FantLab ru

Михаил Киоса «Волосы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.10
Голосов:
29
Моя оценка:
-

подробнее

Волосы

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Не та дверь
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Михаила Киосы «Волосы» — это его дебют в крупной форме. До этого автор был больше известен, как автор неплохих рассказов, издававшихся в разных профильных сборниках.

Действие романа вертится вокруг одной из обычных семей (папа, мама, двое детей и религиозная фанатичка-бабушка), которым не повезло столкнуться с одной из мистических сторон жизни. Встретиться с ведьмой, вдруг начавшей преследовать наших героев. Поначалу они далеки от мистики, но после нескольких смертей, приходится поверить в потустороннюю подоплеку событий.

Конечно же я ожидал от данного романа хорошего динамичного хоррора, либо хотя бы тягучей, но захватывающей мистики. К сожалению для меня, роман «Волосы» вышел комом.

Книге категорически не хватает драйва. Очень много посторонних, затягивающих развитие событий действий героев и очень тягомотная рефлексия и самокопание персонажей. Что естественно не идет в пользу произведению. Читалось все очень медленно и тягостно. Не понятен момент и с заигрыванием автора с религией. Мне показалось, что он хотел ввести религиозную нотку в роман и справиться с ведьмой с помощью церкви и веры, но потом вдруг пошел на попятный. Порадовали только финальные события, происходившие в квартире ведьмы. Там маховик закрутился на полную и проявился тот ужас, которого не хватало на всю предыдущую часть книги.

Надеюсь последующие романы Михаила Киосы, обогатятся большей динамикой и «ужастностью».

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Много раз, и не только на данном сайте, автор уверял нас, что мы имеем дело с чем-то гораздо большим, нежели Стайновский детский ужастик. Что же имеем мы в действительности? А имеем мы, увы, не просто стайновскую примитивную детскую страшилку, но детскую страшилку Р. Л. Стайна, написанную Дином Кунцом в самой скверной его манере в мельчайших нудных подробностях описывать абсолютно ненужные моменты жизни семьи главных действующих персонажей. В чем плюс ужастиков Стайна? Да в том, что они довольно короткие. Прочитал и забыл. Роман М. Киоса гораздо больше по обьему, и это далеко не плюс. Не скажу что роман так уж плох, но очень и очень разочаровал. Те, для кого данный роман — первое знакомство с автором со мной не согласятся. Но я читал рассказы Михаила, и они мне нравились. Рассказы автора очень даже хороши, но роман...

С такими романами пусть лучше многоуважаемый Михаил Киоса продолжает писать рассказы и повести. Это удается ему намного лучше.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человеку, который в силу необходимости или по собственной прихоти попытается однозначно определить жанровую принадлежность романа, можно только искренне посочувствовать.

Хоррор? Разумеется! Вот же они, неразлучные братья Фобос и Деймос, приветливо улыбаются читателю со страниц, прогуливаясь с героями по такому знакомому городу и запросто заходя к ним в такую уютную и, казалось, безопасную квартиру. И шаги их всё ближе, всё неотвратимее, и ад следует за ними — локальный, «семейный»... да лиха беда начало. Ритм романа, неспешно-размеренный, начинает, подобно сердцу, давать сбои, а полагающаяся по законам жанра «бомба под кроватью» прилежно тикает. Городское фэнтези, мистика? Вне всяких сомнений! К услугам читателя знакомые буквально с детства мотивы в современной московской действительности — в которой, как известно, «всё иначе, чем на самом деле». Остаётся щедро декорировать полученную таким образом канву яркими деталей и точными сравнениями, изложить хорошим литературным языком — и... Разумеется, этого было бы категорически недостаточно.

