Художник — Митрофан Борисович Греков
Родился: 15 июня 1882 г.
Умер: 27 ноября 1934 г.
Митрофан Борисович Греков — мастер батальной живописи, сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX века, он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи — социалистического реализма.
Детство и юность будущего художника прошли на Дону. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а в 1898 году поступает в Одесское художественное училище. После его окончания в 1903 году Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую Академию Художеств, где в 1905-07 годах. учится в живописной мастерской И. Е. Репина, а после ухода последнего из Академии переходит в батальную мастерскую А. Ф. Рубо. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога — «Оборона Севастополя» (1907) и «Бородинская битва» (1911).
В 1911 году Греков выполняет конкурсную работу «Волы в плугу», за которую удостаивается звания художника. С 1912 году он отбывает воинскую повинность, а с начала Первой мировой войны оказывается на германском фронте.
В 1917 году Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, — «Бредут», «Корниловцы» (обе 1919), «Отверженные. Отступление корниловцев» (1922). Вместе с композицией «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск» (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная Армия. Героем этих картин выступает не личность, а революционная стихия, «материализующаяся» в массе красноармейцев, вооруженного народа, вершащего свою историю.
В 1923 году художник завершает картину «В отряд к Буденному», имевшую определенный успех у военного руководства Красной Армии.
Живописец активно занят в художественной и общественной жизни страны. Он постоянно участвует в выставках Ассоциации художников революционной России, членом которой является с 1925 года. В Новочеркасске в 1927 году проходит его персональная выставка. Здесь же Греков выступает в качестве организатора художественной студии ОМ Ассоциации художников революционной России. В 1930 году, после реорганизации Ассоциации художников революционной России, ему принадлежит одна из ведущих ролей в создании Союза советских художников.
В эти годы живописец начинает развивать идею, связанную с тематическими передвижными выставками, диорамами и панорамами. Первая его диорама — «Взятие Ростова» (1928) — не сохранилась: она сгорела во время бомбежки в Пятигорске в период Великой Отечественной войны. Греков создает ряд эскизов к диорамам «Егорлыкский бой» (1931, совместно с Г. К. Савицким), «Штурм Перекопа» (1931), «Памятник Первой Конной», «Оборона Цырицына» (обе 1933).
В 1934 году он приступает к работе над первой советской панорамой «Перекоп». Выступая новатором в этой области, художник предлагает заменить круглую панораму на комплексную, состоящую из ряда диорам, объединенных композиционно и тематически. Эта огромная работа не мешает ему продуктивно трудиться и в области станковой живописи. Картины «Чертов мост» (1931), «Конармейская тачанка. Выезд на позиции» (1933), «Знаменщик и трубач», «Трубачи Первой Конной армии», «На Кубань» (все 1934) знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова.
Напряженную работу живописца прервала скоропостижная смерть. Мастер так и не успел закончить свое главное произведение — панораму «Перекоп». Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, созданной в Москве в 1935 году.