Роберт Джексон Беннетт «Foundryside»
Саншия Градо — воровка, причём необычайно умелая. И её последняя цель, хорошо охраняемый склад в доках Теванны, — не то, на что её уникальных способностей могло бы не хватить.
Но Саншия не знает, что её послали украсть атрефакт невообразимой мощи, предмет, который сможет совершить революцию в магической технологии, известной под названием скрайвинг. Торговые дома, которые контролируют эту магию — искусство использования закодированных команд, с помощью которых повседневные предметы наделяются подобием разума, — уже применили её, чтобы превратить Теванну в огромную и не знающую жалости капиталистическую машину. Но если им удастся раскрыть секреты артефакта, они перепишут весь мир в соответствии со своими целями.
Теперь кто-то из этих Домов хочет смерти Саншии, чтобы забрать артефакт себе. И в городе Теванна нет ни одного человека, который мог бы этому помешать.
Чтобы получить шанс выжить — и остановить начавшуюся смертоносную метаморфозу, — Саншии придётся собрать непривлекательных союзников, научиться использовать силу артефакта в собственных целях и самой преобразиться, превратившись в то, чего она даже не могла себе представить.
Входит в:
— цикл «Founders»
Награды и премии:
лауреат |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2019 // Фэнтези |
Номинации на премии:
номинант |
BooktubeSFF Awards, 2019 // Роман фэнтези | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2019 // Роман фэнтези | |
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2019 // Роман — Премия им. Роберта Холдстока (лучший фэнтези роман) | |
номинант |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2019 // Роман фэнтези |
В планах издательств:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kartinka, 11 августа 2024 г.
Ну я долго откладывала, ждала, пока же появится русский перевод. Но теперь, прочитав, понимаю, что его можно особо не ждать. Пропаганду ЛГБТ у нас не позволят. Кого, вообще, зачем это автору, ну нормальный же мужик был в кадре, почему не на него запала главная героиня? Но нет, блин.
Разочаровывает эта их мода.
В принципе можно заметить в данной книге все активные роли за женщинами. Мужчины посылают их вперед. А если задвигают, то женщины находят способ показать, что те глубоко заблуждались. В общем женщины превосходят мужиков и нечего их недооценивать или тем паче устанавливать патриархат. Прорывайся сама, Санчия, если не ты, то кто. А этот герой пусть постоит покурит, пока ты там рискуешь собой.
Не, ну кого, где нормальные мужики, которые девушку одну не то что не отправят, а запретят собой рисковать, и сами пойдут разбираться. Мужики, ау? Нее, таких тут не встречали.
Книгу я читала дня три, причем один день из них я ее вообще не трогала. Не настолько она оказалась интересной. А обычно меня от книги не оторвешь. Сказывается, конечно, что она на английском, читать сложнее.
И еще, эти скриверы, которые пишут все эти сигилы, программируя реальность. Замени их на программистов или ученых, ничего не поменяется. Полная вера в науку, опора только на нее. Тоска же. Никаких тебе религиозных наклонностей, все чисто на науке и технике.
В общем, этой столь многобещавшей книгой я разочарована.
Anahitta, 19 января 2019 г.
Роман похож на предыдущий цикл Беннетта «Божественные города». Похож не в том смысле, что автор штампует одинаковые произведения, а стилистикой, авторским почерком и необычностью.
Прежде всего о системе магии. Именно благодаря магии в романе жанра фэнтези появляются элементы киберпанка. В технологическом отношении мир существенно отстает от современного. Это уже не средневековье, но огнестрельного оружия еще нет, индустриальная революция идет полным ходом, но в ее основе лежит магия scriving (пусть переводчики думают, как это перевести). В этой магии угадываются принципы компьютерного программирования и попытки создания искусственного интеллекта.
Если на любом предмете написать особые сигилы, то предмет можно убедить в том, что его реальность изменилась. Такие вещи действуют лучше обычных: стены становятся крепче, оружие − мощнее, оказываются возможны разные технологические чудеса. Говорят, что некогда помимо существовало два алфавита сигилов: обычный и божественный, который не просто убеждал вещь поступать вопреки реальности, а в самом деле менял окружающую реальность. В далекие времена существовала империя могущественных иерофантов, достигших высот в мастерстве scriving. Они могли подстраивать реальность под свои прихоти и создавать рукотворных богов. В ходе разрушительной войны цивилизация иерофантов погибла, их знания почти забылись. Современные мастера смогли по старинным артефактам воссоздать обычный алфавит сигилов и путем проб и ошибок научились работать с предметами.
Благодаря прогрессу в scriving за несколько десятилетий вырос процветающий город Теванне. Он поделен между четырьмя могущественными семьями Основателей. Каждая семья живет в своем кампосе, огороженном стенами и неприступном. По сути это четыре государства, пребывающие в состоянии шаткого мира. Общих законов не существует, в каждом кампосе они свои.
