fantlab ru

Все отзывы на произведения Энки Билала (Enki Bilal)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Энки Билал «Никополь»

stenny, 7 января 2020 г. 19:02

картинки — могут быть и лучше.

А вот сценарий — сюжетные повороты есть, довольно неожиданные, напоминает фильмы Вендерса. Ну или кто снял «Вне закона» с набором музыкантов и Пианистом Броуди? Неужто тот же Джармуш?

Заключительный эмоционально-логический момент — кто сын Никополя-Гора. и его в финале показали.

Аккорд №2 — возвращение Гора с компанией египетских богов — тоже ударная концовка.

Возможно не совсем удачная раскадровка в начале истории Женщина-Ловушка.

Чего это у нее глюки начались?

Джона взорвали, а затем прострелили, это понятно

А она после сообщения о смети съела таблетки и ее глюкануло, что она убила Джеффа?

Тогда все сходится.

Единственный непонятный ля меня вопрос — почему Никополь-отец странно говорил?

Альцгеймер или нейроны перепутались из-за мозгового давления от присутствия Гора?

Вариант 2 — из-за привыкания к древнеегипетскому, на котором внутри черепушки говорит/думает Гор.

Экватор-сити — и преступный синдикат гениев — это здорово. И животные там не «фурри», а вообще говорящие-живые.

Оригинальная фишка 3 части — повсеместное использование стандартизированных шкал — вместо поэтических образов. Глаза как небо, глаза соответствуют оттенку синева номер 5 по шкале такой-то.

Очень много мелких деталей, которые делают мир реалистичным.

Например, листок такой-то (Правда) перестал выходить, потому что его выпускающие были съедены яйцами Менкара.

Джилл пользуется скрипто..графом? Какой-т штукой.

Коблан в реанимации носил тот же макияж, что и во время правления.

Снимок трупа Коблана сделан с видеокадра, обратите внимание на руку. В ней был пистолет, но его затерли.

Медосмотр на входе в Экватор-сити.

подмена Нико-отца Нико-сыном, сам эпизод встречи Отцом гроба с матерью своего «нормального» сына — все очень хитро переплетено и восстанавливает картину в целом.

Мне нравится такой стиль «сбора сведений» или «сбор пазлов», все взаимосвязано и вместе с тем случайно.

Минимум «мистики», в смысле романтической готики и всяких красавцев-бисененов с проклятиями на челе, пафоса и чернухи

Прием, когда автор просто называет какие-то вещи как бы между прочим, как само собой разумеющееся хорошо реализован — летающие «ангелы», быстро размножающиеся, разновидности рас, традиции — макияж, подражание дуче.

На уровне, как и в «Дракон не спит никогда».

Или изящная ремарка в начале «Приход ночи». Мы не будем громоздить неологизмы, которые никто не сможет даже прочесть, не говоря уже о том, чтобы выговорить... Когда мы упоминаем «стол» — это значит что герой увидел предмет, служащий примерным аналогом знакомого нам стола.

Правда 2 враждебных тоталитаристских системы — Чехо...россия короче и фашиствующий Париж — как бы одиозная тема времен «холодной войны».

Здесь возникает по истечении достаточного кол-ва лет закономерный вопрос.

Не изменили свою позицию некоторые авторы?

Как Кондратьев в свое время, к примеру, автор «Сашки»?

Интересно, понимали ли создатели и зрители «13 района», что противопоставляя персонажей «официальным Елисейским полям» они сдуру сделали рекламу наркоторговцам, трафику оружия из Афганистана и Ливана, проституции, торговле органами и товаром, а также «опоэтизировали» триаду, якудза, торговлю героином, оружием, арийскому братству и проч. явлениям, которые в здравом уме зрители не одобряют.

Но тут, они ж против «системы», так что «беженцы захватившие какой-то там район Парижа», куда полицейские не суются — молодцы!

Как и албанская мафия, скинхэды, арийское братство, и т.д.

Они и сейчас жаждут дать демократию угнетаемым несчастным в третьих и прочих странах мира?

Оценка: 9
– [  1  ] +

Энки Билал «Ярмарка бессмертных»

technocrator, 7 января 2020 г. 10:30

Адский брутальный трэш с инопланетянами, роботами, египетскими богами, фашистами и гипнокотом. Лица-маски дополняют атмосферу гротеска и фантасмагории.

Заметно влияние фэнтезийной фантастики Желязны, но, имхо, неудачно переосмысленной. Боги получились вроде и могущественно-читерными, но смешными и нелепо пафосными.

Собственно, соглашусь с уже озвученным мнением, что автор умеет рисовать, но имел слабое представление о принципах построении сценария. Это даже поддерживает своего рода спортивный интерес: нельзя предсказать, в какую степь завернёт сюжет на следующей странице. До какого-то момента. Конец скомкан и происходит что-то не просто абсурдное, но и непонятное: вмешивается новая неизвестная сила, а основной персонаж как-то резко слетает с катушек.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Энки Билал «Quatre?»

Sph, 1 января 2020 г. 19:43

Что ж, на этот раз Билал финал не завалил, да и вообще все 4 части комикса на одном уровне и нигде ничего не провисает. Если вы прочитали первый комикс и подумали «вау, хочу еще!», то можете быть уверены, что ваш экстаз точно также распросранится и на продолжения.

«Монстр» на голову выше «Никополя», как в плане сюжета и героев, так и в плане дизайна и графики. В нем полно интересных визуальных решений, которые вы вряд ли где еще встретите в каком-либо другом комиксе. Также очень много довольно забавных находок в плане мироустройства. Да и вообще у автора все в порядке с фантазией – здесь, например, приглашения на арт-вечеринки рассылают в виде ядерных мини-бомб. Кстати, чуть не забыл — лейтмотивом всей книги таки озалось искусство. Сеттинг, герои, их отношения – все это во власти местного антогониста, который угорел по искусству во всех формах. Фатальному искусству! Главный злодей получился очень колоритным как в плане внешности и физиологии, так и в плане интеллекта и генерации идей. Но и основные герои от него тоже не отстают – они очень приятные и человечные, за них прееживаешь как за героев хорошей книги.

Также места действия комикса не чужды русскому читателю – Россия, Сербия, Франция, Марс. На многих зданиях есть надписи на русском или сербском. Одну из героинь даже зовут Саша Крылова!

В общем, это один из лучших комиксов ВООБЩЕ за всю историю жанра. Мне не очень понятно почему решили сначала издать «Никополь», а не это. Если у вас есть возможность где-то прочитать в интернете полностью русскую версию или же владеете английским/франзуским, то ни в коем случае не проходите мимо!

Оценка: нет
– [  1  ] +

Энки Билал «Trente-deux Décembre»

Sph, 1 января 2020 г. 19:42

Вторая часть продолжает сюжет первой, но теперь подача изменилась — каждый эпизод подается от лица конкретного героя, что облегчает читателям задачу разобраться какого хрена вообще происходит.

Что ж... вторая книга ничем не уступает первой и все с таким же размахом и выдумкой продолжает удивлять. Сюжет даже кратко не вижу смысла описывать, потому что куда ведет автор читателя за нос остается лишь смутно догадываться. Даже не надейтесь на какие-либо ответы, тут этого нет. Зато мини-животные наконец-то заговорят! Как мило!

Оценка: нет
– [  2  ] +

Энки Билал «Спящий зверь»

Sph, 3 декабря 2019 г. 22:12

Ох, вот это да! Это только первая часть, а у меня уже голова кругом.

Сразу же, пока не вылетело из головы, похвалю дизайн одежды, головных уборов, обуви, причесок, КОЖИ и вообще всего, что есть в кадре. Прям можно со страниц на подиум отгружать ребят.

