События вроде как происходят в альтернативном мире примерно в середине 20-го века, может быть 70-80 года, но в какой момент Земля пошла по другой альтернативной ветке, не понятно. Если сопоставлять по технологиям, которые упоминаются, есть например, телевидение и дисковые телефоны, о цифровом мире и интернете и речи нет. При этом иногда упоминается современные достижения наука и довольно современные понятия, что создает немного диссонанс. России нет, Германии нет, что за страна, я не понял, знаем, что есть король, что события происходят в Сент-Невее, это по сути наш Санкт-Петербург, его называют серверной столицей. Есть сенат, политические партии, но что за политический строй не разобраться, как и не понятно, какие вокруг существуют государства и есть ли там всё тоже самое, что и в этом королевстве. Государство местами со славянскими мотивами (имена некоторые как Матвей, Татьяна, фамилии на «ов», но при этом немало и других имён и фамилий, которые не бьются с русским миром). Религия вроде не упоминается или все герои не религиозные, хотя государство с королем и наличие в этом случае государственной религии ну как бы обязательное. Особенно это настораживает при том, что есть «проклятые» и не понятно, какое к ним отношение в религиозном плане. В общем эту часть замысла автора я похоже не понял совсем. Наверное бы мне было понятнее, если бы это всё-таки была бы привычная Земля с Россией, Германией, но при этом с этим проклятыми и так далее.

Как я говорил в начале, основной акцент сделан на переживаниях и психологии героев, а не на мире вокруг них. Нет, автор мастерски переносит на страницы книги наблюдения за родом человеческим из нашего мира, описывает живых людей, житейские моменты, про водителя автомобиля, учителя в гимназии или там какого-нибудь просто прохожего. Это создает определенную атмосферу. Язык живой, литературный. Но с чего я начинал, основное внимание именно внутренним переживаниям героев, их рефлексии текущих и прошлых событий.

Так, теперь про сюжет, он есть в меру. Интрига есть, пусть и не очень большая, противостояние двух сил, одни из которых секретные силовые службы (по типу ФСБ, но такие, лайтовые), которые пытаются манипулировать главным героем. Развязка, спойлерить не буду, но она логичная для книги в целом, хотя я её до конца так и не понял/осознал, сначала прослушал, потом взял книжку и ещё раз перечитал.

Главный герой, он, ну, он хороший, не помнит прошлое, но в его довольно молодом возрасте (16 лет если не путаю), довольно уже сформировавшиеся положительные личностные базисы, тягость к справедливости, добру и т.д. При этом он потерял память, прошёл жестокую школу жизни (войну, об этом мы узнаем из флешбеков, где происходят довольно темные моменты, но при этом рефлексия по этим события довольно такие особенная, вроде как и ужасы детства, при этом явного пост травматического синдрома не наблюдается, личность героя крепкая и уравновешенная), но при этом остался очень светлым человеком.

Вот одноклассник ГГ, по кличке Гвоздь, тот на мой взгляд получился, в одной стороны проще, при этом глубже, противоречивее что ли, поэтому для меня интереснее. Персонаж деда тоже получился проработанным и довольно убедительным.

Вообще, как это не парадоксально, но мужские персонажи у Живетьевой получились лучше, чем женские. Женские они какие-то скучноватые, однообразные и слабые.

Похоже, я слишком много расписывал мои вопросы к роману и мелкие придирки, отсюда может показаться, что роман мне не понравился. Нет, это не так, при всех тех вопросах выше, в романе есть самое главное, он удерживает внимание читателя, он выстроен, он последователен, нет явных роялей из кустов, его приятно читать, он написан хорошим языком, наверное, это и есть самое главное.

PS: Мне кажется у романа есть проблема, непонятно для какой целевой аудитории он позиционируется. Для романа для взрослых герои подростки с их подростковыми переживаниями могут оттолкнуть. А если брать тех самых подростков, то мне кажется, что перенос событий романа в 70-80-е годы это проигрышная стратегия, скучно читать в наше время про мир, где нет гаджетов, интернета, но ходишь в школу и пишешь в тетради. Тогда уж для меня лучше совсем фэнтези в средние века. Ну что интересного в мире, где есть проводные телефоны и телевидение, но нет смартфонов? Возьми мир завтрашнего дня, где уже гаджеты правят миром, есть ИИ, киберпространство, а при этом рядом с ними есть эти проклятые оборотни, ведьмы, вампиры, которые при этом обманывают законы мира и никакой лазер их не берёт, дроны и спутники не могут уследить и т.д.

PSPS: Книгу я прослушал в озвучке Ильи Дементьева, в целом мне понравилось, кроме озвучки некоторых женских персонажей (ну которые и не очень интересны, ну вы поняли).

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, о которой трудно рассказывать. Потому что вообще-то хочется прыгать от восторга и орать что-то типа «Ааааа! Как же это великолепно!», а не ковыряться в тексте, притворяясь умненьким.

Книга действительно очень качественная, что по уровню текста, что по смыслу и задаваемым вопросам. Высший пилотаж, как говорится.

По названию можно предположить, будто у нас тут история про оборотней, но, хотя оборотни в эпизодах и встречаются, история не о них. Просто жизнь л-рея, который «снимает проклятия» (а на самом деле – лишает магии, превращает тебя в обычного человека), тоже проходит от полнолуния к полнолунию. От города к городу, от одних проклятых к другим, всё ближе к смерти или безумию. (Про л-рея, кстати, есть небольшой приквел, в романе он упоминается в качестве местной легенды. Я читала его лет двенадцать назад, но помню до сих пор). Помимо л-рея, есть ещё мальчик Ник, потерявший после войны память и попавший в приют, и девочка Таня – художница, видящая истину и красоту вещей, людей и мест. Вот об этих троих история.

Здесь про выбор: когда делаешь его сам, когда кто-то решает за тебя, когда вообще невозможно выбирать, потому что выбор нечестный… Про последствия выбора, каким бы он ни был, и про цену за него. А ещё здесь о том, что дети не должны убивать людей. Тем более, дети не должны убивать друг друга. Написано очень сильно, ярко, с эффектом полного погружения, когда ощущаешь вкусы и запахи, слышишь голоса, видишь лица живых персонажей, словно они – реальные люди, знаешь и понимаешь их, переживаешь, как за друзей и родных… Стоит отметить и хорошо проработанный мир, похожий на наш, пусть и с некоторыми фантастическими допущениями. Близко нам и описываемое в книге общество с его немного специфическим, но логичным и выверенным менталитетом. И, ах, какой зримый и осязаемый здесь Питер (Сент-Невейск)! Какие разные и интересные другие локации! И всё это тоже с ощущением присутствия. Не так, как если бы автор взял тебя за руку и повёл на экскурсию, а так словно ты плечом к плечу с героями.

Многие уже сказали, что по стилю похоже на Дяченко. Это правда, но, как водится, это не вся правда. Лично я вижу здесь ещё и отсылки к Крапивину. Где-то явно, а где-то едва заметным штрихом, намёком, который распознает только фанат. Возможно, это всего лишь какие-то особенности моего восприятия. Или нет?

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Среди прочитанного наберется, наверное, вагон (и наверняка не одна к нему тележка впридачу) книг, представляющих собой смешение жанров в самых разных сочетаниях и пропорциях, так что удивить меня сложно. Можно лишь порадовать или огорчить. Но здесь однозначно первое. «Тридцать седьмое полнолуние» – весьма качественное фэнтези в альтернативно-историческом антураже.

Герои – очень разные, сложные, полные острых углов внутри, выходящие из сюжетного тумана то одной, то другой гранью, но эти фрагменты лишь ближе к финалу начинают складываться в пазлы, не раз вводя в заблуждение, когда шаблоны восприятия вынуждают дорисовывать недостающее. А главный герой не знает своей цели, не помнит своего прошлого, и даже в имени своем он не может быть уверен.

