Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «nikolay.bichehvo» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 февраля 2019 г. 17:23


История царицынского разбоя и сыска еще не написана, она хранит на полках архивов много жутких событий и драматических тайн. Их обнаружил я, когда занимался историей прокуратуры в былые времена. Послушайте...

Лютовал декабрь 1778 года.

Православные истово справляли святки. А в разбойничьем притоне царицынского офицера Носкова на р. Пичуге дикие крики оргии, пьяно и разгульно. Это пировавших друзей и их падших женщин привечал по указанию Носкова дворовый Гаврилов. Атаман Рыжий, помощник его Легионный собрались с шайкой обделать дела с разбойниками из с. Ерзовки некими Збойковым и Мирошниковым. Ватага эта наводила ужас между Волгой и Доном. Жуткая слава о душегубах, погрязших в бездне преступлений, торопилась впереди них.

Бандюга Рыжий по молодости был отдан в Царицыне в рекруты, но сбежал и бродил восемь лет по Поволжью. Рыскал среди немцев-колонистов, бурлачил под Камышиным, ломал соль на Эльтон-озере, пробрался аж на Терек. Да за кражи был схвачен и в железных браслетах доставлен в Царицын. За подвиги эти его угостили всласть шпицрутенами и едва живого отдали в Царицынский батальон в солдаты. Не успели засохнуть на его изуродованной спине кровоточащие раны, как на третий день он утек и прихватил с собой служивых.

Озлобленный беглец стал атаманом разбойников и с дьявольской жестокостью мстил, глумился и терроризировал всех. Тогда супротив банды разослали разъездные команды, по истерзанным и скорбным селам скакали нарочные с приказом истребить негодяев. А их покровителей выдать правительству. Однако те ловко уходят от преследователей с помощью властных лиц, подобных офицеру Носкову, и просачиваются сквозь облавы и засады.

Разбойникам к грабежам не привыкать, но эта погоня в горячей крови оказалась для них роковой.

Итак, в глухую полночь 28 декабря шайка Рыжего запаслась оружием, снедью и помчалась сквозь снега на разбойные дела. По пути прихватила на Мечетных хуторах сообщников, и с зарей степные волки помчались за жирной поживой.

«К Царицыну!» — вопили верховые.

В городе люд шарахался от бешеных конников с дротиками и пистолями. С гиканьем и свистом ринулись они по заснеженной Волге. Там маячила и манила зажиточная колония гернгутеров — жемчужина Сарепта.

Свирепая буря смешала землю с небом, а разбойники все неслись санным следом. К черной ночи, не жалея плетей и лошадей, настигли на берегу обоз. «Вот и добыча подфартила», — облизывались лиходеи.

Обоз поспешал из Москвы в завьюженную Сарепту с товарами, отправленными в колонию членами Сарептского евангелического общества. Сопровождали его с десяток худосочных поставщиков княгини Черкасской и графини Сква-ронской.

Бандюги, овечками прикинувшись, оружие попрятали и вопрошали путников по обычаю:

— Куда и с чем едете?

-С котлами да красками, — осторожно отвечали продрогшие обозные.

С тем и распрощались. Когда же наступила мрачная ночь, в безлюдной степи раздались жуткие крики и вопли.

В спины обозных впивались дротики и пули. Кони, обезумев, взвивались на дыбы, переворачивали сани и давили охрану. Все превращалось в кровавую кашу. Хрипы и стоны... Трупы стыли на снегу. Головорезы, словно волки, оскалив зубы, набросились на обоз, кроша, убивая, выпрягая из возов лошадей. Обнаружив деньги — серебро, озверели и неистовствовали пуще прежнего.

Как вдруг в пустоши, в кровавом ночном шабаше, нежно звякнул почтовый колокольчик. Из снежной круговерти вынырнул скачущий курьер. За ним возник целый ряд экипажей под охраной здоровенных и дюжих молодцов. «Пади! Прочь с дороги! Едет губернатор!», — напирали всадники, налетая без разбору на грабителей и покалеченных торговцев, топча мертвецов.

— Смерть губернатору! — завопила шайка, захваченная врасплох, вначале остолбенев от неожиданного подвоха. Действительно, это мчался из Астрахани при куче чиновников, прислуги сам губернатор И.Якоби.

Он сменил бывшего астраханского губернатора Н. Бекетова, который после трудов праведных почивал в имении Отрада под Царицыным.

Этот еспокойный Царицынский край относился к Астраханской губернии. У Якоби забот было невпроворот. Шалила по Волге понизовская вольница, в диких степях грабили калмыки, требовали охраны колонии переселенцев, крепости растущего края. Посему Якоби, невзирая на завывание метелей и волчьих стай, поспешал в сиятельньй Санкт-Петербург. Санный поезд вез ценные подарки для императрицы Екатерины, ее надменных вельмож и алчных сановников — и напоролся на явных грабителей.

Матерый разбойник Легионный, сверкая глазами, что стальными кинжалами, и упиваясь легкою победой, рванул пистоль из-за кушака:

— Бей губернатора, братва! У них много добра!, — и бабахнул в благородную особу.

Бандюги вгорячах бросились навстречу своей смерти, да в молниеносном бою отрезвели и, видя, что им не совладеть с крепким отрядом, дали дера.

Никогда охотники так быстро не обращались в жертву. Побросали сани с добром, шапки-рукавицы и внезапно скрылись. Одураченная погоня с яростными проклятиями поскакала им вслед, но ищи ветра в поле... Лишь ураган злобно стонал вокруг, швыряя в лицо живым и мертвым пригоршни снега.

Это нападение вызвало гнев губернатора. Якоби прямо-таки осатанел от беспредела и кровавых кошмаров уголовников!

Прибыв в заледенелый Царицын и пылая яростью, устроил разгон коменданту Цыплетеву, невзирая на заслуги того в успешной обороне города от нашествия полчищ Е. Пугачева. Назначил немедля особую комиссию для скорого изобличения и поимки улизнувших налетчиков. Масла в огонь подлили ограбленные торговцы, кои, крестясь и охая, принесли жалобу на имя императрицы о возмещении убытков.

Астраханский губернатор, гром и молнии метая, лично возглавил следствие, и закрутились казенные российские жернова, перемалывая и правых, и виноватых. Началось самое деятельное следствие, которое когда-либо производилось над разбойниками, — поражаются историки.

Якоби сам допрашивал подозрительных, а их были толпы. Приказал собрать все улики против злодеев, брошенные ими шапки и рукавицы (и оказался прозорлив). Царицын в панике залихорадило — стража ни свет ни заря хватала скопом дрожащих людишек, из теплых изб тащили за шиворот клейменных бродяг и проходимцев.

Однако все чуть не загубили городские власти. Как на грех, сцепились и перегрызлись между собой храбрый комендант Цыплетев и воевода Фатьянов, уличенный во взятках, — кто же из них главнее в расследовании разбойного дела.

Царицынские сыщики из-за них чуть не упустили бандитов Рыжего — и уже пали духом.

Рассвирепевший Якоби, прознав о нелепой ссоре, пригрозил властолюбцам всеми карами земными и небесными, хотя розыску это не помогло. Посланный из Дубовки за Волгу отряд в поисках Рыжего спасовал перед дрекольем и вилами крестьян с. Погромное, не допустивших его до мародёрных обысков.

Офицер с командой, отправленной главным смотрителем Ахтубинского шелкового завода в розыск по хуторам, тоже вернулся не солоно хлебавши.

Пока власти города делили власть, известный разбойник Шагала выдал друзей. Подельник неуловимого Рыжего, он по-глупому влетел в расставленные сети. Схваченного на Иловле голубчика с кистенем сопроводили в тюрьму Камышина. Увы, хитрому Шагале не удалось скрыть свои гнусные похождения и насилия с бандитом Рыжим.

В ярости плевался он:

— Удача повернулась ко мне задом и показала дулю с маком!

Тут зашел на гауптвахту покалякать к караульным ранее ограбленный офицер Забурнов. Перебитая челюсть отвисла у него, когда он признал Шагалу, потрошившего его вместе с Рыжим. Допрошенный с пристрастиями и мучениями узник не выдержал — и с искаженным от боли и ненависти лицом сдал своих дружков.

Для каждого из нас у судьбы приготовлены свои капризы.

Следствие стало подозревать, что между неизвестными разбойниками, напавшими на губернатора, и обитателями хуторов на р. Пичуге кроется подозрительная связь. Там как раз хозяин с женой опознали капитану Дударю среди брошенных грабителями шапок одну, принадлежащую лиходею Збойникову.

Кинулись к жене последнего. Заголосив по-дурному, она признала ее. Тут-то все и началось! Обыскав амбары и дома, Дударь пригнал в Царицын, словно стадо баранов, более десятка подозреваемых.

Начальник Волжского казачьего войска Савельев отличился: лихо приволок под усиленным конвоем в Царицын гремящих оковами Збойкова, Мирошникова и... самого неистового атамана Рыжего, отловленных выше Дубовки.

— Виселица плачет по красавцам-мерзавцам, — потирал руки Якоби, и курьер помчался с пакетом о сём во дворец императрицы.

Гоняясь за преступниками, взяли на Пичуженских хуторах разбойничьих жен Збойкова, Мирошникова, а бабы навели на след, уличили воровских людей.

Рыжий бился головой о непробиваемые стены тюрьмы: «Будьте вы все прокляты, иуды и предатели!», — и призывал Всевышнего, небо и ад помочь ему. И судьба, коварно улыбнувшись, приготовила ему новое испытание. Ужасом для обывателей стал последний побег атамана.

Царицынские власти не зря опасались очередного побега ушлого Рыжего.

Умыкнули его в глухое подземелье у Пречистенских ворот города. Жесточайше приказали офицерам в карауле: «Каждый час осматривать у разбойника ножные деревянные колодки и железа. И чтобы ни один волос не упал с драгоценной головы мерзавца Рыжего».

Несмотря на это, одержимый Рыжий в промозглую февральскую ночь 1799 года попросился во двор «до ветру», содрал там с себя с кожей колодки.

В одной рубахе и босиком, невзирая на острую боль и мороз, рванул через частокол и побежал на Волгу. Напрасно он радовался, ибо попал из огня да в полымя. Затравленного со всех сторон, заледенелого и полубезумного выдернули его из стога сена, куда он закопался в селе Нижнепогромном, присланные на поимку из Ахтубинска-городка казаки.

Рыжий и его бандюги заживо гнили в Царицынском каземате, переселяясь постепенно оттуда на кладбище.

А что же незадачливый стрелок в губернатора Легионный?

После поимки Рыжего он полтора года шастал за Волгой, бил кого попадя, конного и пешего, рыскал с шайкой по реке Иловле, под Камышином, да по пьянке повязали его в селе Никольском и забили в колодки.

А с Рыжим встретились они в крысиных казематах Царицына. Вспоминали долго свою буйно-развеселую жизнь, пока губернатор Якоби не выписал им пропуск на виселицу. Так и наступил бесславный конец крутой банды авантюриста Рыжего, связанного с власть предержащими.

В подозрениях в связях с преступниками остался Царицынский воевода Фатьянов, который брал щедрые «поздравления» от подсудимых, да упомянутый офицер — Носков. Он не гнушался воровать у воров краденые товары. Ослепленный златом, он учил злодеев ложной присяге, а затем, не боясь Бога и черта, обманывал бесстыдно и своих начальников.

С тех стародавних лет коррупция, бандитизм и «оборотни» в мундирах успешно дожили до наших благословенных дней, ухмыляясь и благополучно избегая карающего меча Фемиды,этой богини правосудия.


Статья написана 1 февраля 2019 г. 10:19

14 февраля 2019 года в 14.00 состоится презентация книги писателя-краеведа Николая Федоровича Бичехвоста «Корсары парагвайской сельвы», приуроченная к 76-летию Победы в Сталинградской битве и продолжающая цикл мероприятий «Литературно-краеведческий ликбез», в рамках которого проходят творческие встречи с волгоградскими писателями и поэтами.


