fantlab ru

Бенгт Даниельссон «Гоген в Полинезии»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
2
Моя оценка:
-

подробнее

Гоген в Полинезии

Gauguins söderhavsår

Документальное произведение, год

Аннотация:

Б. Даниельссон — шведский этнограф, который долгие годы жил на Таити. Впервые он попал туда в 1953 г., когда еще живы были люди, лично знакомые с известным французским художником Полем Гогеном. Именно жизни последнего на Таити и Маркизских сотровах и посвящена эта книга. Она позволяет по-новому взглянуть на многие факты из биографии П. Гогена, дает возможность изучить картины художника сквозь призму таитянских верований и традиций. А также содержит интересный рассказ о жизни французских поселенцев на Таити в 1891-1903 гг.


В произведение входит:


5.00 (1)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга!

Прочитала ее после биографии Гогена, написанной Анри Перрюшо. Это мне очень помогло лучше ориентироваться в событиях из жизни художника, и в то же время я смогла сравнить описание тех же событий, принадлежащих перу не только двух разных писателей, но и разных специалистов. Перрюшо был философом и искусствоведом, а Даниельссон — этнограф, участник экспедиции на «Кон-Тики», человек, который сам с 1953 г. жил на Таити.

Книга Даниельссона посвящена жизни Гогена в период 1891-1903 гг., когда он жил и творил в Полинезии. Перрюшо пишет полную биографию художника, но стараясь быть объективным, каким-то загадочным образом цитирует только Гогена, очень негативно воспринимает его жену, она-де постоянно требовала с Гогена денег (ага, 5 детей на шею муженек повесил — и отчалил любоваться полинезийками), а описание жизни Гогена на Таити и Маркизских островах у него довольно... академическое, построенное на дневниках, газетных статьях и письмах.

Даниельссон мог и сам встретиться с людьми, знавшими Гогена. Кроме того, в силу профессии, он много и подробно рассказывает об обычаях и укладе жизни таитян, что позволяет по-другому взглянуть как на пребывание Гогена на островах, так и на его картины.

Книга очень интересная.

Гоген называл свои полинезийские картины на таитянском языке, которого... в общем, не знал. Ошибки настолько серьезные, что некоторые названия не удается расшифровать.

Гоген довольно много чего выдумал на своих картинах (не так и странно, учитывая что он не писал в стиле реализма). Каменных идолов на Таити отродясь не было, деревянные лет за сто до приезда Гогена уничтожили миссионеры, туземцы давно уже забыли своих старых богов, ходили одетые, прекрасно разбирались в товарно-денежных отношениях, а местные девушки требовали за любовь подарки и деньги. Свирепствовал сифилис.

Жизнь оказалась не такой райской, как чудилось Гогену из Франции, продовольсвтие приходилось покупать ( привезенные на Таити ружья не пригодились — не в кого было стрелять, рыбу ловить Гоген не умел, за бананами надо было ходить вглубь острова по опасным тропам. Это ж отрывать от творчества драгоценные часы!!!!). И вообще даже с учетом низких цен, Гогену и тут не хватало денег ( ну, за 20 месяцев купить 100 л рома... Как тут хватит, а?).

Гогена оштрафовали за то, что он купался « в костюме Адама». А вы говорите «жил как дикарь», Если бы! ))))

Зато вполне было возможно купить у родственников 13-летнюю жену, что 43-летний художник успешно проделал в 1892 г, а потом еще дважды. В Полинезии Гоген прижил 2 детей с туземками.

Книга позволяет представить жизнь французского художника в Полинезии, узнать о его политической и социальной борьбе, защите туземцев, сведении счетов с мнимыми или реальными обидчиками и много чего еще. А еще дает представление о том, как жила французская колония в конце 19 — начале 20 вв. и отношениях с местными аборигенами.

Очень легко и интересно написано. Много картинок и фотографий.

Перрюшо, ИМХО, показался мне пристрстным автором. Он очень многие вещи замалчивает или касается в своей книге лишь мельком. Даниельссон, пусть он где-то даже выказывает пренебрежение Гогену, куда более объективен, дает более широкую, наглядную и полную картину мотивов и действий художника. Приводит множество свидетельств других путешественников, чиновников, плантаторов, служащих и торговцев, чем это есть у Перрюшо.

Даниельссона — рекомендую!

Перрюшо — советую, но с большими оговорками. Слишком прилизано.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх