Все отзывы на произведения Алексея Олейникова |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
«Левая рука Бога» |
| |||
Lartis, 10 ноября 2015 г. в 15:59 | ||||
Наверное, обложка романа Алексея Олейникова «Левая рука Бога» не совсем подходит к его содержанию, за фигурами обнимающихся молодых людей сразу и не рассмотришь апокалиптический задник. Автор с помощью автографа сообщил мне, что изображение на обложке и название романа (кстати, где-то я такое название уже видел) от него зависели «в очень малой степени». Знакомые проблемы… Я знаю истории некоторых привередливых авторов, отчаянно бившихся с издателями за обложки и названия книг, после чего их книги вообще нигде не выходили, поэтому более ничего по этому поводу писать не стану. Автор отвечает за качество содержания. Вот о нём и поговорим. Книжка написана хорошим литературным языком (что в нынешней отечественной фантастике не всегда, к сожалению, присуще) внятно транслирующим читателю происходящие в романе события и переживания героев. Есть, правда, досадные опечатки, которые почему-то пропустил корректор (если он был) и следы поспешной редактуры: фамилия одного из руководителей страны, который в рассматриваемом автором варианте отечественной истории внезапно умер в 2018 году, на разных страницах необъяснимо флуктуирует. То он – Гатин, то – Никитин, то снова – Гатин… Я всегда с уважением относился к социальной, твёрдой, научной фантастике. Роман «Левая рука Бога» удачно примеряет на себя всю тройку вышеприведённых определений и – в большей или меньшей степени – соответствует каждому из них. Автор достоверно и доступно обосновывает научную подоплёку происходящего, рассказывая о секретном проекте «Невод» и его трагических результатах – вот вам и научность. Подробно описывает не всегда приятные реалии возможного ближайшего будущего нашей страны – Нового Российского Союза, а для подобных прогнозов нынче нужна определённая смелость и широкий кругозор. Уверенно показывает историю и устройство придуманного им общества, отношения в нём и его противоречия – вот и социальность. Успешно, с необходимой долей сарказма и пиетета, даёт портрет деятельности ПОРБ (Приказа общественного развития и благоустроения) и его подразделений (Словесного надзора и Службы охраны детства). Что касается «твёрдости», то она, конечно, в этом романе относительная, как и в любом произведении, тяготеющем к гуманитарной области фантастики. Тем не менее, считать роман «Левая рука Бога» фантастикой научной, безусловно, можно, хоть в нём и действуют силы инфернальные, мистические. Замечательно, что не перевелись в России писатели, пытающиеся заглянуть в будущее не сквозь победно-розовые очки, смело работающие с темами предупреждения, погружающие читателя в антиутопические сферы. Радует, что есть авторы, понимающие всю бессмысленность бесконечного перекраивания прошлого, которое (перекраивание) никому ничего не даёт. Ещё одно несомненное достоинство писателя Алексея Олейникова – его солидный опыт работы над произведениями для подростков и о них. Автор чувствует себя на этой творческой стезе свободно во всех измерениях, как птица в воздухе, обостряя конфликты через восприятие своих юных героев до запредельного уровня и выводя читателей на новые горизонты понимания и осмысления. Чтобы несколько снизить пафос, который зазвучал у меня уже практически фанфарами, скажу, что захваченный и очарованный событиями финала романа я был вынужден вернуться на землю, споткнувшись о пропущенную редактором смешную ошибку автора, а именно: «большие ладони» одного из героев, «поросшие чёрным волосом…» на странице 369. ТщательнЕе надо всё-таки, тщательнЕе… | ||||
| ||||
«Тайна Ледяной химеры» |
| |||
Синяя выдра, 04 октября 2013 г. в 13:54 | ||||
Эта книга погрузила меня в глубочайшую задумчивость. Очень добротно сделанная вещь. Прекрасный язык, объемные герои, подробно прописанные переживания и ощущения героини, хорошо так состряпанный мир с использованием всего на свете (кинговских мотивов, ирландского эпоса, английского уюта)... Словом, в этом блюде всего столько вкусного, что оно просто не может быть плохим! Но... Главная проблема — это ощущение «сделанности». Возникает чувство, что автор решил: ага, основные читатели — это девочки, больше всего они любят читать сказочное фэнтези, чтобы там хватало подростковой любви, милых зверушек и пр. Поэтому делаем ГГ девочкой, снабжаем способностями, зверями, таинственным дедом и прочими милыми подросткам женского полу нештячками. При этом, чтобы не ронять репутации, отписываем все это богатым взрослым языком и делаем цепочку событий непредсказуемой. Казалось бы , все правильно, но, увы, игрушки не радуют. Книга не держит. Даже требует некоторых усилий для прочтения. Мне кажется, такое случается, когда автор относится к написанию книги как к работе, а не как к созданию чудесного мира. Что сам бы автор ни за какие коврижки не хотел бы туда попасть, не бежали у него мурашки по коже во время описания открытия способностей у своей героини, не начинало сердце биться быстрее, когда доходила очередь до романтических сцен... Наверное, поэтому две тринадцатилетних девочки в моем окружении отложили книгу, не дочитав и до середины. Скучно. Я, пожалуй, тоже не стану читать продолжение, но 8 баллов поставлю. За мастерство. Эту рецензию я написала, когда были прочитаны две трети книги. «Ну что может такого неудачного или наоборот сильно удачного быть в конце произведения, чтобы полностью изменить мое к нему отношение?» — думала я. Оказывается , может. Вся последняя треть искусственная, неубедительная, да попросту скучная. И вообще интрига просто смешная, ни о чем. И не мистика, и не детектив, а так — почеркушка неплохого автора. По-моему, авторской тусовке давно следует усвоить, что даже подростковое фентези требует призвания, огня в крови и на кончиках пальцев, здоровой доли эскапизма и волшебного порошка:) Ничего из перечисленного у г-на Олейникова нет. Поэтому восьмерка плавным образом превращается в 6 баллов. | ||||
| ||||
«Левая рука Бога» |
| |||
Green_Bear, 07 октября 2015 г. в 17:07 | ||||
Если на западе антиутопии появляются с завидной регулярностью в широком диапазоне — от развлекательно-приключенческих до социально-публицистических, то в отечественной фантастике долгое время царило затишье, нарушившееся лишь недавно и сразу несколькими романами. На сей раз рассмотрим книгу Олейникова «Левая рука бога». Начнем с языка, поскольку с первой же страницы бросается в глаза обилие вроде бы и незнакомых, но составленных из привычных корней слов — телострой, светоплат. Попытки избавиться от иностранных слов для России не в новинку, по меньшей мере со времен Екатерины Великой. В данном случае автор так подчеркивает искусственность устройства общества. Своеобразная ретроспективная эволюция откатила нормы языка до 19 века. При этом очевидная благоглупость поразительным образом сочетается с действительно удачными находками. Занятно, что устами персонажей автор и недоумевает о смысле лингвистической реформы, и признает, что название имеет особое значение. Хотя речь идет об обычном переформатировании сознания с помощью нового смыслового ряда. А переформатирование нужно, чтобы убедить людей в необходимости новой системы... Да, какая же антиутопия без тоталитарной системы! В данном случае сказываются политические симпатии автора. Многое заимствовано из худших черт Советского Союза — например, публичное лицемерие или жесткое подавление инакомыслие, и при этом резкий разрыв между бедными и богатыми, злоупотребление полномочиями. Драпировка из нарочитой «русскости», с акцентом на вышеупомянутую лингвистическую реформу. Интеграция в геополитическое пространство Китая на правах слабого сателлита. Но хотя Олейников целенаправленно сужает место действия до Нового Российского Союза, можно попытаться спрогнозировать, что произошло с другими государствами. Одна из ключевых подсказок — водородные двигатели, пришедшие на смену бензиновым. Это не только изменение структуры энергоносителей, но и кардинальное перекраивание экономического расклада в целом. Китайские производственные мощности при низких затратах на перевозку — новый Шелковый путь и морские суда — делают Китай мировым лидером. Европейские страны могут закрыть от него свои рынки, но не азиатские, африканские и латиноамериканские, поэтому немного странно выглядит преклонение перед западными товарами, которые явно будут проигрывать по технологиям. Что тогда нужно Китаю от России? Как и следует из романа — продукты, рынки сбыта и передовая наука. И что тогда в теории должно достаться Европе или США? Экономическое падение, скачок преступности, бунты мигрантов. При отсутствии жесткой реакции со стороны государства — ослабление центральной власти и усиление корпораций, вплоть до создания своих армий. И возникает вопрос, а хуже ли российский сценарий? При полицейском контроле и скудных гарантированных нормах соцобеспечения, но без разгула преступности и реальной угрозы голода. Не меньшее ли это зло из возможных? Но отвлечемся от социально-политического подтекста и обратим взор на художественную сторону повествования. Зажатый между Колдун-горой и морем, южный городок с колоритным названием Суджук. Галечные пляжи, осенние набережные, корабли у причалов. Воздух и солнце, рай для детворы и подростков. Но рай ли? Подростки всегда удаются Олейникову, вот и здесь получились яркие живые образы — бунтарей и тихушниц, наглецов и скромняг, романтиков и циников. Влюбленности и соперничество, непонимание и обида. Типичные подростковые беды, плещущиеся в мелкой лужице школьной жизни. Плещущиеся — но до поры. Один из сюжетных узлов находится в гимнасии, элитном и чуть загадочном. Углубленная и расширенная программа — логично. Упор на световой вертеп... допустим. И психологические тесты, цель которых не вполне понимают рядовые душеведы. Чтобы поймать второй и основной сюжетный узел, нужно взобраться в горы, миновать сложную систему охраны с несколькими полосами проверки и КПП, а потом опуститься на лифтах глубоко под землю, где бьется жаркое сердце реактора, сгущается темнота в коридорах и громоздятся темно-серые кристаллы в рабочей зоне «Невода». В отечественной фантастике не так уж часто авторы используют тематику ноосферы, еще реже из этого получается что-то путное. Однако Олейников сумел нащупать оптимум в сочетании наукообразной терминологии, грамотно построенной теории, отсылок к мифам и легендам, а также элементов мистики. Генерируя н-поля, исследователи пытаются научиться создавать и контролировать психоформы, которые могут подарить огромную власть и могущество. Или убить всех. В разворачиваемой интриге, казалось бы, почти нет изъянов. Напротив, напряжение поминутно нарастает с добавлением действующих сторон и лиц, вовлекая читателя в гущу событий. Но при анализе выплывают противоречия. К примеру, ученые считают, что дети из благополучных семей более чувствительны к психоформам. Только вот незадача — четверо из шести ключевых героев живут в неполных семьях, а дома их зачастую ждет непонимание и скандалы. Получается, что недавно лишившиеся семьи подростки еще лучше бы подошли для программы. Другое слабое место — обилие персонажей. Если в цикле «Дженни Далфин и скрытые земли» Олейников мог без ущерба для динамики протянуть сюжетные линии сквозь три-четыре книги, то здесь пришлось утрамбовывать, зачастую скомкивая развитие и кульминацию. Как антиутопия, книга должна либо убедительно предостерегать, либо четко показывать правильный путь из близящегося тупика, вознаграждая читателей за плутания во мраке. Для первого в романе слишком много заимствовано из советского прошлого, слишком многое недосказано или доведено до абсурда. Что же до рецептов, главная беда Нового Российского Союза — диктат формы над смыслом, буквы над духом. Если сон разума рождает чудовищ, то что породит сон души? Но даже принимая отсутствие настоящей идеи и веры в нее за суть тупика, то выход автор очертил крайне расплывчато, будто нарочно, чтобы подросток сам придумал ответ. Или не придумывал, а пожав плечами, потянулся к новой компьютерной игре, чтобы показать врагам — арабам, коммунистам, американцам, зомби — где раки зимуют! Итог: антиутопичные приключения ручной работы, но не вполне удачно скроенные. | ||||
| ||||
«Сон Видящей» |
| |||
Green_Bear, 06 октября 2015 г. в 17:59 | ||||
Возле озера Герледан высятся яркие цирковые шатры Собора Магусов, но сквозь веселый гомон фестиваля прорываются тревожные нотки. Уже стоит на пороге великая война. Война между Магусом и подмявшим под себя силы темников Фреймусов, война между защищающими установившийся порядок и алчущими безграничной власти. Война, которая охватит Внешние Земли, Авалон и донесется отголосками до Скрытых Земель. И в схватке сойдутся колдовские куклы, перевертыши, боевые механизмы, воины туата, команды Ловцов и служители Спящего Короля — думаю, уже все узнали в нем Артура Пендрагона? Несмотря на то что зачастую авторы длинных циклов падки на безосновательное раздувание объема и умножение томов, самоупоительные описания битв и заклинаний, Олейников сохранил высокий темп повествования и должную пропорцию между мыслями и действиями. Отдельные нити сюжетных линий уже почти слились в один широченный поток, где словно стробоскоп выхватывает поочередно прислужников Фреймуса и членов Магуса, людей и Первых, главных героев и второстепенных персонажей. Круг многовековой истории замыкается, вновь сходятся в кольце огней правда и ложь, чтобы определить будущее Внешних и Cкрытых земель, людей и магических созданий, древних духов и вечных сил. В отчаянной борьбе, из пламени страстей и ледяного расчета, должно родится единственно верное решение юной Видящий, Дженни. Решение, которое способно перекроить весь мир или бесследно стереть чьи-то судьбы. Итог: предфинальная часть, в которой уже слышен рокот надвигающейся бури. | ||||
| ||||
«Дети утренней звезды» |
| |||
Green_Bear, 10 сентября 2014 г. в 18:23 | ||||
И вновь Олейников поворачивает сюжет цикла весьма неожиданным образом, чтобы сменить точку зрения и показать прежде незаметные моменты. В новом романе уделяется пристальное внимание извечным противникам Магуса — темникам, и конкретно колдуну Фреймусу. Тот создал детский лагерь и пригласил туда пятьдесят детей из влиятельных родов темников. Формально, чтобы научить тайнам мастерства, но когда у Фреймуса не было коварных замыслов? Однако в клубок его интриг вмешивается Дженни, которой позарез нужен алкагест для Калеба. И теперь уже неизвестно, кто станет победителем и будет ли победитель вообще. На сей раз Олейников немного отошел от мифологических мотивов, вместо этого щедро рассыпав сведения об алхимии и создавав мрачноватую атмосферу ожидания и тайны. Почему мрачную? Потому что из романа становится ясно, откуда берутся истоки хладнокровной безжалостности и извращенной жестокости темников, алчно отбирающих силу у природы, упорно рвущихся в Скрытые Земли за могуществом. Она пестуется из гордости и соперничества, эгоизма и страха, превращая детей в бессердечных экспериментаторов. Также автор ведет и другие сюжетные линии, повествуя о приключениях старых цирковых знакомых, ловцов и Арвета, преданного товарища Дженни. Нашлось место и для Франчелли с Калебом, которые рискнули напасть на секретный объект Фреймуса. Книга получилась гораздо динамичнее предыдущих частей, явно намекая, что близится развязка истории. Однако осталась неизменной колоритность персонажей, легкость слога и увлекательность развития героев. Итог: отличное продолжение удачного подросткового цикла. | ||||
| ||||
«Тени Авалона» |
| |||
Green_Bear, 25 декабря 2013 г. в 17:37 | ||||
Авалон, Остров-везде-и-нигде, а если точнее, трижды по тридцать три островов. Место, затерянное в Океане Вероятностей. Место, где находится средоточие Шести Служб Магуса, где можно встретить и эльфов, и людей, где время течет, словно мед. Место чудес и волшебства, силы и власти. А где власть, там и интриги. Где сила, там и жестокость. И Дженни придется не только прорваться сквозь штормы Великого Океана, но и с боем защищать себя и друзей. Как и прежде, важным достоинством цикла являются яркие, колоритные второстепенные персонажи. Автор несколькими штрихами или метафорами создает запоминающиеся образы. Еще одна удачная сторона — красочный, насыщенный эпитетами, в меру ироничный и легкий слог, наполненный отсылками к разнообразным легендам и мифам. Тем более что Олейников продолжает закручивать интригу, все шире разворачивая полотно сюжета и добавляя все новые отсылки к мифологии и истории, причем не только древним, но и вполне современным событиям. Что касается центральной линии сюжета, посвященной Дженни, то как уже было сказано, времени на отдых у нее нет. Мало того, что ей надо разыскать членов родного цирка, рассеянных по всей Европе, а по ее следам идут охотники темников, так еще и Владыки Авалона плетут свои интриги. Слишком ценным призом стала девочка, владеющая даром Видящей, который способен переписать само Мироздание и в корне изменить реальность. А ведь еще есть Арвет, раздираемый противоречиями, но готовый следовать за ней до конца. Итог: новый виток истории с яркими героями и приключениями. | ||||
| ||||
«Где живёт колдун» |
| |||
Green_Bear, 04 сентября 2013 г. в 19:03 | ||||
Предыдущая книга лишь приподняла занавес, скрывающий от обывателей истинное положение вещей. Обозначила соотношение сил и законы мира. Раскрыла некоторые секреты. Но опустить занавес уже не получится, время нельзя повернуть вспять. Вот и вынуждена Дженни прилежно учиться, зазубривая бестиарий и знакомясь с правилами Людей Договора, чтобы суметь защитить себя и тех, кто ей дорог. Чтобы видеть скрытое, коего в мире полным полно. Чтобы вступить в схватку со злом, что однажды уже ворвалось в тихую размеренную жизнь цирка. Начинается книга вполне мирно: с пробежек по тихим улочкам Бакленда, разговоров с забавными жителями и гостями приморского городка. Увы, милые чудачества быстро перерастают в неприятные и жутковатые события. Автор щедро рассыпает на протяжении всей книги разнообразные отсылки и намеки на классические произведения, любопытные факты, мифы и легенды. Читателям встретятся и поклонники Агаты Кристи, и Гримпинская трясина, и странные существа из полузабытых легенд. Вновь появятся колоритные персонажи — циркачи «Магуса», появятся и покажут на деле, чего стоят их таланты, вступив в открытую борьбу с плетущим козни «темником» Фреймусом. Только смогут ли Ловцы, Барды, Властные и Стражи одолеть заигравшегося колдуна? Ведь Дженни еще не овладела полностью своим даром, не выучила основной закон Магуса, что за каждое просьбу у мира надо расплачиваться, не поняла, для чего ей даны невероятные способности? Каждый ответ тянет за собой новые вопросы, сюжетные линии разветвляются, дополняя картину мира. Итог: яркое продолжение приключений Джении и других членов Магуса. | ||||
| ||||
«Тайна Ледяной химеры» |
| |||
Green_Bear, 28 августа 2013 г. в 17:53 | ||||
Большинство посетителей цирка видят лишь внешнюю, веселую и счастливую сторону, огни манежа, трюки и номера. В то время как самое интересное происходит позади шатра, среди фургончиков и клеток, там, где циркачи снимают маски, становясь обычными людьми. Но обычными ли? Занавес передвижного цирка «Магус» скрывает древние тайны, мирно дремлющие в ожидании своего часа. Цирк подобен волшебному ящику с двойным дном, но стоит открыть ее и назад дороги уже не будет. Главная героиня, Дженни, понятия не имела, во что ввязывается, освобождая милого зверька. Зато это прекрасно знал автор, который смешал нашу повседневность и древние легенды самых разных народов, создавая единое, красочное полотно. Несмотря на небольшой объем книги, почти все персонажи получились яркими и интересными личностями с весьма своеобразными характерами. Другое дело, что как следует развернуться они не успевают, ведь главная роль досталась юной и упрямой внучке фокусника, Дженни Далфин. Именно ей придется знакомиться с прежде неизвестными сторонами жизни труппы, нести ответственность за свою шалость и охотиться на ледяную химеру. Сюжет довольно динамичен, события следуют одно за другим, стремительно дополняя картину мира. Мира, где первые — волшебные расы и народы — ушли в Запретные земли, оставив после себя легенды, сказки и Людей Договора, обязанных следить за его исполнением. Итог: хорошая затравка для полноценного цикла приключений, яркая и интригующая. | ||||
| ||||
«Боевой аватар» |
| |||
Green_Bear, 20 апреля 2011 г. в 18:14 | ||||
Несмотря на пугающее название книги, я все же последовал советам друзей и рискнул прочесть ее. И как ни странно был приятно удивлен. Автору удалось интересно подать идею о праве человека на убийство. Постапокалиптический мир, в котором происходит действие большей части книги, выгодно отличается от большинства сегодняшних произведений. Главное место отведено не радиоактивным пустыням и подземельям, а африканским лесам. Конечно, с динамикой мутаций можно поспорить, но это же фантастика... Итог: отличное произведение для подростков. Но для взрослых может показаться скучноватым и вялым. | ||||
| ||||
«Печать Магуса» |
| |||
Green_Bear, 30 октября 2013 г. в 18:05 | ||||
Если вторая книга была выдержана в традиционно английских, немного старомодных декорациях, то действие третьей разворачивается на севере Норвегии, где во фиордах бушует холодный прибой, в горах дремлют древние ледники, а в безлюдных местах обитают сварливые ниссе, буйного нрава фоссегриммы — духи водопадов, и прочие Первые. Именно здесь Дженни придется переступить через отчаяние и боль, чтобы найти свое место в мире и новую цель. Автор по-прежнему расширяет охват событий, растягивая паутинку сюжетных линий и добавляя новых героев. Наконец-то мы увидим Ловцов с Авалона, вновь встретимся с циркачами, жаль не со всеми; но основное внимание будет приковано к Дженни и идущей по ее следам погоне. Помимо девочки, в жестокую схватку оказывается втянут Арвет, задумчивый подросток, который мечтает стать пастором. Вот только сможет ли он сохранить свою веру, когда привычная картина мира рухнет под напором невероятных событий? Какую сторону он примет и через что ему придется пройти? Гонка началась, и на кон поставлено нечто большее, чем жизни нескольких людей, уж слишком много сил оказалось вовлечено в противостояние. И теперь даже главы Магуса не смогут предсказать, что ждет мир. Как и в предыдущих частях, автор с поразительным тщанием воссоздает морозную атмосферу севера, быт местных жителей и вдохновенно описывает чарующую красоты заповедной природы. А в подробных примечаниях иронично и доступно рассказывается о легендах и редких вещах. Итог: продолжение войны между магом Фреймусом и людьми Договора. | ||||
| ||||
«Левая рука Бога» |
| |||
MarchingCat, 18 декабря 2020 г. в 19:43 | ||||
Роман неожиданно порадовал. Автор не поскупился, и в один роман впихнул сразу две идеи, на каждой из которых можно было бы по роману сотворить. Первая идея — это возможное будущее России, если к власти придут поборники русификации всего и вся. Если идею Русской Культуры довести до фанатизма. И вторая идея — что если ноосфера действительно существуют, и, воздействуя на неё, можно воздействовать на земную реальность на физическом уровне. Пусть шедевра и не вышло, но это точно не проходной ширпотреб, а нечто вполне достойное прочтения. Лично мне — понравилось. | ||||
| ||||
«Пламя изменений» |
| |||
Green_Bear, 01 марта 2017 г. в 14:17 | ||||
Прием с амнезией ключевой героини обоюдоостр, поскольку достоинства его вытекают из недостатков и наоборот. Отбирая у Дженни память, Олейников позволяет читателям освежить события предыдущих книг, вспомнить ключевые моменты и расстановку сил, заново познакомиться с некоторыми персонажами, взглянув на них с необычной стороны. Но за это приходится расплачиваться снижением темпа: основная сюжетная линия, посвященная Видящей, ее судьбоносному решению, способному перекроить как Внешние земли, так и Скрытые, топчется на месте большую часть книги, накручивая и без того напряженную атмосферу близящейся катастрофы. Темники окончательно вышли из тени. Чудовищные теракты в Европе, буйство марокканских пиратов на волнах Средиземноморья, вспыхнувшие конфликты в старых горячих точках и безнаказанно разгуливающие по вымершим просторам перевертыши Дикой Гильдии. Не лучше ситуация на Авалоне — Лекари плетут все более изощренные интриги, а Фреймус наносит сокрушительный удар по Башне Дождя, чтобы вернуть клона Дженни. Однако в первую очередь этот роман говорит о выборе, который придется делать даже вопреки желаниям. Об ответственности, которая настигнет тебя и твоих близких, даже если попытаешься сбежать от выбора. О том, что нужно действовать и рисковать, несмотря на страх, боль и дилемму между долгом и честью. Ужас — плохой советчик. Бегство — не выход. Платить по счетам придется все равно — так выбери сам и не дай врагам хитростью выхватить победу. Итог: предфинальная книга, где судьбы людей, магических существ повисают на волоске. | ||||
| ||||
«Левая рука Бога» |
| |||
aseke, 03 ноября 2015 г. в 14:07 | ||||
Очень интересный мир. Детей готовят к какой-то непонятной им миссии, причем весьма жестокими методами. У детей возникает вопрос, а зачем все это? Наставники не торопятся дать ответ, естественно возникает бунт, побег и т.п. Т.е. ставится извечный вопрос о свободе воли — человек свободен тогда, когда поступает по своей воле, а не ему навязанной. | ||||
| ||||
«Чёртов угол» |
| |||
vitaly_kaplan, 06 июня 2023 г. в 13:40 | ||||
Бесы в дачном пейзаже: о «Чертовом угле» Алексея Олейникова «Чертов угол» — новый роман Алексея Олейникова, а точнее — первый роман из нового цикла. В двух словах — это подростковый хоррор, сделанный по всем законам жанра. То есть ужасное вписано в обыденность и проявляется не сразу. Обыденность же показана ярко, убедительно, атмосферно. Это обыденность дачного лета — действие происходит в июне 2020 или 2021 года (ковид уже есть, войны еще нет) на границе Московской и Калужской областей. Главные герои — подростки 13-14 лет. Варя и Ульяна приехали на дачу, Никита, Вадик и Антон — деревенские. Все начинается как вполне юмористическая история — подростковые дружбы, подростковые ссоры, подростковые интересы. Варя — юный биолог, с этого ракурса она изучает окрестности, Ульяна — втайне пишет фэнтезийный роман, мальчишки вроде попроще (но только на первый взгляд). В общем, сперва все очень мирно, человечно, эстетично. Подача идет глазами подростков, взгляд у них, как и свойственно возрасту, ироничный и критичный, жизнь яркая, вкусная и интересная. Но постепенно в этом жарком и ярком июне сгущаются странности и страшности. Оказывается, дед одного из мальчиков, Никиты, был деревенским колдуном, он скоропостижно умирает — и помимо вполне понятного горя от потери единственного близкого человека на Никиту обрушиваются и другие беды. Мистического происхождения. В игру вступают инфернальные силы, причем вляпался не только Никита, но и Ульяна. У обоих одна и та же проблема: дедово наследство. Только если у Никиты дед колдун, то у Ульяны покойный дедушка, дачу которого она унаследовала — ученый, занимавшийся экстрасенсорными темами и оставивший внучке опасные штучки. Так сказать, две дороги к одному обрыву. Дальше — больше, инфернальные силы (которые при жизни колдуна Горгыча не рыпались, знали свое место под лавкой) осмелели и вылезли оттуда, куда их загоняла дедова магия. Вадика они вообще похитили, пропал мальчик, и поиски бесполезны, потому что похищенный пребывает уже не в обычном пространственно-временном континууме. Происходит даже побоище, где бесы-«острые» разгромили районный отдел полиции (есть трупы). А Никита, Варя и Ульяна вынуждены резко взрослеть и принимать на себя ответственность за творящиеся ужасы — потому что на них возложена (пока непонятно кем) некая миссия, им предстоит справиться с разбушевавшимся Злом. Аллюзии с кинговским «Оно» здесь неизбежны, но это вовсе не минус романа. Вообще «Чертов угол» насыщен интертекстуальностью, отсылки встречаются сплошь и рядом. То к Гоголю, то к Кингу, то к Стругацким. Читатели-подростки могут этого не заметить, а взрослые заметят и оценят. И еще — ирония. Казалось бы, соединить иронию и хоррор — это как скрестить ужа с ежом, дело невозможное. Оказывается, вполне возможное. Ироническая интонация пронизывает текст, и не только вначале, где все пока мирно и солнечно, но и в самых драматических моментах. Может, потому, что ирония — это естественная психологическая защита при столкновении с ужасным? Может, Никиту она лишь и спасает от «съезда крыши»? Финал «Чертового угла» — осторожно-оптимистический. Зло с Большой Буквы вовсе еще не повержено, хотя и получило основательный щелчок по носу. Интересно, сколько книг потребуется для его полного искоренения? Уже хочется прочитать. Виталий Каплан | ||||
| ||||
«Левая рука Бога» |
| |||
george1109, 03 ноября 2015 г. в 12:47 | ||||
Химерный мир больше всего напоминающий по своей химерности сорокинский «День опричника»; стандартная социальная проблематика, переложенная на антиутопию «ближнего прицела; приличная картина обучения в школе и хорошие (хоть и опять же, довольно стандартные) подростковые характеры; редкостного дуболомного описания производственная НФ с бо-о-ольшой претензией на наукообразность. Плюс «убитый» (особенно стилистически) финал. А из такого конструктора, цитируя самого Олейникова, «как не собирай благолепную матрешку, все страхолюдный автомат получается». В общем, кроме претенциозного названия по прочтению выделить нечего. Разве что, отличную издательскую аннотацию, на которую я и купился:( | ||||
| ||||
«Тайна Ледяной химеры» |
| |||
krossman, 12 августа 2015 г. в 12:03 | ||||
Редкая тягомотина. Полно затянутых описаний. Динамизма явно не хватает. Автор прыгает с одного персонажа на другого. Если бы книга была рассчитана на молодежную аудиторию, то оценка была бы выше, а подростку пробраться сквозь джунгли цирковых и магических терминов, витиеватых описаний крайне сложно. Читается тяжело и не удивлюсь, если юный читатель выкинет ее через полчаса. Книга не для подростковой аудитории. | ||||
| ||||
«Приключения рыцаря Эльтарта» |
| |||
Nikki Rikki, 17 апреля 2013 г. в 21:46 | ||||
Весьма недурственно. Хорошая история (я ее правда и до выхода книги читал), очень атмосферные картинки. Жаль, на ФантЛабе развороты приложить нельзя, потому что тут они, конечно, играют немаловажную роль. Обаятельные персонажи. Впрочем, как и во всей новой волне литературы для детей. За ней очень интересно следить. И Олейников здесь, кстати, весьма значимый представитель (не только автор, но и редактор журнала о детской литературе). Росмэн с оформлением, конечно, растарался. Вся серия (если не ошибаюсь, там еще пара книжек есть) выглядит очень приятно. В общем, по всем пунктам книжка стоящая. | ||||
| ||||
«Боевой аватар» |
| |||
Haunter, 23 февраля 2013 г. в 23:23 | ||||
На редкость неплохая книга. Правда, начало мне куда больше понравилось, чем середина и финал. Я думал, что всё будет завязано на девушке, а эту линию резко обрубил автор, и ушёл в постапокалиптику. Но поскольку произведение всё-таки подростковое, то неудивительно, что любовной линии места не нашлось — ни к чему. В остальном всё неплохо, бои хорошо описаны. | ||||
| ||||
«Слово для дракона» |
| |||
god54, 05 июля 2017 г. в 18:10 | ||||
Это что же получается, рассказ в защиту религии, пусть и христианской, но религии? И все это направлено на тех, кто любит фантастику, что само по себе подразумевает отказ от религии и атеизм по своей сути. Нет не приемлю ни в какой форме религиозный дурман, даже в форме этакого славянского фэнтези, к слову, очень слабенького фэнтези. | ||||
|