Между стенами втиснуты трущобы, в которых царит уже полное беззаконие. Это прибежище воров, бандитов и подпольных мастеров scriving. Именно там живет главная героиня романа – юная воровка Сансия. В своем мастерстве ей нет равных. Считается, что подвергнуть scriving человека невозможно, любые попытки сотворить такое запрещены, но Сансия – чудом выживший результат чудовищного эксперимента. У нее в голове стоит пластина с сигилами, и она способна слышать помеченные сигилами предметы и чувствовать то же, что и любой предмет, с которым соприкасается.
Сансия получает задание выкрасть в кампосе некую коробочку из сейфа. С этого и начинается история. После успешного дела, прежде чем передать коробочку посреднику, Сансия полюбопытствовала, что там внутри. Внутри оказался ключ, который заговорил с нею и представился как Клиф. Могущественный артефакт эпохи иерофантов, найденный на развалинах древнего города. Теперь Сансия знает слишком много, и за ней начинается охота.
Несмотря на массу сведений о мире и магии, сюжет очень динамичен. Вся необходимая информация подается в нужное время, в нужных дозах и в увлекательной форме, не тормозя повествование и не превращая его в сухой трактат. Погони, перестрелки, невероятные спасения делают роман очень кинематографичным. Структура повествования хорошо сбалансирована: главы экшена сменяются более спокойными, в которых развивается основная интрига.
Основные персонажа, кроме Сансии – Грегор Дандоло, сын главы дома Дандоло. Он представляет в романе принцип силы и справедливости. Грегор герой войны и ныне пытается создать в городе хоть какую-то общую систему охраны порядка. Изначально он разыскивает воровку как преступницу, затем расклад сил меняется. За ум и знания отвечают главный мастер scriving в кампосе Дандоло Орсо Игнасио и его помощница Беренис. Отрицательные персонажи до поры до времени остаются в тени.
Единственное что немного удивило, так это то, что сирота, выросшая среди рабов на плантациях, не только умеет читать и писать, но, судя по всему, разбирается в физике. Ладно, можно считать, что в этом продвинутом обществе есть система всеобщего образования.
Книга сюжетно закончена, но в финале звучит отчетливое обещание продолжения – всё только начинается.
Автор, 16 ноября 2023 г.
Крепкий роман. Психологически глубокая проработка героев (например, обратите внимание на мотивацию героини воровать; на причины, почему Грегор даже слишком вежлив). Повествование выстроено уверенно. Интересные идеи. Магическая система особенно понравится программистам, хакерам, лингвистам.
Deusuum, 3 марта 2023 г.
Лично для меня трилогия Роберта Джексона Беннетта «Божественные города» стала одним из самых ярких событий в мире фэнтези за последнее десятилетие. У неё были немалые недостатки: вторая книга беспардонно повторяла общую фабулу первой, некоторые персонажи не ушли дальше функций. Но великолепная работа над построением мира, лёгкий язык и общая грандиозность замысла были просто бесподобны. Неудивительно, что мои ожидания от первой книги новой фэнтези-трилогии американца были очень высоки.
И поначалу я разочаровался! Мир «Основателей» был совсем не так оригинален, как обещали рецензенты, особенно Брендон Сандерсон, систему магии я уже где-то видел, сюжет затаскан до дыр, некоторые ходы столь очевидны, что я мысленно определил для себя, что книга эта выглядела бы гораздо лучше в виде сериала от Netflix или компьютерной игры... Но постепенно «Foundryside» раскрывался передо мной, персонажи обретали лицо и даже обаяние, снова стал отчётливо виден масштаб идей писателя.
Казалось бы, что может быть банальнее: девушка-воровка с необычными способностями Санчия отправляется на очередное дело — безымянный клиент хочет, чтобы она добыла ящик, который нельзя открывать, и в котором находится нечто нужное клиенту. Пройдя через это приключение (насыщенное действием и раскрывающим основы сеттинга романа, естественно), Санчия находит искомый ящик и, само собой, из чистого любопытства решает посмотреть, что внутри. И тут, как говорится, всё завертелось. Неожиданные повороты, раскрытие тайн мироздания, суровый мир, немного напоминающий Италию времён Возрождения, высокий темп повествования... Я уже думал, что в руках у меня очередная развлекалочка в стиле фэнтези-экшн. Не того я ждал от автора «Города лестниц».
Но мало-помалу количество раскрываемых тайн нарастало, неожиданность этих секретов становилась всё более интригующей, персонажи из болванчиков-функций превращались в живых людей со своими голосами, характерами и мыслями. Я снова увидел Замысел, яркий и оригинальный. Книга безупречно выстроена, переходы от одного героя или антигероя к другому безупречно выверены, роман становится очень-очень зрелищным (если этот эпитет может быть применён к литературе), кинематографичным (на этот раз в хорошем смысле). И если я и ставлю ему всего лишь «восьмёрку», то это лишь из-за середины «Foundryside», где всё несколько провисает — все вышеизложенные претензии относятся именно к этой части книги. Роман не заканчивается на очевидном клиффхэнгере, но создаёт достаточный задел и интригу для второй части, за которую я сейчас и возьмусь.
P.S. Надо будет ознакомиться с переводом, если таковой появится. Надеюсь, прелестная Берениче не превратится в Беренис. Не забывайте, мы в Италии.