Олег Дивов «Русская идея, уж какая есть»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Ироническое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Великая русская идея совершенно необязательно должна описывать, куда русским нужно идти. Она может рассказывать, откуда русские пришли. Тем более, если за работу возьмется профессиональный советский журналист и талантливый алкоголик.
Входит в:
— антологию «Модноверие. От страшного до смешного», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 23 марта 2018 г.
Рассказ Олега Дивова «Русская идея, уж какая есть» (на деле, скорее небольшая повесть) стал одним из глотков свежего воздуха в непередаваемо-унылой антологии от «Снежного Кома» с завлекательным названием «Модноверие», в которой издатели обещали порассуждать о том, «где кончается любопытствующий интерес к яркой истории собственного народа и начинается деструктивное сектантство, нацистские марши со свастикой и чадящие костры из шин и книг». Об антологии в целом я обязательно выскажусь отдельно, но чуть позже — от неё нужно немного отойти. Сейчас же могу сказать только одно: я безумно рад, что хотя бы Олег Дивов (горячим поклонником которого я никогда не был и за творчеством которого никогда не следил, но с неизменным удовольствием читал его вещи в составе антологий и сборников последних лет) не поддался общему настрою, и выдал, в очередной раз, по-настоящему качественный, хорошо написанный, запоминающийся, цепляющий за живое текст.
На мой непритязательный взгляд, Дивов давно уже достиг того уровня писательского мастерства, что пиши он хоть про енотовидную собаку в роботизированном заповеднике, хоть про клонированных мамонтов или современных шаманов, помогающих двигать российскую экономику, получается всё равно очень узнаваемо, очень «по-дивовски» — по-доброму зло, рубленными фразами, которые так и подмывает растащить на цитаты:
«Несколько месяцев принудительной трезвости сыграли свою роль: Коля вдруг обнаружил, что вовсе не обязан надираться в стельку. Он теперь мог гудеть со вкусом, подолгу удерживая себя на той грани, когда уже в самый раз, но ещё ничего не слишком — в состоянии перманентной лёгкой эйфории.
А потом уже надираться в стельку».
Если говорить о сюжете, он вполне укладывается в заявленную концепцию, и повествует о двух сильно пьющих «русских интеллигентах»-раздолбаях (журналист и фотокорреспондент) в декорациях заката Союза, которые вполне могли стать творцами и соавторами пресловутой «русской идеи». На деле — история о человеке, который, несмотря на все свои недостатки, смог остаться верен самому себе. Пусть ничего хорошего ему, в результате, и не светит. А «русскую идею» всегда найдётся, кому сваять.
И очень радостно, что Дивов, практически единственный из авторов «Модноверия», не скатился до уровня агитки.
Его рассказ не о том, как заблуждаются язычники и как правы православные, он о таинственной русской душе и терзаниях русских интеллигентов, пусть чаще всего и начинаются они под воздействием крепких алкогольных напитков =)))
Воспринимать «Русскую идею, уж какая есть» можно по-разному, но с некоторыми соображениями поспорить действительно сложно:
«Конечно, творческая личность на Руси чувствовала себя пропащей в любую эпоху, но при загнивающем царизме она хотя бы могла спрятаться от свинцовых мерзостей жизни в дворянское гнездо. А человеку прогрессивному, склонному к деятельности, были и вовсе любые дороги открыты, сплошь одобряемые передовой общественность: хоть в народовольцы иди, хоть в террористы. Наконец, если совсем невтерпёж, творческая личность могла высказаться — и уехать отдыхать в Европу, покуда не арестовали».
А мы ведь всех этих «борцов за свободу» когда-то в школах изучали, и воспринимали на полном серьёзе...
Одним словом — отличный рассказ! Лучшая, на мой взгляд, вещь из всей антологии.
zdraste, 10 декабря 2018 г.
Всё таки, чего у Дивова не отнять, так это добродушность вкупе с талантом и юмором. Этим он очень отличается от своих современников. Умеет привлечь внимание к своему тексту, и вызвать «эмоциональный отклик читателя» не за счет хоррора, чернухи-порнухи, а за счет слова ( а ведь «в начале было слово» , ну а потом уже всё остальное, если верить религии).