Также похвалю болезненный стиль графики и абсолютно обалденную идею со шлейфами от различных предметов окружения. Вообще Билал — это настоящий человек-пароход — он мало того, что придумал сюжет, мир, дизайн всего и вся, так еще и нарисовал это, так и еще РАСКРАСИЛ так, что сносит башню. А если вы пришли к чтению этой книги после «Никополя», то вас ждет еще один приятный сюрприз — уровень рисовки здесь ЕЩЕ КРУЧЕ, причем в разы. Да чего уж там — это самый красивый комикс на моей полке. У меня вообще такое ощущение, что там каждое окошко отдельная бригада корейцев прорисовывала в три смены.

Но ладно визуальная сторона, на это можно и в гугле поглазеть. А с сюжетом что? А сюжет еще забористей и комплексней, чем в «Никополе«! Причем я пока только первую часть из четырех прочитал, но уже впечатлен. Чего там только нет! Терроризм, геноцид, глобализация, секты, проблемы с памятью, религиозная тематика, различные части света, андроиды и роботы, космические шатлы, любовь и дружба, и проч., и проч. Персонажи тоже удались, причем не только главные герои, а почти все, кто вообще попадает в кадр.

В общем, не знаю как там дальше дело пойдет, но старт получился просто мощнейший. Конечно, и «Никополь» тоже мне понравился очень сильно в первой книге, а потом случились 2 и 3.

Как будет тут? Не знаю. Но могу сказать точно, что если убрать из этой книги весь текст, то даже в таком виде она будет представлять из себя шедевр хотя бы просто в визуальном плане.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Энки Билал «Никополь»

Kuznetsov_V_A, 25 июля 2019 г. 07:59

Очевидный провал сценария, который от книги к книге становится все критичнее. Но при этом визуальные идеи — весьма на высоте, причем в большей части это касается «урбанистической пейзажности» с постапокалиптичным пересмотром известных видов Лондона и Парижа. В Персонажи проработаны плохо, образы отрывочны, развитие событий и мотивация — часто нелогичны и спонтанны. «Никополь» — визуальное пиршество, но если первый том пытается взять лавры «Вендетты», то второй и третий скатываются в рефлексию и поток сознания, где сюжет начинает существовать на уровне отрывочных идей и сцен, утрачивая какую-либо самоценность.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Энки Билал «Никополь»

Lilian, 1 февраля 2019 г. 23:10

Надо сказать, что мне в свое время запомнился фильм, снятый на основе этих комиксов. Фильм странный и не без недостатков, но чем-то все же цепляющий. Атмосферой наверное.

Недосказанностей и пробелов там хватало, но, раз уж это экранизация, была у меня уверенность, что фильм постигла участь многих экранизаций — порезанный и упрощенный ради хронометража первоисточник. А уж в комиксе все понятно и подробно...

Такие были ожидания перед чтением. Совершенно не оправдавшиеся.

Как ни странно, фильм собрал лучшие идеи из всех трех книг, опустив полнейший бред. Из первой книги — пирамида с египетскими богами, мятежный Гор и проснувшийся от заморозки человек. Из второй книги — женщина с синими волосами, ее странный учитель/друг. Из третьей книги — зона аномального холода, рождение ребенка. Это все в фильме смешалось, получилось вполне интересно. А вот если рассматривать чисто по комиксам:

Карнавал бессмертных — история с очень простым, хоть и абсурдным сюжетом. Будущее, фашизм, мутанты. Боги летают на пирамиде, но им нужно обычное примитивное топливо. Они его покупают у людей... Ну, это я так, для примера, чтобы показать градус абсурда. Во всей трилогии много подобных моментов.

Женщина-ловушка — динамичнее, но хоть какой-то понятный сюжет отсутствует как класс. Недосказанностей — выше крыши. Все что-то делают, но зачем, почему? Что за неубиваемый друг, что за таблетки, печатная машинка, чего к героине все лезут (а она зачем убивает). Или это все вообще только ее галлюцинации, или же это стертая ветка реальности...

Экватор холода — снова абсурд, но уже какой-то более привычный. И снова нам словно показывают только фрагмент истории, без объяснений. Хотя финал, как ни странно, неплох на общем фоне. Когда сбитые ракетой Боги пошли оживлять Хеопса... Это даже забавно.

Елена красивая, Нико жалко. С сыном синеволосой женщины так ничего и не прояснилось, а такие сюжеты представлялись после фильма, эх... А это, оказывается, и есть финал.

Рисунок необычный, не самый приятный. Но для истории вполне подходящий. Стремление к оголению персонажей женского пола без всякой на то сюжетной необходимости -есть.

Вообще — скорее разочарование после прочтения, но опыт был интересный. Такой градус абсурда не часто встретишь.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Энки Билал, Жан-Марк Тевне «La vie est un roman»

Groucho Marx, 17 февраля 2018 г. 13:47

Билал, разумеется, синефил. Он не только сам снимает фильмы по своим сценариям, но и охотно работает с другими режиссёрами в качестве дизайнера. Особенно плодотворно сотрудничество Энки Билала с Аленом Рене — их объединяет утончённый интелленктуализм и скептицизм по отношению к общепринятой презентации реальности. И Рене и Билал стараются заглянуть за кулисы шоу, выдаваемого за «реализм».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Энки Билал «Bleu sang»

Groucho Marx, 17 февраля 2018 г. 13:33

Изысканное дополнение к трилогии «Александр Никополь». В принципе,здесь нет нового взляда на события, описанные в трилогии. Однако уже известные нам эпизоды и герои поданы в другой персективе, с иной точки зрения, и этот альбом придаёт миру Александра Никополя и Джил Биоскоп ещё большую глубину и выразительность.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Энки Билал «Никополь»

alexlazer, 3 декабря 2016 г. 08:51

А вот мне интересно, как испортят эту историю в русской версии (локализованной версии «Рыцаря-вампира» с меня хватило) ;-)

Сам графический роман читал в оригинале (+ смотрел экранизацию), но впечатлило не особенно...

Соглашусь с предыдущим оратором — Билал художник от Бога, все эти тона и полутона, игра оттенков, умопомрачительная игра цветов и нечто такое, что делает творческий почерк Мастера уникальным. Но сюжет не то, что картонный, он вообще никакой! Логических дыр столько, что это все уже похоже на злонамеренное тонкое издевательство над читателем; сюжетная ткань расползается под руками. И потом — его фирменная фишка, постоянно ставить читателя перед следствием без причины. Вот это будет так, вот это — так, и не спрашивайте почему и отчего, я так захотел. Альтернативная реальность типа...

Итог: красиво, но невнятно; покупается исключительно как альбом SF-иллюстративного материала

Оценка: 6
– [  3  ] +

Энки Билал «Холодный экватор»

Groucho Marx, 24 декабря 2015 г. 01:59

«Экваториальный холод» совместил манеру повествования «Ярмарки бессмертных» со стилем «Женшщины-ловушки»: графика ярка и экстравагантна, как во второй части «трилогии Никополя», но сюжет развивается последовательно и логично, как в первой части. Откровенно говоря, мне самому ближе и приятней рваное, дёрганое повествование повествование второй части, когда на передний план вылезали второстепенные мелочи, а суть дела проговаривалась скороговоркой, но массовый читатель любит, чтобы всё было понятно, чтобы ни сюрреализм, ни приёмы антиромана в духе Алена Роб-Грийе и Клода Симона не сбивали его с толка. И я понимаю Энки Билала, пошедшего навстречу пожеланиям читателя.

В результате «Экваториальный холод»» стал не только самой художественно совершенной, но и самой популярной частью «трилогии Николполя». Вполне заслуженно. Хотя я лично вторую часть люблю больше.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Энки Билал «Женщина-ловушка»

Groucho Marx, 24 декабря 2015 г. 01:26

Второй графический роман «трилогии Никополя» разительно отличается от первой части. Можно сказать, что он гораздо ближе к «антироманам» Энки Билала и Пьера Кристина «Лос Анжелес» и «Кровавые сердца», чем к «Ярмарке бессмертных». Последовательно разворачивающийся сюжет сменился коллажем из репортажей, радиопередач, галлюцинаций и хроники. Действие движется рывками и многие важные детали сюжета никак не поясняются. И, должен сказать, мне это нравится. Билал представил нам фрагмент какой-то огромной вселенной, в которой мы, конечно же, не можем разобраться досконально — мы и в нашей-то реальной вселенной ориентируемся весьма приблизительно — однако имеем возможность строить предположения о сути дела по огромному числу деталей и подробностей, рассыпанных Энки Билалом по страницам «Женщины-ловушки».

Хемингуэй однажды сказал: «Писатель может в своей книге пропускать всё, что угодно. Но он должен совершенно точно знать, что именно он пропускает». «Женщина-ловушка» оставляет впечатление, что Энки Билал знал совершенно точно, о чём именно он умалчивает в своём графическом романе-триллере. Это прекрасный альбом, в котором при каждом новом прочтении обнаруживаешь всё новые и новые детали сюжета, до того остававшиеся на переферии зрения.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Энки Билал «Ярмарка бессмертных»

Groucho Marx, 24 декабря 2015 г. 01:01

Это первый графический роман Энки Билала, созданный им по собственному сценарию. Билал был совершенно уверен в себе, как в художнике, но как сценарист, был новичком. Поэтому, не мудрствуя лукаво, он набрал сюжетных деталей из авторов «новой волны», которых весьма ценил: из Роджера Желязны, Филипа К. Дика, Барри Мальзберга и Джеймса Типтри Младшего. Получилось удачно — роман имел успех и у критиков и у публики, хотя для меня лично вторичность «Ярмарки бессмертных» всё же ощутима... Вероятно, и сам Билал был не совсем удолетворён этим романом, потому что вторая часть «трилогии Никополя» была сделана им совершенно в другом стиле и, мне кажется, несравненно более удачно.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Энки Билал «Никополь»

Enciso, 24 февраля 2013 г. 18:02

Конечно же, если «по чесноку», это никакая не «новелла». Сюжетная часть в подметки не годится не то, что «Часовым», но и куда более слабым произведениям. Билал здесь выступал как «сам себе сценарист» и получилось плохо. В первой части еще удалось свести концы с концами, закруглить, с грехом пополам, сюжетную линию. Вторая и третья части — начинаются с места в карьер, но так и не заканчиваются. Чистый постмодерн! Логичные сюжетные ходы автором с негодованием отбрасываются, повествование кое-как связывается какими-то надуманными ситуациями, но в конце концов бессильно расползается.

Иными словами, «Трилогию Никополя» не надо читать. Ее нужно смотреть, любоваться, т.к. Билал — художник от Бога. Его стиль неизъяснимо прекрасен, он как-то жизненен и убедителен.

Ах, если бы мятежный югослав не полез бы в бутылку и нанял мастеровитого сценариста — получилось бы произведение, нисколько не уступающее «V for Vendetta» или «Watchmen». Но увы. Шедевра подобного вышеназванным не получилось, вышел лишь набор отличных иллюстраций.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Энки Билал «Спящий зверь»

Нортон Коммандер, 17 ноября 2012 г. 22:20

Комиксы, не считая, конечно, детских, у нас — редкость. А это — хороший научно-фантастический комикс для взрослых любителей фантастики. Рад, что мне довелось его читать, или, вернее, рассматривать. Что касается содержания, то это — мир будущего, не слишком уютный, и приключения героев со сверхспособностями. Но не пугайтесь, здесь нет полубогов в клоунских костюмах.)

Оценка: 10
⇑ Наверх