Работы художника В Винокура

  Работы художника В. Винокура
В. Винокура
Страна: Россия
Родился: 10 ноября 1927 г.


Владимир Исаакович Винокур — русский художник-иллюстратор.

Владимир Винокур о себе:

Родился в Москвы, в Малом Златоустьинском переулке. Мои родители были замечательными людьми. Мама хорошо играла на фортепиано, а папа — на скрипке, хотя окончил он МИИТ (Московский институт инженеров транспорта), а мама МГУ. Революцию родители встретили совсем юными людьми и приняли ее с энтузиазмом и большими надеждами. Особенно мама. Она была веселым и энергичным человеком. Какое-то время, работая в МК партии, она слушала выступления Ленина и была в восторге от его красноречия. Поскольку я родился в десятую годовщину Октябрьской революции, меня назвали Владимиром.

В 1939 году на Каляевской улице открылась Средняя художественная школа, в которую я, сдав экзамены, поступил. Это было удобно, так как там обучали рисованию и общеобразовательным предметам. В 1941 нашу школу эвакуировали в Башкирию, с ними пришлось отправиться и мне. Моего отца, как инженера-строителя, послали на Урал в город Ирбит строить военный завод, и с ним поехали мама и брат Женя. В Башкирии, в селе Воскресенское, где разместили школу, я пробыл всего три месяца — мама приехала за мной и забрала в город Ирбит. В Ирбите я поступил в обычную школу, где проучился в седьмом и восьмом классах. Летом все школьники работали либо на заводах, либо в колхозах. Я пошел на военный завод, где меня научили слесарному делу, и я проработал все лето слесарем по ремонту станков. Я получил третий разряд слесаря-ремонтника. В дальнейшей жизни мне это очень пригодилось. Теперь я умею ремонтировать почти все — от унитазов до автомобилей. Рисовать в то время мне совсем не удавалось, мы жили в пяти километрах от школы; зимой я добирался туда на лыжах, а осенью и весной — по глубокой грязи.

В 1943 году мы возвратились в Москву, и я вновь поступил в художественную школу, которая тоже вернулась из эвакуации. Конечно, я очень отстал, и мне пришлось внеклассно заниматься с педагогом.

В 1944-м группу ребят направили рисовать войну в Крым, только что освобожденный от фашистов. В этой группе оказался и я. Крым нас встретил разрухой и безмолвием. Симферополь, Ялта, Севастополь. Мы лазили по руинам и рисовали все, что видели. Это была рискованная поездка, но мы, тогда еще подростки, этого не понимали и приехали в Москву полные впечатлений.

Окончил я школу в 1946 году, и в том же году поступил в Художественный институт им. Сурикова. Учеба в эти годы была очень напряженной. Страна находилась под идеологическим прессом Компартии и культа Сталина. В искусстве шла ожесточенная борьба с формализмом, космополитизмом и «преклонением перед западом». Малейшее отклонение от этой идеологии, и ты мог быть изгнан из института, что и произошло с некоторыми студентами.

Светлым пятном в институте были занятия по истории искусств. Эти дисциплины вели у нас такие замечательные искусствоведы, как Лазарев, Шмидт, Чегодаев и Алпатов. Благодаря этим людям у меня сформировались принципы, опирающиеся на вершины мирового искусства. Как художник, я мало чему научился в институте. Волей судеб я попал на графический факультет, хотя мечтал быть живописцем. На последних курсах к нам пришел преподавать замечательный человек и художник Дехтерев Борис Александрович, о котором можно рассказывать очень много. Он резко отличался от всех преподавателей института, и с его легкой руки я стал иллюстратором детской книги, хотя окончил станковое отделение графического факультета. Дехтерев учил нас не просто срисовывать с натуры, но и пластически мыслить, то есть понимать взаимодействие форм предметов друг с другом на изобразительной плоскости. Это и многое другое в рисовании я стал понимать гораздо позже.

1952 год. Трудные времена. Студентов после окончания института распределяли по разным городам страны. Весь наш курс, шесть человек, Дехтерев оформляет на работу в издательство «Детская литература», спасая, таким образом, от распределения неизвестно куда.

Одновременно я устроился работать на ВСХВ, которая вновь открылась после войны. Там я проработал в штате оформителем главного павильона два года.

Это были времена апофеоза культа Сталина и советского строя. Перед главным павильоном стояла двадцатиметровая скульптура Сталина, а центральный зал был украшен огромными панно, написанными художником Налбандяном, прославляющие дружбу народов СССР. Эскизы к этим панно делал я.

В издательстве «Детская литература» я проработал сорок лет, это мое основное место работы, которое сформировало меня как профессионального художника-иллюстратора детской книги. Параллельно я работал и в других издательствах: «Малыш», «Правда», «Просвещение», журналах «Смена», «Мурзилка», «Огонек» и др., мною проиллюстрировано около 200 книг.

Через Детгиз прошло множество замечательных писателей и художников разных поколений, с которыми мне посчастливилось общаться. Это писатели и поэты Чуковский, Барто, Михалков, Самойлов, Мошковская, Котляр, Андроников, Аким и др. Художники: Павлинов, Фаворский, Конашевич, Кибрик, Шмаринов, Горяев, и молодые Бисти, Збарский, Красный, Колтунов, Дувидов, Калиновский, Токмаков, Хайкин, Устинов, Иткин, Лосин и многие другие замечательные иллюстраторы и оформители книги, которые повлияли на формирование моих вкусов и мастерство гораздо больше, чем вся учеба в школе и институте.

С падением СССР и развалом государственных издательств, мне, уже пожилому человеку, каким-то чудом удалось поработать в частных издательствах, таких, как «Росмэн», «Олмо-пресс», «АСТ-Малыш» и др.

В издательском деле изменилось в корне отношение к рисованию: книга стала коммерческим продуктом, а не произведением искусства. Конечно, издаются книги с иллюстрациями замечательных художников, но они тонут в море пошлости и безвкусицы.

Как художник я принадлежу полностью к двадцатому веку. В иллюстрации стараюсь следовать за текстом. Люблю живой рисунок, опирающийся на предметный мир. Этот принцип выработался у меня при работе с детской книгой и под влиянием высокого уровня книжного дела в советские времена.

Последние годы я работал в основном в дошкольной редакции. Это мне нравилось, так как здесь были большие возможности для рисования и оформления.

Детгиз был моим вторым домом. Думаю, что не только для меня. И когда в перестроечные времена к руководству издательства пришли бездарные и алчные люди, Детгиз начал разваливаться и в конце концов перестал существовать. Миллионы книг, изданные Детгизом, и почти вековая история этого издательства, я думаю, еще будут востребованы новыми людьми нового века.

© booksplim.ru


Официальный сайт: www.bookgrafik.ru/book/vinokur.pdf


 Обложки изданий (21):
1963

Жёлтый лоскут
1963 г.
1968

Разноцветные истории
1968 г.
1971

Лесная мастерская
1971 г.
1974

Повести
1974 г.
1976

Твоя книжка
1976 г.
1978

Твое краснокрылое знамя
1978 г.
Механический ученик
1978 г.
1981

Капитан Крокус. Солёный пёс
1981 г.
1982

Телефон
1982 г.
1983

Кувырок через голову
1983 г.
1984

Тридцать шесть и пять
1984 г.
Жил на свете самосвал
1984 г.
1985

Твоя книжка
1985 г.
1992

Свет погас. Смелые мореплаватели. Три солдата
1992 г.
1998

Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет
1998 г.
2000

Метро
2000 г.
2006

Соленый пес
2006 г.
Солёный пёс
2006 г.
2012

Телефон
2012 г.
Храбрый портняжка
2012 г.
2016

Кувырок через голову
2016 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (23) :
1955

Мир приключений
1955 г.
1960

Круглый год. 1961
1960 г.
1963

Кортик. Приключения Кроша. Красный вагон. Алёшка
1963 г.
Жёлтый лоскут
1963 г.
1968

Разноцветные истории
1968 г.
1971

Лесная мастерская
1971 г.
1974

Повести
1974 г.
1975

Рассказы и стихи о пионерах
1975 г.
1976

Твоя книжка
1976 г.
1978

Механический ученик
1978 г.
1981

Капитан Крокус. Солёный пёс
1981 г.
1982

Телефон
1982 г.
1983

Кувырок через голову
1983 г.
1984

Тридцать шесть и пять
1984 г.
1985

Твоя книжка
1985 г.
1992

Свет погас. Смелые мореплаватели. Три солдата
1992 г.
2000

Метро
2000 г.
2002

Затейники
2002 г.
2006

Соленый пес
2006 г.
Солёный пёс
2006 г.
2012

Храбрый портняжка
2012 г.
2015

Стихи о природе
2015 г.
2016

Кувырок через голову
2016 г.


⇑ Наверх