Рассказ из себя представляет матрешку в матрешке. Начинаешь читать предложение, думая что оно тебе дает понятную смысловую нагрузку, а заканчивается это предложение так, что видишь всё в совершенно ином свете. Точно такой же абзац, а потом и всё целостное произведение. Кто читал, тот поймет.
В этом своеобразное мастерство преподнесения информации читателю. Этот рассказ будет интересно читать и через двадцать лет, и через двести лет. Коля Королев спецкорреспондет и фотокор Саша Слонимский веселые товарищи собутыльники. Кажется Олег Дивов ненавязчиво напомнил нам об Ильфе и Петрове, которые работали вместе в газете «Гудок» и в журнале «Смехач», обсуждали рисунки и тексты.
Как ни читай, как ни рассматривай, Дивов это прелесть. Действительно прелесть. В восторге от него.
technocrator, 8 апреля 2019 г.
Совпало, что хотел этот рассказ (а точнее, повесть) следующим прочитать у Дивова, и тут как раз на днях автор в ЖЖ спросил у читателей, стоит ли писать продолжение и интересно ли, что случится с её героями потом.
Имхо – не интересно. Не стоит.
Очень неоднозначная вещь. История о «литературном заказе», написанная для сборника, являющегося в свою очередь дурно пахнущей религиозной заказухой и, к сожалению, собравшего под обложкой известных авторов.
В произведении есть неплохие колоритные моменты, дух времени (с определённой точки зрения) отражён, сам сюжетный ход с цепочкой авторов забавен, тема полностью раскрыта. Но вот персонажи, если абстрагироваться от блестящего дивовского слога, симпатии абсолютно не вызывают.
В центре внимания – парочка унылых эстетствующих алкашей. Точнее, один эстетствующий, любящий порассуждать о утраченном наследии Бунина (лучше б о жене с дочкой подумал), другой просто постоянно повторяет, что хочет свалить в Израиль.
Миленько описываются их похождения: издевательство над попутчиком из самолёта, сделавшим замечание; хулиганство в поезде; попытка провоза самогонного аппарата (так сказать, употреблять не отходя от производства)...
Когда в редакциях им дают от ворот поворот, искренне удивляются, оправдывая себя окружающей мерзостью (а чё такого? мы-то чё? другие вон ещё хуже!).
Журналюга, несмотря на прямое предупреждение, залипает по антинаучной книжке. Что может быть ещё простительно школьнику (самого когда-то впечатлила псевдоарийская тематика в фэнтези Алексеева), смотрится жалко у взрослого дяди с высшим образованием. То есть, понятно, что это кирпичик для завязки сюжета, но уважения к персонажу не добавляет.
Ну и, кстати, отметил очень странную его реплику:
«Я выписываю «Москву», «Новый мир» и «Роман-газету». Где-то с конца восемьдесят второго я уже не понимаю, зачем это делаю. По инерции. Там глухо, Моисеич. У нас принято ругать советскую прозу, весь этот соцреализм, но ведь появлялось каждый год по несколько вполне терпимых романов. Теперь — пустота.»
Роман-газета 1983-1984гг. В числе публикаций Балашов «Бремя власти», Пикуль «Реквием каравану «PQ-17»», Семёнов «Приказано выжить»... Пустота? Ну-ну...
mputnik, 21 декабря 2019 г.
Набор банальностей. Сочных, ярких, понятных и привычных. Но — увы — не перестающих от этого быть оными банальностями:
* «...у русского, вздумавшего пострадать за идею — всего два пути: или — в психушку, или — в запой...»;
** «...Коля был сообразительный и сразу догадался, что это всё — от неудачного сочетания водки с Буниным...»;
*** «...будущее у нас так или иначе украдут, чтобы делать на него ставку. А прошлое, оно не подведет. Прошлое научит нас понимать, кто мы...»;
*** «...Наша с тобой идея — не про то, куда русским пойти, а про то, откуда русские пришли! Кто они такие! Русским надо для начала осознать себя и припасть к корням! Напитаться русским духом! И этого достаточно! Никакой философии, никаких умствований, только голая история!..».
И — что? Чего Автор сказать-то хотел? Кто-то — против? Или — серьезно собирался оспаривать, не разглядев за иронией — обычные стеб с издевкой на-пару? Об чём спитч?
Ну..., плечами можно пожать. Вздохнуть ещё — глубоко. Что ещё?