fantlab ru

Роберт Голдсборо «Murder in E Minor»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Murder in E Minor

Роман, год (год написания: 1978); цикл «Ниро Вулф Роберта Голдсборо»

Аннотация:

К Вульфу обращается Мария Радович, племянница старого соратника Вульфа из Черногории, Милоша Стефановича. Милош спас жизнь Вульфа во время боя под Цетинье. С тех пор прошло 50 лет, Милош Стефанович, как и Вульф, живет в Нью-Йорке. Милош (английская версия имени Milan Stevans) является дирижером Нью-Йоркского симфонического оркестра. Однако старые друзья наотрез отказываются видеть друг друга. Причина — жена Милоша Александра Аджари. Та самая, что «обогатила» жизнь Вульфа негативным опытом общения с женщинами. Александра предпочла Стефановича Вульфу, выйдя за Милоша замуж. Милош получает угрожающие письма, а затем его убивают. Вульфу приходится, чтобы отдать последний долг боевому товарищу, разыскать его убийцу.


В произведение входит:


-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Ниро Вульфа / Nero Award, 1986 // Лучший детективный роман



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

»-Дядя Милош.» — продолжила Мария. «Он говорил мне, что вместе они много трудностей пережили.<...> Она вновь полезла в сумку и протянула мне старую серую картонную фотографию, оборванную по краям.<...> Их было всего девять перед высокой каменной стеной, четверо стояли впереди на коленях и еще пятеро находились позади них. Некоторые были в длинных пальто, другие — с шерстяными рубашками, а еще двое были в касках времен Первой мировой войны. Я сразу же заметил Вульфа. Он был вторым слева в заднем ряду с патронташем через плечо. Волосы его тогда были темнее и весил он, по крайней мере, на сто фунтов меньше, но лицо было удивительно похожим на то, которое я вчера видел за обеденным столом.<...> Справа на фото я узнал Марко Вукчича с винтовкой в руках».

«Убийство в Ми-минор» — первая книга Роберта Голдсборо, продолжающая знаменитый сериал о Ниро Вульфе. Данная стилизация получилась настолько правдоподобной, что возникает ощущение, будто бы перед ее написанием в Голдсборо вселился дух самого Рекса. В тексте полно стаутовских отсылок (как часто встречающихся в оригинале, так и не очень), свидетельствующих о том, как хорошо Голдсборо знал его творчество. Ну например, вредная привычка Гудвина приподнимать одну бровь чтобы позлить шефа, поскольку тот так не умеет. Или манера замечательного сержанта Перли Стеббинса подходить из-за спины к креслу разоблачаемого убийцы (в момент, когда рассуждения Вульфа подходят к заключительной фазе на финальной сходке), чтобы стальными пальцами вдавить обвиняемого за плечи обратно, пресекая попытку подняться....

Но обо всём по порядку. В начале книги Голдсборо раскрывает некоторые важные сюжетные перепитии из концовки последнего произведения своего великого предшественника («Семейное Дело»). Однако, в данном случае это простительно, так как «Murder in E Minor» был написан спустя три года после смерти Стаута и Голдсборо планировал его в первую очередь для чтения своей матери, уже знакомой со всем каноническим циклом. И лишь через 8 лет книга была издана официально. Касаемо аннотации вверху настоящей страницы -в целом там все верно указано за исключением пары второстепенных моментов, упоминаний о которых лично я в книге не заметил.

Задуманное автором преступление имеет некоторые элементы «невозможности» в плане наличия видимых альтернативных решений — злоумышленник свободно проходит через главный ход в многоэтажное здание, где убивает известного музыканта-дирижера. Доблестный инспектор Кремер берет под подозрение только одно лицо — бойфренда племянницы погибшего, т.к. согласно показаниям швейцара в исследуемый промежуток времени иные люди в квартиру убитого не заходили...

Детектив сам по себе не очень сложный, зато созданная атмосфера (или, как модно сейчас говорить — «сеттинг») базирующаяся на связях приближенных к кирпичному особняку удались автору на славу. Персонально отмечу важную роль Фреда Даркина, переплюнувшего по части сыска в этой книге своего конкурента Сола Пензера. Но в принципе, Голдсборо очень аккуратно играет в стаутовских рамках, нигде не переходя дозволенных границ.

«Я готов был вмешаться, когда он вытянул обе руки перед собой, положив ладони на стол. Он нечасто использует этот жест, но иногда, когда я видел его раньше, он предшествовал приказу. «- Сол, Фред. Вы можете отказаться, если хотите»...<...>Он вздохнул и медленно выпустил воздух. «-Я хочу знать, общался ли мистер Хаббард с проституткой, рыжеволосой или нет — без разницы, в прошлую среду, когда он был на работе. Найдите мне её и приведите сюда.» Он откинулся на спинку кресла и сделал глоток пива...».

Вот как пример — вышеприведенная ситуация на загляденье, ведь ради общего дела Вульф совершает невиданный поступок — оставляет на ночь женщину лёгкого поведения в гостевой комнате своего драгоценного дома. Казалось бы, тема для шуточек самая что ни на есть благодатная. Но нет, несгибаемый Арчи сдержан, как кремень. В целом придраться могу только к одному эпизоду — когда Ниро Вульф перед звонком английскому коллеге Джеффри Хичкоку раздраженно уточняет у Гудвина, какой сейчас час в Лондоне. Мне думается, здесь Голдсборо допустил прокол. Во-первых, если в тексте говорилось, что Вульф общался с Хичкоком и ранее, то он не мог не знать точную часовую разницу между континентами (вариант «забыл» — даже не рассматривается). Во-вторых, трудно поверить, будто такой эрудит как Вульф ( к примеру — свободно цитирующий редкие фрагменты из Библии), мог в принципе не знать о какой-то тривиальной разнице в часовых поясах... И, пожалуй, ещё очередная угроза Кремера, поданная с пространной речью отобрать лицензии выглядит чересчур вымученной и немотивированной — повод был несоизмерим относительно происходящего.

Ну и возможно (хотя это очень субъективно), мне показалось, что в самой детективной части произведения не хватает какой-то дополнительной тонкости, скрытого элемента. По сравнению с книжками Стаута голдсборовская схема выглядит слегка упрощенной. Но, опять же, смотря с какой книгой самого Рекса сравнивать, простых сюжетов и у него хватало.

Итого: более чем похвальная дебютная стилизация Роберта Голдсборо.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх