Стефания (Стефанида) Стефановна Караскевич-Ющенко (урождённая Караскевич) — российская писательница.
Родилась в Киеве. Внебрачная дочь акушерки, отец — дворянин. Училась в Курской Мариинской гимназии. После её окончания (1879) два года работала учительницей в частном училище в с. Ивня Обоянского уезда Курской губернии. Готовилась к поступлению на Женские врачебные (акушерские) курсы при Военно-медицинской академии. В связи с их закрытием поступила в 1882 году на историко-филологический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов в Петербурге. Окончила в 1887 году.
Первая публикация — поэма «Мученики» («Новое время», 25 декабря 1883) — посвящена первым христианам, в образах которых С. Караскевич подчёркивала нравственную чистоту, милосердие и жертвенность. Те же мотивы звучали в позднейших рассказах «Св. Ефросинья, княжна Полоцкая» (1888), «Св. Янка, княжна» (1915) и др.
В годы учёбы Стефания Караскевич познакомилась с семьёй художника Н.А. Ярошенко, которому позже позировала для картины «Всюду жизнь». Она посещала его «субботы», где сблизилась с литераторами и художниками-передвижниками. В воспоминаниях об этом времени («Семья Ярошенок», 1915) рассказала о В.М. Гаршине, Н.К. Михайловском, Г.Г. Мясоедове, А.И. Эртеле, П.С. Соловьёвой (Allegro), с которой была особенно дружна. Александр Эртель заинтересовался её стихами, отобрал некоторые из них для «Отечественных записок», но они не были опубликованы в связи с закрытием журнала. В 1885-89 гг. работала кассиршей в Товариществе передвижных художественных выставок.
В 1891 г. вышла замуж за студента-медика А.И. Ющенко (1869-1936), впоследствии известного психиатра, академика АН УССР. Вместе с мужем жила в Харькове (1891-95), Варшаве (1895-96), Виннице (1897-1900). В 1900 г. окончательно переехала в Петербург. Семья воспитывала трёх сыновей. В начале века финансовые обстоятельства позволили приобрести на Украине, под Винницей, в селе Комарове небольшое имение, куда они уезжали летом.
Началом своей литературной деятельности С. Караскевич-Ющенко считала 1888 год, когда она стала регулярно публиковать свои произведения в журналах «Родник», «Живописное обозрение», «Читальня народной школы» и др. Начав преимущественно как детская писательница, разрабатывающая исторически-биографический жанр, Караскевич-Ющенко писала для детей и впоследствии: весьма условный исторический колорит, романтически приподнятые образы и ситуации воссозданы ею в рассказе «Руа-Тара» (1910), повести «На краю степи» (1910) и др. Повести и рассказы писательницы из гимназической жизни отмечены хорошим знанием детской психологии.
На знакомом С. Караскевич-Ющенко материале (жизнь и быт курсисток, врачей, специфический мир клиник для душевнобольных) написаны повести и рассказы 1890-1900-х годов, печатавшиеся в журналах «Труд», «Всходы», «Нива», «Вестник всемирной истории» и др. Её интересует «женский вопрос», которому посвящено наиболее значительные произведения этого периода: отчасти автобиографический роман «Неготовыми дорогами» (1898), рассказ «Новобрачная» (1905).
Революцию 1905-07 гг. встретила как событие, призванное принести России «свободу и правду» и завершить дело, начатое поколениями борцов 60-80-х годов. Вместе с тем на её отношение к революции, наряду с народническим «народопоклонством» и культом жертвенности, повлияло толстовство с его неприятием насилия. Караскевич-Ющенко больше всего волновало участие в освободительном движении молодёжи, подростков, причём сознание правоты их дела входило у неё в трагическое противоречие с неприятием революционных методов, неизбежность которых она тем не менее хорошо понимала: рассказ «Обречённые» (1908), драма «У переправы» (1908).
Конец 1900-х гг. принёс Стефании Караскевич-Ющенко некоторую литературную известность. В 1907-10 гг. в Санкт-Петербурге вышел её двухтомник «Повести и рассказы». Критики оценили его в целом доброжелательно, но заметили, что рассказы написаны в «старых тонах, в стиле элементарного реализма...».
Основное место в творчестве Караскевич-Ющенко в 1906-10 гг. занял цикл рассказов и очерков «Деревенские соседи» из быта украинских крестьян.
События Первой мировой войны нашли своё отражение в рассказах «Лазарет» (1915), «Из запасных» (1916), «Близ фронта» (1917), немногочисленных стихах, опубликованных в периодике. В 1917 году вышла книга «Приключения уличного бродяжки». Два подготовленных ею сборника не увидели свет.
В июле 1914 года погиб на фронте старший сын. Потом революция, за ней другая. «Раз или два я зашла к Ющенко, — вспоминала современница, — и нашла и мужа, и жену растерянными. Они не понимали ничего, что творилось кругом». Потом перестали приходить вести с фронта от второго сына. Неизвестно, каким образом она оказалась одна, без семьи, на винницкой земле, терзаемой гражданской войной, как прошли её последние месяцы в местах, которые только по официальным данным на протяжении 1918 года семнадцать раз переходили от одних властей к другим? В середине 1918 года Стефания Караскевич-Ющенко бросилась под колёса мчавшегося поезда. Могила её неизвестна.
Фантастическое в творчестве автора
В творческом наследии Стефании Караскевич-Ющенко есть несколько фантастических произведений: утопия «Обитель блаженных» (1915), мистический рассказ «Чары Столовой горы» (1902), сказка в стихах «Колокол и пушка» (1905), сказка «Черепаха и раковинки» (1906).