Дмитрий Липскеров «Родичи»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Америка (Северная Америка ) | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: 21 век | Древний мир
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Ночью на железнодорожной ветке Петербург-Москва терпит аварию странный поезд, состоящий из локомотива и одного-единственного пассажирского вагона, поезд, колеса которого сделаны из сплава драгоценных металлов. Поезд, которого в этом месте и в это время по всем официальным бумагам просто не могло быть. Выживает только один человек — альбинос тридцати двух лет, не помнящий и не знающий о себе ничего, даже имени, но не испытывающий по этому поводу какого-либо дискомфорта. А в это время на Чукотке к девятнадцатилетнему Ягердышка, начинают являться духи погибших эскимосов...
Ай да Липскеров, ай да сукин сын! Как пишет, негодяй! Складно, сочно, интересно. Начнешь читать — не оторвешься. Все в одном: и детектив тебе, и мистика, и мультики, и любовь-морковь. Если половой акт — то ложе усыпано розами, а как смерть нагрянет — так не костлявая старуха, а миловидная дама с кустиком земляники в ноздрях. Любо, и недорого» — Роман Сулима.
«Хорошим писателям западло экспериментировать с «народным» романом. Не дай бог выволочь идею на улицу и показать ее открыто, при дневном свете. Боимся опошления- мы ж не рогожкины какие-нибудь. Липскеров первый отважился сочинить «народный роман»» — Лев Данилкин
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 239
Активный словарный запас: высокий (3116 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gorynytch, 28 марта 2021 г.
Жестокая и грязная (как жизнь) проза. Добрая и светлая (как сказка) проза.
Очевидно, автор сильно болен головой... Хотя... может статься, что он единственный здоровый среди всех нас.
На мой вкус несколько перебор с грубостью, но...
Дело в том, что это первое произведение Липскерова, которое я читаю. Поэтому могу допустить, что и все остальные его произведения окажутся такими же восхитительно противоречивыми по внутреннему настрою, как «Родичи». Вот чуточку бы грязи поубавить, чтобы шло по грани, а не петляло за грань из стороны в сторону — и было бы идеально.
Ev.Genia, 5 февраля 2015 г.
В таком жанре порой не сразу понятно о чём идёт речь, но если увлекает, то уже просто поддаюсь течению рассказа и нахожу множество интересных моментов. Эта книга увлекла простотой изложения, наличием юмора, немного сентиментальности, интересными и забавными образами. Краеугольный камень всей истории это стечение обстоятельств. Вот так сложились события для совершенно незнакомых людей, которые всё–же имеют свою далёкую основу.
Про некоторых описываемых пресонажей, а их много, не скажу, что они глубокие и характерные – про них рассказывается в данный момент времени. И нельзя сказать всегда они себя так вели или только когда случилась эта временная петля. Неизменными остались только добро и зло. Добро – студент Михайлов – чистый, белый, светлый, безумно красивый, у которого всё получается, который не помнит зла – не прощающее добро, потому что прощать нечего, т.к. память отсутствует напрочь. Только над добром можно ставить эксперименты, испытывать его, смеяться над ним, обзывать, использовать, убивать – а он жив и остаётся добром. А зло – Арококо – чёрное, грязное, зловонное, безумное и совершенно бессмысленно жестокое, появляющееся нежданно в разных местах и проявляющее себя во всём безобразии просто потому что. По–началу кажется, что эти два образа возникли ниоткуда, но по мере продвижения рассказа становится очевидным откуда ,,растут ноги'' у добра и зла.
Образов, созданных Автором, достаточно много и все очень и очень разнообразные, по–разному себя проявляют и олицетворяют разные стороны человека: абсурд и оригинальность, карикатурность и гротеск, гениальность и неудовлетворённость, мечты и желания, теплота и душевность, смех и слёзы, любовь понимающая и принимающая – всё это и многое другое соседтсвует и уживается в окружающих друг друга людях. Некоторые образы просто замечательны. Кажется, что они не от мира сего, но приглядевшись к ним становится понятно, что у Автора это только способ показать многообразие чувств, таких простых, земных и естественных. Глядя на эти образы можно и погрустить, и улыбнуться, и опечалиться, и посмеяться.
Самым же земным образом для меня явился маленький чукча Ягердышка – муж большой жены Укли. Именно он, такой неказистый и доверчивый, терпеливый и неугомонный совершил путешествие на Аляску, повстречал на своём пути разных людей, терпел притеснения от духов, повидал судью–обезьянку, посидел в тюрьме, отработал долг адвокату, осознал вечность, добрался до Москвы, почувствовал свою личную причастность к истории земли и испытал чувство гордости за то, что он человек. Про него невозможно читать без умиления и захотелось купить ему целый пакет жевательной резинки лишь бы он так горько не плакал, он этого не заслужил. И, наверное, когда–нибудь именно Ягердышка попадёт в рай на свою звезду!..
При том, что в книге есть так много чего интересного и замечательного, всё–же имеется ложка дёгтя. Ни все задуманные элементы и фрагменты доведены до логического конца, ну хотя бы до какого–то конца. Что–то просто было (например колёса): откуда взялись, зачем и какой был в этом смысл, отсюда идёт незавершённая линия с генералом и министром. И главное, что самому додумать не удаётся и это здесь как раз и не предполагалось, потому что в остальном сюжет достаточно конкретен. И тем не менее, книга понравилась, читать было легко, здорово и увлекательно.
_Y_, 8 ноября 2013 г.
Редкий случай, когда в книге не к чему придраться. Стиль — сюрреализм чистой воды, язык — прекрасный, образы яркие, темп не быстрый, но ни сколь не вызывающий желания ускориться.
Очень интересно, что книгу держит не сюжет, а образ
Но, не посоветовал бы читать тем, кто ищет детективных сюжетов
amak2508, 24 мая 2010 г.
Перефразируя Антуана де Сент-Экзюпери можно сказать, что «автор отвечает за все, что он написал». Поэтому получается не очень красиво, когда он (автор) с целью получить «убойный» сюжет накручивает в тексте столько такого (например, те же палладиевые колеса), что сам в конце концов разгрести накрученное им самим же не может и бросает к концу книги все «как есть» — читатель, мол, сам додумает... И ладно бы, если это книга представляла из себя явную фантасмагорию — там-то это как-то простительно. Но ведь в романе есть цельный, причем даже с неким детективным уклоном, сюжет, и вообще в первой половине он выглядит как вполне стандартный мистический триллер..
Впрочем, начиная читать книгу, особых проблем не замечаешь: сюжет бойко бежит вперед, а то, что в нем много пока непонятного — так на это же есть финал произведения.. И только ближе к концу книги начинаешь понимать, что связный сюжет здесь отнюдь не гарантия того, что все в романе в конце концов разъясниться. И действительно, развязки в произведении, как таковой, нет и зачем автор писал свой роман, так и остается загадкой.. Идеи, мысли — никаких, увлекательность — средненькая, герои — в подавляющем большинстве своем или умственно недоразвитые, или психически нездоровые люди. Какие уж тут к ним симпатии.
В общем, книга «несбывшихся надежд»: рейтинг высокий, начало романа интересное, а вот общее впечатление скорее негативное..
evavan, 20 июня 2009 г.
Мир «Родичей» весьма необычен, хотя и строится он на краеугольном камне магического реализма — стечении обстоятельств, сплетении судеб. Анекдотический чукча отправляется в Америку, непонятно откуда взявшийся вагон разбивается у станции Бологое, где патологоанатом (и страстный любитель балета) находит ягодки земляники в носах погибших, а гениальный хирург делает беспрецедентные операции…героев много, судеб много, и за каждым интересно следить.
Но при этом в «Родичах» кроме сказочно-ироничных историй есть своя метафизика. Меня лично привлекли воплощенные образы Добра (студент Михайлов) и Зла (Арококо): чистые, однотонные, возможные только в дуалистическом мире. Добро – «больно олигофренией», не помнит зла, не ведает отказа; зло – лишенное смысла насилие. Они не сражаются, а сосуществуют, оба словно на одной стороне медали, когда на другой — главное и истинное – Любовь. У Липскерова она – величина такого вселенского, космического масштаба, что и зло, и добро меркнут перед ней. О любви Липскеров пишет так, что невольно становишься сентиментальным, и уже не кажется странным, что любить можно, например, белого медведя.
И, конечно, чудотворные, словно оживающие фразы… Складывать их в предложения и абзацы – уже удовольствие. При общей фантастичности сюжета всё равно веришь, что так и было, так и живут все люди вокруг: нет ни хороших, ни плохих, зато у всех своя тайна, своя история, своя сказка. Роман яркий, образный, бессмысленный и по-настоящему душевный, чего обычно не ждешь от постмодернизма. Читать его тепло и радостно, хотя и погрустить есть над чем.
Катя Байер, 25 ноября 2010 г.
Родичи-это роман-жемчужина,которую я положила в копилку своих любимых произведений.Слушала аудиовариант-читал Герасимов(замечательный чтец).После прослушивания не могла перевести дух и все думала и думала о Ягердышке и хороших людях,которых он вспоминал в конце...На такой светлой ноте закончен роман...просто приятно..и в голове вертелся один вердикт «гениально».Чем то близок роман лучшим произведениям Войновича и Булгакова,но в тоже время имеет свой неповторимый подчерк.
Под таким впечатлением приступила к «Демоны в раю»,надеясь на «продолжение банкета»,но постигло разочарование,как будто другой человек писал.
unica1988, 13 ноября 2010 г.
Открыла для себя Липскерова совсем недавно, прочитав роман «Осени не будет никогда». Поняла, что еще ни раз вернусь к этому удивительному автору.
«Родичи» понравились очень! Глубокие мысли, захватывающий сюжет, игра слов и образов не могут оставить равнодушным даже самого взыскательного читателя. Рекомендую всем!:wink:
asb, 29 мая 2010 г.
Как ни странно, но образ главного героя (Михайлова) не вызывает практически никаких эмоций. Ни сочувствия, ни переживания за его судьбы и жизнь. Этакий стерильный, святой ...альбинос. И вся его сверхчеловечность и сверхестественная доброта также не рождает симпатии к нему.
В противовес, образы «маленьких» людей (маленьких не ростом и значимостью в романе — «маленьких» своими характерами и душами): таких как патологоанатом, проводница в поезде, медсестра Катя, «Рыжая» соседка, гомосексуалист Алик, адвокат Тромсе и т.п. — все они интересные и ЖИВЫЕ.
Вообще у Липскерова очень ярко получаются женщины и чувства.
При всей натуралистичности описания физической любви — это не пошло. Даже любовь женщины с медведем не вызывает отвращения.
Отдельное спасибо — за сцену в американском суде с судьей негритянкой-обезьяной:gigi:
Ну и если говорить о фантастической составляющей — временная «петля» с поездом — удачный ход!
Ялини, 10 сентября 2006 г.
Читала с интересом. Очень интересные повороты, фантазия, не скучная книга. Сказать, я в восторге не осторожно, но я в восторге от книги.