Работы художника Я ...

Художник — Язеп Нарцизович Дроздович

Я. Дроздовича
Страна: Беларусь
Родился: 13 октября 1888 г.
Умер: 15 сентября 1954 г.

Дроздович Язэп Нарцизович— белорусский живописец, график, скульптор, писатель, фольклорист, этнограф и археолог.

Родился на хуторе Пуньки, Десновского повета Виленской губернии (теперь Глубокский район, Витебской области), в семье бедного шляхтича-арендатора. В семье было пятеро детей. Семья рано потеряла отца и вынуждена была сменить немало мест проживания, арендуя чужие земли.

Учился Язэп в Десновской гимназии, а в 1906 г. уехал в Вильно, где поступил в школу российского живописца Ивана Трутнева. Четыре года осваивал азы рисования, из-за нехватки средств на проживание подрабатывал в художественных мастерских. В эти годы он делает первые шаги в искусстве, создает серию графических работ с видами родных мест, делает обложку к первому «Беларскому календарю» (1910), изданному «Нашей Нивой».

В 1910 году призывается в армию. После двух годов службы в Саратове, он оканчивает фельдшерские курсы и работает в амбулатории. Первая Мировая застает его в армии, где он служит в запасном батальоне. Заболевает брюшным тифом и на два месяца попадает в госпиталь, после выздоровления получает семимесячный отпуск, во время которого посещает родные места и возвращается в армию.

В 1917 году, после семи лет службы в армии, возвращается в родные места. Он с оптимизмом поддерживает Первый Всебелорусский конгресс, в своем письме к Антону Гриневичу, высказывает мысль о создании Белорусской Академии художеств. В родных местах создает народную библиотеку, любительский театр.

В 1919 году переезжает в Минск, где преподает рисование в Белорусской высшей женской школе, работает иллюстратором в литературных издательствах и художником-декоратором в Товариществе белорусского искусства и Белорусском государственном театре. Организовывает культурно-просветительское товарищество «Зорянка». Создает серию рисунков исторических мест Минска. Участвует в археологических раскопках на Заславле и в Свири.

После подписания в 1921 году Рижского договора, покидает Советскую Беларусь и перебирается в родные места, отошедшие к Польше. Там организовывает белорусскую школу, которую, через три месяца, закрывают польские власти.

Пробует заниматься литературной деятельностью, пишет исторический роман «Гарадольская Пушча», о временах Полоцкого княжества, который иллюстрирует своими рисунками. В 1923 году издает повесть «Вяликая шишка».

Сотрудничает с Виленским белорусским музеем имени Ивана Луцевича. Для пополнения экспозиций занимается раскопками, записями фольклора, создает зарисовки предметов материальной культуры, архитектуры, и типажей крестьян. В 1926 отправляется в научно-творческую экспедицию на Пинщину, а в следующие годы посещает Троки, Лиду, Новогрудок, Любчу, Мир, практически всю Западную Белорусь.

В второй половине 1920-х годов преподает рисование в Глубокской школе, Новогрудской и Радашковичских гимназиях. С 1926 работает в Виленской белорусской гимназии, при которой создает художественную студию-мастерскую. Сотрудничает с Институтом белорусской культуры в Минске (с 1929 года Академия Наук) и неоднократно награждается премиями Академии. Сотрудничает с сатиреческим журналам «Маланка», с Товариществом белорусской школы. По предложению Товарищества в начале 1930-х годов на Белостокщине, где оформляет сцены любительских театров, сотрудничает с кооперативным издательством «Севба».

В эти годы заинтересовывается темой космоса и в 1931 году издает первую книгу по астрономии на белорусском языке «Нябесные беги», которую проиллюстрировал своими рисунками. Продолжая тему космоса в 31-32гг создает три серии рисунков и полотен : «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне» и «Жизнь на Луне». Пишет литературные произведения на тему космоса: «Алвазія», «Адрыянопаліс», «Аўрыя», Жыццё на Месяцы», «Жыццё на планеце Сатурн», «У мурах Трывежу» и др.»

В 1933 году опять поселяется на Десновщине, у брата Константина, где занимается творчеством.

После объединения Западной Беларуси с БССР в 1939г. проходит курсы учителей и преподает в Глубоком и Лужках. Война прерывает преподавательскую деятельность, но не прерывает творческую, которую продолжает в годы оккупации.

После освобождения Советской Армией, из-за проблем со здоровьем, мало работает. В основном для заработка расписывает ковры, пишет портреты и пейзажи.

Советские чиновники отнеслись к творчеству Дроздовича безразлично, считая его работы незаслуживающими внимания, его не приняли в Союз художников.

Смерть застала Язэпа Дроздовича внезапно. Его, в бессознательном состоянии нашли на дороге, перевезли в больницу, где через несколько часов он скончался. Похоронен в селе Липляны, Глубокского района, Витебской области.

В ЦБ АН Литвы хранятся рукописи его фантастических произведений «Алвазія», «Адрыянопаліс», «Аўрыя», Жыццё на Месяцы», «Жыццё на планеце Сатурн», «У мурах Трывежу» и др.»

Биобиблиографический словарь «Беларускія пісьменнікі», Мн. 1993 г., т.2, с.371.

Страничка автора Язеп Дроздович

© http://drazdovich.by/gallery/2/full



Обложки изданий (2)

2014

Мова
2014 г.
2018

Колодец ангелов
2018 г.

Внутренние иллюстрации изданий (2)

1931

Нябесныя бегі
1931 г.
2012

Язэп Драздовіч
2012 г.

Издания не на русском языке (3)

1923

Вялікая шышка
1923 г.
1931

Нябесныя бегі
1931 г.
2012

Язэп Драздовіч
2012 г.



⇑ Наверх