Художник — Леонид Трофимович Кузнецов
Родился: 20 апреля 1928 г.
Умер: 13 февраля 2007 г.
Леонид Трофимович Кузнецов (1928 год, деревня Ганино, Линдовского района Горьковской области — 2007 г.), российский художник, автор диафильмов, книжный иллюстратор.
Все предки по мужской линии были потомственными кузнецами. Отсюда и фамилия пошла — Кузнецовы. Деды и родители по обеим линиям были из старообрядцев, очень верующие. И один из его пра-прадедов был иконописец, который ходил из села в село и исполнял заказы на изображение того или иного святого. Были такие «бродячие» мастера и среди портных, печников и плотников. Примерно в три года отец привёз Лёне из города подарок — цветные карандаши. Это было первое знакомство с изобразительным материалом. И с того момента он был навсегда покорён рисованием.
В 1934 году семья переехала на постоянное место жительство в Нижний Новгород, тогда — г. Горький.
Город совершенно покорил мальчика. Улицы его украшали сохранившиеся старинные фасады особняков Нижегородской знати, богатых купцов и предпринимателей. Ведь в Нижнем Новгороде находилась знаменитая на весь мир Нижегородская ярмарка. Было много живописных церквей, соборов и монастырей. Каждый раз, выходя из старенького флигелька во двор, он видел на крутом высоком холме старинный полуразрушенный Нижегородский Кремль с башнями и зубчатыми стенами.
Всё это производило неизгладимое впечатление на юного художника, и искало эмоционального выхода. А выход был один — рисовать! И он рисовал всегда и везде. Поздней осенью 1938 года, сидя на крыше дровяного сарайчика, он сделал карандашом свой первый натурный рисунок.
Не удовлетворяясь детской наивностью набросков, мечтая рисовать «по-настоящему», как художники профессионалы, он поступил в Горьковскую детскую изошколу, закончить которую не удалось — началась Великая Отечественная война. Школу закрыли. Но в 1942—1943 году, (на базе тоже закрывшегося художественного училища), стала работать вечерняя изостудия. Вёл её старейший известный горьковский художник Л.А Хныгин. Параллельно, закончив в 1943 году семилетку, он пошёл работать в «Живописную мастерскую», где делали вывески, агитплакаты, лозунги и копии с картин (по репродукциям). Через 2-3 месяца занятий с наставником, он стал мастером по вывескам 4-го разряда! Работа там продолжалась до окончания войны.
В 1945 году, осенью, вновь открылось Художественное училище. И новую вывеску Горьковского художественного училища довелось написать Лёне Кузнецову. Эта вывеска провисела до сноса старого здания учебного заведения.
Училище открылось, и он, сдавая вступительные экзамены, был принят сразу на второй курс. В 1949 году отлично закончил его, и в тот же год поступил на художественный факультет Всесоюзного Государственного Института Кинематографии имени С. А. Герасимова. Художественный факультет ВГИКа возглавлял известный художник, лауреат, член корреспондент Академии Художеств, профессор Фёдор Семёнович Богородский. Ему Леонид и был обязан тем, что пошёл во ВГИК.
Дело в том, что в тот год Ф.С. Богородский привёз студентов на летнюю практику в г. Горький. А защита дипломов в Горьковском училище как раз совпала с этим временем. Фёдор Семёнович пришёл на защиту, увидел работу Леонида Кузнецова, и она ему очень понравилась. Он публично выступил с похвалой и пригласил к себе в институт, сказав, что будет счастлив видеть его среди своих студентов. Ну, тут уж выбор был сделан Судьбой, и Леонид подал заявление во ВГИК, выдержал успешно вступительные экзамены и с первых же занятий до окончания института был отличником и бессменным старостой курса. Преподавали у него, кроме самого Богородского, и такие известные профессора, как Пименов, Шегаль, Соловьёв, Шпинель, Морозов и др.
Защитив с «отличием» диплом и получив путёвку в жизнь, художник с головой окунулся в творчество.
В 1955 году, по окончании института, год работал на Мосфильме ассистентом художника-постановщика. Одновременно начал работать над станковой графикой и живописью.
В 1961 году был принят в члены Московского отделения Союза художников РСФСР (МОСХ РСФСР). Несколько лет работал в Московском Областном союзе художников.
Кроме творческой деятельности выполнял общественную работу — был членом правления Областного художественного фонда.
В 1970 году перевёлся в Московский Союз художников, в графическую секцию, в которой находился до последнего дня.
С семидесятого года сотрудничал с издательством «Детская Литература», чуть позднее — с Хабаровским книжным издательством и книжным издательством «Правда».
В это же время на студии «Диафильм» им было выполнено несколько рисованных диафильмов по Чехову, Паустовскому («Барсучий нос»), Зальтену («Бемби»), Снегирёву («Наши деревья»), Дж. Лондону и др. о жизни природы и животных.
За годы работы в графическом комбинате шесть лет возглавлял профсоюзный цеховой комитет.
В 90х, в связи с перестройкой, деятельность многих издательств прекратилась, и он работал только над станковой графикой и живописью. Появилось время активнее участвовать в выставках. За долгие годы творческой деятельности он участвовал более, чем в 45 различных выставках. В том числе — персональная, в залах Культурного Центра Администрации Президента Российской Федерации.
Всего в издательствах «Детская Литература», «Правда», и в Хабаровском книжном издательстве вышло, и было переиздано, около 70 книг для детей с его иллюстрациями. Книги с рисунками Леонида Трофимовича Кузнецова экспонировались на 4-х Международных книжных ярмарках. На Всероссийском конкурсе в 1981 году за рисунки к книге В. К. Арсеньева «Встречи в тайге», выпущенной Хабаровским книжным издательством, он был награждён «Серебряным дипломом».
За годы работы в творческо-производственной мастерской Уникальной графики им были выполнены сотни работ в различных жанрах: пейзажи, натюрморты, портреты и жанровые композиции. В течении пятнадцати лет им выполнялись работы на темы народных сказок для детских учреждений. В 1988 году, за серию работ на тему «Русские сказки» («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Алёнушка» и др.) был награждён специальным дипломом от МОСХ РСФСР.
Принимал участие в поездках акварельных групп и индивидуальных творческих командировках от МОСХ РСФСР (Урал, Карелия, Братская ГЭС и проч.) Он привез сотни пейзажей из персональных поездках от Хибин до Дальневосточного приморья. С этюдником он покорял Эльбрус, рисовал в конной экспедиции с золотоискателями по Туве, создавая новые холсты, проплыл до Шантарских островов. В 1997 году, в возрасте 70-ти лет он посетил Горный Алтай с неизменным этюдником и блокнотом. Привезенные работы были не только самостоятельными произведениями, но также служили материалом для его станковых серий.
Многие его работы украшают галереи и частные собрания по всей территории бывшего Советского Союза, Англии, Америки, Болгарии, Германии, Израиля, Канады, Турции, Франции и Хорватии.
В 1985—1987 гг. необычайно интересной была его работа для Нового Московского Палеонтологического музея. Это — создание рисунков-реконструкций доисторических животных. В беседах с учёными, опираясь на результаты их исследований, используя творческую интуицию и воображение, сопоставляя с отдалёнными примерами ныне обитающих зверей, рождался образ того или иного, давно исчезнувшего с нашей планеты, животного. Всего за три года ему удалось «реконструировать» по описанию учёных 25 различных представителей фауны.
В 2003 году руководство Графической секции предложило ему подать документы на соискание почётного звания Заслуженный художник России. Но так долго проходили формальности и все стадии согласования у административного аппарата, что художник не успел при жизни получить это почётное звание.
В 2003 году Леонид Трофимович начал вести художественную студию. Несколько лет преподавания выявили в нем новый талант — педагога.
До самого последнего дня художник никогда не расставался с блокнотом и карандашом. Последний рисунок, сделанный им из окна больничной палаты датирован 30 января 2007 года.