fantlab ru

Хоуп Миррлиз (Hope Mirrlees)

Хоуп Миррлиз
Страна: Великобритания
Родилась: 8 апреля 1887 г.
Умерла: 1 августа 1978 г.
Жанры:
Фэнтези
97%
Сказка/Притча
50%
ещё >>

Хоуп Миррлиз (полное имя — Элен Хоуп Миррлиз / Helen Hope Mirrlees) была британской романисткой, поэтессой и переводчицей. Она широко известна по своему фэнтезийному роману «Луд-Туманный», ныне признанному классическим и повлиявшим на жанр. Другое произведение, сохранившее имя автора для истории, ее модернистская поэма «Paris», которую критик Джулия Бриггз считает «потерянным шедевром модернизма, работой экстраординарной энергии и силы, размаха и амбиций».

Родилась 8 апреля 1887 года. Старший ребенок в семье Уильяма Джулиуса Миррлиза, жившего в Англии и Южной Африке, чей род занятий варьировал от инженера, военного офицера до бизнесмена, и матери-шотландки Эмили Лины Монкриф. В юности Хоуп мечтала о карьере актрисы, но вскоре ее интересы сместились в сторону науки, искусства и литературы.

Многие годы Хоуп Миррлиз жила вместе с антропологом Джейн Эллен Харрисон (известной эллинисткой и феминисткой), вплоть до ее смерти от лейкемии в 1928 году. Познакомившись еще в 1910-ом как преподаватель и студентка, Джейн и Хоуп довольно быстро сдружились, несмотря на значительную разницу в возрасте. Они проводили свое время в основном в Англии и Франции, периодически возвращаясь в Париж, где Харрисон проходила лечение, но также посещали и другие европейские страны. Обе изучали русский язык — Миррлиз даже получила диплом парижской Школы Восточных Языков, и вместе они опубликовали несколько переводов с русского на английский. В 1920 году они побывали в Испании, где брали уроки испанского языка. После смерти Харрисон Миррлиз написала совсем немного, найдя прибежище в католицизме.

Также она была другом Вирджинии Вулф, которая отмечала ее в своих дневниках как «весьма себя осознающую, своенравную и колючую, капризную молодую женщину, хорошенькую и ярко и хорошо одевающуюся; с собственным взглядом на книги и стиль, придерживающуюся аристократических манер и консервативных мнений, и соответствующую вкусу на прекрасное и изысканное в литературе». В круг ее знакомых и друзей также входили такие знаменитости как Т.С. Элиот, Гертруда Стайн (она упоминает о Миррлиз в своей «Everybody's Autobiography»), Бертран Рассел, и леди Оттолайн Моррелл, чьим литературным душеприказчиком была Миррлиз. Была она знакома и с У.Б. Йейтсом, Уолтером де ла Маром, и многими другими писателями и поэтами того времени.

Модернистская поэма «Paris», третья публикация издательства Hogarth Press, которое принадлежало супругам Вулф, высоко была оценена теми немногими читателями, что смогли познакомиться с ней. Вирджиния Вулф назвала эту работу «мрачной, неприличной и блестящей». В большинстве отзывов как правило отмечалось довольно очевидное влияние на нее поэзии Т.С. Элиота.

Оставшиеся произведения Хоуп Миррлиз в основном забыты. Это два ранних реалистических романа — «Madeleine: One of Love's Jansenists» (1919; о прециозной литературе 17 века, и, в частности, салонах, завсегдатаем которых была Мадлен де Скюдери) и «The Counterplot» (1924; с культурным бэкграундом средневековой Испании). Какое-то значение возможно сохранили ее научные труды по антропологии (из-за связи с работами Джейн Харрисон). А для русскоязычного читателя интересным моментом в творчестве Миррлиз будет скорее сборник сказок, басен и стихотворений о негласном косолапом символе России — «Книга Медведя» («The Book of the Bear», 1926). В него вошло 21 произведение Пушкина, Толстого, Крылова, Ремизова, Гаршина в свободном переводе Хоуп Миррлиз и Джейн Харрисон с русского языка, с иллюстрациями Рэя Гарнетта. Еще один совместный с Харрисон перевод с русского — «The Life of the Archpriest Avvakum by Himself» («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное») — вышел двумя годами ранее.

После смерти своей матери в 1948 году Миррлиз надолго отправилась в путешествия — вновь посетила Париж, была в Египте, и целых 11 лет прожила в Кейптауне, ЮАР. В Англию она вернулась лишь за несколько лет до собственной смерти, примерно в 1973-74 годах. Умерла Хоуп Миррлиз 1 августа 1978 года в Горинге, небольшой деревушке на берегу Темзы. В газетах не было ни некрологов, ни упоминаний о размере ее состояния. Большинство бумаг писательницы (в том числе и вся ее обширная переписка) с 1974 года хранятся в Специальных коллекциях Библиотеки Университета Мэриленда в Колледж-Парке, США.

В архивах вероятно сохранился неопубликованный черновик биографии Джейн Харрисон за авторством Миррлиз. Другая биографическая книга, первый том чрезвычайно подробнейшего жизнеописания сэра Роберта Брюса Коттона, британского антиквара 17 века, была опубликована в 1962 году (второй том, к сожалению, так и не был закончен и выпущен). Также она продолжала писать стихи, и две тоненьких книжечки ее поэзии, теперь весьма редких и с трудом находимых, были изданы частным образом в шестидесятых годах.

Главной же книгой Хоуп Миррлиз остался «Луд-Туманный» («Lud-in-the-Mist», 1926), не получивший какого-то признания после выхода, и ставший более известным только почти полвека спустя. Это очень своеобразный (если не сказать больше — странный), и в то же время безудержно прекрасный роман, загадочный и зыбкий, как и само действие, балансирующее на грани двух миров — человеческого, и мира фейри. Наравне с лучшими произведениями лорда Дансени, Дж.Б. Кейбелла, Джорджа Макдональда эта книга показала то, какой могла бы быть литература фэнтези, неиспорченная успехом толкиеновского «Властелина Колец».

Определенная популярность и дальнейший интерес к «Lud-in-the-Mist» в последней трети XX века были связаны с двумя моментами. В 1970 году, впервые после долгого забвения, он был переиздан популяризатором ранней фэнтези, писателем и редактором Лином Картером в рамках серии «Sign of the Unicorn», ставшей культовой и взрастившей целое поколение новых авторов, впоследствии отдавших дань своим детским и подростковым чтениям. Вторым этапом как раз и стало провозглашение «Луда-Туманного» в числе знаковых (и в то же время уникальных) для жанра фэнтези произведений несколькими популярнейшими писателями конца XX века. Так, одним из своих любимых романов его называют сейчас, например, Нил Гейман и Майкл Суэнвик. Последний даже посвятил книге и ее автору эссе «The Lady Who Wrote Lud-in-the-Mist», а Нил Гейман выдал изумительное предположение, что в «Луде-Туманном» «решается главная задача жанра — примирение фантастического с обыденным». Лестные упоминания о книге исходили из уст Тима Пауэрса, Мэри Джентл, Элизабет Хэнд, Сюзанны Кларк. Также, еще в 1971 году писательница Джоанна Расс, ярая активистка «new wave», опубликовала рассказ «The Zanzibar Cat», интересный оммаж и своеобразную критику Миррлиз и ее работы (и всего жанра в целом), представляющий страну фейри «наполовину в виде нежной пародии, но еще наполовину на самом деле очень серьезным образом». И в некоторых знаковых фэнтези-произведениях последних десятилетий также не обходится без прямого или косвенного влияния «Луда-Туманного» — в качестве примера можно привести такие книги как «Звездная пыль» Нила Геймана, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк, «Маленький, большой» Джона Краули и другие.

Не так давно Хоуп Миррлиз была посвящена отдельная статья в 60-томном Словаре Национальной Биографии (2004). В последние годы ее классический роман был выпущен в серии «Fantasy Masterworks» издательства Gollancz, а цена за экземпляры первого издания колеблется сегодня у букинистов в пределах 500-1500 долларов. Роман был также переведен на несколько европейских языков, в т.ч. немецкий, испанский и русский. К сожалению оба русских издания нельзя признать по-настоящему удачными, но своего читателя на пост-советском пространстве писательница все же нашла.

Сайты и ссылки:

hopemirrlees.com (официальный сайт)
Сортировка:

Хоуп Миррлиз. Романы

-
  1924 The Counterplot  
-
  1926 Луд-Туманный / Lud-in-the-Mist  [= Город туманов]  
8.24 (194)
-
13 отз.

Хоуп Миррлиз. Поэзия

  1920 Paris: A Poem  
-
-
  1972 Mothers  
-
-
  1972 A Skull  
-
-
  1972 A Doggerel Epitaph for my Little Bitch, Sally  [= A Doggerel Epitaph for My Little Dog, Sally]  
-
-
-
-
  1976 Amor Fati  
-
-
-
  1976 Gulls  
-
-
  1976 In a Pagan Wood  
-
  1976 Jesus Wept  
-
-
-
  1976 The Land of Uz  
-
  1976 The Rendez-Vous  
-
  1976 Winter Trees  
-
-
  2011 A Friendship  
-
  2011 Carpe Diem  
-
  2011 Crossed in Love  
-
-
  2011 Love  
-
  2011 Love Lies Dying  
-
-
-
  2011 Ostia Antica  
-
-
  2011 The Moon-Flowers  
-
  2011 The Moon-Maid  
-
-
  2011 The Toad  
-
-
-

Хоуп Миррлиз. Эссе

-
  1926 Quelques aspects de l'art d'Alexis Mikhailovich Remizov  [= Some Aspects of the Art of Alexey Mikhailovich Remizov]  
-
-
-
  1928 Bedside Books  
-
  1928 Gothic Dreams  
-

Хоуп Миррлиз. Сборники

  1963 Poems [сборник стихотворений]  
-
  1965 Moods and Tensions [сборник стихотворений]  
-
  1976 Moods and Tensions [сборник стихотворений, дополненное издание]  
-
  2011 Collected Poems [сборник стихотворений и эссе]  
-

Хоуп Миррлиз. Антологии

-

Хоуп Миррлиз. Прочие произведения

-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Claviceps P.

  • Куратор библиографии — volga



  • ⇑ Наверх