Николай Фёдорович Бичехвост – юрист, историк-краевед и публицист, занимается историко-архивными исследованиями о выдающихся личностях Волго-Донского края и Российской империи, является автором ряда произведений на историческую, приключенческую и правовую темы.

Основной отличительной чертой творчества Николая Федоровича является возвращение из забвения незаслуженно забытых имен наших славных земляков, служивших на благо Отечества. Его произведения пронизаны духом патриотизма и любовью к родному краю, гордостью за военную доблесть предков.

Николай Федорович не впервые проводит творческую встречу с читателями и учащейся молодежью в стенах библиотеки им. М. Горького.


В этот раз он расскажет о своем новом произведении «Корсары парагвайской сельвы», посвященном русским офицерам, участникам войны за независимость Парагвая и всем русским добровольцам, воевавшим в дальних странах, прославившимся добрыми свершениями, высоко проявившим себя в культуре, искусстве, науке и технике на континентах Америки, Европы и Азии.

Судьбы большинства изгнанников сложились гораздо проще, труднее, а то и трагично.

Но от этого они не стали менее интересными для нас, удаленных от огромного мира Русского Зарубежья.

Приглашаем на встречу всех желающих!

Мероприятие состоится в 14.00 в Актовом зале Библиотеки (4-й этаж). г ВОЛГОГРАД


Возрастные ограничения: 12+

Вход свободный.

Телефоны для справок (8442) 33-11-50 (Отдел основного абонемента),

8-919-545-01-54 (Татьяна Викторовна Виралайнен)



Статья написана 31 января 2019 г. 21:01

Волгоград. Город-герой. 30-го января прошедшего года, в вечерний выходной день, смотрели в который раз великолепное выступление Кубанского казачьего ансамбля песни и пляски!

Зал переполнен.

Диапазон его исполнения, как всегда, был весьма широк — от лирических до гражданских и военно-патриотических номеров! Вокал, балет, костюмы, оркестр и все другое великолепны! Зал на каждое высокопрофессиональное исполнение просто взрывался аплодисментами!

ОСОБЕННО СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ ОСТРО-АКТУАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ :

"Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве!"

Ибо бьет в цель по нашей отчей сельской глубинке, волжско-донской!!! Да и рассейской!

Вот слова песни, оцените сами их боль и тревогу!


Поставьте памятник деревне

На Красной площади в Москве,

Там будут старые деревья,

Там будут яблоки в траве.

И покосившаяся хата

С крыльцом, рассыпавшимся в прах,

И мать убитого солдата

С позорной пенсией в руках.

И два горшка на частоколе,

И пядь невспаханной земли,

Как символ брошенного поля,

Давно лежащего в пыли.

И пусть поет в тоске от боли

Непротрезвевший гармонист

О непонятной "русской доле"

Под тихий плач и ветра свист.

Пусть рядом робко встанут дети,

Что в деревнях еще растут,

Наследство их на белом свете -

Все тот же черный, рабский труд.

Присядут бабы на скамейку,

И все в них будет как всегда -

И сапоги, и телогрейки,

И взгляд потухший... в никуда.

Поставьте памятник деревне,

Чтоб показать хотя бы раз

То, как покорно, как безгневно

Деревня ждет свой смертный час.

Ломали кости, рвали жилы,

Но ни протестов, ни борьбы,

Одно лишь "Господи помилуй!"

И вера в праведность судьбы.

Н.А.Мельников

Смотреть видеозапись по ссылке здесь! https://youtu.be/kUDOc_9_9ro


Закончился этот обширный МИР НАРОДНО-АРТИСТИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ МАРШЕМ "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ" СО ВСТАВШЕМ В ЕДИНОМ ПОРЫВЕ ЗАЛОМ и поддержкой аплодисментами!

Посетители — это люди среднего возраста и выше, выходили весьма запечатленные.

Одно, друзья мои, непонятно:

как-то не пришлось увидеть на этом народном празднике русской духовности чиновников из органов власти либо из рекламирующих себя в СМИ наших депутатов?

Что-то незаметно было и представителей нашего местного донского казачества, в их приметной синей форме с лампасами и регалиями на груди мундиров.

Либо не по нраву им дружба с кубанцами, их песнями и танцами?

Так в веках, отродясь, и скакали вместе, стремя к стремени и бились с неприятелем закавказским, и гуляли, пели, обнявшись!?

Что-то неприметно было на этом празднике духовности и православия и наших уважаемых священнослужителей, а мы-то, их миряне, сидели, в этом зале почему-то не видя пастырей своих?

Едино, может таковые весьма уважаемые лица затесались вдруг где-то на высокой и далекой галерке, и я, грешный, и не смог их узрить?!

Может, они подносили большие букеты цветов всемирно известным исполнителям этого международного ансамбля?

Ан,нет. Не было сего.

Может, они, вальяжные мужи, под конец выразили со сцены артистам свои слова благодарности от властей города-героя? Тоже нет! Увы, и этого не было.

А может, вышеуказанным представителям органов власти и управления просто не по вкусу искусство это хора,

которое ежегодно вкушает с любовью наш волгоградский простой и благодарный зритель?

Ау, где были в этот благословенный вечер, вы все, наши дорогие "слуги народа"?

Почему вдруг не с сирым многочисленным народом и с Кубанскими лихими казаками в Центральном концертном зале города-героя Волгограда?!

Тем паче в канун 2-го февраля, накануне Торжества завершения огромной Сталинградской битвы 1943 года, о которой так славно упомянул тот же приехавший к нам на гастроли издалека Кубанский казачий хор.

Но, увы,ничего не сказали вы об этом здесь, наши уважаемые "слуги народа"...

А жаль.


Статья написана 31 января 2019 г. 20:31

«На закрытых церквах водружены флаги», – так отчитывалось в своей антирелигиозной деятельности руководство пролетарского Сталинграда.

Эти мрачные уголовные дела против служителей церкви, огражденные от пытливых глаз людских грифами «Секретно», таились десятки лет Советской властью в глубинах архивов. Только свежий ветер перемен принес долгожданный закон о реабилитации жертв политических репрессий.

Со страниц дел, пропитанных кровью и слезами, кричат, взывают о милосердии измученные души безвинно убиенных, перемолотых жестокими жерновами торжествующей молодой Республики Советов. А началось с того, что после октябрьского переворота 1917 года был принят ряд декретов об отделении государства от церкви, частичном запрещении ее деятельности...

В цветущий майский день 1922 года молодая жительница Царицына вышла из дому на минутку, а возвратилась в него лишь... через десять лет. Просто сия Мария Фирсова на заборе дома своего увидела красочный плакат с изображением разъевшегося «попа-мироеда», который принимал от бедных, в лохмотьях, прихожан дары: продукты, деньги и прочие пожертвования для церкви. Бросалась в глаза надпись крупными буквами: «Все люди братья — люблю с них брать Я!».

Будучи верующей, Мария возмутилась, сорвала вгорячах эту карикатуру, разорвала в клочья и бросила на землю. Вдруг рядом «случайно» возник красноармеец — хвать ее за руки и поволок в милицию, подобрав обрывки плаката.

Мария дерзко заявила хмурому начальству: «Такая агитка оскорбительна для нашей православной христианской церкви...» Власти думали иначе. Спустя несколько дней приговорили бунтарку Фирсову к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях « за контрреволюционную деятельность против мероприятий Советской власти по борьбе с религией.

На таковые закрытые заседания не всегда допускались прокуроры и адвокаты — и произвол процветал вовсю. В то же время Сталинградский горком ВКП(б) втягивал в “войну с религией” прокуратуру, включая её сотрудников в состав антирелигиозных групп.

Откуда Марии, как и миллионам верующих, было знать, что новорожденная власть затеяла крестовый поход супротив богатой и влиятельной церкви. В империи, разрушенной белыми и красными, экономика зачахла, а голод в Поволжье и на Украине пожрал около 5 миллионов человек. Массовая безработица усугубилась разгулом бандитизма и беспределом преступности в бескрайних волго-донских просторах. В разгар голода в Поволжье подоспел декрет ВЦИК от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей — для латания дыр в экономике республики.

Декрет установил немедленно изъять «из церковных имуществ», переданных в пользование группам верующих всех религий по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа».

Антирелигиозная деятельность набирала обороты, становилась зачастую жестокой и бессмысленной, скатывалась к репрессиям. А чего доброго можно было ожидать, если главный атеист страны, будущий прокурор Верховного Суда СССР, революционер А. А. Красиков был «полон крайней вражды ко всякой религии, отвергал всякое ее значение и хорошее влияние на человеческую душу».

Нередко безграмотные, голоштанные представители соввласти изымали без разбора в губерниях, уездах, станицах старинные культовые ценности храмов земли русской, восстанавливая против себя массы верующих.

В Ольховскую церковь нашего края во время воскресного богослужения ввалился, распихивая молящихся, галдящий комитет бедноты. Прервав службу, голытьба кинулась срывать со стен золоченые иконы, серебряные оклады, запустила мимоходом руку в церковную кассу и прихватила пожертвованные деньги, вызвав ропот и гнев мирян.

Священник А. Красавцев смиренно попросил «гостей» уйти из храма с миром. Но... через пять дней был осужден за контрреволюционные действия — и пошел по этапу в лагерь. Со страниц другого дела звучит скорбный голос очевидца: «В селе Ягодном: церковь закрыта, часть церковного серебра лежит в с/совете не запертым и не значится по описи. Кабинет председателя Липовского с/совета Челобитчикова устлан церковными коврами, на стенах портреты вождей в церковных рамах. То же самое и у участкового милиционера. Есть сведения, что в других селах Ольховского района с хранением церковного имущества еще хуже».

Вести об ограблении и осквернении властями церквей разносились ветром вольным по городам и весям. Беда пришла: при варварском изымании церковного скарба не только пропадали бесценные реликвии, но и проливалась кровь с обеих сторон. Священнослужителей беспощадно травили и в наглую привлекали к уголовной ответственности. С каждым годом репрессии усиливались благодаря активности Наркомюста.

Но еще ярко и вызывающе полыхали золоченые купола церквей, осененные крестами. Звенели-переливались звонкие колокола. И разгорались глаза у властей предержащих. Царицынский губисполком, его комиссия по религиозным вопросам однажды пресекли звон колоколов на праздник Пасхи, ибо приходился он как раз на 1 Мая. А осенью 1929 года президиум ВЦИК запретил колокольный звон по всей стране. Представители партии и власти разъехались по регионам, началась усиленная кампания по закрытию церквей и снятию колоколов для нужд промышленности. Плотина прорвалась...

Республику, от Москвы до самых до окраин, захлестнула волна оголтелой кампании. На места спускали планы по заготовке колокольной бронзы. Под пересвист агиток и плач стариков сбрасывали с колоколен старинные колокола, изделия искусных мастеров-русичей. Ежели они вдруг не проходили в окна, кувалдами разбивали стены и крыши.

Разрушались храмы, колокольни, сносились на кладбищах металлические ограды и могильные кресты, фамильные памятники. Ничего не щадилось — все шло на переплавку. Исключений не делалось ни для каких вероисповеданий. В цветущей немецкой колонии Сарепте (под Царицыном) арестовали тамошнего пастора. А затем накинулись на осиротевшую кирху, разграбили алтарь, добрались до колоколов и уникального органа, те руки загребущие. Благо, что местные жители успели мехи от органа зарыть вовремя в землю от воинствующих варваров.

Свидетельствуют архивы Сталинграда 1929 года: «Из 5 закрытых церквей нами изъято 12 тонн и 150 кг колоколов, кроме другого церковного имущества. Помимо того, сняты кресты со Скорбященской церкви, и в настоящее время производится съемка крестов с Александро-Невского собора. На закрытых церквах водружены флаги. В ноябре месяце предполагается снять и отправить по заводам еще 450 тонн колоколов».

Большевики, ухмыляясь, богатели от разграбления храмов и монастырей. Жизнь перестала улыбаться верующим, отчаялись они: «Предаются поруганию и глумлению погосты предков и святыни наши. Доколе терпеть, братие».

Священник Иловлинской церкви Ф. Ляпин на богослужении высказался в таком духе — и дорого поплатился. Тройка НКВД обвинила его в распространении контрреволюционных слухов, дискредитации авторитета соввласти — и он был отправлен в лагеря. К расстрелу был приговорен священник казачьей станицы Тишанской Стефан Михайлов. А священник Зотовской церкви В. Подольский не дожил и до этапа, ибо скончался в тюрьме после суда. Сколько полегло таких мучеников в лагерях и тюрьмах, одному Богу известно...

Только с октября 1929 по март 1 930 года в нашем крае было закрыто-заколочено более 30 церквей. Ошалевшие активисты вместо 222,4 тонны колокольной бронзы по плану набрали к январю 1934 года аж 705 тонн.

Проводилось это райкомами и сельсоветами в нарушение действующего закона о религиозных объединениях. Увы, побеждал голос пролетариев: «В красном Царицыне- Сталинграде не должно быть церквей, ядрена корень. А Покровскую церковь, как мешающую работе культовых организаций, закрыть враз и немедля».

Потрясают цифры того смутного времени. Только весной 1922 года по России прокатилось около 1,5 тысячи кровавых столкновений вооруженных властей с массами верующих. Под Сталинградом восстало население в Городище, Песчанке, Ельшанке, в станицах Усть-Медведицкого и Хоперского кругов, и эта горькая страница замалчивается.

Более семисот российских священнослужителей были привлечены к жесткой уголовной ответственности. Прогремели крупные процессы по осуждению известных митрополитов, архимандритов, профессоров богословия. Многих осужденных расстреляли. Эти мученики веры предков взошли на Российскую Голгофу.

На длительные сроки лишения свободы были осуждены, а многие сгинули за тюремной решеткой без следа, 52 священнослужителя нашего края. Более двадцати монахинь, все уроженки и жительницы станицы Усть-Медведицкой, подверглись ссылке и заключению. За то, что, гонимые соввластью после упразднения монастырей, они пошли по миру и, дабы не околеть с голода, добывали себе хлеб насущный молитвами, крещением младенцев, отпеванием умерших.

Прокуратура Сталинградского округа выступала против извращений закона. Цитирую ее архивы 1930 года: «Сюда нужно добавить ряд головотяпных выступлений с закрытием церквей, с отбором колоколов, запрещением звона, незаконным обложением налогами церквей... Как одну из причин следует указать на вмешательство партийных органов в непосредственную работу суда и прокуратуры».

Беспредел властей вынудил всех евреев г. Сталинграда 12 июля 1930 г. обратиться с гневной жалобой к прокурору Нижнее — Волжского края. Но можно ли было ожидать помощи от прокуратуры, если, например, в комиссию немцев Поволжья по делам культов в 1931 году вершившую судьбы их и храмов, входили деятели «Обкома ВКП (б), ВЛКСМ, ГПУ, обкома профсоюзов, прокурор»!

В отчете Царицынской прокуратуры я обнаружил 13 уголовных дел, возбужденных лишь с декабря 1922 по ноябрь 1923 г. против служителей церкви…

Сегодня прокуратуре приходится выправлять учиненные властями и своими же правоохранительными органами злодейство и массовые репрессии, тревожить память замученных верующих Волги и Дона. Областной прокуратрой и управлением ФСБ уже реабилитированы сотни церковнослужителей.

Но это лишь капля и скажите, а кто понесет ответственность за эту жуткую трагедию. Конституция об этом умалчивает, ни одна из сегодняшних партий не обращается к этой теме.

И только слабым утешением служит то, что процесс возвращения добрых имен всем пострадавшим за веру в те жестокие времена, всем распятым революцией, продолжается...


Статья написана 31 января 2019 г. 19:51







  Подписка

Количество подписчиков: 23

⇑ Наверх