А мир вокруг вовсе не намерен ждать и делать им поблажки.

Надо сказать, редкий в моей читательской практике продуманный и очень цельный в своей мозаике мир. Нет, не идеальный. Но живой. Здесь переплетаются описания природы и городских пейзажей, куски военных хроник, исторические экскурсы, обрывки воспоминаний, имена и названия – особо отмечу свой кайф от последнего момента. Даже когда проглядывает что-то знакомое – например, любимый и мной Петербург в облике столичного города Сент-Невея – это не разрушает цельности мира, скорее, наоборот – цементирует ее.

А героям все время приходится выбирать. И выбор этот чаще всего даже не кажется простым, как бы кто не пытался убедить их в обратном. Трудный выбор даже для умудренных и циничных ветеранов, что уж говорить о подростках, пусть и рано повзрослевших. Более того, он не просто труден, он чаще всего трагичен. Практически любой вариант оказывается проигрышным, просто каждый по-своему. И выбирать приходится в условиях жестких и болезненных ограничений и прежде всего – неполноты правды. Нет этой полноты ни у кого из героев, даже у полковника, до конца полагающего, что он все предусмотрел. Нет этой полноты и у читателя. И даже Георгу в какие-то моменты искренне сочувствуешь. Я не раз ошибался, пытаясь предсказать следующий поворот сюжета. Даже на последних страницах. И это тоже – редкое удовольствие.

При этом с динамикой все в порядке, темп задан и выдержан, нет ни провисаний, ни перехода в галоп с мельтешением ненужных картинок. И даже осколки прошлого, внезапно открывающиеся герою, не разрушают цельность происходящего, а наоборот, заполняют туманные пустоты в нем.

И при всех завихрениях сюжета читается книга легко, затягивая в эти хитросплетения с первых же страниц. Откладывал – когда приходилось – каждый раз с сожалением.

Понравилось. Очень.

Наверняка перечитаю.

Кто не читал – рекомендую.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень редко пишу отзывы в последнее время, однако здесь решил отступить от своего правила. В первую очередь, чтобы он мелькнул где-нибудь здесь, чтобы его кто-нибудь ещё заметил, чтобы ещё кто-нибудь прочитал эту книгу.

Не буду говорить о том, что этот роман хороший, прекрасный или о том, что всем необходимо его прочитать в этой жизни. Не буду восторгаться сюжетом, образами, героями и всем остальным. Об этом многое сказано в том числе здесь словами и оценками.

Всё просто и банально: для меня то, что описано в книге — настоящее. Не лучше и не хуже той реальности, которая меня окружает. И от этой достоверности мне грустно и одновременно радостно. И впервые за несколько последних лет хочется вновь что-то написать самому.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чтобы потом страдать каждое полнолуние, что не смог спасти всех героев, что кому-то не повезло стать проклятым, а кто-то просто сделал свой выбор, который не вписывался в общий сюжет.

Спасибо автору.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Открытие года. Находка, которой я очень и очень довольна. Прекрасное фэнтези, такое, как я люблю — в духе Дяченко и раннего Лукьяненко, с флером легкой тоски и некоторой обреченности, без розовых соплей и единорогов, но дарящее надежду. Изумительно написано, ложится на душу бальзамом из подорожников.

... прОклятые — те, в ком в подростковом возрасте просыпаются аномальные способности, стихийная мутация — ведьмы, оборотни, удачники (ворующие чужую удачу), зеркала..каждого из них рано или поздно находят Псы, ставят метку, как приговор: никогда уже не быть, значит, полноценным членом общества, нормальным, обычным. Значит, стоять на учете, ходить отмечаться и постоянно бояться — всего бояться, от высылки до уничтожения. Быть изгоем. если только... если только в ночь полнолуния на появится л-рей, тот, кто может снять проклятие, кто может подарить жизнь. И непонятно, по какому признаку он выбирает кого спасти. И так ли прекрасна его собственная жизнь, его — всемогущего, наделенного такой властью?

мир, похожий на наш. настроением книга мне напомнила Ведьминской цикл Дяченко. Прочиталась залпом. Очень хорошая, правда

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общее благо это всегда чья-то личная беда. А Большое Общее Благо — катастрофа для отдельного человека. И ни одно решение не идеально, но...

Роман написан ярко, образно и как-то чётко. Буквально можно протянуть руку и потрогать за плечо Ника. Он не помнит кем был, но помнит войну, оборотней, взрывы. Обернись, а это Матвей, он вообще человек загадка. А вот господин Леборовски, у него План. А это Таня, она прекрасна и добра, и у неё тайна. А это Гвоздь, мой любимец. Гвозди бы делать из этих людей. На своем месте он сделал даже больше, чем мог.

Герои, мир и история. История с интригой, которая держит внимание от начала и до конца. Это невероятный, яркий, многоплановый и глубокий роман. Рекомендую от души.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот мир очень похож на наш. Та же примерно география, та же примерно история, те же примерно проблемы. Только здесь есть ещё проклятые. Мало тут других забот. Проклятые получаются из людей подросткового возраста. Трудно сказать, что страшнее — сами проклятые или то, что им может стать любой из детей.

Ответ общества на эту проблему рационален с лёгкой маскировочной сеткой гуманизма. Общество здесь вообще весьма прагматично, даже более, чем наше нынешнее. В принципе, прагматизм сам по себе — не худшее, что придумало человечество. Наибольшее количество счастья (или там богатства, успеха, здоровья, кто что ценит) для наибольшего количества людей — не самый верный, но и не самый худший принцип. Умение адекватно ответить на вызов, а не прятать голову в песок — не худшее из умений. Но, с другой сторон, прагматизм немыслим без умения использовать человека в своих целях. Личных или общественных. Здесь этим занимаются не все, но многие, в том числе очень приличные люди. Здесь вообще мало по-настоящему плохих людей. Все хотят, как лучше, и жертвуют ради этого собой или другими. Когда используют взрослых людей, это неприятно, особенно, если используют тебя самого. Когда используют детей, это гнусно. Но ведь все хотят, как лучше.

Книга получилась по-настоящему сильной. Вообще, я не встречал у Живетьевой слабых книг. Люди здесь живые, даже если они не совсем люди. Каждый неоднозначен. Каждый, за малым исключением, вызывает сочувствие. Каждого есть, за что пожалеть. Я больше всех болел за Таню, хотя, повторяю, почти каждый чем-то цепляет. Финал подчёркнуто открыт без всякого намёка на превращение в цикл. Некоторые эпизоды допускают разное прочтение, что есть один из признаков настоящей литературы. Отдельный плюс за образ Сент-Невея. Кстати, интересно было увидеть Сент-Невей со стороны, в необычной проекции. И ещё один плюс — за чудо первой любви.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В каком-то альтернативном государстве, на территории нашей Раши, люди живут рядом со всякой нечистью — вампирами, оборотнями, ведьмами и т.п. Всех этих тварей со сверхспособностями контролируют ребята с холодными головами и чистыми руками из службы УКР. Выявляют проклятых, регистрируют, а некоторых даже «лечат» с помощью некого гуру Л-Рея. Но всё ли идеально устроено и какова роль подростка Ника в грядущих переменах?...

Качественная фэнтези история с продуманным миром. Завязка и сюжет держат внимание читателя. Язык живой и текст легко воспринимается. Хоть главные герои ещё дети, что наводит на мысль о позиционировании книги, как подростковое фэнтези, я бы рекомендовал книгу широкому кругу читателей. В романе поднимается достаточно много серьёзных тем — от ксенофобии до поствоенного синдрома.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх