Работы художника А Шульца

  Работы художника А. Шульца
А. Шульца
Страна: Россия
Родился: 23 декабря 1910 г.
Умер: 23 сентября 1976 г.


Арсений Леонидович Шульц — художник, архитектор.

Родился в Таллине. Учился на Землемерных курсах в Москве, закончил их в 1929-м. Во время учёбы принимал участие в деятельности театральной студии, был членом редакционной коллегии, занимался оформлением здания, в котором размещались курсы, к революционным праздникам. Начал работать как профессиональный художник в семнадцати – восемнадцатилетнем возрасте, имея за плечами студию Д.Н.Кардовского, которая заложила фундамент мастерства рисовальщика, незаурядный талант и огромное желание продолжать учиться, чтобы быть художником и рисовать. Ещё совсем молодым человеком он сотрудничает с издательствами, газетами и журналами, и в то же время получает профессиональное образование – сначала на рабфаке Вхутеина, а после – с 1933 года – в разместившемся в здании Вхутеина Московском Архитектурном институте.

Тогда же увлечённо занимается фотографией, в архиве художника сохранились снимки, сделанные им в конце двадцатых – начале тридцатых годов; на многих запечатлена Адель Павловна Шик, ставшая в 1932 году его женой. А.Л.Шульц в то время проживал в доме 12 по Глазовскому переулку, недалеко от Смоленского рынка, а Ада занимала квартиру в доме 6 на Остоженке. Пешком от одного дома до другого было идти около десяти минут. Он писал ей письма с рисунками, назначая свидание, фотографировал её, рисовал её портреты. Адель Павловна дважды возвращала его к жизни – после войны и после лагерей, она же сохранила его небольшое художественное наследие.

После окончания института трудился в архитектурной мастерской, участвовал в работах по проектированию и реконструкции Ростова-на-Дону и Кисловодска; вернулся к журнальной и обратился книжной иллюстрации; тогда же приступил к исследованиям новых технологий в области печатной графики.

А потом была война. А.Л.Шульц призван в армию, служил художником, выполнял задания для журналов «Огонёк», «Красноармеец» и «Краснофлотец», но весной 1942 года тяжело заболел тифом, еле выкарабкался, для продолжения службы направлен в Йошкар-Олу, и вернулся в Москву в октябре 1944; за три года он постарел на десять, так сказалась болезнь.

Снова поступил в архитектурную мастерскую, теперь он работал в Проектном Управлении АН СССР «Академпроект» под руководством А. В. Щусева; много занимался книжной иллюстрацией, много времени уделял исследовательской работе: в 1946 подал заявку на получение авторского свидетельства на изобретение «Способа ручного печатания гравюр или подобных изображений сухой краской с термическим укреплением оттиска», а в 1947 – заявление о выдаче авторского свидетельства на «Приспособление для изготовления клише монотипным набором с тоновых матриц с применением фотоэлемента»; но свидетельство на первое изобретение, подписанное 12 января 1949 года получить не смог: 8 августа 1948 арестован, содержался во внутренней тюрьме МГБ. В мае 1949 осуждён по статьям 17-58-8, 58-10 и 58- 11 особым совещанием при МГБ СССР и сослан.

О годах его заключения известно немного. Есть данные о том, что в 1954 году А.Л.Шульц находился в Воркуте и работал на шахте №1 «Капитальная». Там он познакомился с другим художником удивительной судьбы – Яковом Яковлевичем Вундером (1919 – 1966), который создал при существовавшем в лагерной системе театре «Воркутауголь» художественный кружок или объединение художников, и в 1955 году организовал в фойе этого театра первую в Воркуте художественную выставку.

В 1956 снова вернулся в Москву и вскоре стал работать в области книжной графики, которая и составила фонд его официально сохранившегося наследия; оно не велико, за свою жизнь он оформил около 60-ти книг. Теперь он мог обеспечивать безбедное существование, занимаясь рисованием – тем, что умел и чем хотел заниматься с юности. Но сама жизнь обрела смысл в общении с единственным близким человеком – женой. Искусство как цель жизни осталось в памяти, в любви к тем мастерам, которым удалось прожить жизнь в искусстве, в изучении их манер и технических приёмов – он как будто возвращался к тому, с чего начинал в двадцатых, но теперь его больше интересовала чистая пластика Анри Матисса. Он понимал и принял то, что прожил жизнь, которая увела его за границы этой истории.

Среди работ этого периода особое место в его творчестве этого занимает цикл портретов Ф.М.Достоевского. Вдруг он возвращается к эмоциональному жесту. Тёмные и экспрессивные, посвящённые теме обречённости и безысходности, бессмысленности и абсурдности творческого пути в России, эти листы он делал от сердца, размыщляя о том, что пережил сам.

© Саша Балашов (с сокращениями)



 Обложки изданий (10):
Ущелье Батырлар-джол
1948

Первый подземный
1948 г.
1958

Твоя Антарктида
1958 г.
1962

Малиновый звон
1962 г.
1969

Новый адрес Нины Стрешневой
1969 г.
1970

Трагедия капитана Лигова
1970 г.
1973

Дом учителя
1973 г.
1974

Прощай, дорога!
1974 г.
1976

Дом скитальцев
1976 г.
Корабельная сторона
1976 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (22) :
Ущелье Батырлар-джол
1941

Наша страна № 1, 1941
1941 г.
Наша страна № 3, 1941
1941 г.
1957

Знание - сила № 1, 1957
1957 г.
1958

Твоя Антарктида
1958 г.
1959

Продолжение легенды
1959 г.
1960

Юность № 7, июль 1960 г.
1960 г.
«Юность» № 8, август 1960 г.
1960 г.
1962

Малиновый звон
1962 г.
1963

Литературная Россия №5, 1 февраля 1963 г.
1963 г.
1966

Юность № 11, ноябрь 1966
1966 г.
1967

Юность № 8, август 1967 г.
1967 г.
«Юность» № 7, июль 1967 г.
1967 г.
1968

Юность № 8, август 1968 г.
1968 г.
Юность № 3, март 1968 г.
1968 г.
1969

Новый адрес Нины Стрешневой
1969 г.
1970

Юность № 11, ноябрь 1970 г.
1970 г.
Трагедия капитана Лигова
1970 г.
1973

Дом учителя
1973 г.
1974

Прощай, дорога!
1974 г.
1976

Дом скитальцев
1976 г.
2018

Чайки возвращаются к берегу
2018 г.



  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх