Мирча Элиаде «Религии Австралии»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Шербетун, 17 июня 2017 г.
Жизнь вне истории.
«Религии Австралии» — интереснейшие лекции историка религии Мирча Элиаде. Кажется, что они открывают совершенно новый мир, но на самом деле просто знакомят нас с миром закрытым для нас, полузабытым, но очень древним и мудрым, в котором бок о бок живут быль и сказка, повседневность и волшебство; с миром, в котором история не важна, важен лишь «Священный Миф».
Элиаде разбирает по полочкам «архаическую» религию «примитивных народов» Австралии, он проводит анализ архаичных верований так, что его результаты легко переносятся на верования и религии не только более поздние, но и выпестованные другими народами, на других континентах. Честно говоря, даже современность не чуждается использовать те или иные описанные автором элементы архаических религий Австралии.
Книга делится на пять тематических глав и в каждой из них рассматривается существенный пласт культурного и религиозного наследия австралийцев. Кратенько пробегусь по этим главам.
Сверхъестественные существа и высшие божества.
Все началось с того, что в эпоху Сновидений с небес спустились сверхъестественные существа, создали мир и человека, которого довели до нужной кондиции и… удалились – таковы Священные Мифы австралийцев. Рассматривая эту мифологему, Элиаде хорошо причесал жестким гребешком против шерсти своих оппонентов, утверждавших, что идея о существах с небес была привнесена в Австралию извне миссионерами, поскольку сами «примитивные народы не могли создать фигуру Творца». Так что все «просвещенные» западные историки религии были успешно уличены Элиаде в «косном рационалистическом» мышлении.
Культурные герои и мифологическая география.
В этой главе рассматриваются мифы о терраформировании, представления об устройстве мира, о могучих «тотемических предках» и появлении первых героев. Очень интересен раздел, рассказывающий о тесной связи ориентирования на местности и мифологической истории, когда каждая тропка, каждый холм несет в себе мифологическое событие, отсюда вытекает и появление особых ритуальных мест, и необходимость поддерживать их существование обрядами и церемониями.
Обряды инициации и тайные культы.
Тут рассматриваются различные модели поведения и виды инициации – перевода детей во взрослый мир, причем проводимых в разных австралийских племенах в совершенно разном возрасте (в промежутке от 6 и до 14 лет). Это и обряды ритуальной смерти (изоляция, обрезание, удаление волос, шрамирование) и ритуалы очищения (огненные церемонии, омывание). Особняком стоят ритуалы инициации девочек (от тайных женских церемоний, ритуальных купаний, раскрашивания и торжественного представления племени, до искусственной дефлорации и оргий). Немало информации в этой главе предоставлено об обрядах, совершаемых для поддержания плодородия земли и сохранения жизни.
Маги-целители.
У австралийцев маги-целители – это не просто знахари, а «люди высокого звания», они и судьи, и шаманы, и защитники племени, и мудрецы-советчики. А уж воспитание-обучение такого мага-целителя дело и вовсе непростое. Знания и мистицизм смешиваются в одном флаконе и приобретаются долгими годами обучения, введением в экстатические состояния и прохождением через особые инициации. Причем каждый вид инициации знахаря, описываемый Элиаде, вполне мог бы послужить сценарием для мистико-приключенческого фильма.
Смерть и эсхатология.
В данной главе рассматриваются не только похоронные обряды и мифы о загробной жизни и посмертной модификации души, но и методы «дознания», выяснения причины смерти при помощи магии, а также магические способы наказания виновных.
В общем, с этой книгой скучать не придется, погружение в таинственный мир аборигенов Австралии автор читателю обеспечил.