Любое настоящее литературное произведение, к какому бы жанру его не отнесли критики, читатели... да и сам автор, всегда — о реальной жизни. И чем легче, чем комфортнее читающий погружается в авторский мир, чем более сопереживает он героям, тем лучше. Роман «Волосы», на мой взгляд, в этом плане весьма удачен. Несмотря на мистическую составляющую ситуаций, в которые попадают герои, их реакции психологически точны и определяются вполне типичными характерами. Поэтому так легко, открыв роман, представить, что это не герой — ты, ты сам столкнулся с непостижимым Злом, противопоставить которому нечего... Из этого, кстати, вытекает ещё один важный, на мой взгляд, момент. «Волосы», как и положено по канонам жанра, пугающий — и по-настоящему умный роман для взрослых читателей о Вере и доверии, о стереотипах, маленькой лжи и «простительных слабостях».

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может ли обычный поход в парикмахерскую оказаться смертельно опасным? Британцы были убеждены, что таки да, из чего и родилась городская легенда, переросшая затем в историю о Суини Тодде. Но среднестатистический россиянин вряд ли так считает, поэтому усаживаясь в кресло пятилетний Женя никак не ожидал, что увидит в зеркале уродливую ведьму. Воспоминание о ней гложет ребенка, а взрослые относятся к страхам не серьезно. Папа даже решает «вылечить» сына наспех выдуманным ритуалом. Вот только жизнь обычной семьи после этого идет наперекосяк – ведьма начинает активно вторгаться в их жизнь, и ее реальность придется признать и взрослым. Уровень ее жестокости нарастает, скоро прольется кровь, появятся трупы, а жизнь семьи превратиться в кошмар, ад наяву.

Михаил Киоса – представитель тёмной волны, накатившей на жанровую литературу в 2014 году (его рассказ был в сборнике «Пазл», с которого и началась печатная история волны), который прочно прописался в Варго-серии, но до этого был представлен в ней только рассказами. А с романами, особенно опубликованными, у тёмной волны вообще проблемы – все не чисто жанровые, только с примесью хоррора. Поэтому особенно интересно было прочитать эту вещь. И одна странная тенденция подтвердилась – он тоже оказался не «чистым» хоррором, а с изрядной примесью социально-бытовой драмы. Отсюда же вытекает и самый большой (лично для меня) минус романа – избыточное количество именно драматического элемента. При этом общая картина мне нравится — нормальная здоровая семья (без столь любимого современными писателями фричества, тяжёлых душевных травм и т.п.), в которой растет недопонимание из-за мелочей, озлобление из-за недоговоренности — все это очень жизненно и естественно прописано. Роман пропитан тягучей, тоскливой атмосферой безысходности. Стена недопонимания растет как бы по спирали, по нарастающей — но витков спирали получается многовато. В реальной жизни их, безусловно, было бы на порядок больше, но мой личный потолок (справедливости ради надо сказать, что он совсем не высокий) был проломлен. Плюс еще наслоилось и то, что регулярно используются сны и видения (на которые приходится значительная часть саспенса). Хотя то, что они «пересекающиеся» и имеют прямое отношение к реальности, радует. Но у меня есть какая-то иррациональная идиосинкразия на галлюцинации в литературе. При этом имеющаяся хоррор составляющая весьма ударная, имеющиеся сцены написаны эффектно и действенно, если бы их процент был ощутимо выше, я был бы от романа в восторге. Финальный эпизод в квартире ведьмы просто шикарен. То есть, когда Киоса вкладывается в хоррор, у него это получается отлично. В целом «Волосы» скорее понравились, а учитывая бедноту романного сегмента русскоязычного хоррора, пропускать его не стоит, особенно если вам не мешает сбивающее динамику повествования (точнее задающее ему очень своеобразный ритм) социальное бытописание и психологизм.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно любопытный образец своего жанра. Не являюсь большим фанатом ужасов, но этот роман прочитал с интересом.

Книга представляет собой некую помесь из ужасов, фентези со славянским уклоном и социально-бытовой драмы. По мне, хотелось больше экшена, некоторой эпичности происходящего. То есть хорор и быт здесь явно доминируют над героикой. Не знаю, недостаток ли это, полагаю, что здесь как раз на вкус и цвет. Трагедии маленьких людей, в жизни которых вторгается потустороннее, вполне имеют право на жизнь.

Сами герои получились достаточно достоверно, порой даже излишне. Думаю, многие увидят знакомые черты в их образах. Мне почему-то вспомнился Санаев «Похороните меня за плинтусом», вызвал похожее ощущение. Не до конца понял религиозную тему, как-то не привязалась она в моем сознание к сюжету.

В целом же вполне добротная вещь. Не со всеми ответами на вопросы, поднимаемыми книгой, я согласен, но хорошо уже то, что эти вопросы есть. И их постановка мне нравится.

Иногда стоит прочесть подобную вещь и немного подумать о собственной жизни.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что если детские страхи обретают плоть и кровь, а Баба-Яга — это вполне реальная ведьма, прячущаяся буквально у всех на виду? Очевидный ответ — ничего хорошего. И автор достаточно убедительно обрисовывает почему. Есть множество способов навлечь на себя гнев могущественного и крайне злобного существа. Один из них —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сделать вид, что ты изгнал его с помощью сочинённой пять минут назад абракадабры.
Это, наверное, самое жуткое, что есть в романе — ты никогда не знаешь, к чему могут привести твои действия, даже самые безобидные. Благими намерениями...

Достоверно описаны герои — обычная семья, со своими маленькими радостями, печалями и небольшими скелетами в шкафу. Ждать от них лихой и пафосной битвы со Злом не стоит — слишком неравны силы. Именно это разница в «весовых категориях» вызывает стойкое ощущение безнадежности положения героев:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ни сбежать, ни победить.

Отдельно стоит отметить тему веры, которая рассматривается с различных сторон на протяжении всего романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Слепая» религиозность матери главного героя здесь противопоставляется непреклонным материалистичным взглядам его супруги; герой терпит неудачу, пытаясь срочно обрести веру перед финальной встречей с ведьмой в её логове: спасение приходит через зажигалку (источник огня и, соответственно, света, что символично), которую ребенок случайно (случайно ли?) нашёл в храме.

В романе большое внимание уделено психологии героев, их мыслям, чувствам, реакции на происходящее. Это, конечно, сказывается на динамике сюжета. Временами он пугает, временами — заставляет задуматься. Лихого и бодрого «рубилова» с кровью, кишками и прочими радостями ждать не стоит. «Волосы» — это история о «маленьких» людях, которые столкнулись с большим злом. Жуткая и немного философская. И, безусловно, интересная.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ужасы делятся на поджанры, и вот этот конкретный поджанр я не особо люблю. Начало интересное, герои сталкиваются с врагом, который одновременно и обычный и необычный. Происходит жестокое и необъяснимое убийство, но потом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
автор погружает читателя в пучину психологических проблем данной конкретной семьи, которые усугубляются произошедшим. Ведьма не дремлет она продолжает прессовать героев, а герои рефлексируют еще глубже, и так до самого финала. Игра в одни ворота: всемогущая тварь делает с людьми все, что хочет, а они только пережевывают сопли. Вот это мне не понравилось. Таким персонажам сопереживать не хочется. И особенно неприятно, что в этих героях слишком легко узнать себя, кого-то из своих знакомых, и т.д.

Однако! Описания хороши, есть действительно жуткие места, поведение героев достаточно достоверное. Так что ставить книжке низкую оценку только потому что я не любитель такого рода ужасов, неправильно. Роман вышел, может, и не гениальным, но достаточно крепким, уж на нем-то культура хоррора в России точно не просядет, я уверен.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Зорко одно лишь сердце…»

В последнее время издательство «Эксмо» радует поклонников жанра хоррор новыми книгами Александра Варго и «Апостолов Тьмы». Вслед за сборниками «Сначала было весело», «Невыживший», «Людоед», «Мертворождённый» недавно поступила в продажу книга «Не та дверь». В состав нового сборника вошёл уже ранее публиковавшийся в этой серии рассказ Сергея Дёмина «Зефир в шоколаде» и дебютный роман Михаила Киосы «Волосы». Необходимо отметить, что за несколько дней продаж книга заняла лидирующие позиции в топах различных книжных интернет-магазинов.

«На разогреве» у дебютного романа выступает уже известный читателям рассказ «Зефир в шоколаде». Незамысловатый сюжет с налётом мистики и долей морали о неблагодарном внуке и его дедушке постепенно обрастает сюрреалистическими деталями. Автор умело играет с читателями, которые считают, что вот-вот всё будет понятно. Но ряд финальных твистов только усложняют историю, порождая ещё больше вопросов. Читателям предоставляется возможность поразмышлять и самостоятельно додумать финал. Но, так или иначе, любители законченных и понятных концовок, скорее всего, разочаруются финалом данного рассказа.

Стоит отметить, что успех этому сборнику принёс именно дебютный роман Михаила Киосы. И здесь необходимо в словосочетании «дебютный роман» делать ударение исключительно на слове «роман». Так как писатель давно уже дебютировал со своими рассказами, как в данной серии, так и в других жанровых сборниках. Сейчас же автор демонстрирует своё мастерство только уже в крупной форме.

Определить жанр романа читателю будет непросто, так как здесь есть элементы социально-бытовой драмы, мистики, городского фэнтези, детектива, триллера и хоррора. И этот калейдоскоп различных жанров только добавляет ярких граней произведению.

Писатель блестяще владеет приёмами художественной выразительности речи. Словно художник, он на ещё совершенно чистом холсте делает набросок обычной семьи. И уже эти описания настолько реалистичны, что сразу же роднят читателя с героями романа. Затем в один из солнечных дней этой семьи автор добавляет всего лишь капельку новой краски – лёгкий штрих тревоги, пока совсем безобидной. Детские страхи ребёнка, с которыми легко может разобраться сильный и смелый папа. Но только после этого случая на картине наслаиваются всё больше мрачных тонов. То, что казалось недоразумением, оборачивается для героев романа настоящим кошмаром.

Один за другим члены семьи становятся жертвами некоего «маньяка», и привычный мир персонажей рушится у них на глазах. Они пытаются жить, как прежде, ещё не осознавая, что так уже не будет никогда. Прежде счастливая семья оказывается втянутой в водоворот ужасных преступлений, с каждым витком которого участников столь дьявольского действа затягивает всё глубже в пучину страха и отчаяния. Члены семьи не чувствуют себя защищёнными даже в стенах собственной квартиры.

Образ врага имеет несколько лиц, поэтому герои романа не сразу смогут его идентифицировать. Зло не умирает. Никогда. Оно просто обретает новое лицо, новое имя. То, что однажды Зло коснулось этой семьи, не означает, что теперь у них к нему иммунитет. Молния может ударить и дважды. «Маньяк» — хладнокровен и предельно аккуратен. Способ убийства сразу же ставит следственную группу в тупик, ибо не понятно как такое можно провернуть. Убийца забирает с собой органы и части тела жертв. А также волосы. Весьма соблазнительный сувенир. Волосы — материя слишком интимная. Жертва носит их на себе, спит с ними. Они хранят ее запах, цвет, текстуру. Саму сущность жертвы.

С каждым днём тревога и недопонимание между супругами нарастает. Ситуацию ухудшают ещё и сновидения, которые снятся всем членам семьи. И только, собрав все элементы этой головоломки, читателю станет понятно, кто же этот таинственный враг. Следует отметить, как легко и непринуждённо автор связал мир снов с жуткой реальностью.

Муж и жена становятся марионетками в руках опасного «маньяка». Таинственный кукловод незаметно овладевает умами и чувствами людей, полностью порабощает их волю. Невидимый враг постепенно стравливает супругов, разрушая созданную между ними связь.

К минусам повествования можно отнести чрезмерную затянутость размышлений героев, их душевные самоистязания и самокопания. Персонажи с головой уходят в рефлексию, а читатель тем временем начинает скучать от излишней драматичности в сюжете. В этот момент ему предоставляется возможность немного передохнуть от предыдущих кошмарных сцен и набраться храбрости взглянуть на новые.

Тем временем доведенные до отчаяния герои понимают то, что они пережили в последние дни всего лишь разминка, прелюдия перед основным действом.

Автор тоже легко «манипулирует», пряча в тексте некие «крючочки», за которые и цепляются читатели. Не всегда эти подсказки помогают понять дальнейшее развитие событий. Скорее наоборот, запутывают, заметают следы настоящего убийцы.

В финале герои окончательно теряют ориентиры. Цель отца – спасти детей и себя от злейшего врага. И как бы некоторые читатели не страдали от размышлений персонажей, финал всё оправдывает. Что ждёт читателей в конце романа? Драма? Триллер? Ужас? Шок! Квинтэссенция всего кошмара обрушивается на читателя, заставляя его буквально ерзать на стуле. То, что приготовил для нас писатель трудно предугадать. Невольно читатель сам оказывается на «званом ужине» убийцы.

Резюмируя, можно сказать, что только одному ребенку сразу открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Непонимание, отчужденность людей – это одна из важная тем в романе. Взрослые судят о других только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке – его внутренней личности. Душа автора и маленького мальчика Жени не скованы льдом безразличия и омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они знают цену дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости», умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Главный герой романа тоже приходит к этому, но слишком высокой ценой достаётся ему это прозрение. Ещё одна важная тема, которая проходит красной нитью в романе – это тема веры. Для каждого она своя, каждый человек вкладывает что-то своё в это понятие. Остаётся лишь сам факт: во что веришь ты? Можно верить в Бога, в дьявола и чёрта, в Бабу-Ягу и Деда Мороза, а можно просто верить себе, жене и детям. Роман дочитан, но бесконечное чувство тоски и боли не пропадает. Это послевкусие надолго остаётся у читателя после финала. Берегите себя и своих детей. А закончить анализ этого произведения хотелось бы словами классика: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Волосы» читается на одном дыхании. Жуткие сцены мастерски описаны автором, буквально становишься свидетелем происходящего. Роман может быть интересен не только любителям мистики. В нём затронута и любовная, и религиозная тематика, а так же представлен мир глазами человека, в данном случае ребёнка, которому никто не верит.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, к дебютным романам отношусь с опаской: не раз сожалела о зря потраченном времени и деньгах. А тем более в случае с хоррором, который очень люблю и уважаю — тут во всю ширь работает проклятие под названием «Уже было».

А насчет этого образца не жалею.

Большую часть книги занимают «Волосы» Михаила Киосы. Я знаю его по рассказам, которые хорошо удавались. Стало интересно, что автор может в крупной и средней прозе. Раньше все казалось, ему места не хватает. Только во вкус входишь, а рассказ уже закончился — вот как «Близнецы» из сборника «Паразит». А «Волосы» — очень порадовали. Повествование то плавное и неспешное (но все время атмосфера ощущается — да-да, то самое ожидание смерти, которое хуже самой смерти), то — рраз, и хватает за живое, как следует. Ну и сама идея, почему все началось и кто виноват — любопытная, ага. Отдельно хочу отметить слог — образные фразы и сравнения. К примеру, взгляд на кровать, как освежеванный труп семейной жизни — запоминается.

«Зефир в шоколаде» тоже запоминается, но там с концовкой автор несколько перестарался. Ну, мне так показалось. Но марку держит — интрига и психологичность никуда не делись. Сразу видно, что автор давно в профессии).

В общем, мне понравилось. Пожалуй, будет перечитываться, несмотря на уже известный сюжет.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мальчик в парикмахерской сталкивается с ведьмой, рассказывает об этом сперва бабушке, которая ему не верит и ругает его за «ложь», потом папе, который верит ему не намного больше бабушки, но пытается его успокоить, импровизируя изгнание ведьмы. Ведьме это не нравится и у семьи начинаются проблемы. Я бы назвал роман детской страшилкой, т.к. главный герой — ребенок и зло зачастую показано его глазами и описано его словами, но... Обилие жестоких сцен с жуткими подробностями не позволяет мне назвать его таковым. Вот и получается эдакая сказка для взрослых. Весьма приятная комбинация. Финал ожидал другой. Прочитал с интересом почти одним махом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх