Даниэль Клугер отзывы

Все отзывы на произведения Даниэля Клугера



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 126

  Страницы: [1] 2  3 

«Мушкетёр»
–  [ 10 ]  +

bvi, 24 мая 2015 г. в 22:26

С удовольствием перечитал в книжном варианте «подлинную историю Исаака де Порту, служившего в мушкетерской роте его величества Людовика XIII под именем Портос». Меня поражает и радует умение Клугера в некоторых последних вещах возвращаться к давно известным историям (вроде путешествий Гулливера) и открывать совершенно неожиданные их стороны. Причём сделано это с любовью, бережно и тактично. (Просто вывернуть историю наизнанку, это и Бушков может, прости, Господи!) А тут чисто лемовский метод сбора информации и выверенный логический вывод, не составляющий и тени сомнения, что было именно так, как повествует автор. Приятно!

Оценка : 10
«Двадцатая рапсодия Листа»
–  [ 9 ]  +

ismagil, 06 августа 2012 г. в 16:40

Теперь, конечно, странно, что Виталий Данилин успел первым. Тема-то лежала на поверхности. Все знают, что ретро-детектив популярен, особенно подсаженный в конец 19-го века. Все знают, что круг сыщицких персонажей в таких детективах досадно узок и обновлению уже не подлежит: все новые герои будут клонами Путилина, Фандорина или Холмса-Пуаро-Дюпона. Все знают, что ссылка в Российской империи всегда была мероприятием сдержанной чудовищности: даже во глубине сибирских руд жизнь искрилась не по-детски, чего уж говорить о стене Кавказа и поволжских степях. Наконец, все знают, что Ленин был юристом-недоучкой и имел пытливый ум.

И только Данилин додумался написать детектив, в котором юный Ульянов, сосланный в родовое Кокушкино, распутывает двойное убийство.

Реализация получилась адекватной идее: безукоризненно и скучновато. Безукоризненно, потому что главный кайф ловится от стилизации, от густого духа времени, исходящего от деталей, переволакиваемых словесным потоком, а с этим у Данилина все в порядке. Ведь Данилин – это два многоопытных писателя-фантаста. Даниил Клугер, которого я не читал, но слышал только сдержанно одобрительные отзывы, и Виталий Бабенко, легендарный староста семинара молодых фантастов и хороший издатель, так и не раскрывшийся толком как писатель (микробоевик «Встреча» и сатирический рассказ «Игоряша Золотая рыбка» обещали многое, но авторский сборник «Приблудяне» ухнул в пустоту, а очень неплохой, хоть и отчаянно шестидесятнический литдрамтриллер «Нуль» просто остался никем не замеченным).

Соответственно, книгу стоит почитать всем любителям провинциальной старины, и категорически необходимо – моим землякам и соплеменникам. Я потрясен размахом казанских исследований, предпринятых авторами романа – которые, похоже, легко могут теперь навалять объемный труд по истории, географии и политэкономии Казанской губернии, а также по особенностям жизни, труда и быта местного населения. Любой, кто больше одного раза ездил по челнинской трассе (она же «Дорога смерти») способен при чтении «Рапсодии» умереть от наслаждения. Все мульки цитировать бессмысленно, отмечу только, что я понял, наконец, откуда растут ноги у татарских страшилок Чуковского-Толстого. Понятно же, что Бармалей – это недослышанное «не ходи-ка», а Карабас-Барабас – испорченное «посмотрим-съездим (сходим)». Бармалей, факт, произошел от одноименной питерской улицы (что не снимает вопроса, а чего она, собственно). Так вот, Карабас, судя по всему, родился из рассказа какого-нибудь казанца. Потому что, если верить Данилину, в конце 19-го века одноместный возок в будущем Татарстане назывался именно «барабас».

А скучновато (это я, если кто забыл, продолжаю мысль, начатую двумя абзацами выше), потому что все равно это конструктор, собиравшийся уже сто раз. Ну, рассказчик обречен быть Ватсоном – поэтому он простоватый словоохотливый ветеран. Ну, «Лунный камень» тоже все читали, поэтому рассказчик зациклен на одной книжке – не «Робинзоне», конечно, а «Севастопольских рассказах». Ну, население книги смешанное русско-татарское, поэтому делать убийцу русским или татарином западло, а иностранцем неинтересно – значит, убийц будет двое. Ну, Ульянов вроде сопляк, но любому нос утрет, и вежливо так, с подходцами, а потом, естественно, полным Глебжегловым окажется. Ну и так далее.

Словом, очень неплохой проект, который, боюсь, не пойдет. Потому что не пиарится книжка, и лежит себе тихохонько в «Ашане» — а это показатель, между прочим: лежать в «Ашане» и не кончаться. Жалко, конечно, и обидно за Бабенко. А что я могу сделать? Разве что купить второго Данилина – несмотря на то, что там татарская тема наверняка раскрыта не будет, и на то еще, что я, например, ни одного Фандорина не читал и читать не собираюсь (хватило знакомства с парой рассказов).

Очень жаль, что я, давая обещание, почти ничем не рискую, потому что второго Данилина, похоже, не будет.

(Отзыв написан весной 2007 года, последняя фраза, к счастью, была опровергнута почти мгновенно).

Оценка : 8
«Мушкетёр»
–  [ 7 ]  +

Nog, 22 июня 2018 г. в 20:23

После прослушанного в аудиоверсии «Виконта де Бражелона» не хотелось сразу расставаться с соответствующей исторической эпохой, а тут как раз подвернулось переиздание этой книги. Это фантазия автора на тему происхождения самого таинственного, по его мнению, из четырёх мушкетёров, причём неплохо обоснованная, по крайней мере на беглый взгляд, невзирая на кажущуюся провокационность (по Клугеру, Портос происходит из рода португальских евреев, бежавших во Францию от инквизиции). Если принять это допущение, получается вполне достойный приключенческий роман, разве что излишне быстротечный по сравнению с первоисточником.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За совсем небольшой объём текста будущий барон дю Валлон успевает несколько раз проехать всю страну насквозь, впутаться в международную интригу, познакомиться с Ришелье, разобраться в семейных тайнах и на последних страницах потерять плащ в случайном столкновении с очередным приехавшим в Париж провинциалом из Гаскони.

Оценка : 7
«Дело об украденном саркофаге»
–  [ 7 ]  +

witkowsky, 07 марта 2011 г. в 23:10

Блестяще развернутая в тетралогию история о непьющем сыщике (алкоголике, посему с ним вечно мотается Умник, т.е. «Клюгер») в ... параллельно существующем Государстве Израиль — Греция упоминается как нечто вроде Руанды. Остроумно и ни на что не похоже. Задумано еще несколько частей: пусть автор еще две-три добавить, сможет по праву считаться классиком жанра. Редкое мастерство детали, прекрасное знание предмета и насквозь еврейский колорит в духе лучшего Майринка (вроде знаменитого рассказа «Бродило», о сапогах аббата, с помощью коих заквашивалось драгоценное вино к королевскому столу).

Оценка : 10
«Двадцатая рапсодия Листа»
–  [ 6 ]  +

sergej210477, 18 марта 2017 г. в 20:34

   Очень характерный образец классического детектива. Чем-то, роман очень напоминает «Собаку Баскервиллей» А. Конан Дойля. Действие происходит в XIX веке, в сельской глубинке. Есть свой Ш. Холмс — В. И. Ульянов (Ленин). Вместо Уотсона — управляющий поместьем деда Ульянова, тоже отставной военный Ильин. Присутствуют жертвы, убийцу следует искать среди здешних жителей. И, конечно, вместо страшной собаки — не менее ужасный медведь-шатун, тоже, возможно, призрачный. Ну, и в развязке интриги так же некоторое сходство с повестью английского писателя.

