Татьяна Устинова «Сто лет пути»
Москву недаром называют новым Вавилоном. Множество языков, человеческих судеб и страстей пересекаются в этом удивительном городе. Но порой столкновение традиционного уклада, радушия, гостеприимства и нового ритма жизни приводит к неожиданным последствиям… Все тайны и загадки столичной жизни в остросюжетных романах из серии «Московский детектив».
Сто лет назад происходили странные и угрожающие события, о которых невозможно забыть, их нельзя оставить в прошлом, потому что без прошлого нет настоящего...
...И угораздило же его, доктора исторических наук и профессора московского Университета Дмитрия Шаховского, стать экспертом при Государственной думе. В прошлом он ориентируется значительно лучше, чем в настоящем.
Когда в особняке на Воздвиженке убивают директора музея, а рядом с телом обнаруживают старинную чашку мейсенского фарфора и несколько писем начала двадцатого века, Шаховской оказывается вовлечен в расследование. Чтобы понять, что то произошло на месте преступления Шаховскому нужно восстановить события почти вековой давности – историю первой Думы, разгром террористической ячейки, арест подрывников. И еще кое-что узнать и понять... о себе самом. Возможно, он не узнал и не понял бы, если б не Варвара Звонкова, поразившая его воображение. Он разберется в хитросплетениях судеб, в странных и загадочных совпадениях. Впрочем, может, это и не совпадения вовсе? Как много изменилось — всего-то за сто лет пути…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Корделия, 5 марта 2024 г.
Спустя десять лет книга воспринимается, вероятно, совсем иначе, нежели когда она была написана, в 14-м.
Наивная, полная надежд на грядущее переустройство жизни к лучшему, на важность парламентаризма и деятельности Думы...
Впечатлил опубликованный в конце перечень литературы, которая потребовалась автору для создания исторической достоверности в описании 1906 года, Таврического дворца, Пуришкевича и Столыпина.
Также неожиданно впечатлили — описанная сжатыми штрихами атмосфера разгула революционного терроризма; постоянное ощущение опасности, когда любой случайно проходящий мимо студент может оказаться «бомбистом» и взорвать бомбу среди ни в чём не повинных обывателей; рассуждения о том, что бороться с террором с помощью террора бесполезно. И правда, бесполезно... Совершенно безнадёжной видится в романе обстановка, сложившаяся в предреволюционной России. Страна катится в пропасть и ни удержать, ни притормозить её некому. И только первые парламентарии пытаются что-то предпринять, хотя не понимают — как и поэтому кричат: «Долой самодержавие!».
Что же касается детективной линии, то она на протяжении книги выглядит просто фоном для описания персонажей, пришедших из прошлого. А они, в свою очередь, выглядят гораздо живее, чем наши современники.
Любовная линия начала ХХ века движется параллельно самой себе в начале XXI-го и проста как 5 копеек. Ведь она тоже всего лишь фон, непременный атрибут детективов Устиновой, а значит, без неё обойтись нельзя. Даже если сюжет без неё вполне бы обошёлся.
Есть в романе и весьма своеобразная философия истории: человеческие судьбы повторяются, и мы проходим порой чужими путями, даже не осознавая этого. Пока не завершим то, что не было завершено в прошлом. То ли мистика, то ли эзотерика...
natalia1915, 24 июня 2022 г.
Несомненное достоинство детективов от Устиновой это то, что невозможно потерять нить повествования даже пропустив три-четыре страницы текста. По этой причине оценку не могу поставить