Фрагмент неопубликованной ...


  Фрагмент неопубликованной монографии Е.П. Званцевой

Предисловие к неопубликованной книге Елизаветы Званцевой

«Солнце нашего детства (сказки Пушкина в детском чтении)»


К ЧИТАТЕЛЯМ


Эта книга обращена и к детям, и к взрослым. Для детей — сами сказки с рисунками Пушкина и с вопросами-загадками. Для взрослых —

комментирующие статьи, которые помогут преподнести сказки детям.

Я много лет читала лекции и спецкурсы, вела семинары по теме «Сказки Пушкина» для студентов Нижегородского государственного педагогического университета, руководила дипломными работами по этой теме, читала лекции преподавателям педучилищ, средних школ Нижнего Новгорода и области, родителям и для других аудиторий. Реакция слушателей, их заинтересованность и вопросы убедили меня в необходимости создания такой книги: для многих моих собеседников полной неожиданностью оказывалось «второе дно» сказок Пушкина, их философская глубина, скрытая за внешней простотой совершенной формы.

Духовное богатство сказок Пушкина, их потенциал как развивающих личность творений столь велики, что можно бесконечно черпать из их глубин все новые средства для воспитания детей.

Фантастический, сказочный, игровой моменты еще не вполне осознаны нашим родительским сообществом как основа воспитания детей, в этом я неоднократно убеждалась, беседуя со студентами в аудиториях и вне их, во время упомянутых выше лекций.

Одной из моих задач как автора комментирующих статей было обратить внимание педагогов и родителей и на огромные возможности работы со сказками Пушкина в сравнительно новой области социального интереса — в области экологического воспитания. В этом смысле их чтение — наша служба спасения, одно из самых «экологически чистых» чтений в мире. Оно таит в себе мощные возможности воспитания личности, гармоничной с природой. Этот потенциал, к великому сожалению, почти не используется. Будучи верен традиции народной волшебной сказки, Пушкин не только ясно — подобно неожиданным лучам Солнца — высвечивает в сказках потаенную мудрость природы, но и приучает уважать и беречь ее, соединяя лучшие национальные идеи с общечеловеческими.

Несколько слов о построении книги. Тексты сказок с рисунками Пушкина предваряют пояснительные статьи. Первая — о том, как природа и сказка формировали личность будущего поэта. Ее содержание вполне доступно и детям школьного возраста. Вторая статья — «Дети и сказка» – адресована взрослым и посвящена роли сказки, ее фантастических и нравственных основ в развитии творческого воображения и становления личности ребенка. Заключает книгу статья «Сказки Пушкина в детском чтении», материал которой поможет глубже и полнее усвоить смысл сказок, дать ответы на вопросы-загадки, помещенные после каждой сказки.

Главная моя цель как автора комментирующих статей — помочь родителям, учителям, воспитателям ввести маленького слушателя или читателя в мир

сказок Пушкина, где можно найти ответы практически на все главные вопросы жизни. Значение этого мира для воспитания будущего достойного гражданина России трудно переоценить.

1994г. Нижний Новгород.


⇑ Наверх