Любителям остросюжетных детективов и триллеров роман не понравится. Здесь — все мирно, спокойно. Перестрелок и погонь нет. Пара главных героев методично и неторопливо собирают улики, строят свои умозаключения.

Но, книга, отличная. Очень атмосферная, тёплая, уютная. Хорошо читать вечером, за чашкой чая, отстранившись от забот и погрузившись в колоритный помещичьий быть девятнадцатого века. Отличный образный язык, стилизованный под старину, великолепные пейзажи, живые герои. Не скажу, что книга затягивает, заставляет скорее дочитать до развязки. Нет. Роман для неторопливого, ленивого чтения. Есть над чем поломать голову, но в то же время, можно почувствовать себя умнее главных героев. Любителям Конан Дойля, А. Кристи и Б. Акунина книга понравится.

Оценка : 9
«Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»
–  [ 6 ]  +

avsergeev71, 01 марта 2017 г. в 00:08

Диканька — небольшой малороссийский городок Полтавской губернии, навсегда вошедший в русскую литературу, благодаря бессмертному творению Н.В.Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» — с этих жутковатых историй для многих из нас (и для меня в том числе) начиналось знакомство с русской (да и не только) мистической литературой.

Яворицы — небольшое еврейское местечко, находящееся, судя по всему, в той же самой Полтавской губернии, и, вполне возможно, — совсем недалеко от Диканьки. Недалеко — во всех смыслах: и по расстоянию, и по времени, и по духу. Здесь тоже любят рассказывать страшные истории: тот же жуткий народный (хотя и литературно обработанный) фольклор, только — еврейский. Наверное цикл рассказов можно было бы назвать «Вечера на хуторе близ Явориц», но автор выбрал более скромное: «Летающая в темных покоях». Не знаю как кому, но лично мне в процессе чтения постоянно приходила на ум мысль, что читаю я некое продолжение Гоголевского шедевра, которое он по какой-то причине поручил написать (или дописать) Даниэлю Клугеру. Да, собственно, и причина это вполне понятна — слабоват был Гоголь по части еврейской мистики. И Клугер, надо признать, не подкачал.

Да, давненько я не сталкивался ни с чем подобным. Да, пожалуй, после самих «Вечеров на хуторе» и не сталкивался. Десять новелл, разных как по времени написания, так и по времени описываемых в них событий, создают величественное полотно, — красочное, сочное, объёмное. Для меня это было настоящим открытием — до селе незнакомый мне мир еврейской народной мистики. Она разная: порой — мрачная, тяжелая, порой — веселая, ироничная, порой — озорная. Но при этом всегда — яркая, ёмкая, колоритная. Разные герои, разные эпохи, разный стиль написания. Порой из-за спины Гоголя явственно проглядывает Лавкрафт. Но все же это — Даниэль Клугер, яркий, самобытный и очень талантливый автор. Прекрасный русский литературный язык и филигранно отточенный слог, — истинное наслаждение для читателя.

10 баллов.

Оценка : 10
«Мушкетёр»
–  [ 6 ]  +

Эгоистка71, 14 ноября 2014 г. в 19:04

Получила огромное удовольствие. Автор сумел совместить несовместимое. С одной стороны, он вполне остался в стиле Дюма, с другой — произведение носит явный отпечаток индивидуальности автора. Герои — ну именно они, те самые, знакомые с детства, и в то же время узнаешь о них нечто неправдоподобно новое. А главное — веришь, веришь, что так могло быть. Да что там — что так и было! Более того, только сейчас я на самом деле влюбилась в заглавных героев «Трех мушкетеров», потому что в книге Клугера они по-настоящему раскрываются как люди необыкновенного внутреннего благородства и отваги. Сюжет насыщен событиями, развивается очень увлекательно, у автора прекрасный язык. Одна беда, что слишком быстро прочиталось, очень хочется еще такого.

Оценка : 10
«Четвёртая жертва сирени»
–  [ 6 ]  +

dvh2000, 17 февраля 2014 г. в 23:25

Вторая книга из преступЛЕНИНианы Виталия Данилина пошла гораздо лучше чем первая. В «Двадцатой рапсодии Листа» я долго сопротивлялся фактуре — уж очень сложно было представить Ленина детективом. Я пытался смириться с этим весь роман. Но зато, когда дело дошло до второй книги — «Четвертой жертвы сирени» — я уже встречался с ее героями как со старыми добрыми знакомыми, приняв эту специфическую фактуру без оговорок.

Сюжет истории сам по себе любопытен. Но я не будем о нем распространятся, так как за садовника обидно. :) Лучше я расскажу о некоторых своих переживаниях в ходе прочтения.

Все время ловил себя на сравнении Владимира Ульянова — детектива с Владимиром Ильичем Лениным — иконой советской истории. Явно было видно, автор (а точнее авторы) хотел поиграть этим сравнением и, надо сказать, что сильно здесь рисковал. Могло получиться слишком искусственно или карикатурно. Но получилось хорошо. Образ интеллектуального, культурного и энергичного молодого человека вполне сообразен роли детектива. А некоторые особенные свойства Ульянова, подчеркиваемые автором неоднократно, — жесткость игрока, волевые качества, влияние на людей, способность пожертвовать чем-то ради достижения цели — добавляет к портрету особую остроту. Проявление именно этих (последних) свойств наиболее интересно было наблюдать, так как они определяют в герое потенциал будущего лидера политической партии и главы молодого государства. Именно они в перестроечный и постсоветский период российской истории были в гипертрофированном и искаженном виде разрекламированы, что превратили в общественном сознании святого в чудовище.

Образ второго героя — доморощенного «Ватсона» (или «Артура Гастингса») Николая Афанасьевича Ильина, так понравившегося мне в первом произведении, и здесь был достаточно любопытен. И хотя Ильин, будучи изъят из своего домашнего окружения, был не таким уютным, но все же остался персонажем, которому хочется сочувствовать и сопереживать.

«Стоя на борту, держась обеими руками за поручень, я смотрел на удаляющийся берег и на быстро уменьшавшуюся фигуру нашего благодетеля — Владимира Ульянова. Вскорости толпа на пристани слилась в единую массу, и более невозможно было различать в ней отдельные фигуры и лица». Этот фрагмент вызвал во мне воспоминания моих детских поездок с дедом и бабкой по Волге. Я тоже долго стоял, уезжая из г. Куйбышева (он же г.Самара), как и при отходе от других городов, встречавшихся на нашем пути. Такое медленное, плавное расставание меня завораживало и вводило в печальную задумчивость.

Однозначно буду ждать продолжения. Будет ли оно?

Оценка : 8
«Четвёртая жертва сирени»
–  [ 6 ]  +

ismagil, 06 августа 2012 г. в 16:45

Продолжение всегда получается хуже первой книги. Это известно всем, в том числе и авторам литсериалов, перед которыми лежат три пути: смириться, обеспечить арифметический прирост достоинств первой части (в первую очередь драк, убийств и любовей), либо отправить любимого героя-Теркина на тот свет или в космос и посмотреть, как он будет изворачиваться. У фантастов Бабенко и Клугера, затеявших эпопею про Ленина-сыщика, особого выбора не было: мириться с линейным развитием им собственная репутация не позволяла, а отправлять кудрявого еще Ильича в космос – историческая энциклопедия.

(Кстати, не могу удержаться от определения понятия «Ленин» по версии малого словаря Брокгауза и Ефрона: «Ленин, Н., псевдон. экономиста и публициста, социал-демократа (большевика), сотрудника журн. «Искры» и друг. нелегальных изданий. «История капитализма в России» (под псевдонимом Вл. Ильин); много брошюр и журнальных статей по текущим вопросам политики и экономики»).

