Рецензия Слепой Василиск ...


  Рецензия. «Слепой Василиск (сборник)»

© Дмитрий Скирюк


Господа, у меня замечательная новость — «Перекрёсток» жив! Харьковская творческая мастерская «Второй блин», подарившая нам в своё время таких мастеров жанра, как Г.Л.Олди, А.Дашков, Ф.Чешко и других не только не исчезла, но и выпустила очередной сборник в мягкой обложке страниц на 300. Два десятка авторов нового поколения российской фантастики, в основном — молодых, но уже успевших наработать себе имя и известность. Среди них, как водится, есть пара мэтров и пара дебютантов. Всё в целом представляет собой довольно цельный сбалансированный сборник и с трудом поддаётся разбиванию на главы и разделы.

Фантастику нового поколения отличает одна характерная черта: она несёт на себе некую печать обречённости. Её нельзя обвинить в пропаганде безысходности и «некрореализма», просто для неё важней переживания героя, попавшего в странную, неправдоподобную ситуацию, чем сама ситуация. Герой может покориться ей, сопротивляться, игнорировать её, или отнестись к случившемуся с мрачным юмором, но в любом случае он до конца останется собой. Таковы, к примеру, рассказы «Сияние каменного цветка» В.Аренева, «Казнь» Яны Дубинянской, «Игры на песке» А.Корепанова и «Один к одному» Бориса Иванова, где в обыденных событиях читателя вдруг настигает неожиданная фантастическая развязка. И если рассказ Дубинянской откровенно беспомощен, то три другие вещи выглядят очень и очень достойно. Некоторым образом к ним примыкают «Бегство» С.Герасимова и «Чёрный «Ровер», я не твой» А.Дашкова — ужасно мрачные рассказы с дикими концовками, не оставляющими героям ни малейшего шанса хоть чуть-чуть вписаться в окружающий мир. И сюда же относится «Бэла» Ольги Лебедевой — грустный рассказик с привкусом абсурдной горечи и нерастраченной любви.

Давший название всему сборнику рассказ Марины и Сергея Дяченко «Слепой василиск» — довольно необычное отступление известных авторов от городской фэнтези в сторону, скажем так, «деревенской» или «загородной». Вопрос взаимопонимания людей и не-людей по-прежнему ставится авторами во главу угла, и кто из героев прав и почему, решать читателю. Помимо «Василиска» жанр фэнтези представлен в сборнике ещё тремя произведениями. «Привкус древности» Константина Бояндина — красивая пасторальная фреска на стыке Востока и Запада. «Добрый рыцарь» К.Ситникова — вещь откровенно слабая, из тех, какие пишут на уроках скучающие старшеклассники. В некотором роде к этому жанру можно также отнести рассказ Евгении Блинчик «И боги ошибаются», забавно обыгрывающий случай из жизни Гомера в окружении греческих богов, чем-то по-хорошему напоминающий роман «Герой должен быть один» Г.Л.Олди. У автора получилось идеально выдержать баланс между грустным и весёлым; исторические реалии и придуманные «фишки» ненавязчивы и очень уместны.

Рассказы «К саду дальнему» Владислава Былинского и «Транс» творческого тандема из Таганрога — В.Елитенко и А.Печенежского отмечены печатью экспериментаторства. Они вольны по форме и необычны по композиции, их отличает сложная работа с языком, интуитивное, почти «автоматическое» письмо на грани фола, скачкообразное развитие событий и открытый финал. Выдержать подобный стиль и не свалиться в бессмыслицу довольно сложно. Можно спорить по поводу: «удалось – не удалось», «нравится — не нравится», но нельзя без уважения относиться к подобным попыткам объять необъятное.

Последний и, пожалуй, самый крупный пласт составляют произведения очень резкие, лихие, совершенно «шеклианские» по композиции и по сюжету. Таковы «Пелена» В.Васильева, «Жертва страсти» Д.Трускиновской, маленький анекдот от Фёдора Чешко («Шляются тут всякие»), «Как всегда» киевлянина Кайла Иторра, замечательные «Два желания» Максима Моторного и «Стрелки» Андрея Щупова. Эти вещи ненавязчивы, легки и склонны баловать читателя внезапным «вывихом» сюжета и хорошим юмором. К сожалению, у подобных рассказов есть один большой недостаток: вся их соль — в необычной концовке. Читать их забавно, но перечитывать уже неинтересно. В этом смысле приятно выделяется «Заслуженный отдых» Геннадия Молчанова, хотя он и не вписывается ни в одну из вышеприведённых категорий (впору придумывать для него что-то новое, скажем, «киберсовок»). Это весьма неожиданный взгляд на проблему всеобщей компьютеризации и виртуальной реальности в условиях отдельно разорённой страны. Озорной, со специфическим малороссийским колоритом, он как-то по-иному заставляет взглянуть на происходящие перемены и обойти слепые зеркала дешёвого прагматизма и бездуховности, окружившие нас экранами телевизоров и мониторов.

В целом затея, несомненно, удалась. 70% хороших рассказов в сборнике — это очень много. Можно посетовать на редкую периодичность выпусков серии «Перекрёсток» и на трудности с их распространением, но те, кто успел приобрести «Слепого василиска», я думаю, не жалеют о потраченных деньгах.

Да, чуть не забыл: там есть ещё моя «Копилка». Но себя я рецензировать не буду: я ещё не настолько обнаглел, чтобы себя хвалить, и не настолько спятил, чтоб ругать.

 

источник: Каталог рецензий «Резонанс»


⇑ Наверх