Роберт Джексон Беннетт «Foundryside»
Саншия Градо — воровка, причём необычайно умелая. И её последняя цель, хорошо охраняемый склад в доках Теванны, — не то, на что её уникальных способностей могло бы не хватить.
Но Саншия не знает, что её послали украсть атрефакт невообразимой мощи, предмет, который сможет совершить революцию в магической технологии, известной под названием скрайвинг. Торговые дома, которые контролируют эту магию — искусство использования закодированных команд, с помощью которых повседневные предметы наделяются подобием разума, — уже применили её, чтобы превратить Теванну в огромную и не знающую жалости капиталистическую машину. Но если им удастся раскрыть секреты артефакта, они перепишут весь мир в соответствии со своими целями.
Теперь кто-то из этих Домов хочет смерти Саншии, чтобы забрать артефакт себе. И в городе Теванна нет ни одного человека, который мог бы этому помешать.
Чтобы получить шанс выжить — и остановить начавшуюся смертоносную метаморфозу, — Саншии придётся собрать непривлекательных союзников, научиться использовать силу артефакта в собственных целях и самой преобразиться, превратившись в то, чего она даже не могла себе представить.
Входит в:
— цикл «Founders»
Награды и премии:
|
лауреат |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2019 // Фэнтези |
Номинации на премии:
|
номинант |
BooktubeSFF Awards, 2019 // Роман фэнтези | |
|
номинант |
Локус / Locus Award, 2019 // Роман фэнтези | |
|
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2019 // Роман — Премия им. Роберта Холдстока (лучший фэнтези роман) | |
|
номинант |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2019 // Роман фэнтези |
Рецензии:
— «Review: Foundryside by Robert Jackson Bennett», 2018 г. // автор: Дон Сэйкерс
— «Review: Foundryside by Robert Jackson Bennett», 2019 г. // автор: Питер Хек
— «Review: Foundryside by Robert Jackson Bennett», 2019 г. // автор: Пол Ди Филиппо
Похожие произведения:
В планах издательств:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (3 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 22 ноября 2025 г.
Роберт Джексон Беннетт известен у нас в первую очередь как автор трилогии «Божественные города», в которой он удачно совмещает детектив с фэнтези и боевиком. Мне «Города» понравились, так что прочтение «Founders», следующей трилогии автора, было лишь вопросом времени. Поэтому сегодня поговорим о первой книге этой трилогии — «Foundryside».
Местом действия романа служит Теванне, очередной фэнтези-город, которые Беннетту неплохо удаются. Восемьдесят процентов Теванне приходится на четыре района местных влиятельных семей, оставшиеся двадцать — трущобы, где обитают нищие, наёмники и криминальные элементы. Именно в трущобах проживает Сaнчия («Sahn-chee-yuh»). Именно ей в руки попадает могущественный ключ-артефакт по имени Клеф. И именно с этого начинается эта история.
О книге хвалебно отзывался Брэндон Сандерсон, и это не удивительно: магическая система здесь очень в его духе. Некоторые сцены живо напоминали «Архив Буресвета» в лучших его проявлениях.
«Foundryside» — это киберпанк, который только притворяется фэнтези. Да тут есть магия («scriving»), да тут есть артефакты и древние легенды, но через все эти элементы героического фэнтези нет-нет, да проглянут аугментации главной героини, от магической системы часто веет основами программирования, а Клеф временами говорит как настоящий тестировщик.
Вообще Клеф — это главная удача романа. Мне в целом нравятся говорящие артефакты в фэнтези, пусть зачастую им и отводится комическая роль. Здесь же читатель познаëт мир и основные его правила с помощью этого ключа. То есть нам дают не персонажа-попаданца или новичка, а говорящий артефакт, что, согласитесь, довольно необычно. Ещё бы необычнее было, если бы ключ являлся главным героем, но так далеко автор не пошёл. Поэтому большую часть времени мы наблюдаем на Санчией, которая типичный киберпанковский аутсайдер со стальной пластиной в голове, благодаря чему она может считывать память предметов, а с некоторыми даже общаться.
Помимо Санчии основными действующими лицами являются Грегор, а также Орсо со своей помощницей Беренайс. С первым всё довольно просто: суровый мужчина, выходец из знатной семьи, представитель местной полиции, который первое время выслеживает Санчию. Человек надёжный и справедливый, но со своими скелетами в шкафу. А вот с Орсо и Беренайс дела обстоят сложнее. Тёмные лошадки и люди науки, они проявляют себя очень по-разному, но очень ярко. Не буду говорить как именно, пусть останется сюрпризом, отмечу только, что Орсо сначала вызывает больше антипатии, чем симпатии, но не спешите делать выводы и дайте ему в полной мере раскрыться. Таким образом компания основных персонажей подобралась очень разнообразная и, вместе с тем, живая.
Сюжет романа развивается бойко, попеременно предлагая читателю то экшн, то развитие лора и углубление понимания местной магической системы. Получилось удачно: и скучать не даёт, и интригу держит. Ещё и детали мироустройства постоянно добавляются, а вместе с ними и неожиданные повороты происходят.
В общем, хорошее начало цикла, которое можно порекомендовать всем любителям приключенческого городского фэнтези с продуманной магической системой.
Anahitta, 19 января 2019 г.
Роман похож на предыдущий цикл Беннетта «Божественные города». Похож не в том смысле, что автор штампует одинаковые произведения, а стилистикой, авторским почерком и необычностью.
Прежде всего о системе магии. Именно благодаря магии в романе жанра фэнтези появляются элементы киберпанка. В технологическом отношении мир существенно отстает от современного. Это уже не средневековье, но огнестрельного оружия еще нет, индустриальная революция идет полным ходом, но в ее основе лежит магия scriving (пусть переводчики думают, как это перевести). В этой магии угадываются принципы компьютерного программирования и попытки создания искусственного интеллекта.
Если на любом предмете написать особые сигилы, то предмет можно убедить в том, что его реальность изменилась. Такие вещи действуют лучше обычных: стены становятся крепче, оружие − мощнее, оказываются возможны разные технологические чудеса. Говорят, что некогда помимо существовало два алфавита сигилов: обычный и божественный, который не просто убеждал вещь поступать вопреки реальности, а в самом деле менял окружающую реальность. В далекие времена существовала империя могущественных иерофантов, достигших высот в мастерстве scriving. Они могли подстраивать реальность под свои прихоти и создавать рукотворных богов. В ходе разрушительной войны цивилизация иерофантов погибла, их знания почти забылись. Современные мастера смогли по старинным артефактам воссоздать обычный алфавит сигилов и путем проб и ошибок научились работать с предметами.
Благодаря прогрессу в scriving за несколько десятилетий вырос процветающий город Теванне. Он поделен между четырьмя могущественными семьями Основателей. Каждая семья живет в своем кампосе, огороженном стенами и неприступном. По сути это четыре государства, пребывающие в состоянии шаткого мира. Общих законов не существует, в каждом кампосе они свои.
Между стенами втиснуты трущобы, в которых царит уже полное беззаконие. Это прибежище воров, бандитов и подпольных мастеров scriving. Именно там живет главная героиня романа – юная воровка Сансия. В своем мастерстве ей нет равных. Считается, что подвергнуть scriving человека невозможно, любые попытки сотворить такое запрещены, но Сансия – чудом выживший результат чудовищного эксперимента. У нее в голове стоит пластина с сигилами, и она способна слышать помеченные сигилами предметы и чувствовать то же, что и любой предмет, с которым соприкасается.
Сансия получает задание выкрасть в кампосе некую коробочку из сейфа. С этого и начинается история. После успешного дела, прежде чем передать коробочку посреднику, Сансия полюбопытствовала, что там внутри. Внутри оказался ключ, который заговорил с нею и представился как Клиф. Могущественный артефакт эпохи иерофантов, найденный на развалинах древнего города. Теперь Сансия знает слишком много, и за ней начинается охота.
Несмотря на массу сведений о мире и магии, сюжет очень динамичен. Вся необходимая информация подается в нужное время, в нужных дозах и в увлекательной форме, не тормозя повествование и не превращая его в сухой трактат. Погони, перестрелки, невероятные спасения делают роман очень кинематографичным. Структура повествования хорошо сбалансирована: главы экшена сменяются более спокойными, в которых развивается основная интрига.
Основные персонажа, кроме Сансии – Грегор Дандоло, сын главы дома Дандоло. Он представляет в романе принцип силы и справедливости. Грегор герой войны и ныне пытается создать в городе хоть какую-то общую систему охраны порядка. Изначально он разыскивает воровку как преступницу, затем расклад сил меняется. За ум и знания отвечают главный мастер scriving в кампосе Дандоло Орсо Игнасио и его помощница Беренис. Отрицательные персонажи до поры до времени остаются в тени.
Единственное что немного удивило, так это то, что сирота, выросшая среди рабов на плантациях, не только умеет читать и писать, но, судя по всему, разбирается в физике. Ладно, можно считать, что в этом продвинутом обществе есть система всеобщего образования.
Книга сюжетно закончена, но в финале звучит отчетливое обещание продолжения – всё только начинается.
kartinka, 11 августа 2024 г.
Ну я долго откладывала, ждала, пока же появится русский перевод. Но теперь, прочитав, понимаю, что его можно особо не ждать. Пропаганду ЛГБТ у нас не позволят. Кого, вообще, зачем это автору, ну нормальный же мужик был в кадре, почему не на него запала главная героиня? Но нет, блин.
Разочаровывает эта их мода.
В принципе можно заметить в данной книге все активные роли за женщинами. Мужчины посылают их вперед. А если задвигают, то женщины находят способ показать, что те глубоко заблуждались. В общем женщины превосходят мужиков и нечего их недооценивать или тем паче устанавливать патриархат. Прорывайся сама, Санчия, если не ты, то кто. А этот герой пусть постоит покурит, пока ты там рискуешь собой.
Не, ну кого, где нормальные мужики, которые девушку одну не то что не отправят, а запретят собой рисковать, и сами пойдут разбираться. Мужики, ау? Нее, таких тут не встречали.
Книгу я читала дня три, причем один день из них я ее вообще не трогала. Не настолько она оказалась интересной. А обычно меня от книги не оторвешь. Сказывается, конечно, что она на английском, читать сложнее.
И еще, эти скриверы, которые пишут все эти сигилы, программируя реальность. Замени их на программистов или ученых, ничего не поменяется. Полная вера в науку, опора только на нее. Тоска же. Никаких тебе религиозных наклонностей, все чисто на науке и технике.
В общем, этой столь многобещавшей книгой я разочарована.
Автор, 16 ноября 2023 г.
Крепкий роман. Психологически глубокая проработка героев (например, обратите внимание на мотивацию героини воровать; на причины, почему Грегор даже слишком вежлив). Повествование выстроено уверенно. Интересные идеи. Магическая система особенно понравится программистам, хакерам, лингвистам.
Deusuum, 3 марта 2023 г.
Лично для меня трилогия Роберта Джексона Беннетта «Божественные города» стала одним из самых ярких событий в мире фэнтези за последнее десятилетие. У неё были немалые недостатки: вторая книга беспардонно повторяла общую фабулу первой, некоторые персонажи не ушли дальше функций. Но великолепная работа над построением мира, лёгкий язык и общая грандиозность замысла были просто бесподобны. Неудивительно, что мои ожидания от первой книги новой фэнтези-трилогии американца были очень высоки.
И поначалу я разочаровался! Мир «Основателей» был совсем не так оригинален, как обещали рецензенты, особенно Брендон Сандерсон, систему магии я уже где-то видел, сюжет затаскан до дыр, некоторые ходы столь очевидны, что я мысленно определил для себя, что книга эта выглядела бы гораздо лучше в виде сериала от Netflix или компьютерной игры... Но постепенно «Foundryside» раскрывался передо мной, персонажи обретали лицо и даже обаяние, снова стал отчётливо виден масштаб идей писателя.
Казалось бы, что может быть банальнее: девушка-воровка с необычными способностями Санчия отправляется на очередное дело — безымянный клиент хочет, чтобы она добыла ящик, который нельзя открывать, и в котором находится нечто нужное клиенту. Пройдя через это приключение (насыщенное действием и раскрывающим основы сеттинга романа, естественно), Санчия находит искомый ящик и, само собой, из чистого любопытства решает посмотреть, что внутри. И тут, как говорится, всё завертелось. Неожиданные повороты, раскрытие тайн мироздания, суровый мир, немного напоминающий Италию времён Возрождения, высокий темп повествования... Я уже думал, что в руках у меня очередная развлекалочка в стиле фэнтези-экшн. Не того я ждал от автора «Города лестниц».
Но мало-помалу количество раскрываемых тайн нарастало, неожиданность этих секретов становилась всё более интригующей, персонажи из болванчиков-функций превращались в живых людей со своими голосами, характерами и мыслями. Я снова увидел Замысел, яркий и оригинальный. Книга безупречно выстроена, переходы от одного героя или антигероя к другому безупречно выверены, роман становится очень-очень зрелищным (если этот эпитет может быть применён к литературе), кинематографичным (на этот раз в хорошем смысле). И если я и ставлю ему всего лишь «восьмёрку», то это лишь из-за середины «Foundryside», где всё несколько провисает — все вышеизложенные претензии относятся именно к этой части книги. Роман не заканчивается на очевидном клиффхэнгере, но создаёт достаточный задел и интригу для второй части, за которую я сейчас и возьмусь.
P.S. Надо будет ознакомиться с переводом, если таковой появится. Надеюсь, прелестная Берениче не превратится в Беренис. Не забывайте, мы в Италии.