Авторам пришлось пойти вторым путем – и достичь вполне почтенных результатов. В первой книжке Ульянов с интеллигентным достоинством расследовал двойное убийство, совершенное довольно бесхитростными душегубами, и лишь в концовке слегка оправдывал будущую репутацию мастера кройки по живому. Во второй лобастый Володя раскручивает первые в осмысленной истории человечества серийные убийства, происходящие, если я правильно понимаю, за пару месяцев до лондонского дебюта Джека-Потрошителя. Соответственно, жертв уже не две, как в первой книге, а пять (еще одно умерщвление не попало в заголовок за нехваткой обсиренелости), злодеи более чем профессиональны и устрашающи, а Володя демонстрирует не только пухлогубое добродушие, но и способность жестко идти в отмах, договариваться с чертом рогатым и доить кадетов, отчего почти традиционное финальное разоблачение его нравственного кариеса выглядит вполне ожидаемым. Да и сам Данилин впадает в некоторую избыточность и почти превращается в фаната краеведения – что, впрочем, можно считать милой особенностью богато детализированного ретро-стиля.

Попутно авторы раскрывают тему пидоров, перемигиваются с читателями, успевшими пройти историю КПСС (когда, скажем, Ленин трудно формулирует красивое название с участием слов «союз», «борьба» и «освобождение»), и делают персональный подарок автору этих строк. Автор, как известно, в отзыве на предыдущую книжку сокрушался по поводу того, что второй том обойдется без татарского элемента. Так вот, хоть действие и перенеслось из Кокушкина в Самару, без татарвы не обошлось – и получилось снова вполне забавно.

Стало быть, третий том, фабула которого должна, по идее, укорениться в Питере, обещает быть захватывающим: татар станет совсем мало, зато Данилин с Ульяновым наизнанку вывернутся, но впишут вождя мирового пролетариата в совсем уже оголтелый тренд, о существе которого боязно даже задумываться.

Поживем-узнаем.

Оценка : 8
«Двадцатая рапсодия Листа»
–  [ 5 ]  +

lammik, 07 мая 2023 г. в 11:53

«Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной...» В «Двадцатой рапсодии» Владимир Ульянов не настолько маленький (зимой 1888 года ему было 17 лет), поэтому с горки он спустился на коньках прямо на лёд речки Уньши, конёк зацепился за ветку, Владимир упал и поэтому заметил вмёрзший в лёд труп. Оказался же в деревне Кокушкино будущий Ленин, будучи исключён из Казанского университета за участие в беспорядках. Деревня та была имением Александра Бланка, деда Ульянова по матери. Зимой в деревне скучно, местный урядник звёзд с неба не хватал, и оттого Владимир решил провести собственное расследование, взяв в помощники Николая Афанасьевича Ильина, ветерана Крымской войны, а ныне управляющего имением.

С точки зрения детектива всё довольно просто. Главный подозреваемый очевиден сразу, и по мере чтения читательские подозрения только укрепляются. Что касается исторической части, то и тут вопросов не возникло. Разве что режет глаз наличие многочисленных заимствований в речи персонажей. Причём имеются в виду слова, для которых есть однозначные русские соответствия. Для примера — «пропозиция» — «предложение», «фриштык» — «завтрак», «ридикюльный» — «нелепый». Но понятно, что главной приманкой романа является не детективная загадка и не историко-географические познания авторов о жизни Казанской губернии конца позапрошлого века. Основной особенностью здесь, конечно же, является участие в расследовании Владимира Ильича Ульянова. И тут авторы не удержались от того, чтобы представить «самого человечного человека» по образному выражению Владимира Маяковского натуральным начинающим психопатом, для которого людские жизни и судьбы не важнее решения интересной задачки. Причём. как говорится, ничего не предвещало, точки над i были расставлены в самом финале романа.

Оценка : 7
«Смерть в Кесарии»
–  [ 5 ]  +

ДраконТрест, 12 марта 2017 г. в 13:45

Эта история – классический детектив с частным сыщиком и запутанной историей, если бы не характерный еврейский колорит. Это еврейский детектив. Место действия – Израиль. Герои – наши бывшие соотечественники, ставшие репатриантами. Сменив место жительства, зачастую они так и не могут сменить характерный советский менталитет.

Главный герой – детектив Натаниэль Розовски, человек средних лет, но его возраст в тексте не чувствуется. Он – хозяин собственной конторы с очаровательной секретаршей, деловым умным напарником и кучей долгов по счетам, поскольку заработок хоть и бывает, но редко и скудный. Обманутые мужья и жены – вот основные клиенты, но иногда в ворохе рутины всплывают жемчужины. А еще у Розовски есть настоящая еврейская мамочка, которая живет с ним, но постоянно гостит у родственников, при этом не забывает звонить ему по десять раз на дню по любому поводу и мечтает женить его в скором времени.

И вот на фоне всего этого разворачивается история убийства крупного израильского бизнесмена, ниточки которого уходят в Россию 90-х годов.

Книга состоит из 3 частей и, по сути, представляет историю в истории. В обрамлении расследования убийства бизнесмена перед нами разворачивается новая история, пропитанная еврейским мистицизмом. Эта история разворачивается как в нашем времени, так и в средневековом Израиле. И перед нами уже история еврейских каббалистов и древних проклятий. В современном Израиле оживают вдруг призраки прошлого, и непонятно уже что читаешь детектив или мистический роман. Но эта история не чужеродный организм в книге, а ключик к основной истории.

И все это пропитано мягким еврейским юмором, благодаря которому то и дело улыбаешься.

«Смерть в Кесарии» — это не просто детектив, а замечательная психологическая книга о человеческих судьбах и характерах, написанная столь вкусно, что после того как перелистываешь последнюю страницу, хочется добавки, новой истории.

Оценка : 8
«Дело об украденном саркофаге»
–  [ 5 ]  +

avsergeev71, 13 октября 2016 г. в 19:13

Первая повесть цикла «Дела магические». Знакомство с частным детективом Ницаном, его странным спутником — демоном-рапаитом по прозвищу Умник и странным миром, в котором оба они обретаются.

По-правде говоря, я не являюсь поклонником детективного жанра, поэтому за развитием сюжета следил постольку-поскольку. Однако должен признать, что сюжет не подкачал — интрига держалась до последнего. Тем более, что к трем измерениям обычного мира добавилось еще как минимум одно измерение мира мистического, добавив дополнительные варианты для анализа. Так что любителям разгадывать детективные головоломки повесть можно смело рекомендовать.

Главным же достоинством повести, да и всего цикла, являются сами герои и окружающий их мир. После нескольких безуспешных попыток определиться в пространственно-временном континууме повествования, я сдался и просто стал наслаждаться разворачивающейся передо мной грандиозной картиной. Должен признать, что давненько не встречал чего-либо похожего. Совместив вроде бы абсолютно не совместимые вещи, автор добился странного правдоподобия: дикая фантасмагория обрела потрясающий реализм. Город и его жители настолько материальны, что готовы прямо-таки выпрыгнуть со страниц. Добавьте сюда тщательную, просто виртуозную проработку образов героев, и останется честно признаться, что перед нами настоящий литературный шедевр, хотя и в несколько легкомысленной обертке. И вся эта роскошь — ради четырех небольших повестей? Да автор, выражаясь словами В.В.Маяковского, — форменный словесный транжир и мот. Иному этого богатства за глаза хватило бы на целую серию толстых романов.

В общем, крайне и настоятельно рекомендуется к срочному прочтению. 10 баллов. С плюсом.

Оценка : 10
«Дела магические» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

avsergeev71, 13 октября 2016 г. в 11:11

Цикл состоит из четырех повестей, связанных общими героями, местом и временем событий.

Адская смесь фэнтези, мистики, детектива и альтернативной истории. Точное время и место событий цикла определить весьма затруднительно. Можно с уверенностью сказать лишь то, что перед нами древний Ближний Восток (район современной Палестины и ее окрестностей), каким-то образом перенесшийся в современную эпоху, минуя основные исторические этапы. Хотя насчет современности эпохи — тоже все очень условно.

Итак, перед нами Шенаар — некая шумеро-аккадо-ханаано-семитская демократическая республика, а точнее ее столица Тель-Рефаим. В республике действуют закон и право, наблюдается активная политическая жизнь, избирается президент, заседает парламент, присутствует оппозиция, полиция следит за порядком, процветает крупный и мелкий бизнес. Но наряду с этой обыденной реальностью явным образом присутствует реальность иная: все сферы личной и общественной жизни насквозь пронизаны мистикой, на улицах города вовсю орудуют маги, астрологи и целители, многочисленные боги и демоны из шумеро-ханаанского пантеона активно вмешиваются в жизнь горожан, и вообще граница с потусторонним миром достаточно условна. Всемирный Потоп уже прошел, обитатели Древней Греции только вышли из пещер, а Моисей то ли еще не приходил, то ли вообще в этом варианте истории не предполагается.

Во всем этом бардаке живет и работает бравый парень Ницан Бар-Аба, частный детектив и алкоголик по совместительству. И в том и другом виде деятельности ему активно помогает некое потустороннее существо — демон-рапаит по прозвищу Умник. Жители города нарушают закон достаточно активно, а обращаться в полицию не всегда удобно, поэтому работы у частного детектива, несмотря на его сомнительную репутацию, хватает. Чего не скажешь о его финансах — Ницан постоянно сидит на подсосе. Не то, чтобы жителя города были жадными, — гонорары у Ницана весьма неплохие, просто все заработанные деньги куда-то вечно исчезают: в основном на выпивку и развлечения.

Все четыре повести читаются на одном дыхании. Стиль повествования легкий, но при этом со словом автор обращается очень бережно. В принципе, детективный сюжет, сам по себе очень качественный, является скорее подспорьем — и без него было бы очень интересно. По сути, автору удалось создать вполне законченный мир, в котором действуют герои цикла. Все прописано до мелочей, ничего не упущено, вплоть до истории и мифологии. Да и сами герои очень живые, реальные. Даже нечисть.

В общем, рекомендуется к прочтению. 10 баллов.

Оценка : 10
«Четвёртая жертва сирени»
–  [ 5 ]  +

Nog, 25 января 2016 г. в 10:24

Сакраментальный вопрос — два ореха это куча? А две книги — это серия? Наверняка скрывающиеся за псевдонимом Данилин писатели Клугер и Бабенко надеялись, что в их цикле будет побольше частей, но, похоже, этому уже не бывать. А это и несколько странно, и где-то даже досадно, поскольку книги-то хорошие. Ну, я, правда, прочёл, как выяснилось, лишь вторую, но если принять тот факт, что продолжение почти никогда не бывает лучше начала, я наверняка прав, поставив множественное число. Ну да ладно, речь всё же пока лишь о конкретном романе.

Роман этот представляет собой детектив. Больше того, ретро-детектив, местом и временем действия которого стали, соответственно, умеренно глухая российская провинция и конец девятнадцатого века. И что же, ждёт читателя вариация на тему заметно сдавшего в поздних томах цикла о Фандорине? Так, да не так. Уж как минимум выбор главного героя — это явная заявка на куда как большее, ведь героем этим стал, ни много ни мало, Владимир Ильич Ульянов, тот самый, 1870 года рождения, на момент действия книги студент-недоучка, состоящий под негласным надзором самарской полиции. Разумеется, такой выбор не может не насторожить, хотя бы поначалу. Что это — политический памфлет, заметно запоздалый? Постмодернистская шутка? Что-то ещё? Во всяком случае, точно не первое и не второе.

Да, в биографии Ленина нет эпизодов, когда он бы принимал участие в детективных расследованиях. Это абсолютная выдумка, но... получилось убедительно. Ильич тут ещё крайне далёк от большой политики, размышлениями делится лишь с семьёй да ближайшими друзьями. И когда подругу детства подозревают в жестоком убийстве, а её отец, тоже давно знакомый, готов впасть в отчаяние, кто же не попытается помочь всем, чем сможет? Детективная линия тут получилась практически безупречной, действие развивается динамично и увлекательно, интрига нигде не провисает, а загадки не смешиваются в неразрешимый узел, открываясь и решаясь каждая в нужное время. Вдобавок картины провинциальной жизни тоже вышли вполне правдоподобными: соавторы явно тщательно изучили место действия своей книги. Так что отступления получились одновременно краткими, ёмкими и вполне уместными, что тоже заставляет грустить о том, что продолжения, похоже, уже не будет.

Оценка : 8
«Двадцатая рапсодия Листа»
–  [ 5 ]  +

dvh2000, 19 января 2014 г. в 18:39

Я понял почему мне не нравятся детективы. Они очень ограничены в силу жестких смысловых рамок типажа книг о «раскрытии преступления». Это определяет предсказуемость общей фабулы произведения. Это же задает типовой набор субъектов и предметов. Часто в погоне за оригинальностью повествования авторы детективов слишком искусственно закручивают сюжет. И это становится заметным. Кроме того рациональная сторона детектива часто построена в ущерб чувственной стороне. А значит не возникает сопереживание, не возникает погружение. Детектив единообразен, отчужден от читателя, бессмысленен. Детективы друг от друга отличаются как кроссворды — наполнение вроде бы разное, а по сути все одно и тоже. Дальше 50 страницы я могу пройти только детектив, который отходит от классических канонов жанра.

С книгой Виталия Данилина (это псевдоним авторского дуэта — Даниэля Клюгера и Виталия Бабенко) «Двадцатая рапсодия Листа» мне повезло. В этом казалось бы каноническом детективе я нашел несколько любопытных для себя моментов.

1. Расследование ведет Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Он практически выведен из традиционного для этой исторической личности антуража революционной борьбы и становления советского государства. Новоявленный Шерлок Холмс как подобает окружен восхищением его высокими интеллектуальными способностями. Но не только это роднит реального прототипа с литературным героем. Авторы многократно подчеркивают в образе Ильича его увлеченность игрой, решением сложной задачи, личным интеллектуальным противостоянием с преступником. При этом остальным людям отведена роль пассивных шахматных фигур, которыми при необходимости можно пожертвовать.

2. Основные действие разворачивается под Казанью в селе Кокушкино. А небольшой фрагмент романа проходит в одном районе Казани — в местах, в которых я родился и провел свое детство. На упоминаемой в тексте улице Первая гора жили мои бабушка с дедушкой. Кстати, дед мне рассказывал, что раньше на территории их дома был трактир, в который любил захаживать молодой Ленин.

3. Очень мне нравятся зарисовки уютной деревенской жизни. Особенно в зимнее время она хороша. На улице свирепствует метель, завывает ветер, а ты сидишь у теплой печи, попиваешь чего-нибудь (главный герой предпочитает рябиновку) и размышляешь о чем-либо или читаешь интересную книгу, иногда проваливаясь в дремоту. В романе такие душевные зарисовки присутствуют многократно.

Роман «Двадцатая рапсодия Листа» стал для меня приятным явлением в моей книгочейской жизни. Похоже, что придется продолжить знакомство с преступЛЕНИНианой. :) На очереди «Четвертая жертва сирени».

Оценка : 8
«Череп Шерлока Холмса»
–  [ 5 ]  +

Календула, 21 ноября 2013 г. в 22:32

Повесть непростая и неоднозначная. С одной стороны, сюжет закручен лихо и мастерски, вполне в духе Конан Дойля и традициях классического детектива. Интрига держит в напряжении до воследнего. В один узел завязано множество событий: как луковица — чистишь слой за слоем, а под ними новый. С другой же строны, переплелось слишком много событий — нынешних и двадцатилетней давности. Да еще литературные аллюзии, отсылающие к Булгакову, не совсем понятны. С таким же успехом это могли быть отсылки к любому произведению любого автора, ибо никакого объяснения автор не дает и совершеено непонятно здесь упоминание здесь такого события из бессмертного романа мастера, как разлитое на рельсах масло. Безусловно, это хороший ход для завязки детективной интриги, но называть виновницу Энн, а секретаря русского консульства Михаилом Афанасьевичем излишне в силу того, что этот момент не понятен совершенно. Линия как-то повисла в воздухе.

Композиция произведения достаточно сложная. Здесь использован прием «рассказ в рассказе»: в историю, рассказываему Ватсоном, вплетена история самого Холмса о его посещении Тибета и о событиях после падения в водопад с профессором Мориарти. Завязка не сказать чтобы стремительная, напротив — она несколько скомкана, как и финал. А вот рассказ о Тибете порадовал.

Герои получились объемные и емкие. Холмс витиевато выражается, курит трубку, строит догадки. Ватсон все тот же верный его спутник, скурпулезно записывающий обстоятельства дела. Стиль повествования, равно как и языковая манера, выдержаны вполне на уровне Конан Дойля. Читать интересно, и всё происходящее отторжения не вызывает.

В целом получилась вполне сносная повесть в подражание Конан Дойлю, пусть и с непонятным приплетением сюда Аннушки и Булгакова. Динамика развития событий оставляет желать лучшего — неровная, местами скачки, местами затянутости. Некоторые моменты не удостоены объяснения, и оттого сюжет провисает. Но это все вытягивают Ватсон и Холмс, которые получились весьма колоритными.

Оценка : 7
«Ночь Преображения»
–  [ 5 ]  +

Нил Аду, 03 сентября 2010 г. в 19:12

Пожалуй, самое большое разочарование из всего сборника. Роскошная идея, позволяющая устроить такую комедию положений, что и Шекспиру не снилась. И так откровенно скомкана, даже не успев как следует развернуться.

Ну, не укладывался, предположим, автор в сроки, так и оставил бы на потом. Не последний же, в самом деле, это сборник по вампирской тематике. А теперь получается, что участок (то есть, идею) он застолбил, но золотишко на нём намывать пока даже и не принимался.

Остаётся надеяться, что только пока.

«Дело о двойном убийстве»
–  [ 5 ]  +

StasKr, 25 января 2009 г. в 17:22

Не будучи любителем книг Ф.М. Достоевского вообще и «Преступления и наказания» в частности, с большим неудовольствием прочитал данный опус. Попытку автора заявить: «Профессор был не прав, не так всё было!» можно считать полностью неудавшейся. В подтверждение своей версии автор так и не смог выдвинуть ни одного, я повторяю — ни одного, мало-мальски серьёзного довода. В лучшем случае мы видим заявления в духе: «а давайте представим, что всё было не так», в худшем – перед нами предстают ссылки на мнимый авторитет, подтасовка фактов, не основанные ни на чём, кроме авторского бреда умозаключения.

Итог: худшее произведение из антологии «Герои. Другая реальность». Оценка этому мутному потоку сознания – соответствующая.

Оценка : 2
«Дело о двойном убийстве»
–  [ 5 ]  +

Pupsjara, 18 сентября 2008 г. в 12:10

Мне, как любителю детективов, было смешно читать этот «детективный» рассказ. Все авторские заключения не стоят выеденного яйца и не выдерживают никакой критики. Написан рассказ просто бездарно, да и версия нового убийцы вместо Раскольникова совсем не впечатлила.

Оценка : 2
«Четвёртая жертва сирени»
–  [ 4 ]  +

lammik, 11 мая 2023 г. в 09:50

1890 год, со времён событий, описанных в «Двадцатой рапсодии Листа» прошло 2 года. Николай Афанасьевич Ильин всё так же служит управляющим имения Кокушкино, дочь его Елена Николаевна перебралась в Самару, где вышла замуж за инженера-путейца Пересветова. Ульяновы тоже теперь живут в этом поволжском городе. И вот в июне 1890 года Ильин узнаёт, что его дочь объявлена в розыск и обвиняется в убийстве. Потрясённый этими известиями отец немедленно отправляется в Самару.

Эффект новизны от Владимира Ильича Ульянова в роли расследователя прошёл, но нельзя не отметить, что роль эта соавторами написана весьма убедительно. Опять же и атмосфера губернского города на Волге конца позапрошлого века воссоздана крепко, без присущей детективам эскизности. Моё удовольствие от прочтения, а значит и оценку снизили два момента. Во-первых, это какое-то невероятное количество «роялей», более подобающее каким-нибудь шедеврам Болливуда. Во-вторых, это мотивация преступника.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он оказался сумасшедшим!
Так что с известной детективной триадой из мотива, способа и возможности соавторы обошлись весьма вольно. Мотив взят с потолка, возможность обеспечена «роялями» в сюжете, а способ тоже, надо сказать, выглядит весьма фантастическим. Отдельно вызывает вопросы цветущая в Самаре сирень аж два месяца кряду.

Оценка : 6
«Кто виноват?» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 21 июня 2017 г. в 17:21

Два романа, объединённые общими главными героями. По-жанру — исторический детектив. Действие первой книги происходит в небольшом поселке Кокушино, Казанской губернии, второй книги — в городе Самара. Провинциальная Россия конца XIX века со всеми присущими тому времени чертами.

Детектив получился совершенно классический. И герои — В. И. Ульянов ( тогда ещё не Ленин, но уже обладающий задатками народного вождя) и пожилой отставной поручик Н. Ильин — вдвоём составляют известный дуэт Ш. Холмс и доктор Уотсон.

Книги очень спокойные и неторопливые. Здесь нет погонь и кровавых перестрелок. Хотя, впрочем, есть, но в очень умеренных количествах.

Эти романы схожи с произведениями Б. Акунина — и временными рамками и сюжетом и стилем. Только у Клугера и Бабенко нет «супергероя». Его персонажи попроще, больше похожи на реальных людей.

Отличные книги, атмосферные и яркие. Второй роман более динамичный, но и при чтении первого я не скучал.

Оценка : 8
«Четвёртая жертва сирени»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 21 июня 2017 г. в 17:03

Классический детектив в ретро-стиле. По стилю очень похож на книги Б. Акунина о Фандорине и сестре Пелагии. Причём, это сходство в хорошем смысле этого слова. Только в этом романе нет акунинских «супергероев». Здесь расследование ведут двое — В. И. Ульянов-Ленин ( здесь он ещё не «супергерой») и отставной поручик Ильин ( он же Конан Дойлевский доктор Уотсон). Хоть и шаблонные, но классические и яркие персонажи.

Дело происходит в Самаре конца XIX века. Провинциальный поволжский городок со своеобразным колоритом, неторопливая и спокойная жизнь которого нарушается убийством.

Из недостатков книги могу упомянуть, что некоторые моменты мне всё же показались немного натянутыми. Нет, я не скажу «не верю», но есть некоторые шероховатости в логике героев. Уж слишком много случайных совпадений сложились в общую мозаику. Но, этим грешат многие детективы.

А в остальном — роман отличный. И увлекательный сюжет, и герои живые, с выпуклыми характерами и эмоциями. Немного философии, чуть-чуть рассуждений о морали и нравственности. А главное, на мой взгляд, авторам удалось передать атмосферу провинциального города конца XIX века, и как исторический детектив книга удалась.

Оценка : 8
«Чайки над Кремлём»
–  [ 4 ]  +

Seidhe, 10 октября 2016 г. в 15:56

В рамках знакомства с произведениями в жанре альтернативной истории на тему «Германия победила во Второй мировой» прочитал и повесть «Чайки над Кремлём» Даниэля Клугера. Сразу оговорюсь — далеко не лучший образчик в теме. Прежде всего, непонятно — ради чего повесть написана? Вынужден согласиться с предыдущим отзывом — создаётся впечатление, что лишь ради красивого образа затопленной Москвы, от которой оставлен лишь рукотворный остров с частью Кремля и собором Василия Блаженного, а вокруг плещется море имени Адольфа Гитлера, да кружат чайки... Но для повесть в жанре АИ этого, согласитесь, мало. Совершенно непонятно — а где население? Поголовно уничтожено? Вроде нет — в повести действуют и подпольщики, и уральские партизаны, и насильно германизированная девушка, но не хватает миру объёмности, правдоподобия. То мы узнаём, что война по сути продолжается и в Сибири, и на Тихом океане, а в США оккупирована Флорида, то вдруг выясняется, что уже в 1954 (!!!) году Вернер фон Браун готовит полёт на Марс. Да и в толпы туристов, которые приезжают поглазеть на затопленную Москву в условиях военного времени верится как-то с трудом. Можно, конечно, сослаться на то, что повесть по жанру — детектив о работе спецслужб, но и в этом плане какая-то она... Неубедительная что-ли? Я ещё могу поверить в работу русских подпольщиков, хотя из текста не очень-то ясно, как они умудрились внедриться в различные организации и какую конечную цель преследуют, но в еврея-супермена, который семь лет в одиночку (!!!) охотится за верхушкой Рейха — извините! Вообще, глядя на фамилию автора, ожидаешь чего-то подобного, и ожидания не подводят. Главная трагедия Второй мировой — уничтожение 11 миллионов евреев. Как-будто на оккупированных территориях СССР погибло меньше, но об этом — ни слова. И конечно же обязательный подкол в сторону Сталина:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

– Победа немцев была неизбежна. Особенно при том главнокомандующем, которого, к несчастью, имела в то время Красная Армия, – лицо его словно окаменело.

– Вы имеете в виду Сталина? – осторожно спросил Вальдхайм.

– Кого же еще? – Келлер зло сплюнул за борт. – Вот уж в чем я бы, единственный раз в жизни, оказался солидарным с фюрером, так это если бы он повесил ублюдка. Нет, ускользнул, сукин сын.

– Ускользнул? – Вальдхайм удивленно посмотрел на своего товарища. – Он ведь покончил с собой.

– Не верю, – буркнул Келлер. – Не верю. Наверняка смылся. Зарылся в снег где-нибудь в этом… как его… Туруханске. Такие прохвосты уходят из жизни лишь тогда, когда им это кажется выгодным...

Результат: не понравилось. Читать только упёртым фанатам историй о победе Рейха.

Накину балл за образ чаек на остатках брусчатки Красной площади.

P.S. Хотите качественной альтернативки на эту тему — почитайте лучше «Der Halbblutling» Сергея Синякина. Цепляет значительно сильнее. Да и психологически — гораздо убедительнее.

Оценка : 7
«Дела магические» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Brain-o-flex, 10 октября 2015 г. в 13:36

Необычно. Всё необычно.

Израиль, сохранившийся и процветающий с времен Ашшурбанипала и Навуходоносора. Криптоистория?

Магия, которая делится на легальную и нелегальную — полицейские штатные маги, например, и преступники. Фэнтези?

Частный детектив, расследующий дела, огласка которых чревата... Детектив?

Много чуть переделанных еврейских демонов. Мифология?

Всякие приключения, выпавшие на долю «виртуального» алкоголика... Юмор?

Всё здесь — и юмор, и мифы, и фэнтези, и детектив.

Хитро сплетено и закручено, и главное — очень интересно!

Оценка : 10
«Как наше слово отзовётся»
–  [ 4 ]  +

god54, 28 декабря 2013 г. в 09:04

Рассказ мне напомнил несколько фантастических произведений, в которых авторы обязательно стремились изобрести новые слова. К слову, удачные встречались, но это была большая редкость. К тому же это оказалось крайне заразительной вещью и в ряде своих комментариев я тоже попытался это сделать. А, что игра получается довольно интересная. Так и в данном случае, может штурман новый язык изобрел?

Оценка : 7
«Компьютер по кличке «Кровавый Пёс»
–  [ 4 ]  +

god54, 28 декабря 2013 г. в 08:07

Вполне неплохой юмористический рассказ. Если мы, мы — люди, смогли помешаться на пиратской романтике, то почему это не может произойти и с искусственным интеллектом. Ну, а весь эффект рассказа сосредоточен в концовке, как это и должно быть в коротких произведениях.

Оценка : 7
«Новые времена»
–  [ 4 ]  +

Sawwin, 24 марта 2008 г. в 17:08

Если бы этот текст показали мне до публикации в антологии и сообщили, что это глава из повести Стругацких, которую они вычеркнули, поскольку она не привносит в повесть ничего нового, то я бы поверил. Великолепнейшая стилизация под язык братьев, но нового автор сказать не сумел или не захотел.

Оценка : 7
«Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»
–  [ 3 ]  +

arey951, 19 июня 2022 г. в 16:08

Сразу скажу, что произведение оказалось для меня приятным открытием, совершенно не оправдавшим мои ожидания (строго в положительном смысле!). В планах было найти интересную и пугающую книжку, чтобы скоротать время перед сном — не более того. Но так вышло, что интересная и пугающая книжка оказалась живой классикой, в которой сплетаются мотивы хуторской мистики Николая Гоголя и еврейских городских легенд Лео Перуца, а также звонким отголоском раздаются мистические повести Ивана Тургенева и таинственные истории Аллана Эдгара По.

На страницах произведения оживают призраки грешников и праведников, древние библейские демоны и могущественные заклинатели, которых объединяет лишь одно — небольшое еврейское местечко под названием Яворицы, затерянное где-то на просторах Украины. Помимо сверхъестественного, его сотрясают и известные исторические события, например, восстание Богдана Хмельницкого, которого яворовчане называют Хмель-злодей. В Яворицах причудливо пересекаются религия Авраама и славянские мифы, создавая удивительный и сказочный колорит местной жизни. Да и сам автор хорошо поддерживает атмосферу своего творения спокойным и внимательным к деталям повествованием, живо описывая магические обряды и сохраняя соответствующую тому времени терминологию. Все это способствует тому, что ты и сам, читая книгу, начинаешь чувствовать себя жителем Явориц.

В сборнике есть пара рассказов, которые кажутся несколько скучными или даже наивными, но в целом это замечательное произведение, прочитав которое читатель вряд ли станет сожалеть о зря потраченном времени.

Оценка : 8
«Неприкаянная душа»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 16 сентября 2017 г. в 07:32

Решил написать общий отзыв на все пять рассказов Клугера в сборнике « Когти неба». Ясно что отзыв препологает что я должен высказать свое личное мнение. Хорошо. Мне не понравилось. Я вообще плохо воспринимаю любой фольклор( в данном случае еврейский). Таким уж я уродился. Наверное это плохо. Но мне скучно читать такие произведения. У меня не возникает никакого желания копаться в словарях и википедиях чтобы разобраться в мифах и сказаниях разных народов.

Но если пишешь отзывы то необходимо быть и объективным. Я поставил высокие оценки этим рассказам. Во первых они умело стилизованы под Гоголя. И эта стилизация на мой взгляд весьма удачна. Во вторых я прекрасно понимаю что эти рассказы знакомят пытливого читателя с иудейской мифологией. Я думаю среди читателей евреев эти рассказы вообще пользуются огромным успехом. Да и такие рассказы нужны. Пусть они и написан в стиле хоррора, но они раскрывают целый пласт еврейской культуры.

