Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 июля 2022 г. 18:04

Сегодня — день рождения английского писателя-фантаста Кристофера Приста. Когда-то, почти сорок лет назад, я впервые познакомился с его творчеством, прочитав роман «Опрокинутый мир» ещё в советском журнале «Иностранная литература» (№ 8, 1983, в сокращённом переводе Олега Битова).


Четыре романа К. Приста из цикла "Архипелаг грёз" и "Экстрим".


Многие помнят роман Приста "Машина пространства" (1976), который можно отнести к условному межавторскому циклу "Послесловие у Уэллсу". И "Опрокинутый мир" (1974), и "Машина пространства" издавались в СССР в культовой серии "Зарубежная фантастика" издательства "Мир".


Кстати, на "Евроконе-2013" мне удалось немножко пообщаться с Кристофером Пристом и подписать у него книжку.



Тэги: Прист
Статья написана 12 июля 2022 г. 23:46

На днях заказал и уже получил последний прижизненный сборник недавно скончавшегося Алана Кубатиева «Только там, где движутся светила», названный по одному из рассказов, вошедших в эту книгу (а рассказ, кстати, назван строчкой из пронзительного стихотворения Николая Заболоцкого «Журавли» (1948). Практически все вещи Алана, составляющие сборник, есть у меня в других изданиях, в частности в его книге «Ветер и смерть» (2005), но иначе я не мог...


Алан Кубатиев. Только там, где движутся светила. — Санкт-Петербург, 2022. Тираж 300 экз. Макет подготовлен издательством "Петербургское Востоковедение".


И не пожалел. Книжка прекрасно сделана: переплёт шитый, с ляссе, офсет на бумаге с пергаментным оттенком. Форзацы лаконично и строго оформлены К. А. Териной.



Издательская аннотация:

Алан Кубатиев – признанный мастер рассказа. И дело вовсе не в том, что он не умеет писать романы, просто рассказы больше отвечают творческой манере автора, предоставляя тому гораздо больше возможностей для экспериментов с сюжетом и стилем. В настоящий сборник вошли шесть рассказов и три стихотворения. Здесь присутствуют как ранние тексты («Штрудель по-венски», «Только там, где движутся светила»), так и зрелые («Рукопись, найденная в Парке», «Жертвуйте на построение рая»), и, наконец, литературная игра-мистификация 2016 года под интригующим названием «Архив Пятого Рима». «Вещество литературы» из рассказов Кубатиева не исчезало никогда: оно присутствовало в самых первых произведениях и лишь увеличивало свое присутствие в последующих, и настоящий сборник — прямое тому подтверждение.

Сам Кубатиев, обращаясь к читателям, пишет в небольшом авторском послесловии: «Выяснилось, что я напечатал не так уж мало и что есть люди, которым я благодарен, потому что они помнят мои вещи почти сорокалетней давности. Поэтому я решил вернуть к жизни некоторые из них и, может быть, успеть сделать другой сборник, почти (а лучше целиком) из новых рассказов».


Подписанный мне Аланом его авторский сборник "Ветер и смерть" (2005).


А нам остаётся надеяться, что сборник, который будет составлен «целиком из новых рассказов» Алана Кубатиева, когда-нибудь выйдет в свет…




Для заинтересовавшихся — книгу Алана Кубатиева "Только там, где движутся светила" я заказывал через "ОЗОН": https://clck.ru/sGNUA


Статья написана 11 июля 2022 г. 18:14

Иван Ефремов на морской службе. 1925 г.


Случайно наткнулся на художественно-публицистический фильм Нели Гульчук «Откровение Ивана Ефремова» (Центрнаучфильм, 1990), посвященный жизни и творчеству знаменитого учёного и фантаста Ивана Антоновича Ефремова (1908-1972). Начал смотреть с некоторым скепсисом, но фильм оказался довольно интересным, а местами – чрезвычайно актуальным. Даже игровые вставки с инсценировками отдельных эпизодов из произведений Ивана Антоновича («Час Быка», «Таис Афинская», «Лезвие бритвы», «Туманность Андромеды») смотрелись на удивление органично. Вообще-то Ефремову не повезло с экранизациями, на данный момент киновоплощение, да и то неудачное, получил лишь роман «Туманность Андромеды». Если не считать постановку Тамары Павлюченко «Тень минувшего» с Юрием Богатырёвым по одноименному научно-фантастическому рассказу Ефремова в шестом выпуске телевизионного альманаха «Этот фантастический мир».


Ефремов на фоне книжных полок.


В фильме «Откровение Ивана Ефремова» есть уникальные кадры, в которых появляется сам Иван Антонович, в частности, документальные моменты, снятые в пустыне Гоби (Ефремов возглавлял ряд палеонтологических экспедиций за «костями дракона», работавших в Монголии в 1946, 1948 и 1949 годах). Любопытен рассказ вдовы писателя Таисии Иосифовны Юхневской о многочасовом обыске на их квартире с изъятием личных вещей и материалов, случившемся через месяц после смерти Ефремова. А потом ещё долгие восемь лет имя писателя нигде не упоминалось, не издавались книги Ефремова… Кстати, расследование по этому странному уголовному делу ни к чему не привело, оно было закрыто в 1974 году. Обстоятельства, связанные с обыском в квартире Ефремова, изучал писатель Андрей Измайлов, ныне покойный, но без особого успеха. Написанные Измайловым по этому поводу статьи «Туманность» и «Андромеда без туманности» опубликованы в его книге "Разговорчики вне строя" (2015).


Ефремов — начальник Гобийской экспедиции. 1948 г.


Приятным сюрпризом для меня стало появление на экране ближе к завершению фильма Александра Ивановича Шалимова, замечательного учёного, геолога и писателя. Шалимов долгие годы возглавлял секцию научно-художественной, приключенческой и научно-фантастической литературы ленинградского отделения Союза писателей, я его хорошо знал (собственно, он меня в эту секцию и принял), Александр Иванович несколько раз выступал в нашем Клубе любителей фантастики, бывал у меня дома.


А.И. Шалимов. 1990. Кадр из фильма.

К сожалению, не часто удаётся увидеть старых друзей из далёких восьмидесятых на экране. Фильм «Откровение Ивана Ефремова» был снят в 1990 году, а в феврале 1991 года А. И. Шалимов ушёл из жизни... В фильме он произносит тёплые слова о Ефремове и его серьёзной озабоченности состоянием нравственности человечества. При этом Шалимов стоит у колонн Казанского собора, окружённый толпой расслабляющихся хиппи. Получается, что вроде бы хиппи и несут ответственность за нравственность в целом, но я точно знаю, что они ничего плохого человечеству не сделали. Конечно, научно-технический прогресс должен сопровождаться прогрессом нравственным и прогрессом социальным. Об этом Ефремов размышляет в своих книгах, ведь писатель-фантаст обязан находить выход из грозных ловушек, которые будущее постоянно готовит для человечества. В финале фильма, записанном на могиле Ефремова в Комарове, Шалимов с улыбкой говорит, что Иван Ефремов, наверное, был пришельцем из счастливого грядущего, слишком уж он выделялся, слишком опередил время…



Статья написана 6 июля 2022 г. 19:57

Всякое в жизни бывает и очень часто…

Вернулся домой, после того, как пообщался на вручении Международной премии им. братьев Стругацких («АБС-премии») со своим старым добрым другом писателем Геннадием Мартовичем Прашкевичем и, буквально на следующий день, просматривая очередной букинистический интернет-сайт, наткнулся на авторский сборник повестей Прашкевича «Люди Огненного Кольца», вышедший в 1977 году в Магадане. У меня полно книг Прашкевича: и приобретённых самостоятельно, и Мартовичем подаренных-подписанных. Но именно этой нет. По вполне понятным причинам: издана аж 45 лет назад, да ещё и в Магадане… А я как раз искал «Людей Огненного Кольца»: ранний Прашкевич, нефантастическая проза. Эту книжку, написанную с большой любовью к Дальнему Востоку (Сахалину, Курилам, Камчатке), многие хвалили… Писатель Евгений Войскунский (1922 — 2020) писал когда-то из Москвы Геннадию Прашкевичу «Мне запомнились люди Огненного кольца, и Колька Зырянов очень запомнился. Вы равно хорошо и живо пишете и фантастику, и реальную прозу. И я от Вас многого жду».

Но почему я здесь упоминаю именно Евгения Львовича Войскунского?


Геннадий Прашкевич. Люди Огненного Кольца. Повести. – Магадан: Книжное издательство, 1977.


Дело в том, что на сайте букинистики объявление о продаже сборника «Люди Огненного Кольца», было снабжено изображением обложки и сообщением, что издание – с автографом. И – снимок автографа: книга подарена Прашкевичем Войскунскому в 1977 году. Наличие автографа с фирменным динозавриком Прашкевича отразилось на цене этой небольшой книжечки, но я её, конечно же, всё равно приобрёл. Ведь какое любопытное, даже символическое совпадение! Только что виделся с Мартовичем, только что листал презентованную им мне книгу «Портрет писателя в молодости» (она, между прочим, вошла в финал «АБС-премии»), составленную из интереснейших писем Прашкевичу многих известных людей (в том числе – писем Евгения Войскунского, приведённая выше цитата, кстати, из неё) – и такая находка, радующая библиофила! Книга находилась в Казани, я спросил владельца: «Откуда она у вас?», тот ответил, что купил в Москве у «книжников».


Книга подписана Г.Прашкевичем для Е.Войскунского в 1977 году.


Написал о случившемся Прашкевичу в Новосибирск. Мартович прокомментировал скупо: «Вот она суровая история личных библиотек... Войскунский умер совсем недавно, а книги уже по всей стране бродят... Я дарил её (книжку) в городке, была у меня веселая компания: Гуревич, Войскунский, Снегов... Ах, как давно это было...»


С Геннадием Прашкевичем на АБС-премии. Санкт-Петербург 21.06.2022. Фото Павла Маркина.


На днях я получил бандероль из Казани со сборником Геннадия Мартовича Прашкевича «Люди Огненного Кольца», которую он сорок пять лет назад подарил Евгению Львовичу Войскунскому. Кольцо потихоньку замыкается...


Статья написана 6 июля 2022 г. 19:47

Скончался писатель, литературовед, преподаватель, переводчик и очень хороший человек Алан Кубатиев (31.08.1952-04.07.2022).

Не могу поверить...

Светлая память...

Он так трогательно при каждой нашей встрече справлялся о моём здоровье, он выглядел таким крепким... Мне даже в голову не приходило, что Алан уйдёт раньше...

На снимке, сделанном мною во время церемонии вручения АБС-премии в июне 2005 года в Санкт-Петербурге, запечатлён момент, когда Алана объявили лауреатом премии им. братьев Стругацких...





  Подписка

Количество подписчиков: 178

⇑ Наверх