Работы художника М Андреенко ...

Художник — Михаил Фёдорович Андреенко-Нечитайло

М. Андреенко-Нечитайло
Страна: Франция
Родился: 29 декабря 1894 г.
Умер: 12 апреля 1982 г.

Михаил Фёдорович Андреенко-Нечитайло (Нечитайло-Андреенко, Мишель Андреенко) – художник и писатель, представитель “классического” живописного авангарда.

Родился 29 декабря 1894 года в Одессе. Был потомком двух знатных казацких родов: Андреенко-Нечитайло с Черниговщины и Максимовичей с Полтавщины. Дед Михаила, потомственный дворянин (в 1776 г. его предок Семен Андреенко-Нечитайло получил наследственное дворянство), перебрался в Одессу и приобрел земли на Херсонщине. Мать будущего художника Варвара Максимович была кузиной скульптора Бориса Эдуардса (мать Эдуардса также из рода Максимовичей).

Детство и отрочество провел в Херсоне. В апреле 1911 года вместе с художником Г. Курнаковым и писателем (тогда еще только поэтом) Б. Лавреневым участвовал в выставке Херсонского общества любителей изящных искусств.

После окончания гимназии обучение продолжил в Петербурге, поступив одновременно в 1912 году на юридический факультет Университета и в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. В школе занимался (до 1917 г.) у А.А. Рылова, Н.К. Рериха и И.Я. Билибина.

В 1914 году Михаил принимал участие в выставке “Союза деятелей искусства” и в Международной выставке графики в Лейпциге. В 1914-1917 гг. экспонировался в “Художественном бюро Н.Е. Добычиной”. Выставлял работы вместе с П. Филоновым, Д. Бурлюком, К. Малевичем. Работал в кубистической манере. Также он иллюстрировал газеты и журнал “Голос жизни” Д. Философова; выполнял экслибрисы и был декоратором в театре Литературно-художественного общества. С началом Октябрьской революции покинул Петербург и вернулся в родной Херсон.

В 1918 году Андреенко-Нечитайло приехал в Одессу. В начале 1919 года проявил интерес к работе Камерного театра, которым руководил режиссер, историк театра и театральный критик К. Миклашевский.

25 февраля 1919 года одесская газета “Вечерний час” сообщала жителям города: “В помещении театра «Миниатюр» на Ланжероновской улице открывается «Камерный театр». Руководителем этого театра является один из вдохновителей Петроградского «Старинного театра» и «Музыкальной драмы» К.М. Миклашевский, режиссером приглашен артист Московск. художеств. театра А.И. Адашев (…). Заведующим музыкальной частью приглашен петрогр. артист, композитор А.И. Подашевский, художественной – М.Ф. Нечитайло-Андреенко и Алекс. Беркович”.

5 марта 1919 года тот же “Вечерний час” извещал: “В понедельник 10-го марта в помещении театра «Миниатюр» состоится открытие спектаклей «Камерного театра» (…). Для открытия ставится античная комедия Плавта «Близнецы» в постановке К.М. Миклашевского. Исполнители в масках. Декорации и костюмы пишутся художником Нечитайло-Андреенко по рисункам, предоставленным профессором Б.В. Варнеке…”.

Также М.Ф. Андреенко-Нечитайло оформил спектакли “Электра” Гофмансталя, “Два болтуна” М. Сервантеса, “Четыре сердцееда” К. Миклашевского и др. Декорации выполнялись в манере элегантной стилизации “мирискусников” с четким рисунком и визуальной яркостью. Работа в Камерном театре, с его стремлением к исторически достоверной реконструкции театра прежних эпох, стала для молодого художника хорошей школой. Высокую оценку работам М. Андреенко-Нечитайло одесского периода давал историк и театровед Б. Варнеке.

4 апреля 1919 года в Одессу пришла советская власть; были закрыты газеты и журналы, перестали работать многие театры. В январе 1920 года М.Ф. Андреенко-Нечитайло по замерзшему Днестру перешел на румынский берег. В Бухаресте служил сценографом в Королевской опере, выполнял декорации для балета “Миллионы Арлекина” Р. Дриго.

В 1921-1923 гг. жил в Праге, создавал декорации в Русском камерном театре, а также в пражской Немецкой опере. Из столицы Чехии М.Ф. Андреенко-Нечитайло поехал в Италию, а оттуда во Францию.

С декабря 1923 года обосновался в Париже, оформлял спектакли труппы Ф. Комиссаржевского, исполнил декорации к балету “Жар-птица” И. Стравинского по эскизам Н. Гончаровой для Русского балета С. Дягилева.

Атмосфера французской столицы с ее музеями, выставками, многообразием салонов и пестротой художественных стилей поощряла к экспериментированию. В этот период М. Андриенко-Нечитайло – приверженец кубоконструктивизма (“Конструкция”, 1924; “Человек”, 1926).

Художник регулярно экспонировался на выставках в салонах Осеннем, Независимых и Сверхнезависимых. В 1925 году принимал участие в выставке “33 русских художника” в кафе “La Rotonde” и в оформлении зала Русского литературно-артистического кружка. В 1926 году участвовал в Международной театральной выставке в Нью-Йорке, в 1927 году – во Всеукраинской юбилейной выставке к 10-летию Октября (Харьков – Киев – Одесса – др. города УССР), в 1932 году – в Выставке современной украинской графики во Львове (организована Ассоциацией независимых украинских художников). Михаил Федорович выполнил эскизы декораций и костюмов для немых фильмов “Казанова” (1927) и “Тысяча и вторая ночь” (1932) режиссера А. Волкова.

В 1934 году во Львове о Михаиле Андреенко-Нечитайло была издана книга искусствоведа В. Сичинского.

В 1930-х гг. художник создал цикл картин с заметной сюрреалистической организацией образных элементов (“Ярмарочная палатка”, 1933). В 1940-50-х гг. написал серию завораживающих неореалистических пейзажей “Исчезающий Париж”; с 1958 года вернулся к конструктивизму, создал ряд абстрактных композиций, обладающих ритмической пластикой различных элементов, взятых из реальной жизни.

М.Ф. Андреенко-Нечитайло участвовал в парижских выставках русских художников и скульпторов, организованных Комитетом “Франция–СССР” (1945), Союзом советских патриотов (1945-1947), Медонском салоне (1948), “Русские художники парижской школы” (1961), “Снова русские” (1975). Провел персональные выставки в Париже (1964, 1972) и Риме (1965). Также персональные выставки художника прошли в галереях Амстердама, Женевы, Берлина и других городов.

Параллельно с живописью М.Ф. Андреенко-Нечитайло пробовал свои силы в прозе (автор критических статей на тему современного искусства в многочисленных журналах зарубежья). В 1979 году в Париже вышла его книга рассказов “Перекресток”. Предисловие к сборнику написал французский славист и коллекционер профессор Р. Герра. Ценнейшие материалы по истории русской зарубежной культуры уже стали библиографической редкостью.

В Париже Михаил Федорович прожил почти 60 лет. Находясь в течение десятилетий в центре европейской культурной жизни, он избежал примитивного подражательства. Выработав оригинальную творческую манеру, собственный стиль, художник вошел в круг выдающихся мастеров изобразительного искусства XX века. К какому бы направлению живописец ни обращался, его работы всегда отличались точностью композиции, которая тонко гармонировала с найденным колористическим решением. И в живописи, и в графике, и в сценографии М. Андреенко-Нечитайло был, прежде всего, утонченным мастером формы: работал неторопливо, внимательно, придирчиво над каждым произведением. Так же неторопливо и внимательно присматривался к людям, Парижу, миру.

Умер Михаил Федорович Андреенко-Нечитайло 12 ноября 1982 года в Париже. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Работы художника находятся в Музее современного искусства в Париже, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Австрийской национальной библиотеке в Вене, Национальном музее им. А. Шептицкого во Львове, частных собраниях.

В 1994 году из Франции в Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко были переданы архивные документы и материалы, связанные с жизнью и творчеством М.Ф. Андреенко-Нечитайло. В том же году в Херсоне прошла Международная научно-практическая конференция “Михаил Андреенко и европейское искусство ХХ века”. В 1996 году в Киеве был издан сборник докладов этой конференции.

В 2005 году в одесском альманахе “Дерибасовская-Ришельевская” (№ 20) была опубликована статья Ольги Барковской “Камерный театр Константина Миклашевского” с иллюстрациями театральных эскизов Михаила Андреенко-Нечитайло.

© Вероника Драгун, искусствовед



Внутренние иллюстрации изданий (1)

1915

Рудинъ № 3, декабрь 1915 г.
1915 г.



⇑ Наверх