Если где-то поgадутся еще такие рассказ я прочитаю, не пропущу. Но специально искать, нет , не моё.

Оценка : 8
«Осквернитель снов»
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 27 февраля 2017 г. в 22:33

Классический мистический хоррор с элементами сюра. Еврейский национальный колорит присутствует здесь скорее как некий экзотический антураж, — произведение явно выходит далеко за рамки «местечковости», являясь по сути интернациональным. «Сны в ведьмином доме» Лавкрафта — вот что вспоминалось мне при чтении. И даже дьявольский кот словно выпрыгнул оттуда — из «Снов».

Ужас, приходящий во сне, — столь же благодарная тема для ужастика, сколь и избитая в хлам. Но, на мой взгляд, автору удалось внести в нее ряд новых ярких мазков. В целом, получилось очень даже неплохо: мрачно и очень атмосферно. В какой-то момент мне даже становилось страшно.

10 баллов.

Оценка : 10
«Неприкаянная душа»
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 26 февраля 2017 г. в 21:32

Классический ужастик с национальным колоритом. Очень стильно и атмосферно. Местами трагично и тяжело. Содержит вполне определенный моральный посыл: предателей не оправдывает ни какая религия.

Понравилось. На самом деле, — очень серьезное произведение. Не смотря на легкомысленный жанр.

10 баллов.

Оценка : 10
«Чайки над Кремлём»
–  [ 3 ]  +

Musil, 10 ноября 2016 г. в 22:49

Даже не вздумайте читать эту графоманию.

скучно. неинтересно. вторично.

автор этого текста понятия не имеет, что такое литература — этот текст больше похож на изложение, написанное двоечником-второгодником.

впрочем, и остальные тексты этого автора — такая же макулатура.

оценка: -1

вердикт: немедленно в ведро.

«Неприкаянная душа»
–  [ 3 ]  +

Brain-o-flex, 15 апреля 2016 г. в 13:18

Колоритная мистика.

Не просто готика, европейская по сути, а еврейская готика.

То бишь сюжет этот мог быть много где, но в местечке Яворицы он стал с особенным привкусом, акцентом, загаром...

Читал и смаковал.

П.С. Для преступлений предателей нет срока давности.

Оценка : 10
«Двадцатая рапсодия Листа»
–  [ 3 ]  +

bvi, 10 апреля 2015 г. в 19:32

Ах, какое наслаждение, доложу я вам, дорогие мои, читать книжку, написанную русским языком. Уже как-то отвыкаю помаленьку. После того, как насладишься фразами типа «Сидя на колу, эта мысль облегчит мои страдания», переход к нормальным фразам – это как опустить бедные ноги, измученные тесной обувью, в прохладную воду.

Книжечка Виталия Данилина являет собой классический детектив традиционной формы во всех отношениях. Безо всяких этих новомодных сбиваний читателя с панталыку. Читаешь и узнаёшь всё, что узнаёт главный сыщик. И ежели ты не сделал своевременный вывод о том, кто совершил преступление, то винить можешь лишь самого себя. Тебе всё уже рассказали и показали.

Действие книги происходит в январе 1888 года, и главному сыщику ещё не исполнилось и восемнадцати лет. Тем не менее, действует он стремительно и раскрывает преступление, находясь в весьма стеснённых обстоятельствах. И быть бы этому молодому человеку звездой полицейского сыска, если бы он не стал учителем и вождём трудящихся всего мира...

Я не собираюсь здесь пересказывать сюжет, да и смысла это вовсе не имеет, потому что текст у В.Данилина получился вкусный, стилизованный под повествование столетней давности, и стилизация эта, на мой взгляд, весьма удалась.

Оценка : 10
«Новые времена»
–  [ 3 ]  +

god54, 30 декабря 2013 г. в 10:44

Подражание другим, как мне кажется, делится на два направления. Первое, когда развивают мысли и идеи, иными словами пишут продолжение. Второе, когда пытаются воспроизвести максимально достоверно стиль письма, мало заботясь о новых идеях. Хорошо, когда можно совместить (два в одном). В данном случае автор доказал, что высококачественная стилизация («подделка») под произведение братьев Стругацких вполне возможна. А почему нет. Картины подделывают, а почему нельзя писать за других, в том числе за ныне здравствующих.

Оценка : 6
«Симпатическая угроза»
–  [ 3 ]  +

БорЧ, 09 июля 2013 г. в 22:44

Да-а-а, добавить к отзыву уважаемого kkk72 — практически нечего. Слово «симпатическая» у меня всегда ассоциировалось с понятием «симпатическая нервная система» (часть автономной нервной системы, ганглии которой расположены на значительном расстоянии от иннервируемых органов) и тут у автора, что называется, «попадание» — создалось впечатление, что его «исторические познания» расположены очень на значительном расстоянии от исторических событий.

Ну и ещё ассоциировалось с симпатическими чернилами (записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях) — и тут тоже не представляю, что же такое «невидимое» хотел рассказать автор и какие же нужны условия чтобы это невидимое увидеть.

Так что впечатление от рассказа получилось тоже вполне «симпатическое» — т.е отдалённое и невидимое.

Оценка : 4
«Убийственный призрак счастья»
–  [ 3 ]  +

Fiametta, 05 июня 2013 г. в 21:09

Очередное дело славного частного сыщика Натаниэля Розовски. Он не слишком много зарабатывает, и клиенты его — люди не богатые и не гламурные.

Меня всегда интересовали люди, которые совмещают в себе малосовместимые социальные роли.   Элиезер Каплан — раввин с дипломом психотерапевта. Как он отличал настоящую одержимость (в возможность которой должен был верить как раввин) от синдрома одержимости (который должен был лечить обычными психиатрическими лекарствами)?

В повести рассказывается (и это не выдумка автора) о взглядах современных евреев на загробную жизнь. В ад, мол, попадают только на год, но большие грешники даже в ад не могут попасть и становятся неприкаянными духами.

Оценка : 8
«Сорок тысяч принцев»
–  [ 3 ]  +

volga, 04 июня 2013 г. в 21:42

    Штурман Кошкин и капитан Альварец, члены космического корабля «Искатель», согласились забросить попутный груз: контейнер. А в контейнере том был робот. Но робот не простой, а самовоспроизводящийся. И была у этого робота кнопочка. Не простая, а пусковая. Не смог устоять штурман Кошкин и нажал кнопочку... Что же было дальше? А дальше было то, что в народе называют сначала созданием проблем, а потом их героическим преодолением. Но в результате небольшой авантюры, этой сладкой парочке удается спасти свой корабль, населить планету и стать богами. Вот так вот! Знай наших!

    Рассказ смешной не из-за обилия шуток, а потому, что описывает абсурдную до смешного ситуацию, способ, каким воспользовались два очень находчивых члена экипажа, чтобы выбраться из своими же руками созданной заварухи и последствия их деяния.

    Рассказ не поднимает никаких философских вопросов, разве что подтверждает известное высказывание: «Кто сует повсюду нос, бывает часто бит, как пес».

Данный цикл относится к жанру юмористической фантастики, а это значит, что хорошее настроение при прочтении гарантировано. По крайней мере, рассказ с этой задачей справился.

Оценка : 8
«Дело о двойном убийстве»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 03 апреля 2012 г. в 15:18

Ничего такого детективного в этом очерке не открылось, а параллель с «Воскресеньем» показалась весьма надуманной. Абсолютно умозрительная версия с «женским» следом. Не знаю, мне показалась эта работа совершенно неинтересной.

Оценка : 5
«Тысячелетний рейх, тысячелетняя травма»
–  [ 3 ]  +

мрачный маргинал, 26 октября 2011 г. в 12:25

Небезинтересный обзор альтернативно-исторических произведений англо-американской фантастики на тему победившего нацизма. Автором сделана попытка обнаружить принципиальные различия в подходе к альтистории Второй мировой у западных и российских фантастов. Они определяются тем, что идеи нацизма рождены цивилизацией Запада, в то время как для российского массового сознания нацизм — фактор внешний...

Оценка : 8
«ЖЗЛ: неизвестные страницы»
–  [ 3 ]  +

мрачный маргинал, 25 октября 2011 г. в 16:59

Статья посвящена «межжанровым» («поджанровым») литературным формам: историческому триллеру и криптобиографическому детективу (квазибиографии). Автор показывает, как произведения нового, ранее не существовавшего поджанра фантастической литературы получаются, в том числе, и из сослагательной подстановки на место классического Великого Сыщика известных «нашей» истории выдающихся и великих личностей. Большое удовольствие статья доставляет как подробное и аргументированное описание техники создания целого нового направления фантастической беллетристики.

Оценка : 8
«Компьютер по кличке «Кровавый Пёс»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 28 ноября 2010 г. в 17:40

Абсолютно адекватный подход к решению возникшей проблемы! Хороший юмористический рассказик. Собственно, как и вся серия, похоже!

Оценка : 8
«Неприкаянная душа»
–  [ 3 ]  +

alex1970, 20 октября 2010 г. в 17:16

В жену портного Арье Фишера вселился диббук, и заставил ее разыскивать нечто на старом проклятом кладбище, где гайдамаки Гонты устроили страшную резню.

Мрачный рассказ, отличающийся от остальных произведений цикла. Другие рассказы перекликались с классикой русской и украинской мистической литературы, в частности с произведениями Николая Васильевича Гоголя (отсылка прямо в названии цикла). Этот же построен на сугубо еврейских местечковых легендах.

Интересное произведение, хотя это скорее очень мрачное мистическое произведение, чем, собственно ужасы.

Оценка : 9
«Чайки над Кремлём»
–  [ 3 ]  +

kkk72, 15 октября 2008 г. в 21:59

Описание мира, в котором Германия победила во второй мировой войне — прием не самый заезженный, но и не уникальный. Конечно, в первую очередь вспоминается «Человек в высоком замке» Филипа Дика. Ну и что тут скажешь — увы, Клугеру до Дика далеко. И мир описан довольно схематично, и герои не кажутся реальными людьми, и хитрые измышления автора, когда почти все герои оказываются не теми, за кого себя выдают, скорее запутывают читателя, чем помогают его заинтересовать. И повесть показалась бы мне совсем слабенькой, но впечатление заметно усиливает очень сильный, зацепивший образ — остров, оставшийся от Москвы, и крики чаек, кружащих над Красной площадью.

Оценка : 6
«Миньян»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 27 декабря 2023 г. в 12:10

Пустой рассказ, не атмосферный. Насколько хороша тема еврейской мистики и равнение на Гоголя, настолько же слабое исполнение.

Напился Герш в корчме, помолился с мертвецами-мучениками, да и помер. Как говориться, «умер дед Максим...».

Слабое начало антологии «Когти неба».

3(ПЛОХО)

Оценка : 3
«Тысяча лет в долг»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 11 ноября 2023 г. в 10:38

Охота пуще неволи. Узнав о творчестве Александра Рыбалки, фантаста, талмудиста и каббалиста, я сразу скачал всё, что мог. Но главного его романа, написанного в соавторстве с Клугером, нет в сети, поэтому пришлось приобретать у перекупов на соответствующих сайтах.

Книжка приехала, начал читать.

Завязка похожа на того же «Убить мессию» или, скорее, «Стражей последнего неба» — любознательный человек, обычно каббалист, начинает проводить ритуал и что-то идёт не так.

В данной книге герой после прочтения молитв из фальшивой «Книги залов», попадает в мир Тхом.

Если коротко — перед нами приключенческое фэнтези, писать которое так любили российские фантасты на рубеже веков, только с немалыми вкраплениями реальной еврейской мистики. Где-то после первой четверти идёт мощнейший инфодамп о истории появления мира Тхом под управлением Двойника Господа, Тэомиэля.

Пойди туда-то, принеси то-то. Семь адских княжеств, семь частей скрижали.

Приключалово, к счастью, не мясное, а, в основном, хитрованское, и, где-то даже интеллектуальное. Ни один поединок не обходится без отсылок к Писанию, загадок, гематрии, активного использования еврейского алфавита (классическая ситуация с големом и практически кэрроловский эпизод с побуквенным стиранием имени демона и его самого из реальности).

Короче, скучно не будет. Этакая «занимательная каббала для любителей фантастики».

Авторская фэнтези в крайне необычном сеттинге.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка : 8
«Стражи последнего неба. Русская еврейская фантастика»
–  [ 2 ]  +

omaksimov, 13 сентября 2023 г. в 04:57

В 70-х годах в США вышел сборники фантастики посателей еврейского происхождения на еврейские темы. Даниэль Клугер попытался составить аналогичный сборник русскоязычных писателей. Эксперимент удался. В сборнике представлены рассказы известных писателей — Амнуэля, Олди, Штерна, Рыбакова, и других. В нём также представлены мало известные в России, но популярные в Израиле писатели — Рыбалка, Шехтер. Перед каждым рассказом присутствует предисловие, в конце есть информация об авторах. Единственное замечание — сборник получился скорее мистический чем фантастический. Но это не делает его хуже.

Оценка : 9
«Неприкаянная душа»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 19 августа 2023 г. в 08:10

Экзорцизм по-местечковски

Жутковатая история о дибуке, неприкаянной душе.

Скорее мистический хоррор, чем магреализм.

Атмосферно, но слогу и сюжету не хватает чего-то. Как будто просто пересказ истории, а не литературное произведение.

6(НЕПЛОХО)

Оценка : 6
«Кто виноват?» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

lammik, 11 мая 2023 г. в 14:26

Отставной подпоручик артиллерии Николай Афанасьевич Ильин служил управляющим в имении Кокушкино, что принадлежало Александру Бланку, а затем перешло по наследству к дочерям последнего. И вот когда в замёрзшей речке Ушне зимой 1888 года нашли тела двух неизвестных, сын одной из дочерей Бланка, в замужестве Ульяновой, Володя начал собственное расследование. Через пару лет Елену, дочь Николая Афанасьевича, самарская полиция обвинила в убийстве, и тут на помощь Ильиным пришёл Владимир Ульянов.

В качестве детективов всё довольно просто. О личностях преступников догадываешься сразу, и со временем подозрения только крепнут. Соавторы толком и не пытаются сбить читателя со следа. По сути всё повествование сводится к прояснению мотивов делинквентов (именно так здесь называют преступников). Впрочем, множество других привычных нам слов также усиленно заменяются заимствованными архаизмами. Вместо «разговора» — «дискурс», вместо «направления» — «дирекция» и всё в том же духе.

Из авторских находок присутствует ровно одна — участие в расследованиях Владимира Ильича Ульянова, будущего Ленина. Вот он-то как раз и показан с одной стороны — умным, находчивым и упорным молодым человеком, а с другой — психопатом, у которого «цель оправдывает средства» и «лес рубят — щепки летят».

Читается всё это легко, особенно в случае первой книги, но чувствуется, что не все планы соавторы успели реализовать.

Оценка : 7
«Неприкаянная душа»
–  [ 2 ]  +

Bachman, 29 декабря 2021 г. в 23:05

Неожиданно неплохой рассказ про одержимость бесом с еврейским колоритом (рассказ, не бес).

Оценка : 5

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх