Работы художника А Т Шигаева

Художник — Алексей Тимофеевич Шигаев

А.Т. Шигаева
Страна: Россия
Родился: 21 марта 1909 г.
Умер: 1981 г.

Алексей Тимофеевич Шигаев

Родился в деревне Старинки Александров­ского уезда, на берегу речушки Молодчина границе Москов­ской и Владимирской облас­тей. В 1914 году отца, Тимо­фея Осиповича, забрали на фронт, а Агриппину Сергеевну с четырьмя малолетними детьми увёз в Москву дед будущего художника Сергей Сергеевич Точёнов. В памяти детей сохранились воспоминания о красивой форме деда, его вы­сокой шапке и стоявшей у печи длинной пищали. Дед был участником русско-турецкой войны, служил гренадером в роте охраны императора Нико­лая Второго. Он жил на территории Кремля, где дети сво­бодно гуляли.

Свое начальное художест­венное образование А. Т. Шигаев получил на Рабфаке Искусств при ВХУТЕИНе в Москве. Вмес­те с ним учился И. А. Кузнецов, будущий график, известный иллюстратор детских книжек, с ко­торым Алексея связала долгая дружба.

После окончания Рабфака Алексей был направлен в Ле­нинградский институт живопи­си, скульптуры и архитектуры (Ленинградская академия ху­дожеств), где одновременно с ним учились Д. П. Цуп, А. Н. Семенов, П. И. Назаров, Н. А. Горелюк, дружба и посто­янное общение с которыми продолжались долгие годы.

Алексей Тимофеевич пости­гал тонкости рисунка, живописи и композиции под руководст­вом замечательных педагогов – профессоров Д. Н. Кардовско­го и В. И. Шухаева. Постоян­ным требованием Д. Н. Кар­довского было: «Работайте по законам естества. Жизнь, нату­ра – это образец, совершенст­во, но их нужно понять и по­стичь, чтобы в изображении до­биться той выразительности и того воздействия, какое произ­водит на нас жизнь. Именно эмоционального воздействия явления, а не пассивного спи­сывания с натуры».

Дипломная работа Алексея была посвящена теме колхозной деревни. Этюды к ней ху­дожник собирал на своей ро­дине и в окрестностях Ленин­града. Это полотно сегодня хранится в картинной галерее городского округа Балашиха.

С 1937 года, после оконча­ния института, А. Т. Шигаев ра­ботал преподавателем живопи­си и рисунка в Палехском худо­жественном училище. Там он женился на дочери иконописца Александре Ивановне Гуниной, которая преподавала в этом училище русский язык и лите­ратуру. В 1939 году Алексей Ти­мофеевич возвращается в Моск­ву, где преподает рисунок в Центральном художественно-промышленном училище. В феврале 1941 года Шигаев с женой и новорожденной дочкой переехали на постоянное жи­тельство в поселок Салтыковку.

Алексей Тимофеевич учас­твовал в Великой Отечествен­ной войне. Он воевал под Ле­нинградом, дошел до Герма­нии, был ранен и контужен. В редкие минуты затишья на фронте и в госпитале художник делал наброски и зарисовки.

В послевоенные годы А. Т. Шигаев работал в Живо­писном комбинате московско­го товарищества художников. В его маленькой комнате в Салтыковке постоянно собира­лись друзья-художники, об­суждали работы, строили твор­ческие планы. В тяжелое по­слевоенное время художник иллюстрировал детские книж­ки «Старый гриб», «Еж» М. Пришвина, «Филиппок» Л. Толстого и другие.

С 1962 года после работы в городском и областном фонде Союза советских художников Алексей Тимофеевич препода­вал живопись в вечерних рисо­вальных классах и художест­венном институте им. Сурико­ва. Художника со студентами часто видели в живописных окрестностях Подмосковья.

После выхода на пенсию и до последних лет жизни Алек­сей Тимофеевич был художест­венным руководителем изосту­дии Дома культуры «Кучино», членом совета и председате­лем клуба любителей искусств.

Природа живет в человеке, а человек в природе. Взаимно до­полняя друг друга, они создают в душе творческой личности конкретный образ Родины, од­новременно открывая что-то божественное в земной красо­те. «Именно общение с приро­дой освещает человека», – ска­зал Н. Рерих. Детские и юно­шеские годы Алексея Тимофее­вича прошли в деревне, где с небольших возвышенностей от­крывались простор полей, ле­сов и сказочная красота зака­тов. А в Москве и Ленинграде его окружала разнообразная и необыкновенно впечатляющая архитектура. Все это оказывало влияние на развитие у Алексея творческого восприятия окру­жающего мира и желания выра­зить его в рисунке. Нужно обла­дать незаурядным талантом, чтобы помочь человеку ощутить очарование неброской природы средней полосы России, овеян­ной духом гармонии и покоя.

Желание творить для лю­дей характеризует удивитель­но скромную и одаренную на­туру А. Т. Шигаева. Наиболее полно его талант раскрывается в пейзажной живописи, осо­бенно в акварельных работах. В них проникновенно и поэтич­но передается красота приро­ды: покой и умиротворение ле­сов и речушек.

Несомненным достоинст­вом произведений художника являются благородная сдер­жанность цветовых сочетаний, приглушенность тонов, не­громкое звучание красок, нена­вязчивое эмоциональное воз­действие. Каждая его работа прочувствована всем сердцем, пронизана огромной любовью к природе и единением с ней. В его работах для нас сохрани­лась добрая, неброская красо­та любимого родного края.

К числу лучших произведе­ний художника относятся пей­зажи Салтыковки, ближнего Подмосковья, портреты род­ных. Своим творчеством он призывает нас всех без суеты всмотреться и вслушаться в окружающий мир, чтобы по­нять всю прелесть застенчивой русской природы.

© Людмила ЗЕЛЕНЦОВА (дочь художника), Наталья БОБЫКИНА (директор МУК «Картинная галерея»).



Обложки изданий (2)

1949

Емеля-охотник
1949 г.
1950

Перепёлка
1950 г.

Внутренние иллюстрации изданий (2)

1950

Перепёлка
1950 г.
1958

Знание-сила № 2 1958
1958 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх