fantlab ru

Вуди Аллен (Woody Allen)

Вуди Аллен
Страна: США
Родился: 1 декабря 1935 г.

Настоящее имя:

Аллен Стюарт Конигсберг (Allen Stewart Konigsberg)


Жанры:
Реализм
42%
Детектив
33%
ещё >>

Вуди Аллен (Woody Allen) — американский писатель, сценарист, кинорежиссер и актер, автор нескольких сборников малой прозы, написанных преимущественно в комическом жанре.

Родился 1 декабря 1935 в Нью-Йорке под именем Аллен Стюарт Конигсберг в еврейской семье. Отец работал официантом и гравировал ювелирные украшения, мать была бухгалтером в семейном кондитерском магазине. Вуди Аллен вырос в Нью-Йоркском Бруклине и разговаривает со свойственным акцентом. Впоследствии Нью-Йорк будет занимать особое место в творчестве режиссера. Несмотря на комичность своей персоны, в школе Аллен активно интересовался бейсболом и благодаря сильным рукам отлично в него играл. Также Аллен любил впечатлять одноклассников различными магическими и карточными фокусами. Еще в школьные годы Аллен прозвал себя Woody Allen (деревянный Аллен), а впоследствии шутил на эту тему, когда его отправляли в интернациональные летние лагеря, и там жестоко избивали дети различных рас и вероисповеданий. Впрочем, истинное происхождение псевдонима, скорее всего, идет от джазового кларнетиста и саксофониста Вуди Хермана, поклонником которого был Вуди Аллен, кстати, отлично играющий на кларнете и впоследствии сам выступающий на различных джазовых площадках.

Чтобы заработать денег, он начал писать шутки для продажи в газетные колонки. В возрасте семнадцати лет Аллен официально изменил свое имя на Хейвуд Аллен (Heywood Allen). Уже тогда он зарабатывал больше, чем его родители вместе взятые. После окончания школы Аллен поступил в Нью-Йоркский университет, где изучал курсы коммуникации и кинематографии, но из-за своей неприлежности вскоре был исключен. Тогда он решил окончательно посвятить себя юмористическому делу и устроился на работу к Герберту Шрайнеру, где стал сочинять сценарии. Так, вскоре он уже становится автором сценариев к популярным телепередачам, таким как «Шоу Эда Салливана», «Вечернее шоу», «Час Сизара» и другим. При этом доходы его существенно росли, но, что важнее, именно в тот период формируется собственный литературный стиль Вуди Аллена благодаря опытному сценаристу Дэнни Саймону. Карьера Аллена как юмориста быстро набирает темп. Выступая в жанре «юмористической импровизации», он часто появляется во многих клубах и на телевидении. Параллельно Аллен пишет сценарии и рассказы для различных изданий, выпустив впоследствии за всю карьеру четыре сборника рассказов и пьес. В 1966 году его пьеса «Не пейте эту воду», киноверсия которой вышла впоследствии, сделала его успешным драматургом на Бродвее. А последующие произведения, в некоторых из которых он сам и играл, окончательно закрепили этот успех. Один из хитов, пьеса «Сыграй это снова, Сэм», также была экранизирована. В последующие годы, несмотря на успех в кино, Аллен продолжал писать пьесы, которые ставились на различных площадках мира.

Дебютной работой в кино в 1965-ом стал фильм «Что нового, киска?», в котором перед Алленом стояла задача переработать существующий сценарий, а также была предоставлена маленькая роль. В итоге, благодаря его усердию фильм стал вполне успешной эксцентричной комедией, и Аллен решает попробовать себя в качестве режиссера и сценариста в одном скромном проекте. После очередного небольшого проекта Аллен приходит к тому, что ему больше по душе контролировать весь процесс и максимально делать фильм самому. Как результат, последующее творчество Аллена представляет собой яркий пример «авторского кино», ведь он сам пишет сценарий, сам режиссирует и сам снимается в главной роли многих своих фильмов. Аллена также называют создателем жанра «интеллектуальной комедии». Первыми попытками самостоятельных работ были фильмы «Хватай деньги и беги» , «Бананы», «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить», «Спящий», «Любовь и смерть». В 1972-м Вуди Аллен сыграл главную роль в киноверсии своего спектакля «Сыграй еще раз, Сэм». А в 1977-м выходит фильм «Энни Холл», получивший четыре премии «Оскар», в котором происходит поворот к более искушенному юмору и глубокой драме.

Следующими успешными работами становятся драмы «Интерьеры» и «Манхэттен». Вуди Аллен всегда удивлял своей плодотворностью, так и в кино его работы следуют одна за другой. В 80-х он еще больше переходит к сочетанию трагичных и комичных элементов. Так, фильм «Ханна и ее сестры» получает три премии «Оскар». В 90-х Аллен много экспериментирует с разными стилями, демонстрируя свою литературную и кинематографическую эрудицию. В этот период выходят «Мужья и жены», «Пули над Бродвеем», «Все говорят, что я люблю тебя», «Сладкий и гадкий». Начало 2000-х не слишком задалось в творчестве Вуди Аллена, но зато в 2005-ом выходит фильм «Матч-пойнт», ставший одним из самых успешных его фильмов за последние десять лет. Позже в Лондоне были снять ленты «Сенсация» и «Мечта Кассандры». После, отмечая, что в США стало тяжело снимать хорошие маленькие картины, Вуди Аллен перебирается в Испанию, где снимает «Вики Кристина Барселона», следующей же успешной работой стала «Полночь в Париже». Стоит отметить, что Аллен обычно не включает свои фильмы в конкурсные программы кинофестивалей. Он также не посещает и церемонии награждения премией «Оскар».

Писать юмористические пьесы и рассказы Аллен начал еще подростком. В одном интервью он признался: «Я всегда говорю, что я стал писать раньше, чем научился читать». В семнадцать он уже сотрудничает с популярными журналами «Нью-Йоркер», «Плейбой», «Эвергрин», сочиняет скетчи, выступает как актер-комик в ночных клубах, пишет пьесы для бродвейских театров.

Вуди Аллен по настоящее время продолжает публиковать свои рассказы в лучшем литературном журнале Америки «Нью-Йоркер».

Короткая проза Вуди Аллена включает в себя пародийные монологи, эссе, очерки, рассказы и притчи, опубликованные за полвека творчества в пяти сборниках малой прозы: «Сводя счеты» (Getting Even, 1971), «Без перьев» (Without Feathers, 1975), «Побочные эффекты» (Side Effects, 1980), «Чистая анархия» (Mere Anarchy, 2007), «Нулевая гравитация» (Zero Gravity, 2022).

Вуди Аллен не ограничивается комическим жанром в своих литературных произведениях, он использует не только вымышленных персонажей, но и разные речевые жанры, прежде всего в русле информативного и научно-популярного дискурса: воспоминания, мемуары, исторические и биографические очерки, ученые беседы и всякого рода руководства, гуманитарный комментарий и социологическое исследование… Мишенью его смеха становится маленький человек, который испытывает интерес к миру великих людей и великих идей. За редкими исключениями Вуди Аллен далек от социальной сатиры, в своей юмористической прозе он лишь слегка касается политических проблем, таких, как нацизм, мафия или революция, прежде всего его волнуют вечные темы — смерть, секс, боги. Герои-маски Вуди Аллена признают абсурд главным атрибутом бытия, и это порождает их острый конфликт с Богом или с богами, в которых они не верят. Использование комических масок позволяет Вуди Аллену в смеховой форме поставить многие серьезные вопросы о смысле жизни, о границах познания, о существовании зла и несправедливости в мире, и главное — об ответственности человека за то, что совершается вокруг него.

Фантастика в творчестве автора. Вуди Аллен в некоторых своих рассказах и пьесах использовал фантастические элементы. Так, достаточно часто героями его произведений становились Бог и Смерть. Есть у автора и рассказ про Графа Дракулу. Также к профильным произведениям автора можно отнести эссе автора «Волшебные истории и небывалые существа (животные и люди в мифах и преданиях)».

Один из самых известных рассказов, «Образ Сиднея Кугельмаса в романе «Госпожа Бовари»"», повествует о профессоре-филологе, который изменяет жене с героиней романа Флобера при помощи волшебного шкафа. Рассказ отмечен престижной литературной премией «О. Генри».

Сортировка:

Вуди Аллен. Циклы произведений

6.18 (11)
-
6.00 (4)
-
6.00 (4)
-
6.00 (4)
-
6.00 (4)
-
6.00 (4)
-
-
7.88 (16)
-
7.57 (14)
-

Вуди Аллен. Участие в межавторских проектах

  Дракула. Свободные продолжения / Dracula // межавторский цикл  
7.58 (58)
-
6.29 (7)
-

Вуди Аллен. Повести

8.00 (1)
-

Вуди Аллен. Рассказы

7.40 (5)
-
6.57 (7)
-
6.60 (5)
-
  1967 Весенний бюллетень / Spring Bulletin  [= ...Век учись]  
6.33 (6)
-
1 отз.
6.67 (6)
-
  1969 Квитанции Меттерлинга / The Metterling List  [= Списки Меттерлинга]  
6.33 (6)
-
7.00 (7)
-
6.38 (8)
-
6.57 (7)
-
7.50 (6)
-
6.80 (5)
-
  1971 Вспоминаю двадцатые / A Twenties Memory  [= How I Became a Comedian; Помню, в двадцатых...]  
7.00 (6)
-
6.29 (7)
-
7.25 (8)
-
6.00 (5)
-
  1971 Шеф / Mr. Big  [= Босс]  
7.88 (16)
-
  1972 Популярная парапсихология / Examining Psychic Phenomena  [= Исследование психических феноменов]  
6.46 (13)
-
  1972 Спутник меломана (пять малоизвестных балетов) / A Guide to Some of the Lesser Ballets  [= Несколько сюжетов балетных миниатюр; Одноактные балеты]  
6.00 (11)
-
  1974 Шлюха духа / The Whore of Mensa  [= Блудница из читалки; Торговцы интеллектом; Шлюха из Менсы]  
7.57 (14)
-
  1975 Slang Origins  
-
6.50 (10)
-
  1975 Если бы импрессионисты были дантистами / If the Impressionists Had Been Dentists [фантазия, исследующая эволюцию характера]  
5.60 (5)
-
  1975 Ещё не каддиш по Вайнштейну / No Kaddish for Weinstein  [= Каддиш о недостойном Вайнштейне]  
6.09 (11)
-
  1975 Золотые времена (мемуары из первых рук) / Fine Times: An Oral Memoir  [= Влюбленная в жизнь; Золотые времена; Влюбленная в жизнь. Мемуары известной артистки]  
4.83 (6)
-
7.06 (16)
-
1 отз.
  1976 Записки старого вора / Confessions of a Burglar  [= Моя тюремная камера]  
6.56 (9)
-
  1976 Обделенные судьбой / By Destiny Denied  [= By Destiny Denied (Notes for an Eight-Hundred-Page Novel-The Big Hook They're All Waiting For)]  
4.50 (2)
-
  1977 Образ Сиднея Кугельмаса в романе «Госпожа Бовари» / The Kugelmass Episode  [= Случай с Кугельмасом; Страничка Кугельмаса]  
7.94 (17)
-
6.50 (12)
-
6.89 (9)
-
6.36 (11)
-
6.80 (10)
-
  1980 Диета / The Diet  
6.33 (12)
-
7.15 (13)
-
1 отз.
  1980 Кара / Retribution  
7.18 (11)
-
6.44 (9)
-
7.18 (11)
-
5.00 (2)
-
6.78 (9)
-
  1980 Пустейший человек / The Shallowest Man  [= Чёрствое сердце]  
7.00 (8)
-
-
-
-
7.00 (4)
-
-
-
  2006 Pinchuck's Law  
-
-
-
-
-
-
  2007 Nanny Dearest  
-
-
  2007 Strung Out  
-
  2007 Tandoori Ransom  
-
-
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
8.00 (1)
-
10.00 (1)
-
1.00 (1)
-
9.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
9.00 (1)
-
10.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
4.00 (1)
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
10.00 (1)
-

Вуди Аллен. Микрорассказы

  1972 Вещие сны / Precognition  [= Вещий сон]  
6.60 (5)
-
  1972 Встречи с привидениями / Apparitions  [= Явление призрака]  
6.60 (5)
-
  1972 Дмитрий / Dmitri  
6.25 (4)
-
6.00 (5)
-
  1972 Заклятье / The Spell  [= Чары]  
6.25 (4)
-
  1972 Олениана / A Day in the Life of a Doe  [= Олененок]  
6.20 (5)
-
  1972 Отделение души от тела / Spirit Departure  [= Дух, покидающий тело]  
6.60 (5)
-
6.60 (5)
-
  1972 Спиритизм / Trances  [= Транс]  
6.60 (5)
-
  1972 Твари / The Predators  [= Паразиты]  
6.25 (4)
-
  1972 Телепатия и ясновидение / Clairvoyance  [= Ясновидение]  
6.60 (5)
-
6.00 (4)
-
  1975 Драма на охоте / The Macabre Accident  [= Ужасный случай]  
6.00 (4)
-
  1975 Королевский фуфлон / The Great Roe  [= Клыкодав]  
5.25 (4)
-
6.00 (4)
-
6.00 (4)
-
6.00 (4)
-

Вуди Аллен. Документальные произведения

  2020 Apropos of Nothing [мемуары]  
-

Вуди Аллен. Пьесы

-
  1968 Смерть открывает карты / Death Knocks  [= Смерть стучится в дверь]  
7.50 (6)
-
-
  1975 Бог / God  [= Раб]  
6.79 (14)
-
  1975 Смерть / Death  
7.60 (5)
-
  1982 Парящая лампочка / The Floating Light Bulb  [= Свет плавучего маяка]  
-
7.43 (7)
-
  2003 Риверсайд Драйв / Riverside Drive  [= Риверсайд-драйв]  
6.75 (8)
-
7.14 (7)
-
  2012 Мотель для новобрачных / Honeymoon Motel  [= Мотель «Медовый месяц»]  
8.00 (2)
-
-

Вуди Аллен. Киносценарии

  1982 A Midsummer Night's Sex Comedy  [= Секс-комедия в летнюю ночь; Комедия секса в летнюю ночь]  
-
-

Вуди Аллен. Эссе

5.40 (5)
-
  1973 О любви / On Love  
5.50 (4)
-
5.40 (5)
-
5.50 (4)
-
-
  1973 Ранние эссе / The Early Essays [пять микроэссе]  
5.00 (5)
-
  1974 Рассуждая о женщинах Ловберга / Lovborg's Women Considered  [= Размышляя о женщинах Йобсена; Женские образы в творчестве Лавборга; Размышляя о женщинах Ловберга]  
6.38 (13)
-
  1975 Волшебные истории и небывалые существа (животные и люди в мифах и преданиях) / Fabulous Tales and Mythical Beasts  [= Перекличка времен; Мифические животные в мировой литературе; Перекличка времен. Мифические животные в мировой культуре]  
6.25 (12)
-
5.42 (12)
-
5.67 (6)
-
  1975 Мудод / The Nurk  [= Черноголовый пострел]  
5.25 (4)
-
  1975 Рукокрылый очкорыл / The Flying Snoll  [= Летающий сциник]  
5.25 (4)
-
5.25 (4)
-
  1975 Спутник инакомыслящего / A Brief Yet Helpful Guide to Civil Disobedience  [= Спутник инакомыслящего (сборник полезных советов)]  
6.38 (13)
-
  1975 Фернейская выдра / The Weal  [= Зеброкрыс]  
5.00 (4)
-
6.91 (11)
-

Вуди Аллен. Сборники

6.83 (6)
-
7.33 (12)
-
2 отз.
7.20 (5)
-
-
  1993 Интервью / Woody om Allen - Med egna ord. Samtal med Stig Björkman [сборник интервью] // Соавтор: Стиг Бьйоркман  
8.00 (4)
-
  2003 Риверсайд Драйв / Three One-Act Plays [сборник пьес]  
-
  2006 Woody Allen: Interviews [сборник интервью]  
-
  2007 Mere Anarchy  
-
7.33 (3)
-
1 отз.

Вуди Аллен. Интервью

  1969 Разговор с Вуди Алленом / Conversation with Woody Allen // Соавтор: Альфред Бестер  
8.67 (6)
-
2 отз.

Вуди Аллен. Антологии

  2012 Relatively Speaking [пьесы] // Соавторы: Итан Коэн, Элейн Мэй  
-

Вуди Аллен. Прочие произведения

5.20 (5)
-
-

Вуди Аллен. Неопубликованное

  1960 From A to Z (пьеса, не опубликована)  
 
  1983 Zelig (киносценарий, не опубликован)  
 
  2004 A Second Hand Memory (пьеса, не опубликована)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию не вошли многочисленные интервью автора, его многочисленные ранние газетные заметки, юмористические выступления. Если у вас есть информация по опубликованным произведениям Аллена, не включенным в эту библиографию, отправляйте заявки или свяжитесь с куратором библиографии.

  • Фильмография и неопубликованные сценарии автора в библиографии представлена избранно.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — abl007, vbltyt, sham

  • Куратор библиографии — sham


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх