Уильям Гэддис «Плотницкая готика»
Плотницкая готика – это распространенный в провинциях США второй половины XIX века стиль деревянной архитектуры, стремившейся подражать викторианской неоготике. Действие книги происходит именно в таком доме. В нем живут ветеран Вьетнама и его беспомощная совладать с издевательствами мужа жена (Элизабет Бут). Роман представляет собой многословную и поочередно жуткую и сатирическую пряжу, рассказанную прежде всего глазами и мыслями психологически и физически пойманной в ловушку женщины. Сквозная линия сюжета касается Элизабет, имеющей дело с тяготами жизни, с жестоким мужем-алкоголиком, чьи связи со своенравным преподобным привели их семью к неприятностям. Также стоит отметить ее взаимодействие с хозяином их нового дома, таинственной фигурой, которая появляется, чтобы доставить загадочные сообщения, непрерывно курит и просматривает большое количество документов в кабинете наверху. Элизабет, между тем, еще глубже погружается во всепоглощающую тьму прошлого и настоящего Америки, в которой на первый план выходят темы фанатизма, сексуального напряжения, наркомании и прочих глобальных проблем. С лингвистической точки зрения книга использует замысловатую технику, в которой одни и те же фразы повторяются до тошноты, создавая эффект лоскутного одеяла, усиливающего изоляцию и клаустрофобию этого дома ужасов, и его воздействие на своих пленников. Это место не только физически заманивает в ловушку, но и вербально, создавая ощущение повествовательного страха внутри повествования, в котором отсутствует малейшая надежда на удовлетворительный итог.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Фолкнера / PEN/Faulkner Award for Fiction, 1986 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 1 августа 2024 г.
Плотницкая готика, более известная, как американская (в общем то все знают одноимённую картину Гранта Вуда, даже если не помнят ни художника, ни название) — популярный сто с лишним лет назад в США архитектурный стиль — деревянные дома с некоторой претензией на изящность. Именно в таком доме и происходит действие книги, так что Гэддис, изначально хотевший назвать роман по-другому, видимо плюнул и назвал «как-нибудь». :)
В деревянном домике, на берегу Гудзона, совсем недалеко от славного города Нью-Йорка, живёт семейная пара Бутов (нет-нет, мужа зовут не Виктор). Переживают они не лучшие времена, что собственно и вынудило их переехать из финансовой столицы в это раритетное строение, муж занимается бурной деятельностью с целью вымутить деньжат, жена — в основном сидит дома, что-то делает, общается по телефону. Вялое в начале, действие постепенно разгоняется, приобретает черты триллера, незнакомые, вроде бы, люди оказываются связаны незримыми нитями, а сюжет, как будто вполне прогнозируемый в своей безысходности вначале, совершает довольно замысловатые виражи.
Бывают кинематографичные книги, а «Плотницкая готика» — театрографичная (или правильнее сказать сценографичная?), если так можно выразиться. :) Мало того, что книга похожа на пьесу по структуре повествования, всё её действие разворачивается в одном доме, а количество действующих лиц очень и очень конечно. Да, происходят какие-то драматичные события, но о них мы узнаём от героев. Есть важные для развития сюжета персонажи, которых читатель так и не увидит — о них читают в газете, говорят с ними по телефону, просто обсуждают их. Так что роман, казалось бы, идеальная основа для постановки. Но не совсем так. :)
Гэддис — один из столпов американского постмодернизма, а «Плотницкая готика» — постмодернистская икона 1980-х. С одной стороны, роман небольшой по объёму, как будто бы специально написанный в расчёте на более-менее массового читателя (другие книги автора имеют монструозный объём), с другой — количество символов и отсылок огромно, зачастую они глубоко скрыты и неочевидны, повествование сложно и требует внимательности. Отдельно стоит отметить пунктуацию, сначала кажется, что автор писал вообще без знаков препинания, а потом просто добавил в текст в случайном порядке какое-то их количество «чтобы было», но чем дальше читаешь, тем больше проникаешься странной диковатой логикой, опираясь на которую, расставлены запятые.
Книга тяжело идёт вначале, но довольно быстро втягиваешься, проникаешься атмосферой, странноватыми героями, их довольно бессвязные диалоги начинают обнаруживать в себе смысл и стройность. Но жизнеутверждающей эту книгу не назвать, конечно.