Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Кел-кор» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 июля 2009 г. 22:20

Увы, мало кто знает, что Роберт Ирвин Говард — автор очень талантливый и разноплановый. В его наследии — и первые из произведений жанра фэнтези (многие его и знают как родоначальника героического фэнтези), и «ужасные» рассказы, и историко-приключенческие повести, и отличные юмористические вестерны... Большинство любителей фантастики знают Говарда как создателя Конана и автора рассказов в жанре хоррор. Другие стороны его творчества несправедливо забыты (особенно это касается юмористических произведений о Брекенридже Элкинсе).

Но сейчас речь пойдет не обо всем вышеперечисленном, а о детективах. В наследии Говарда мы находим несколько детективных циклов, а также отдельные произведения. В центре детективных произведений Говарда — герой, отличающийся от обычных людей, впрочем, как всегда. Он и ловок, и смел, и умен. Не боится ни опасных преступников, ни разного рода нечисти.

Центральное место среди подобных произведений занимает цикл о частном детективе Стиве Харрисоне.

Составляют его десять законченных произведений и один синопсис:

  1. «Fangs of Gold» («People of the Serpent») (1934)

  2. «The Tomb's Secret» («The Teeth of Doom») (1934)

  3. «Names in the Black Book» (перевод на русский язык: «Черная книга») (1934)

  4. «Graveyard Rats» (1936)

  5. «The House of Suspicion» («The House of Fear», перевод на русский язык: «Зловещий особняк») (1976)

  6. «Lord of the Dead» («Dead Man's Doom», перевод на русский язык: «Повелитель мертвых») (1978)

  7. «The Mystery of Tannernoe Lodge» (завершено Фредом Блоссером) (1981)

  8. «The Black Moon» (1983)

  9. «The Silver Heel» (существует также одноименный синопсис) (1984)

  10. «The Voice of Death» (1984)

  11. Untitled synopsis («Steve Harrison received a wire...») (1984)

Первые рассказы были написаны уже к 1933 году и приняты литературным агентом Говарда Отисом Кляйном.

К сожалению, мне доступны были всего шесть рассказов цикла, поэтому в данном обзоре невозможно рассмотреть последние пять произведений.

Три рассказа были переведены на русский язык: «Повелитель мертвых» и «Черная книга» (издавались трижды, в собрании сочинений «желтой» серии издательства «Северо-Запад» и в составе 8-томного собрания сочинений Говарда, а также в книге «Хозяин судьбы» серии «Малая библиотека приключений»), а также «Зловещий особняк» (издавалось в составе собрания сочинений в «желтой» серии «Северо-Запада»).

Рассказы «Повелитель мертвых» и «Черная книга» связаны, кроме самого Харрисона, и еще двумя героями: девушкой по имени Джоэн ла Тур, выступающей на стороне детектива, и Эрлик-ханом, таинственным повелителем людей монголоидой расы, мечтающем о создании Черной империи. Похожий злодей под именем Катулоса (возможно, тот же самый) появляется в коротком романе «Хозяин судьбы» («Skull-Face»), изданном в 1929 году. В российских изданиях эти три произведения идут в следующем порядке:

1. «Хозяин судьбы»

2. «Повелитель мертвых»

3. «Черная книга»

Единственным на сегодняшний день исключением стало последнее издание.

В рассказе «Повелитель мертвых» Стив Харрисон впервые узнает об Эрлик-хане, в следующем произведении он уже обннаруживает имена Джоэн ла Тур и свое собственное в Черной Книге Эрлик-хана, желающего расправиться с ними обоими. Что интересно, рассказ «Черная книга» был впервые опубликован в журнале «Super-Detective Stories» в мае 1934 года, а «Повелитель мертвых» — в сборнике «Skull-Face» 1978 года. Как и следует ожидать, в обоих произведениях Стив Харрисон одерживает верх, однако злодей избегает окончательного поражения.

Еще один рассказ, переводившийся на русский язык, «Зловещий особняк», никак не связан ни с Эрлик-ханом, ни с Джоэн ла Тур. Харрисон ищет Ричарда Стентона, и некто присылает ему записку, предлагая помощь. Детектив отправляется в особняк Сторли, но уже на подъезде к нему его пытаются убить. Харрисону предстоит распутать клубок тайн.

Рассказ впервые опубликован в сборнике «The Second Book of Robert E. Howard» 1976 года.

Три рассказа, еще не переводившиеся на русский язык, — «Fangs of Gold» («Золотые клыки»), «The Tomb's Secret» («Тайна гробницы»), «Graveyard Rats» («Кладбищенские крысы») — были опубликованы при жизни писателя. Два из них — в одном и том же журнале «Strange Detective Stories» в феврале 1934 года.

События первого рассказа, «Fangs of Gold», разворачиваются в болотах, которые населяют негры. Харрисон туда отправляется вслед за преступником, китайцем Вун Шангом, который совершил убийство и грабеж. Но детектив впутывается в другое дело — противостояние Джона Бартоломеу и Селии — жрицы вуду.

Второй рассказ пришлось несколько отредактировать. Так как в одном и том же номере оказались два произведения Роберта Говарда, то имя главного героя рассказа «The Tomb's Secret», — который был опубликован под псевдонимом Патрик Ирвин (Patrick Ervin), — было изменено: детектива звали Брок Роллинс. Он сталкивается с организацеий Сыновей Эрлика, которые покушались на жизнь Джеймса Уилогби. Еще раньше были совершены убийства Ричарда Линча и Джоба Хопкинса, и у обоих после смерти отсутствовали зубы. Роллинсу предстоит разгадать загадку похитителей зубов.

Рассказ «Graveyard Rats» был впервые опубликован в журнале «Thrilling Mystery» в феврале 1936 года. Стив Харрисон приезжает в дом Уилкинсонов по приглашению одного из трех братьев, Питера. Ночью происходят странные события: Сол Уилкинсон находит в своей комнате голову своего брата Джона, которого похоронили три дня назад. Сол безумен, но два его брата — Питер и Ричард — мыслят здраво и понимают, что самостоятельно голова не могла оказаться в доме. Харрисон берется за разгадку этого секрета.

Цикл о Стиве Харрисоне — один из интереснейших в творчестве Говарда. Стив Харрисон — герой, в общем, характерный для творчества Говарда, существенно он мало чем отличается от тех же Конана, Соломона Кейна, даже Стива Костигана. Произведения сразу привлекают атмосферой: действие происходит по большей части ночью, в темных закоулках, где за каждым поворотом может таиться опасность. Привлекают рассказы и динамичностью действия (что свойственно почти всем произведениям Роберта Говарда). Возможно, они могут показаться простоватыми, но ведь простоватым может показаться большая часть творчества писателя.

Очень жаль, что на русский язык переведены всего три рассказа цикла. Оставшиеся произведения достойны того, чтобы с ними познакомился российский читатель.

Об изданиях:

1. В книгах «Молчание идола» и «Хозяин судьбы» (в обоих изданиях) — повести «Повелитель мертвых» и «Черная книга»:

2. В книге «Коготь дракона» — рассказ «Зловещий особняк»:


Статья написана 22 июля 2009 г. 16:22

Начнем с обзора, который уже довольно давно висит в сети. Это страшный, но вместе с тем удивительно привлекательный Марс.




Кларк Эштон Смит — автор, безусловно, недооцененный в России. Об этом говорит не только единственный сборник его произведений и разбросанные по немногим антологиям отдельные рассказы автора (это все, что издавалось на данный момент из творческого наследия Смита), но также и тот факт, что сборником этим, увы, интересуются мало. И зря!

Серия, в которой была выпущена книга «Затерянные миры», конечно, не идеальна, но, поскольку альтернативы нет, то выбирать не приходится. И между тем основные циклы писателя в сборнике освещены достаточно полно: Гиперборея и Аверуан — каждый цикл представлен почти полностью: без одного рассказа, Зотика — без нескольких вещей, цикл о Филипе Хастейне представлен одним произведением... Два цикла в это издание вошли полностью: Ксиккарф и Марс. О последнем сейчас и пойдет речь.

О Марсе Кларком Эштоном Смитом написано четыре рассказа, причем три из них противопоставлены одному. Рассказы по мере выхода в печати:

1. «Посланец с Марса» («The Planet Entity», «Seedling of Mars») (1931)

2. «Склепы Йох-Вомбиса» («The Vaults of Yoh-Vombis») (1932)

3. «Обитатель бездны», «Житель бездны» («The Dweller in Martian Depths», «The Dweller in the Gulf») (1933)

4. «Валтум» («Vulthoom») (1935)

Первое произведение — пример научно-фантастического рассказа. Прямо на футбольное поле приземляется космический корабль. Несколько исследователей (среди которых есть ученые и журналисты, мэр и глава полиции) попадают в ловушку, когда поднимаются на его борт. Корабль несется к Марсу, где земляне встречаются с живущим там неведомым существом, похожим на растение, которое опоясало всю планету. Житель Марса предлагает людям взаимовыгодный союз, который принимают одни земляне, но отторгают другие. В конце концов недовольные отправляются на Землю в том же космическом корабле, а позже туда же летят люди с целью склонить жителей родной планеты к союзу с марсианским жителем. Однако Земля оказывается не готова к этому — промарсиански настроенное человечество летит на Венеру, а остальных ожидает незавидная судьба...

Этот рассказ был написан на основе сюжета канадского преподавателя Э. М. Джонстона. Первоначально назывался «The Martian», но позже название дважды было изменено. Издан впервые в в осеннем выпуске «Wonder Stories Quarterly» за 1931 год (под названием «The Planet Entity»). Именно «Посланец с Марса» является произведением, противостоящим остальным рассказам цикла.

Три других произведения, вошедших в цикл о Марсе, образуют другой цикл, который называется Aihai. Айхаи — так называется раса существ, населяющих Марс к тому моменту, когда туда прибыли и начали обживать земляне. Цивилизация Айхаи затухает, а о более древних расах (например, о цивилизации Йорхов) можно услышать теперь разве что в легендах (хотя, как выяснится позже, не только в них). Марс исследован слабо, на его поверхности (и тем более под поверхностью) есть много районов, куда даже не ступала людская нога и куда опасаются продвигаться Айхаи. Действие трех рассказов и происходит в подобных местах...

Первый по дате публикации рассказ, «Склепы Йох-Вомбиса», представляет собой повествование от первого лица. Участник экспедиции в отдаленный район Марса, архитектор Родний Северн, рассказывает об ужасах, которые обнаружились в руинах древнего марсианского города Йох-Вомбиса. В склепах, давным-давно покинутых всякой, казалось бы, жизнью, исследователи встречают ужас, с которым не могут бороться. Даже Родний Северн, которому удалось вырваться из Йох-Вомбиса, чувствует, что его тянет обратно, и, не в силах противостоять этому зову, уходит в пустыню...

Этот рассказ — один из известнейших и один из самых впечталяюще страшных в наследии Кларка Эштона Смита (хотя, все три рассказа об Айхаи, безусловно, относятся к жанру хоррор, и, как мне видится, являют его лучшие образцы). Впервые опубликован в журнале «Weird Tales» в мае 1932 года.

Герои следующего произведения — «Обитатель бездны» — отправляются в безлюдный район Марса, который называется Чаур, в поисках золота. Во время песчаной бури Чиверс, Беллман и Маспик находят пристанище в пещере и, движимые любопытством и жаждой золота, спускаются в глубину. Вскоре они выходят к бездне, немного пройдя еще ниже, решают вернуться, но на их пути встают странные безглазые существа, в которых они опознают не Айхаи, а Йорхов — представителей расы, царствовавшей на Марсе в древние времена. Слепые провожатые отводят людей в пещеру, где марсиане поклоняются идолу — Обитателю Бездны, тому существу, что живет на дне бездны, где плещется вода. Среди поклоняющихся земляне с удивлением замечают человека с пустыми глазницами! Они понимают, что нужно во что бы то ни стало вырваться отсюда, и спешат на поверхность, подальше от жуткой бездны, ее обитателя и страшных идолопоклонников...

Впервые рассказ опубликован в мартовском номере журнала «Wonder Stories» за 1933 год.

Действие третьего рассказа цикла, «Валтум», также преимущественно проходит под поверхностью Марса. Двое землян, бывший пилот Хэйнс и писатель Чанлер, оказываются на красной планете без средств к существованию. В Игнар-Луте, части торгового города Игнарха, им встретился странный Айхаи и предложил оказать некоторые услуги его хозяину в обмен на щедрую плату. Заинтересованные, люди двинулись вслед за марсианином, и вскоре очутились под землей, в Равормосе, обители древнего бога Валтума, который в незапамятные времена прилетел на Марс. Валтум спал и бодрствовал по тысяче лет, и теперь, когда начался очередной период бодрствования, он не захотел долее обитать на умирающей планете. Призвав людей, бог предложил им помочь перебраться на Землю, в обмен пообещав удивительное долголетие. Земляне в течение сорока восьми часов должны были обдумать предложение Валтума...

В интернете можно найти информацию, что рассказ относится к циклу «Мифы Ктулху», надо полагать, в силу образа самого Валтума, космического бога. Произведение впервые опубликовано в журнале «Weird Tales» в сентябре 1935 года.

Таким образом, первый рассказ цикла о Марсе вступает в противоречие с остальными произведениями: три последних рассказа описывают один и тот же мир, отличающийся от той красной планеты, которая представлена читателю в «Посланце с Марса». Цикл о Марсе представляется одним из лучших в творчестве писателя в целом, а цикл об Айхаи — среди его хоррор-произведений. Однако и «Посланец с Марса» неплох, и особенно интересно его читать после трех рассказов о совершенно ином, страшном Марсе Кларка Эштона Смита.

Об изданиях:

1. В антологии «Маска Ктулху» — весь цикл об Айхаи:

2. В сборнике «Затерянные миры» — весь цикл о Марсе:


Статья написана 22 июля 2009 г. 16:08

В авторской колонке я буду давать обзоры мало- и вовсе неизвестных (если таковые будут) циклов, отдельных произведений мало- и вовсе неизвестных (если таковые будут) авторов. Надо полагать, в большинстве своем это будет старый хоррор и героическое фэнтези. Надеюсь, кому-нибудь это будет интересно... :-)





  Подписка

Количество подписчиков: 155

⇑ Наверх