Работы художника А Тышлера

  Художник — Александр Григорьевич Тышлер
А. Тышлера
Родился: июль 1889 г.
Умер: 5 июля 1980 г.


Александр Григорьевич Тышлер — художник (живописец и сценограф), один из основоположников «неофициального» русского авангарда середины 20 века.

Родился в Мелитополе в семье предпринимателя. Посещал занятия в Киевском художественном училище (1912–1917), а также школу-студию А.А.Экстер в Киеве (1917–1919) и мастерскую В.А.Фаворского в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1921–1923). В годы революции и гражданской войны служил художником при штабе Красной Армии на Украине (1919–1920), оформлял политические празднества, агитпоезда и «окна РОСТА». С 1921 жил преимущественно в Москве. Примыкал к созданной К.Н.Редько группе «Электроорганизм» (1922), был одним из членов-основателей «Общества художников-станковистов» (ОСТ; с 1925). Самобытный стиль Тышлера, причудливо сочетающий лирическую экспрессию с сюрреальным гротеском, сложился в начале 1920-х годов, окончательно оформившись на фоне официального курса на политически-выдержанную «тематическую картину». Картины мастера слагались в большие многолетние серии (Гражданская война, 1922–1955; Махновщина, 1922–1965; Соседи моего детства, 1930–1968; Цыгане, 1931–1964; и др.). Испытывая все большие экспозиционные затруднения, мастер нашел творческий выход в искусстве сценографии, создав целый ряд шедевров, среди которых наиболее известно оформление шекспировского Короля Лира для Московского еврейского театра С.М.Михоэлса (1935). Более поздние живописные серии Тышлера по-прежнему острогротескны (подобно Фашизму, 1966–1968), но в целом скорее лирически-созерцательны (Кариатиды, 1964; Кукольный театр, 1964–1967). Главной героиней все чаще выступает таинственная «богиня земли» – юная дама, несущая символы природы и культуры в виде фантастического головного убора. Художник как бы создает пластический «театр для себя», особенно охотно в эти годы обращаясь к скульптуре (преимущественно из дерева). Умер Тышлер в Москве 5 июля 1980. Его творчество стало важным стимулом развития послевоенного «неофициального искусства».

© Энциклопедия Кругосвет



 Обложки изданий (1):
1999

Морская Дама
1999 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (4) :
1964

«Юность» 1964'12
1964 г.
1979

Юность № 7, июнь 1979 г.
1979 г.
1989

Воспоминания о Николае Глазкове
1989 г.
2017

Фанданго
2017 г.



  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх